Верить свидетельству других

Предлагаем вниманию читателей текст доклада библеиста игумена Арсения (Соколова) на XII международных Успенских чтениях в Киеве, прошедших 23-26 сентября 2012 г.

Многие ли из нас стали христианами в результате непосредственной физической встречи с воскресшим Христом? Многим ли Он явился Сам лично и предложил, как когда-то Фоме, вложить персты в гвоздиные раны и увериться в истинности Его воскресения? Как же мы из неверующих стали верующими, как приняли этот чудный дар христианской веры?

Митрополит Антоний Сурожский часто цитировал древний монашеский афоризм о том, что «никто никогда не стал бы монахом, если бы не увидел в глазах другого сияние вечной жизни». Это, по большому счету, справедливо не только по отношению к монахам, решительно ради Христа оставляющим семейные радости, но и в отношении всех людей, решивших оставить мир неверия, эгоизма и порока и последовать за Христом, стать верными Ему, стать причастниками Христовой жизни, явленной в жизни другого. Доверие свидетельству другого – отличительная черта христианской веры. Эта вера – личная, но укоренена в свидетельстве других.

Не мы первые верующие. До нас следовали за Христом десятки поколений других верующих, засвидетельствовавших истинность христианства не только благочестивой праведной жизнью, но и мученической смертью. Как известно, греческое слово мартюриа (μαρτυρία) означает «свидетельство». Мы идем за Христом вместе с ними, с христианами минувших поколений. Их верность Христу заповедана и нам, их вера в живого и воскресшего Христа передана нашему поколению. Подлинность нашей веры проверяется верностью Преданию, которое, собственно, и есть передача (Traditio). Смысл христианской жизни сегодня, как и во все века – «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд 3). Эта Traditio, эта передача веры происходит по-разному. Кто-то принимает ее от благочестивых родителей или верных друзей, кто-то от пастырей и миссионеров, а кто-то, как тот же митрополит Антоний, через письменное свидетельство Евангелия. Веру, родившуюся через чтение евангельского текста, неверно было бы уничижительно называть «книжной», ведь евангельское слово – это живое свидетельство тех, кто были «с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк 1:2). Во всех четырех Евангелиях содержится слово Божье, живое и действенное, способное достигнуть человеческого сердца и покорить его вере. Но книга не падает в руки человека с неба. Всегда есть другие руки, которые тебе ее передали, пусть даже порой эти руки тебе невидимы и незнакомы. «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим 10:14-15), – эти Павловы вопросы риторичны, в них уже содержится ответ: никак. Подлинная вера передается. Во всех четырех Евангелиях настойчиво повторяется одно и то же: необходимо верить свидетельству других. Собственно, для этого-то Евангелия, эти письменные свидетельства о Христе умершем и воскресшем, и составлены – чтобы мы могли «покаяться и веровать» (Мк 1:15).

Если в Евангелии от Матфея о неверии учеников говорится лишь мельком, одним словом – «…а иные усомнились» (Мф 28:17), то в других канонических Евангелиях на это неверие обращается особое внимание. В Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна звучит упрек неверию одних учеников свидетельству о встрече других учеников с воскресшим Христом.

В Евангелии от Марка первая вестница о воскресении Учителя – Мария Магдалина. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим, но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили» (Мк 16:9-11). Не поверили, согласно Марку, апостолы и двум другим вестникам. Далее в его Евангелии мы читаем: «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим. Но и им не поверили» (Мк 16:12-13). Такое неверие свидетельству других заслужило упрек со стороны Господа: «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк 16:14).

Ту же самую последовательность явлений и свидетельств мы находим у Луки: сначала явление женщинам (у Марка – только Марии), затем – двум ученикам (не из числа одиннадцати апостолов). И Марк, и Лука настойчиво тем самым проводят мысль: одиннадцать должны были поверить свидетельству других, должны были принять весть о воскресении не на основании собственного опыта, а на основании опыта других. То, что не поверили женщинам, еще можно понять: «Мало ли им чего может привидеться», – могли, наверное, подумать ученики. Женщина не могла и в суде быть свидетельницей. Удивительна новизна Евангелий в отношении женщин: им первым является Воскресший, и они, а не мужчины, должны были быть первыми, кто возвестит апостольской церкви о том, что Учитель жив. И что же? «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк 24:11). Затем Лука подробно описывает явление Христа «двум на дороге», о чем Марк говорит лишь кратко. Причем, третий евангелист называет и имя одного из них – Клеопа. Второй из них, неназванный, согласно церковной традиции – сам Лука, по правилам античных писателей всегда пишущий о себе только в третьем лице. Эти два разочарованных, деморализованных Эммаусских путника (ср. Лк 24:21), Лука и Клеопа, пережив встречу с воскресшим Господом, избавляются от печали и поспешно бегут обратно в Иерусалим, к одиннадцати, в надежде их обрадовать своей вестью. Их свидетельство о том, что произошло с ними на пути, а также свидетельство Петра, утверждавшего, что он тоже видел воскресшего Христа, вызывало в апостолах смешанные чувства: им хотелось верить, но у них было больше страха и смущения, нежели веры (ср. Лк 24:36-37). И даже Сам являющийся им Христос вынужден убеждать их в истинности Своего воскресения. Лука так повествует об этом: «Сам Иисус стал посреди них и сказал: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И взяв, ел пред ними» (Лк 24:36-43).

Но, пожалуй, настойчивей всего требование верить свидетельству других выражено в четвертом Евангелии – Евангелии от Иоанна. Мария Магдалина сообщает Петру и Иоанну о том, что «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин 20:2). Апостолы бегут и находят гробницу пустой, как и сказала им Мария. И что же читаем дальше? «Вошел и другой ученик (Иоанн, как и Лука, пишет о себе в третьем лице), прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (Ин 20:8). Евангелист поясняет: «Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин 20:9). Для общины Иоанна, видимо, очень важно, что о воскресении Иисуса его ученики должны знать из Писания. Как, кстати, и для Луки, в Евангелии которого ученики узнают своего воскресшего Учителя не только «в преломлении хлеба» (Лк 24:25), но и в Писании. Они говорят друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк 24:32). Это узнавание воскресшего Христа в Писании настолько важно, что включено в церковный Символ веры: «…и воскресшего в третий день по Писаниям»: мы не просто веруем во Христа воскресшего, но – воскресшего по Писаниям. Итак, нужно верить свидетельству Писаний, а не ждать, когда тебе явится Сам Воскресший.

Далее в Евангелии от Иоанна следует всем известный подробный рассказ об уверении Фомы. Фома, «один из двенадцати» (Ин 20:24), не верит свидетельству остальных апостолов. Слова явившегося ему Христа обращены, конечно же, не только к Фоме, но и ко всем нам, читателям Иоаннова Евангелия: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29). В этом – отличие христианской веры, которая есть, как говорится в Послании к Евреям – «уверенность в невидимом» (Евр 11:1). Нельзя не вспомнить в этой связи и слова из Первого послания Петра: «Радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого, доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая, наконец, верою вашею спасения душ» (1Петр 1:6-9).

Итак, все Евангелия требуют верить воскресению Христову на основании свидетельств других. Это отличительное свойство веры в ее христианском понимании. Не сначала увидеть, а потом уверовать, но наоборот – сначала уверовать, а потом увидеть. Такая вера, по утверждению апостола Павла, связана с надеждой: «Мы спасены в надежде, – пишет он христианам Рима, – Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим 8:24-25).

Верующих так, согласно Евангелию от Марка, будут сопровождать знамения (Мк 16:17-18). Только вера делает возможным чудо. В Евангелиях сказано не раз, что Господь не мог или не хотел совершить чудо из-за неверия людей в Его мессианское посланничество (напр., Мф 13:58. Мк 6:5 и др.). И напротив, вера в то, что Он есть Мессия (Христос), открывала возможность совершения чуда. Так же и в наши дни. Невозможно стать в евангельском смысле верующим, лишь оказавшись зрителем какого-нибудь чуда, даже столь великого, как воскресение мертвого. «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят», – говорит Авраам в притче о богаче и Лазаре (Лк 16:31). Не вера рождается от чуда, но чудо становится возможным на основании веры. Правило христианской веры гласит, что «вера – от слышания, а слышание – от слова Божия» (Рим 10:17). Только вера, основанная на слове Божием, содержащемся в Священном Писании – подлинна, православна, только такая вера свободна от суеверий. И только она способна творить чудеса.

Мы, христиане, поверившие свидетельству Писаний, но также и свидетельству приведших нас к вере людей, призваны в свою очередь сами быть свидетелями евангельской истины, свидетелями Христовыми. К этому побуждают нас слова Спасителя, содержащиеся в Деяниях Апостолов: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Эта «программа действий» – в самых первых словах книги Деяний. У каждого, кто дочитывает эту книгу до конца, остается ощущение незавершенности: книга, действительно, обрывается на полуслове. Некоторые современные исследователи усматривают в этом авторский замысел: человеческая история еще не окончена, а значит, не окончена и проповедь Евангелия. Читатель книги Деяний как бы должен почувствовать себя продолжателем апостольской миссии – быть свидетелем Христовым, проповедником Его спасительной смерти и воскресения. Из поколения в поколение верующие передают эту миссионерскую эстафету. История христианства – история свидетельства. Словом, жизнью, смертью. Сегодня мы, христиане XXI века призваны быть продолжателями апостольского дела – быть свидетелями.

Залишити відповідь