В прошлых статьях мы говорили о ветхозаветных пророках Исайе, Иеремии, Иезекииле, которые предсказывали Израилю скорую катастрофу, если он не покается в своих грехах и не обратится к Богу. Катастрофа произошла — Израильское, а затем и Иудейское царства были завоёваны, Иерусалим и его главная святыня, Храм, разрушены в 586 году до н. э., значительная часть народа уведена в плен в Вавилонию. И пророки говорили о грядущем возрождении… Но как складывалась жизнь тех, кто оставался в плену? Об этом повествует книга пророка Даниила.
Книга Даниила не очень похожа на другие пророческие книги, не случайно евреи даже не относят её к пророческим, а считают частью «писаний», особого раздела в их библейском каноне. Действительно, в ней нет того, что составляет самую главную часть остальных пророческих книг — слов Господа к Своему народу, которые передаёт пророк. Книга состоит из двух частей: первая приводит рассказы из жизни уведённых в вавилонский плен иудеев, а вторая состоит из видений Даниила, в которых раскрывается смысл исторических событий тех далёких веков… но и не только их.
Вавилонский плен вовсе не был для иудеев заключением в концлагерь — ведь вавилоняне стремились не истребить, а подчинить их. Напротив, юношей из знатных родов со всех окраин империи воспитывали в полном комфорте при вавилонском дворе, чтобы иметь в дальнейшем надёжных правителей для покорённых провинций. Простые крестьяне не смогут поднять восстания, — рассчитывали вавилоняне, — если их не возглавят знатные и образованные люди, поэтому нужно прежде всего приручить и поставить себе на службу элиту покорённых народов.
Такая же судьба была уготована четырём еврейским юношам — Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии. Но, в отличие от многих других, они не забыли о Боге своих отцов и оставались верными Ему и на чужбине. Началось это с малого: четверо мальчиков просто отказались от блюд, доставляемых с царской кухни — ведь, съев их, они неизбежно нарушили бы строгие предписания Моисеева закона о недозволенной пище. В те времена, как и в любые другие, наверняка находилось немало любителей полакомиться с царского стола, держа при этом кукиш в кармане, но эти мальчики были предельно честны. Они ели одни овощи и пили простую воду, но, к удивлению воспитателей, оказались здоровее своих сверстников, всласть отъедавшихся мясом под царские вина. Может быть, такая диета и в самом деле полезнее? Более того, по итогам экзаменов они оказались первыми учениками и получили высокие должности.
Возможно, нам соблюдение этих пищевых ограничений покажется чем-то малозначительным, но в те времена к таким вещам относились очень серьёзно. Вера, которая остаётся только теорией, стоит немногого. «Бытовая религиозность», связанная с обрядами, пищей, одеждой и прочим, — не самое главное в жизни человека, но она на свой лад может выражать его верность Богу. И очень скоро последовало более значительное испытание.
У каждого государства есть свои идолы, и относиться к ним непочтительно никому не рекомендуется. Только в древности эти идолы были более наглядными — в Вавилоне это был золотой истукан высотой в двадцать с лишним метров, перед которым надо было падать ниц. Друзья Даниила отказались это сделать, их по приказу царя бросили в раскалённую печь. Но юноши не погибли в пламени. Более того, все окружавшие их увидели, что в пламени ходят не три, а четыре фигуры и, как заметили вавилоняне, «вид четвёртого подобен сыну Божию». И сегодня в православных храмах постоянно звучат слова и образы из песни трёх отроков в печи: именно ей подражают седьмая и восьмая песни любого канона.
Кстати, этот библейский сюжет всегда был особенно любим на Руси, именно его разыгрывали во время так называемого «пещного действа», которое показал в фильме об Иоанне Грозном С. Эйзенштейн… Может быть, дело в том, что и в нашей истории время от времени случалось нечто подобное?
Итак, Даниил был высокопоставленным чиновником при царском дворе. Вавилон считался центром астрологических исследований и тому подобной мудрости — люди пытались понять знаки, которые посылало им небо. Даниил не раз оказывался единственным, кто объяснял царю их смысл — не потому, что он особенно преуспевал в этих науках, но потому, что с ним был Бог.
Однажды царю Навуходоносору приснилась во сне колоссальная статуя с головой из золота, грудью из серебра, животом из меди, голенями из железа и ступнями из глины (именно отсюда пошло наше выражение «колосс на глиняных ногах»). Даниил объяснил это так: сам Навуходоносор подобен золотой голове, после него настанет иное царство, серебряное, затем медное, железное и глиняное. С одной стороны, перед нами обычная история о смене эпох, от лучшей к худшей. Но с другой стороны — это некоторое пророчество о судьбах мировых империй. Вавилонян сменили персы, персов — греки, греков — римляне, но каждая империя, казавшаяся вечной и непобедимой, так или иначе рушилась. Возможно, через два-три тысячелетия так же будут вспоминать нынешние «незыблемые» империи с глиняными ногами…
С книгой Даниила связано и другое хорошо известное выражение — «Валтасаров пир». Валтасар был одним из правителей Вавилона (хотя, строго говоря, сам был лишь наследником престола), а правители во все времена любили пышные пиры. Но Валтасару было недостаточно кушанья, питья и веселья — ему было нужно утвердить своё величие, показать, что никто и ничто в мире не может быть важнее его развлечений. И тогда он велел подавать вино в сосудах, которые были вывезены из Иерусалимского Храма — это было уже прямое оскорбление Бога. Вскоре на стене появилась странная надпись: «Мене мене текел упарсин». Никто был не в состоянии понять смысла этих слов, и только Даниил дал им толкование:
«Мене — исчислил (по арамейски „мана“) Бог твоё царствование и положил ему конец.
Текел — взвешен (текилта) ты на весах и оказался слишком лёгким.
Перес — разделено (перисат) твоё царство и отдано мидянам и персам (парас)».
Начертание таинственных слов становится как бы скелетом, к которому Даниил добавляет «плоть» новых смыслов. Третье из этих слов даже пишется по-разному и толкуется тоже двояко: «разделено» и «персы». Пророчество как единое целое обретает значение только тогда, когда соединяются оба эти смысла. Для того и нужен пророк, чтобы сложить все элементы в единую картину.
Надо отдать должное Валтасару — он не казнил Даниила за дурную весть, а щедро наградил его. Но сам он был убит той же ночью, а Вавилон был взят войсками персов и мидян. Есть некий предел гордыни и превозношения правителей, за которым их государство ждёт окончательная гибель.
Но главное в книге Даниила — не истории из жизни царского двора, а удивительные пророчества о «конце времён». Они довольно сложны для понимания, и до сих пор часто спорят о том, что именно имеется в виду под тем или иным образом. Перед нами проходит череда диких и кровожадных зверей: лев, медведь и барс сменяли друг друга, а последним в этой череде оказался непонятный зверь с десятью рогами. Самое вероятное толкование — это великие империи, сменявшие друг друга на Ближнем Востоке: Ассирийская, Вавилонская, Персидская и, наконец, царство Александра Македонского.
Действительно, могучие правители древности (да и только ли древности?) любили изображения страшных хищников — сегодня в музеях стоят статуи и рельефы из их дворцов, изображающие огромных и небывалых зверей: например, быков с человеческими головами и орлиными крыльями. Обычный человек, оказавшись перед такой статуей, чувствовал всю свою ничтожность и никчёмность в сравнении с великой государственной машиной. Только и он знал: ни одно земное государство не вечно. Кстати, книга Даниила рассказывает, как тот же царь Навуходоносор, ослеплённый собственным величием, на время утратил человеческий разум и вёл совершенно звериный образ жизни, пока не пришёл в себя и не прославил Единого Бога.
Но в самом конце этого звериного парада произошло что-то совершенно особенное: «вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится».
Здесь Даниил явно говорит о ещё одном царе, который никого не будет устрашать, а, напротив, станет вести себя по-человечески. Само выражение «сын человеческий» встречается в этой книге несколько раз, оно относится ко всем людям вообще и к Даниилу в частности. То есть этот новый Царь ничем, по сути, не будет отличаться от простых людей, никак не будет превозноситься перед ними — и при этом Он приблизится к «Древнему днями», то есть к Богу, Который неизмеримо древнее всех империй и царств, Который Один властен изменить их судьбу. И все они будут положены под ноги этого Человека.
Когда через несколько веков простой плотник из Назарета назовёт себя Сыном Человеческим, это выражение, с одной стороны, будет самым скромным титулом, который только можно найти. Есть священники, есть книжники, а вот Он — просто человек. Но с другой стороны, люди услышат в этом наименовании намёк на пророчество из книги Даниила: Он и есть тот самый долгожданный Царь!
Поверить в это будет нелегко, и пойти за Ним отважатся немногие.
Но пока до этого ещё было далеко. Даниил записывал свои удивительные видения и размышлял о судьбах своего народа. Народ был угнетён, унижен, подавлен, и Даниил всей душой жаждал его восстановления. Но он не бранил врагов, не предавался мечтаниям о славном будущем, а молился о прощении грехов — своих и всего народа: «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и не слушали рабов Твоих, пророков. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою… И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской и явивший славу Твою, услышь, Боже наш, молитву раба Твоего и воззри светлым взором на опустошённое святилище Твоё. Воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твоё; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твоё великое милосердие. Господи, услышь! Господи, прости!»
Эти слова произнёс не кто иной, как Даниил — великий мудрец и пророк, добившийся признания у своего народа и высокого положения в Вавилонской, а затем и в Персидской империях, муж, прославленный многими чудесами и видениями. Но он, в отличие от правителей Вавилона, не гордился своей славой или даже праведностью, а смиренно уповал на милость Божию к Его униженному народу и всему человечеству. Чтобы принять Сына Человеческого, нужно прежде всего самим оставить звериный облик и стать людьми — и об этом книга Даниила напоминает многим поколениями иудеев и христиан.
Бажаючі можуть переглянути коментарі до статті про пророка Ісаю.
Всі пророки предвіщали прихід Господа Ісуса Христа.
Пророк Даниїл єдиний пророк який вказав на точний признак початку кінця світу. Пророк також вказав точну кількість років до приходу антихриста.Відлік почнеться здня вступлення признака в дію.
Зображені звірі – це не любов пророка до зоології. Через звірів передано характерну поведінку держав які зіграють ключеві історичні ролі. Це та поведінка, яка робить переломи світогляду людей.