Что говорит Библия о телесной стороне любви?

Многие люди считают, что для христиан всё, связанное с сексом, является грехом. Заблуждение ли это? Трудно ответить однозначно, потому что тут всё упирается в наше представление о сексе. В современной культуре это, безусловно, один из главных идолов, в жертву которому люди готовы приносить что угодно — и отношение христиан к такому идолу может быть лишь резко отрицательным. Так уж сложилось, что заповеди «не убий» и «не укради» современное общество охотно принимает и считает основами своего правопорядка, но вот отношение к заповеди «не прелюбодействуй», которая идет в том же списке, уже совсем другое. По сути, ее заменила заповедь «мы все имеем право на всё, что происходит по взаимному согласию между совершеннолетними гражданами».


Одна из уловок идола по имени «секс» как раз состоит в том, чтобы присвоить всё, что только связано в человеке с полом и интимной жизнью. Дескать, существуют только два варианта: поклоняться этому идолу или отвергать всякую мысль о телесной стороне любви как греховную. Но это, разумеется, ложный выбор.


А что говорит о телесном общении полов Библия? С самого начала рассказа о сотворении человека книга Бытия отмечает: «…сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (1:27). То есть деление на два пола не просто задумано Богом, но оно оказывается почти настолько же важным, как и сотворение «по образу Божию». Далее, во второй главе той же книги, мы встречаем и объяснение: «…не хорошо быть человеку одному» (2:18). То есть совместная жизнь мужчины и женщины — неотъемлемое свойство человечности, и — внимание! — его смысл отнюдь не сводится к продолжению рода, как у зверей или птиц, которых Бог тоже сотворил самцами и самками, но ничего подобного о них не сказал. Для человека принципиально важно общение с тем, кто равен ему… и в то же время отличается от него.


Можно ли считать, что с самого начала, еще в Эдемском саду, общение между полами подразумевало и телесную любовь? Мы не знаем наверняка, но уж совершенно точно нигде в Библии — ни в книге Бытия, ни в других книгах — ничего не говорится о греховности такой любви. Может быть, в Эдемском саду всё вообще было иным, чем в нашем мире, и общение полов там тоже выглядело совершенно иначе. Вообще, первые главы Бытия обращают сравнительно мало внимания на эту сторону жизни, она идет у людей как бы сама собой: например, в пище им даются определенные ограничения (Ною и его потомкам запрещено вкушать кровь), но отношения между полами практически никак не регулируются.


Правда, есть один загадочный эпизод прямо перед рассказом о Ноевом потопе: «сыны Божьи» берут себе в жены «дочерей человеческих» (Бытие 6:2), и такое их поведение является явным грехом. Мы не знаем, о ком именно тут идет речь: может быть, о князьях и правителях, которые заводили себе гаремы, не спрашивая желания самих девушек. Но могут здесь подразумеваться и языческие культы с их оргиями, в которых, как верили их участницы, они вступают в «священные браки» со своими божествами. Такое прочтение вполне согласуется с библейской традицией, ведь в ней очень часто отношения Бога и Израиля изображаются как брачный союз, а поклонение идолам приравнивается к блуду.


Соответственно, греховность блуда вовсе не в том, что люди вступают друг с другом в интимную связь, а в том, что они нарушают узы верности, которые связывают супругов или жениха и невесту. Библия никак не отрицает телесной стороны любви, но ограничивает ее рамками брачного союза. В Ветхом Завете есть удивительная книга — Песнь Песней, — которая воспевает именно такую цельную любовь, в которой верность друг другу и душевное единение сочетаются с телесной близостью любящих: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина…» — так начинается эта книга. Ее издавна толковали аллегорически, как рассказ о любви Бога и избранного народа или Церкви (что, в общем-то, одно и то же), но и при таком толковании телесная любовь оказывается возвышенной и прекрасной: ведь это с ней сравнивается мистическое общение с Богом! Если бы она была греховной, такое сравнение просто было бы кощунством.


Итак, телесная близость считалась неотъемлемой частью брака, а сам брак — союзом мужчины и женщины… или мужчины и нескольких женщин. Ветхий Завет никак не запрещает и не регламентирует многоженства, и мы видим в нем немалое количество мужчин, у которых было больше одной жены. Кроме полноправных жен, встречались еще и наложницы, то есть рабыни, делившие ложе со своим господином. Иногда их появление было связано с тем, что жена оставалась бездетной (именно по этой причине, например, Авраам взял себе в наложницы Агарь, служанку своей жены Сары), но, конечно, причины тут могли быть и другими. Сегодня такое отношение к женщине кажется нам жестоким и варварским, но на самом деле это частный случай рабства, которое вовсе не отрицается в Ветхом Завете. Там вообще нет призывов к социальной революции: существующие в обществе нормы скорее принимаются, но остается явным стремление преобразить это общество изнутри. Со временем люди приходят к пониманию того, что нормы их жизни просто не соответствуют идеалам их веры, и начинают менять свои нормы (некоторые, правда, предпочитают менять веру).


Так получилось и с рабством, и, много раньше того, с многоженством. Уже к концу ветхозаветного времени мы видим, как безо всяких запретов нормой стал союз одного мужчины и одной женщины, ведь именно такой брак наилучшим образом отражает принцип, заложенный еще в рассказе о сотворении человека. Мужчина и женщина могут быть неравноправны в некоторых общественных условиях, но по своей природе они равны, едины и дополняют друг друга. Более того, именно в Ветхом Завете мы встречаем удивительные рассказы о женщинах, сыгравших огромную роль в истории израильского народа, причем сыгравших ее именно по-женски. Вот моавитянка Руфь, которая в точности исполнила законы Израиля тогда, когда многие израильтяне сами о них забыли, а вот красавица Есфирь, ставшая персидской царицей и уговорившая царя отменить назначенное избиение евреев. Им посвящены отдельные книги, но подобных героинь мы встретим и в других повествованиях Ветхого Завета. Именно такие рассказы надежнее всяких политических деклараций заставляли мужчин взглянуть на женщину иными, чем прежде, глазами.


Но в некоторых отношениях Ветхий Завет все же резко противостоит нормам того времени. В те далекие времена во многих культурах вполне нормальными считались связанные с сексом обряды: так, «храмовые блудницы» при языческих капищах не просто зарабатывали себе на жизнь, но скорее выполняли своего рода священнодействие, как они его понимали. Ветхий Завет в самых резких выражениях осуждает такое. Не оставляет он никаких добрых слов для еще одного явления, широко распространенного сегодня — гомосексуализма. Причина вполне понятна: он противоречит замыслу Творца о единстве двух полов. Сегодня принято брать за точку отсчета желания самих людей: «А что в этом плохого, если они сами того хотят?» — но для Библии человеческая воля никогда не стоит на первом месте. Свобода выбора человека не должна приводить к нарушению ясно выраженных заповедей и к извращению естественных форм жизни.


В то же время конкретную форму супружеских отношений в браке Библия никак не пытается определять, оставляя ее целиком и полностью на усмотрение супругов. Благословенно всё, что совершается в браке ради целостности человека и единства между мужчиной и женщиной, и осуждается всё, что уводит человека в сторону от этих ценностей.


Новый Завет продолжает эту линию: достаточно вспомнить, что свое первое чудо Христос сотворил на свадьбе в Кане Галилейской. Он не просто почтил это празднество своим присутствием, но, превратив воду в вино, позволил ему продолжаться и дальше. Тем самым Он подтвердил великую ценность брака. В Евангелии от Матфея мы находим и слова о том, что брак, по сути, есть нерасторжимое единство (Ветхий Завет как раз допускал развод): «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (19:9). Лишь прелюбодеяние, т.е. односторонний выход супруга из брачного союза, может этот союз разрушить. Такая строгость удивила даже ближайших учеников: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Оказывается, брак накладывает на мужчину такие серьезные обязательства…


И тут прозвучали очень необычные слова Спасителя: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (19:11-12). Понятно, что существуют люди, физически не способные к плотской любви и потому непригодные для брака (скопцы), причем одни из них таковы от рождения, а другие подверглись хирургической операции. На них, естественно, права и обязанности брака не распространяются. Но кто эти скопцы, сделавшие себя таковыми «для Царствия»? И по сей день существует секта, которая понимает эти слова буквально: ее приверженцы физически оскопляют себя.


Но, по-видимому, эти слова надо трактовать не в большей степени буквально, чем призыв вырывать себе глаз, когда увидишь нечто соблазнительное (от Матфея 5:29). Оскопивший себя ради Царствия — это человек, добровольно отказавшийся от радостей семейной жизни, чтобы служить Богу. Обратим внимание, что Христос вовсе не принижает брака, вовсе не называет тех, кто от него не отказывается, какими-то второсортными людьми, негодными для духовной жизни: наоборот, это они «вмещают» заповедь о нерасторжимости брака. Отказ от брака подобен временному отказу от пищи, т.е. посту: в пище нет ничего дурного, она тоже дар Божий людям, но в определенной ситуации человек смиряет себя, отказывая себе в самом необходимом, чтобы подчеркнуть свою всецелую преданность Богу и зависимость от Него.


Позднее эту мысль развил апостол Павел. Он сам оставался холостым, да и какая семья выдержала бы такие странствия и опасности, через которые довелось ему пройти! Он объяснял это так: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Коринфянам 7:32-33), — и потому советовал тем, кто хочет всецело посвятить себя служению Богу, оставаться холостыми. Впрочем, для него и епископ мог быть женатым, лишь бы только это был «муж одной жены», т.е. человек, проявивший верность в браке. Последние полтора тысячелетия, правда, епископы избираются из числа монахов, как раз решивших стать «скопцами ради Царствия».


Брак и для апостола Павла есть образ отношений Бога и человека. Ему принадлежат удивительные слова, над глубиной смысла которых мы редко задумываемся: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Ефесянам 5:22-25). Да, с одной стороны, апостол Павел говорит о подчиненном положении жены (что в том обществе было совершенно естественно), но с другой — указывает на источник этой внутрисемейной иерархии. Она отражает отношения между Богом и Церковью, а главное, мужьям вовсе не дозволяется самодурствовать и пользоваться своей властью для самоуслаждения. Они призваны любить своих жен, и не только так, как жених любит невесту, но и той любовью, которую на Кресте явил Сам Христос. Прочитав такие слова, поневоле придешь к выводу, что роль мужей в семье апостол описывает куда строже, чем роль женщин: повиноваться не так уж и трудно, а вот повторить подвиг любви, явленный на Кресте…


А что же интимные отношения? Как и в Ветхом Завете, у апостола Павла они есть неотъемлемая часть супружеской жизни и только ее: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Коринфянам 7:4-5). Как мы видим, здесь предложен главный принцип христианской аскетики: время молитвы и особого духовного сосредоточения, называемое постом, требует от человека отказа от привычных радостей жизни. И вместе с тем он уточняет, что в супружеских отношениях такое должно происходить только по взаимному согласию, иначе «высокая духовность» одного из супругов может стать тяжким искушением для другого.


Как мы видим, Библия признает телесную, интимную или, если угодно, сексуальную сторону человеческой жизни как естественную и непостыдную. При этом она ставит ей определенные рамки, а еще точнее — указывает на главный принцип единства мужчины и женщины и их верности Богу и друг другу в браке, которому и должна подчиняться эта сторона нашей жизни. Сексуальная вседозволенность, равно как и отвращение от телесной стороны любви как от чего-то грязного и греховного, в равной степени чужды Библии. Как всегда, она призывает нас идти средним, «царским» путем.


Богослов.ру

У этой записи 11 комментариев

  1. Антон Капитонович

    Игорь, к вашему сожалению, Церковь и чиновники РПЦ из Чистого переулка, это разные вещи. Порой, увы, несовместимые.

  2. Антон Капитонович

    Игорь, любой человек, имеющий ум, я уж не говорю "имеющий ум Христов", не станет бахвалиться "церковными наградами", полученными за апологетику языческих и полических идей, под якобы церковным прикрытием. ("русский мир", москва третий рим и т.д.). Кауров, Анисимов, Лукьяник и др. из вашей когорты "мучеников" за "русский мир", формально принадлежа к УПЦ, по сути будучи "псами" "русского мира" патр. Кирилла, вы постоянно плюете и укорачиваете жизнь нашему предстоятелю митрополиту Владимиру. И любому вменяемому человеку понятно, что ваша работа заключается в поливании грязью нужных вам обьектов.

  3. Игорь

    У Антона Капитоновича мания величия. Видно он ощущает себя Блаженнейшим — только на таком уровне принимаются решения об отлучении кого-либо от Церкви. Но я, слава Богу, от Церкви вижу совершенно обратное отношение: пару монастырей по собственной инициативе молятся за мое здоровье, в Москве дают церковные награды.
    Саше.
    Твоя болезнненная зацикленность на теме психиатрии меня удивляет. Чем цитировать банальности психопата и оккультиста К.Г. Юнга о "проекциях врага", лучше бы ты изучил учение своей Церкви. Там все ясно расписано о супружеских отношениях и о недопустимости блуда.
    А слова Десницкого о "христианском сексе" я считаю провокацией. Слово "секс" сейчас несет совершенно негативную смысловую нагрузку. Это все равно как говорить о "христианском бандитизме", или "христианском пьянстве".
    С другой стороны, никаких таких "фундаменталистов", которые бы были против супружеских отношений в Церкви нет. Слова Десницкого не имеют отношения к реальности.

  4. Easy Zorohovich

    Ia ne psihiatr, no mne eta tema intersna. Xotia kone4no Igor vpolne zaslyjivaet vnimaniia specialista v etoi oblasti.
    Ne yspel v4era poiasnit nemnogo svoi post.
    Vo-pervix iz bezobidnogo i pravdivogo ytverjdeniia avtora:" Многие люди считают, что для христиан всё, связанное с сексом, является грехом.", Igor delaet sover6enno fantasti4eskii vivod: Якобы есть некие "фундаменталисты-мракобесы", которые запрещают вступать в супружеские отношения. "

    I dalee sledyet sama "proekciia"- samoobli4enie: "Десницкий выдумал себе врага, и начинает с ним спорить"
    Na samom to dele vse naoborot- Igor vidymal sebe vraga (pri4em vidymivaet on ix sebe postoianno) i na4inaet s nim sporit.
    Interesnaia 6tyka- psixologiia.

  5. Антон Капитонович

    Игорь, думаю, христиан ваше мнение, как человека, не имеющего отношение к Церкви Христовой, не интересует. Кроме, разве что, православных психиатров.

  6. Easy Zorohovich

    Est v psihologii o4en interesnoe iavlenie — proekciia nazivaetsia. Eto kogda 4elovek prisvaivaet "proeciryet" drygim svoi sobstvennie "problemi" (agressiy, podozritelnost, kompleksi i t.d. ). Po-moemy sledyu64ee o4en iarkii tomy primer:
    " Статья начинается с этого манипулятивного утверждения. Якобы есть некие "фундаменталисты-мракобесы", которые запрещают вступать в супружеские отношения. Десницкий выдумал себе врага, и начинает с ним спорить. Это напоминает подлейший случай на совеском телемосте с сатанистом Познером. Женщине ведущий "пришил" высказывание о том, что в СССР "секса нет". На самом деле, она сказала: "В СССР нет секса, а есть — любовь".
    И началось улюлюканье…советское ханжество..хи-хи-хи… "

  7. Игорь

    Прислала мне вчера одна многодетна мама:

    Секс без любові — то в минуле вороття
    До реву здичавілої отари,
    Що насолод шукає без пуття,
    Без ліку пасовиськ — їй мало.
    Інстинкту спрага — сильна та сліпа,
    І без любові їй байдуже,
    Чим вгамуватися — водою з джерела
    Чи брудом з придорожньої калюжі.
    Тварині все одно, куди іти:
    її веде реклама, ЗМІ та мода,
    Немає в неї іншої мети,
    Крім задоволень нижчої природи.
    Та хто миттєвих насолод шукає,
    Належить миті — з нею й помирають.
    Та понад тіло — є у нас душа,
    Що крізь віки будує міст в безсмертя,
    Лише вона повести плоть могла б
    Натхненням, волею, молитвою й усердям.

  8. Игорь

    "Многие люди считают, что для христиан всё, связанное с сексом, является грехом. "

    Статья начинается с этого манипулятивного утверждения. Якобы есть некие "фундаменталисты-мракобесы", которые запрещают вступать в супружеские отношения. Десницкий выдумал себе врага, и начинает с ним спорить. Это напоминает подлейший случай на совеском телемосте с сатанистом Познером. Женщине ведущий "пришил" высказывание о том, что в СССР "секса нет". На самом деле, она сказала: "В СССР нет секса, а есть — любовь".
    И началось улюлюканье…советское ханжество..хи-хи-хи…
    ..Она много лет судилась, но правды не нашла.
    Статейка провокативная. Все прекрасно знают, что "супружеское ложе непорочно". В пост и в беременность запрещено. Монахам запрещено. Все.

  9. Василий

    Согласен с автором на 100%. Теперь только осталось молодым людям объяснить и попытаться их убедить в правильности и мудрости в семье.

    Архим.Аввакум проблема в том, что если об этом молодым людям не объяснять то можно тогда просто ждать смерти- сидеть и ждать, ну ведь она должна прийти.

    На мою точку зрения: Неделание порождает бездействие.

    Ну да, ну да проще ведь наверное об этом не говорить, а потом плакать и в Храмах и везде об абортах и распущенности молодежи глагольствовать,
    А если мы им(НАШИМ ДЕТЯМ) не говорим то кто им скажет Америка или Россия(великая и могучая- прогнившая с средины).
    Вот и делема, а отвечать то нам придется перед БОГОМ за своих детей!!!!!!!

  10. АРХИМ АВВАКУМ

    Это такая тема, что в разговоре о ней никто до конца не может быть искренним, даже наедине с самим собой. Вот и пишут богословы скучнейшие тексты на эту тему. Написать хочется а сказать все нельзя. Общество налагает оковы, деревянные костюмы. Культура, религия, знаки, конвенции, этикет связуют нас по рукам и по ногам. На словах, во всеуслышание, все против, в глубине сердца все за!
    Анекдот. Американские сенаторы и конгрессмены собрались и обсуждают назревшую проблему игорных и публичных домов, уж сколько их в Штатах развелось, что вот, необходимо половину из них перешерстить и закрыть! Выступают один за одним подходят к трибуне. Высказываются очень яростно, категорично: закрыть, убрать, свернуть, очистить, запретить. Митингуют руками машут… Но, вот время пришло к тайному голосованию. И знаете, самое важное настроение человека, общества, его намерений обнаруживается именно здесь – в тайном. И истинный психолог всегда видит и слышит не то, что человек говорит, но то, что он глубоко в себе скрывает. Проголосовали. И до чего же обидно за нацию! На словах, публично высказались все против секса, а на тайном голосовании все проголосовали – да здравствует секс!
    И еще. Депутаты российского парламента созыва 90х, как то по теме борьбы с проституцией
    и работорговлей, собрались и нудят, зудят, рассуждают, размышляют. Мол, сколько получает проститутка за ночь на Тверской(устаревшее)? Кто то сказал, что шестьсот долларов. Один очень эмоциональный депутат, фамилии его я не называю во избежание судебных преследований, воскликнул: «Ух, ты! Целых шестьсот долларов и за одну ночь!
    Вот это даа-а-а… Да за такие деньги я сам лягу!!!»

Добавить комментарий