Иисус Навин в некоторых мидрашах

Статья из итальянского журнала “Parole di vita”, N4 (40), 1995. Автор – ординарный профессор еврейского языка Болонского университета, Италия.


В интерпретации мидрашей выделяется одна существенная тенденция – анализировать жизнь Иисуса-завоевателя по образу жизни Моисея-законодателя. Как и Моисей, он был чудесно спасен из воды: ребенком был проглочен китом, который изблевал его невредимым недалеко от берега. Он, который должен был ввести Израиль в землю обетованную, являлся рабом Моисея и был человеком очень невежественным, но его служение Моисею было таким преданным, что Бог вознаградил его, сделав преемником Моисея. Таким он представлен в Мидраш Таннаим, 227, наиболее древнем галахическом комментарии ко Второзаконию, а также в других текстах. Все эти элементы выдают стремление подчеркнуть непригодность человека как орудия завоевания, относя последнее исключительно к божественной силе.


Отправка разведчиков


Библейский текст утверждает, что Иисус послал… двух соглядатаев (Иис 2:1). Мидраш Бемидбар Рабба, отредактированный в эпоху позднего средневековья, предлагает читать еврейское хэреш как синоним хараш (ремесленник). Соглядатаи прикинулись продавцами горшков и никто их не рассекретил. Рабби Шимон бен Ицхак, напротив, предлагает прочитывать это слово в его нормальном значении – “глухой” – и интерпретирует так: “Притворились глухими (харашим) и так раскрыли их секреты”.


Переход Иордана


Как авторитет Моисея был подкреплен чудесами, сопровождавшими переход через Тростниковое море, так и авторитет завоевателя Иисуса был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход Иордана. Воды реки возвышались как высокая стена (триста тысяч локтей), так что все народы земли были свидетелями чуда. На дне реки Иисус воззвал к собранию израильтян обновить завет с Богом: если бы это не было выполнено народом, воды низверглись бы и истребили его, как это произошло с поколением Ноя. (Тосефта, Сота, 8, 1-4).


Взятие Иерихона


Так как Иерихон был завоеван в субботу, то есть в святое время, Иисус объявил святым также весь город и добычу. Согласно мидрашам, именно это было причиной того, что город и все, что в нем были объявлены заклятыми (Бемидбар Рабба, 14, 1). Но некто овладел военной добычей, и Бог обличил грех, и виновный был найден с помощью жребия по повелению Божию.


Вот как иллюстрирует этот эпизод Мидраш ТанхумаИис 7:11): “Сказал Святой – да будет Он благословен: “Иди, брось жребий, и узнаешь, кто это сделал”. Иисус пошел и бросил жребий, и выпал жребий на Ахана. “Неужто посредством жребия ты хочешь принять решение против меня? – сказал Ахан Иисусу, – попробуй бросить жребий между тобой и первосвященником Елеазаром, может быть падет на одного из вас”. Итак, Иисус воззрел на камни ефода, который носил на груди первосвященник, и было заметно, как потускнело сияние камня, принадлежащего колену Иуды (к которому принадлежал Ахан. – М. П.). Так функционировал нагрудник: если одно из коле выполняло заповедь, сияние его камня становилось более ярким; если же одно из колен совершало нарушение заповеди, камень этого колена тускнел. (…) Итак, Ахан сказал: Точно, я согрешил (Иис 7:20)”.


Стой, солнце над Гаваоном!


В мидраше Ялкут Шимони, компиляции комментариев к Пятикнижию, отредактированном в XIII веке, приказ Иисуса солнцу был трансформирован в оживленный диалог, в котором оба, солнце и Иисус диспутируют, кто из них более велик. Посредством сна Иосифа, к колену которого принадлежал Иисус, богословски объясняется преимущество полководца над великим светилом. Вот этот текст:


“Солнце возразило Иисусу: “Ты велишь мне стоять! Но разве может находящийся внизу отверзать уста перед превосходящим его и говорить ему “стой!”? Я было создано в четвертый день, и ты, который был создан в шестой, дерзаешь говорить мне “стой!”?!”. “Ты в действительности всего лишь раб, – возразил Иисус, – не помнишь, как ты поклонился моему предку Иосифу, когда он видел во сне, что солнце и луна и одиннадцать звезд простерлись пред ним (Быт 37:9)?”. Итак, остановилось солнце, и луна стояла (Иис 10:13)”.


Перевод с итальянского игумена Арсения (Соколова) специально для “Киевской Руси”

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. sanctum officium (INQUISITOR)

    Касательно вопроса Ивана: "И что из этого следует?", мне вспомнился мультфильм "Алёша Попович и Тугарин Змей", когда народ ростовский открыл двери храма и, увидев, что их дома разрушены камнем, скотившимся с горы, спросил за кадром: "А я не понял – это план у них такой?…" Статья просто смешная да и что тут скажешь.

Залишити відповідь