Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Паломничество > Крепость Антония или Ворота Ессеев? К вопросу о локализации места судебного процесса над Христом Спасителем

Паломничество

Крепость Антония или Ворота Ессеев? К вопросу о локализации места судебного процесса над Христом Спасителем


Среди паломников, посещающих Иерусалим, до сегодняшнего дня распространено мнение, что арка Ecce Homo на маршруте Via Dolorosa в Старом городе расположена в точности над тем местом, куда Пилат вывел перед толпой Спасителя в багрянице и терновом венце и произнес: «Се Человек!» (Ин. 19:5).

Гиды, путеводители, а иногда даже сами паломники и туристы обладают информацией о том, что многие «остановки» имеют только символическое значение ничего общего, не имея с исторической действительностью. Например, сегодня очевидно, что арка Ecce Homo – это фрагмент триумфальной арки императора Адриана, воздвигнутой в 135 г. по Р.Х., Лифостротон на современном маршруте Via Dolorosa – это не что иное как римская мостовая Элии Капитолины (Иерусалим II в.). Подземные гроты, обустроенные в качестве камер с плоскими возвышениями – на самом деле в прошлом были конюшнями и только в 1911 году Иерусалимская Патриархия стала считать это место одним из мест временного заключения Иисуса Христа под стражу и назвала «Заточением Христовым» и т.д.

jerusalem_prison_of_Christ

Дело в том, что ещё в XIV в. монахи ордена францисканцев для благочестивых шествий Страстной Пятницы обозначили места, которые якобы согласовывались, по их мнению, с евангельским повествованием, и именно эти «остановки» стали основными составляющими Via Dolorosa – «Скорбного Пути», который сегодня проходят почему-то и православные паломники. За отправную точку францисканцами были взяты постройки медресе Джавилийа на месте разрушенной в 70 г. крепости Антония (сегодня медресе эль-Омарийя).

Может, тот факт, что мамлюкские и османские правители использовали уцелевшие фрагменты крепости для проведения судов, и подтолкнул к мысли францисканцев о том, что именно здесь и располагалась евангельская Претория Пилата, где также происходил суд над Христом. Однако современная археология предлагает довольно серьезные аргументы в пользу того, что содержание под стражей, суд римского прокуратора, бичевание, а также вынесение смертного приговора произошли совершенно в другом месте Иерусалима.

jerusalem_praetorion

Так называемая «Претория» на Скорбном Пути.

Итак, согласно евангельскому повествованию, суд над Иисусом Христом действительно происходил в Претории (лат. pretorium) – служебной резиденции римского наместника.

Во время земной жизни Христа Спасителя в Иерусалиме было две точки, контролируемые римским военным контингентом: это действительно крепость Антония и дворец Ирода Великого с казармами для солдат.

Вряд ли было возможно, что-бы судебный процесс происходил в крепости Антония, как и вообще нахождение здесь римского прокуратора. Благодаря археологическим исследованиям основания крепости установлено, что сама цитадель, скорее всего, имела форму башни (90х40м), возвышающейся над Храмовой горой, и использовалась римлянами главным образом, помимо хранения облачения первосвященника, как наблюдательный пункт, откуда было удобно следить за действиями богомольцев. Помещения крепости были слишком тесными, чтобы служить одновременно и резиденцией правительственных чиновников, и штабом с казармами для военного контингента легионеров.

В настоящее время в научном мире нет сомнений, что именно дворец Ирода Великого являлся резиденцией римского наместника, а следовательно евангельской Преторией, в которой и был осужден Спаситель. Территорию дворца защищала мощная система укреплений с тремя высокими башнями (Гиппикус, Фазаэль и Мариамна). Сегодня паломники и туристы, посещающие Старый город Иерусалима, могут видеть массивное основание одной из башен, османская надстройка над которой получила название Migdal David – Башня Давида.

pretor-plan

По всей видимости, после грандиозного и величественного Иерусалимского Храма дворец Ирода был самым поразительным строительным сооружением Иерусалима с обширными садами и примыкающими военными казармами.

При описании его строений и крепостных укреплений Иосиф Флавий сообщает о так называемых Вратах Ессеев, через которые можно было попасть в частную зону дворца Ирода Великого. Именно эти Ворота были обнаружены во время археологической экспедиции в 1970-х гг. израильским археологом Маген Броши.

Участвуя в 2009 г. в сезонных археологических раскопках на горе Сион под руководством известного британского археолога Саймона Гибсона, мне посчастливилось из первых уст (Саймон входил в экспедицию М. Броши) услышать рассказ об обнаружении монументальных ворот с остатками большого двора, расположенного между двумя крепостными стенами. Именно они и были индифицированы как Врата Ессеев.

oleg_sknar_with_simon_gibson

На фото второй слева — Саймон Гибсон, третий слева — прот. Олег Скнарь.

По словам Саймона Гибсона, эта находка очень хорошо согласуется с описанием места суда над Спасителем в евангельском повествовании от Иоанна Богослова: «Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа» (Ин. 19:13). Действительно, в вышеупомянутом раскопе было обнаружено возвышение и платформа со ступенями, которая, по всей видимости, и обозначена в Евангелии как Лифостротон – «каменный помост».

Что касается «судилища», опять же у Иосифа Флавия есть любопытное место в «Иудейской войне», в котором он описывает суд прокуратора Кассия Флора, происходивший во дворце Ирода по случаю начала в Иерусалиме возмущений 66 года: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел». Этот фрагмент перекликается с «судейским местом», упоминаемым в Евангелии от Матфея (27:19).

Из евангельского повествования от Иоанна Богослова мы можем сделать вывод, что Претория, где происходил суд над Христом, – это отдельное сооружение, расположенное рядом со дворцом, с примыкающими камерами для заключения.

citadel_jerusalem

Современный вид зданий, описываемых в статье.

По мнению Саймона Гибсона, обнаруженные археологами в 70-е годы хорошо защищенные Ворота Ессеев, с внутренним двором, совершенно соответствуют описанию места римского трибунала как у Иосифа Флавия, так и у евангелистов. Несмотря на то, что возводились они при Ироде для частного входа через Преторию во дворец, это не исключает возможности проведения общественных мероприятий внутри ворот и в большом дворе между стенами. Это место идеально для оглашения указов и проведения открытых процессов. Контролировать собравшихся здесь было легко благодаря тому, что этот участок хорошо защищен. Суд в воротах, вероятно, тщательно охранялся римскими солдатами из казарм Претории. Народ, который допускался для наблюдения за процессом, мог эмоционально реагировать на какие-то фрагменты течения суда, но физически был бессилен. По окончании дела, вероятнее всего, людей, пришедших на процесс, выставляли за внешние ворота под внимательным присмотром тяжеловооруженных римских солдат, располагавшихся на прилегающих башнях. По всей видимости, Спасителя после судебного процесса, на котором Он был приговорен к смертной казни, отвели вновь в темничную камеру Претории, и именно оттуда Господь начал Свой путь к Голгофе.

jerusalem_old_gatesВрата ессеев.

Это означает, что предложенный в XIV веке католическими монахами-францисканцами маршрут Крестного пути с отправной точкой, находящейся в крепости Антония, ставший сегодня традиционным, является неточным по отношению к тому, который проходили благочестивые паломники в Византийский период.

Поразительно, но создается впечатление, что богомольцы в то время знали, что Претория находилась рядом с дворцом Ирода Великого, т.к. в то время действительно маршрут Крестного пути Христа был другим: из Гефсимании он пролегал вокруг города к дому Кайафы на горе Сион, затем к дворцу царя Ирода, где предполагалось расположение Претории Пилата, и, наконец, к Храму Воскресения.

По всей видимости, мы можем не без оснований предполагать, что евангельская Претория и Врата Ессеев с внутренним двором, упоминаемым в Евангелии: «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию…» (Мк. 15: 16), есть одно и то же место, в котором и произошел суд римского прокуратора над Сыном Человеческим.

Одигитрия

Дата публикации: 21.03.2013