Понтийские греки впервые с 1922 года помолились в монастыре Панагия Сумела в Трабзоне

Наш самолет снижался над Черным морем. Командир объявил, что до посадки в Трабзоне остается 20 минут. Но приземлиться удалось лишь на четверть часа позже – воздушному судну пришлось облетать сбоку грозу. Было около пяти утра, небо постепенно светлело, и на его фоне клубилась черная громада туч, которую каждую секунду озаряли изнутри молнии. Никогда в жизни мне не доводилось еще видеть столь страшного и величественного зрелища. И я подумал: именно таким должно было предстать ветхозаветному человеку явление Силы Божьей…


Мы летели из Москвы в Трабзон (исторический Трапезунд – некогда столицу Понтийского царства, а позже – Трапезундской империи), чтобы принять участие в событии, значение которого, наверное, будет до конца осознано намного позже.



Впервые за почти 90 лет в главной христианской святыне Понта – монастыре Панагия Сумела должна была состояться православная литургия. Обитель, основанная, по преданию, в конце IV века по Р.Х., после османского завоевания устояла под властью султанов, но оказалась в запустении после так называемого греко-турецкого обмена населением 1923 года.


Долгие годы потомки понтийцев приходили поклониться своей святыне поодиночке или небольшими группами, притворяясь обычными туристами, и лишь в 2007 году турецкие власти дали согласие на организованное паломничество.


Четвертый год подряд паломничества приходятся на одну и ту же дату – 15 августа. В этот день Константинопольская, Элладская и многие другие поместные Церкви, придерживающиеся нового юлианского календаря, празднуют Успение Богоматери. И в этот же день установлен праздник в честь иконы Панагия Сумела – главной святыни понтийского монастыря, сохраненной верующими в годы лихолетья и находящейся ныне в Греции.


Среди тех, кто ходатайствовал за возобновление паломничеств, важную роль сыграл Иван Игнатьевич Саввиди – крупный бизнесмен, депутат Госдумы РФ, делегат Поместного собора РПЦ 2009 года. С 2004 он возглавляет Ассоциацию греческих общественных объединений России, а полтора месяца назад был избран председателем Всемирной конфедерации понтийского эллинизма.



Из официальных сообщений известно, что тема совершения богослужения в Сумеле обсуждалась в ноябре 2009 года в Москве в ходе встречи Саввиди с председателем Великого национального собрания Турции Мехметом Али Шахином. Большой вклад в достижение договоренностей по этому вопросу внесла Русская Православная Церковь. А многие из греков, приехавших в паломничество, не сомневались, что положительное решение турецких властей было принято не без личного участия первых лиц российского государства.


В этом году на средства благотворительного фонда Ивана Саввиди в Трабзон было отправлено три чартерных рейса – из Москвы, Ростова-на-Дону и Салоник. На нашем, московском борту почти все пассажиры были этническими понтийцами. “Вы тоже грек?” – спросил меня мой сосед Пантелей Акритов. – “Нет, журналист”, – отвечал я.


Хотя Трабзон – город немаленький, 220 с лишним тысяч населения, такое скопление гостей в местном аэропорту бывает здесь нечасто. Как, впрочем, и скопление правоохранителей на всем пути от аэропорта до монастыря. Сотни военных, полицейских, жандармов были стянуты сюда к 15 августа, чтобы исключить малейшую возможность провокаций со стороны местных радикалов. А такая возможность была вполне реальной: 13 числа в Трабзоне состоялась демонстрация, участники которой требовали отменить богослужение в Панагии Сумеле, в котором они увидели “начало восстановления Византийской империи”.


Но “ромейский реванш” для нынешних властей Турции не очень актуален. Гораздо больше их волнует, как ввести свою страну в империю совсем другого рода – Евросоюз. А это невозможно без укрепления демократического и толерантного имиджа Турции. По этой причине и согласилась Анкара и на греческую литургию в Сумеле, и на армянское богослужение на острове Ахтамар (оно запланировано на сентябрь этого года).


Турецкие власти настолько пошли навстречу участникам паломничества, что даже закрыли глаза на нарушение собственных законов, по которым представителям духовенства запрещено выходить на улицу в духовном платье. В прошлом году в связи с этим случился громкий скандал, когда в трабзонском аэропорту священников из России и Грузии обязали снять рясы и кресты.


На протяжении почти всех тридцати километров, что отделяют Трабзон от Сумелы, шел сильный ливень, неожиданно (или все-таки по разработанному свыше плану?) прекратившийся, как только паломникам надо было выходить из автобусов.


Журналисты оказались в числе 500 счастливцев, попавших внутрь монастыря. Обитель, прилепившаяся к отвесной скале, выглядит большой и величественной издали, с противоположного обрыва. Но ее внутреннее пространство крайне ограничено, и большинство паломников (а кроме упомянутых трех чартеров они добирались сюда многочисленными автобусами и паромами) остались внизу. Для них были установлены большие плазменные экраны, на которые транслировалось богослужение. Каково было общее число паломников, сказать сложно: турецкое телевидение говорило о трех тысячах человек, жандармы, к которым мы обратились с вопросом, предположили, что собралось около пяти тысяч.


Понтийцы съехались на родину своих предков со всех уголков земли. Кроме Греции, России, Грузии, Украины в Сумеле была представлена даже Новая Зеландия.


В половине десятого утра в монастырь прибыл Вселенский Патриарх Варфоломей I. Как ни странно, за 1700 лет истории Панагии Сумелы епископу Нового Рима предстояло служить здесь впервые. По греческой традиции, паломники встретили Патриарха бурными аплодисментами.



В десять началась утреня, а примерно через полчаса – литургия. Поскольку монастырский храм совсем мал, временный престол был сооружен под открытым небом во дворе обители.


Патриарху сослужили два архиерея: митрополит Драмский Павел (Элладская Православная Церковь) и епископ Подольский Тихон (Русская Православная Церковь), два пресвитера – великий иерокирикс Константинопольской патриархии архимандрит Виссарион (Комзиас) и представитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Игорь Якимчук и два иеродиакона – Нифон и Феодор. Пел патриарший хор под управлением протопсалта Леонидаса Астериса.


После евангельского чтения Патриарх произнес проповедь – сначала по-гречески, а потом по-турецки. Он говорил о значении монастыря Панагия Сумела в жизни православных людей, о том, как благоволили обители великие османские султаны.


Нынешние представители турецких властей были представлены не на слишком высоком уровне – словам Патриарха внимал лишь Эртугрул Генч, мэр местного райцентра Мачка.


Зато Греция была представлена своим Чрезвычайным и Полномочным послом Фотиосом Ксидасом, который даже прочитал на литургии “Отче наш”, а Россия – пятью депутатами Госдумы, включая Ивана Саввиди и председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова, и генконсулом в Трабзоне Кириллом Федоровым.


Внимание иностранных журналистов привлекли двое кубанских казаков в парадной форме – Василий Голованёв и Олег Кобылинский. Они привезли в дар Патриарху Варфоломею икону святителя Николая.


По окончании литургии Патриарх поблагодарил всех собравшихся за молитвы и выразил надежду, что богослужения в Панагии Сумеле будут совершаться и впредь и в них сможет принять участие лично Патриарх Кирилл, который и в этот день “присутствовал здесь через своих представителей”.


Вслед за ним слово взяли иерархи Элладской и Русской Церквей. Митрополит Павел, сам родом из понтийских греков, говорил о Панагии Сумеле, а после его речи понтийцы спели народную духовную песню про хранившуюся ранее в этом монастыре чудотворную икону Богородицы.


Епископ Тихон поблагодарил Патриархов Варфоломея и Кирилла, “которые открыли возможность притекать к этому источнику и черпать из него неистощимую благодать Божию”, а также выразил признательность властям Турецкой республики за то, что они откликнулись на просьбы православных и открыли древнюю обитель для поклонения.


В беседе с журналистами после богослужения Иван Саввиди заявил: “Мы приступили к переговорам о возвращении монастырю Панагия Сумела статуса храма. Верующие  должны получить возможность приезжать на службу каждый православный праздник”.


А Вселенский Патриарх покидал стены обители, слушая песни понтийцев и соглашаясь на их просьбы сфотографироваться с ними.


А древняя обитель вновь вернулась в несвойственное ей состояние – государственного турецкого музея, вход в который стоит 8 местных лир, о чем и гласит табличка у монастырских врат. И чем было богослужение 15 августа 2010 года: первым шагом в возрождении обители или разовой акцией – покажет лишь будущее. Для верующего человека ясно: если это дело от Бога, то никто не сможет разрушить его (ср: Деян. 5, 38-39). И Бог, являвшийся в буре и вихре в Ветхом Завете, может сегодня “в гласе хлада тонка” прийти и вернуть Себе Свое достояние.


Благовест-инфо

Цей запис має один коментар

  1. диакон Андрей

    Интересный материал. Спасибо за публикацию.

Залишити відповідь до диакон Андрей Скасувати відповідь