Мое участие в церковной жизни. Глава 1. В Белграде (1920–1923)

Начинаем публикацию воспоминаний о жизни в эмиграции протоиерея Василия Зеньковского. Рукопись из архива Никиты Алексеевича Струве впервые была напечатана в журнале "Вестник РХД". Я попал в Белград в январе 1920 года и устроился в очень небольшой комнатке с профессором С.В. Троицким. С нами жил в комнате еще какой-то студент, было тесно, неуютно, но мы ценили с Троицким, что это была наша комната. Хозяйка наша, старая сербка, относилась к нам с исключительной любовью и заботой, и все было бы недурно, если бы я знал,…

Читати даліМое участие в церковной жизни. Глава 1. В Белграде (1920–1923)

О предстоящем Соборе Римской Церкви (Втором Ватиканском)

Ватиканский собор 1869–1870 годов был последним «Вселенским собором», по исчислению Римской Церкви. Формально Ватиканский собор не был закрыт, занятия Собора были только временно прерваны под давлением внешних обстоятельств, угрожавших, как тогда казалось, свободе соборных работ и даже свободе самой Церкви, — занятия Папской области и самого города Рима войсками национальной Италии. Возможность возобновления соборной сессии при более благоприятных условиях, однако, молчаливо при этом подразумевалась. Поэтому-то Собор и не был официально распущен. В прошлом бывали примеры длительных перерывов в деятельности Соборов. Достаточно припомнить десятилетний…

Читати даліО предстоящем Соборе Римской Церкви (Втором Ватиканском)

Рождество, новый календарь и Русская Церковь в 1923 году

Наверняка не все из читателей знают, что так называемый «новый стиль» официально уже действовал в Московском Патриархате. Это было во времена патриарха Тихона (Белавина), и продолжалось всего 24 дня: с 15 октября по 8 ноября 1923 года. Таким образом, Рождество Христово по новому стилю отпраздновать 25 декабря в Русской Церкви так и не пришлось. Но это не значит, что введение новоюлианского календаря, более точного астрономически, невозможно в принципе. Сегодня вниманию читателей «Киевской Руси» предлагается перевод статьи с американского православного сайта Orthodoxhistory.org, где рассказывается…

Читати даліРождество, новый календарь и Русская Церковь в 1923 году

Опыт сопротивления советскому тоталитаризму «человека Церкви»

Под «человеком Церкви» докладчик подразумевает не только (и не столько) лицо «православного вероисповедания» из анкетных данных старой России, регулярно участвующее в сакральной и приходской жизни. Это прежде всего христианин, принимающий на себя личную ответственность за судьбы Церкви. В 1914 г. в Российской империи числилось около ста миллионов православных. Когда в январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, церковная общественность восприняла этот акт как предвестие грядущего государственного насилия над свободой совести миллионов верующих граждан…

Читати даліОпыт сопротивления советскому тоталитаризму «человека Церкви»

Париж. Глава из книги “Встречи с матерью Марией: неверующая о святой”

120 лет назад, 20 декабря 1891 года, родилась мать Мария (Скобцова), преподобномученица, в миру - Елизавета Кузьмина-Караваева. Семь лет назад она была причислена к лику святых во Вселенском патриархате. К юбилейной дате мы публикуем перевод одной из глав книги воспоминаний французской писательницы Доминик Десанти о матери Марии (Скобцовой) и ее дочери Гаяне «Встречи с матерью Марией: неверующая о святой». Книга вышла в московском издательстве «Русский путь». >>> Книга матери Марии "Что такое церковность" в продаже в интернет-магазине QUO VADIS >>> В эмигрантских кругах…

Читати даліПариж. Глава из книги “Встречи с матерью Марией: неверующая о святой”

КГБ против священника Александра Меня

22 января 2010 года православному священнику Александру Меню исполнилось бы семьдесят пять лет. Сегодня часто слышатся обвинения в его адрес не только в модернизме, но и в том, что он будто бы был чрезмерно лоялен к советской власти. С другой стороны, словно защищая его от этих обвинений, его робко пытаются причислить к диссидентам. В своих воспоминаниях прихожанин Новодеревенского Сретенского храма Андрей Бессмертный, ныне проживающий в США, вспоминал: «Однажды я спросил о. Александра: “Отец, в чем наше дело?” Он ответил не задумываясь: “В приведении…

Читати даліКГБ против священника Александра Меня

Из писем к П.П.Сувчинскому, отцу Сергию Булгакову, отцу Игорю Вернику, Н.А.Струве

Письмо П.П. Сувчинскому0 Прага 13/26 сент. 1922 Дорогой Петр Петрович, Ваше последнее письмо не идет у меня из головы. Вы не можете учесть еще, какими неисчислимыми бедами — и бедами неисправимыми — угрожает всем нам и нашему общему делу то опрометчивое решение, которое Вас сейчас соблазняет. Нет сомнений, Ваше возвращение в Р[оссию]1 означало бы не только гибель и конец евразийства, но и конец каждого из нас, нам перестали бы верить. И по праву. Ибо как ни оценивать исторический смысл и внутреннее значение совершившейся…

Читати даліИз писем к П.П.Сувчинскому, отцу Сергию Булгакову, отцу Игорю Вернику, Н.А.Струве

К тридцатилетию со дня кончины прот. Георгия Флоровского

Я познакомился с о. Георгием в 1952 году на экуменическом съезде в Лунде (на юге Швеции). Сразу тогда меня поразила его яркая личность и боевой характер, не без эксцессов: помню, как, споря с епископом Иоанном Шаховским, он с яростью на него нападал за его слишком «мягкотелый» экуменизм... В движенческой церкви на Оливье-де-Сер, где он часто служил до своего отъезда в Америку и с которой через его настоятеля о. Игоря Верника он до конца дней сохранял связь, помню особо пасхальную ночную службу с о.…

Читати даліК тридцатилетию со дня кончины прот. Георгия Флоровского

Молитва святым мученикам парижским (поэма)

Матери Марии, ее сыну Юрию, отцу Дмитрию Клепинину и их другу Илие   О мати странная, лица для тебя — что раны, их может излечить одно — огнь взора любящего Богочеловека на Кресте. Не посыпайте же огонь избытком пепла, не усыпляйте сном его. Одни в нравоучениях уснули, другие — в праздниках уставных и в обрядах. Уснули мудрецы в избытке книг своих. Монахи, Церкви позвоночные столбы, от мира в ужасе бегут, боясь преобразить его. Но ты, мать странная, безумная, само неистовство страстей твоих ввело…

Читати даліМолитва святым мученикам парижским (поэма)

Памяти парижских новомучеников: В пустыне сердец

Двадцать лет минуло с тех пор, как мать Мария умерла в Равенсбрюке. Сами обстоятельства ее смерти ускользают от агиографов: она не заняла места какой-то другой1, она была отобрана для крематория, поскольку из-за дизентерии и истощения не могла держаться на ногах. Она долго надеялась выжить для служения тому, что, по ее мнению, сделала возможным война, — глубинному примирению между Западом и Россией. Однако в последние недели, меняя свой хлеб на нитки, она — словно ордалию2 — начала вышивать необычную икону, изображающую Божью Матерь, которая…

Читати даліПамяти парижских новомучеников: В пустыне сердец

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский как катехизатор

Катехизаторская деятельность отца Иоанна — малоизвестная сторона его служения Церкви. Слово «катехизация» происходит от греческого глагола κατηχέω, что значит наставлять, объяснять, обучать. На русский язык слово «катехизация» может быть переведено как «оглашение», «научение с голоса». В первые века своего существования Церковь выработала огромный опыт целостной катехизации, то есть устного, последовательного и целостного наставления в основах христианской веры и жизни; опыт подготовки человека к крещению и вхождению в Церковь. Однако в России, в середине XIX века, в условиях повсеместного детского крещения, катехизация стала выполнять…

Читати даліСвятой праведный отец Иоанн Кронштадтский как катехизатор

Неравнодушный. Часть 2. На Западе

Окончание. См. также первую часть. Вторая мировая война вызвала огромные перемены на земном шаре. Начиналась новая волна мирового освобождения от устаревших традиций, обычаев и норм. И все-таки ход истории в 1950-х словно замер на распутье: казалось, что освобождение евро-атлантической цивилизации от ветхого багажа будет сопровождаться новым осмыслением своих корней, обновлением своих сил в духовных источниках христианства. Еще недавно западный истеблишмент в очередной раз надеялся на политические технологии обмана и торговли, в силу которых Сталин воспринимался ими как новый демократ, а СССР как новый…

Читати даліНеравнодушный. Часть 2. На Западе

Неравнодушный. Часть 1. На востоке Европы

Попытки беженца из СССР помочь невольникам за «железным занавесом» Свободный мир не хочет жить с сознанием того, что рядом, на одной планете, существует земной ад. В результате Второй мировой войны на Западе оказалось большое количество советских перемещенных лиц (Ди-Пи; displaced persons), бывших военнопленных, беженцев1 cреди них — множество свидетелей преступлений «передового» коммунистического строя. Однако тогда, в годы, последовавшие сразу за окончанием войны, встречи западного общественного мнения и бывших узников советского рабовладельческого строя не произошло. Мир не услышал правды. Беженцев из «рая» отделял от…

Читати даліНеравнодушный. Часть 1. На востоке Европы

Памяти патриарха Алексия (1929–2008)

Три года назад в этот день, 5 декабря 2008 года, отошел ко Господу патриарх Алексий Второй. К годовщине памяти предлагаем читателю воспоминания о почившем патриархе Никиты Алексеевича Струве, директора издательства "YMCA-Press" и главного редактора журналов "Вестник Русского христианского движения" и "Le messager orthodoxe". Статья первоначально была опубликована в 195-м номере "Вестника РХД", и републикуется с любезного разрешения редакции. Начальный путь патриарха Алексия, скончавшегося на восьмидесятом году жизни, после восемнадцати лет пребывания на высшей церковной должности, необычен. В советские времена его происхождение не располагало к…

Читати даліПамяти патриарха Алексия (1929–2008)

О Константинопольской кафедре

Тема настоящего обзора — теория примата в применении к Константинопольскому Патриарху. Церковный строй представляет собою многоступенчатую иерархию: епископ «монархически» возглавляет духовенство епархии; митрополиту (с III в. и, частично, до нашего времени, например в Румынии, а сегодня уже и в Русской Церкви) подчинено несколько епископов с их епархиями; патриарху (с V в.) подчинено несколько митрополий. С IV в. Церковь на Вселенских Соборах упорядочивала взаимоотношения главенствующих кафедр, выстраивая их в «последование чести»: Рим, Константинополь (до сих пор носящий также церковное именование Нового Рима), Александрия, Антиохия,…

Читати даліО Константинопольской кафедре

Каноническое положение Русской Православной Церкви в Северной Америке

Церковные и канонические истоки Северо-Американской Митрополии восходят к XVIII веку — к учреждению Русской Миссии на Аляске (1794 г.) и к хиротонии первого епископа Кадьякского (1798 г.). Она «плоть от плоти и кровь от крови» великой Русской Церкви, дерево из семени, посеянного более двухсот лет тому назад на американской почве первыми русскими миссионерами. Нужно особенно подчеркнуть это миссионерское начало Русской Православной Церкви в Америке, ибо оно навсегда определило ее дальнейший рост и развитие церковной жизни в Новом Свете. В отличие от русских Церквей…

Читати даліКаноническое положение Русской Православной Церкви в Северной Америке

Церковь, государство, теократия. По поводу «Очерков по истории Русской Церкви» А.В. Карташева

1 Объемистые двухтомные «Очерки по истории Русской Церкви»1 Антона Владимировича Карташева — событие не только для специалистов: богословов, историков. Это событие для всей русской культуры. И не потому только, что такая книга не могла бы быть издана в России, чем, следовательно, еще раз оправдана культурная миссия эмиграции. И не потому, что на фоне зловещего, все усиливающегося оскудения зарубежной культуры, все возрастающего равнодушия эмигрантских «масс» как раз к культурным задачам эмиграции эти тысяча двести страниц убористой печати являют собой настоящее чудо — чудо воли,…

Читати даліЦерковь, государство, теократия. По поводу «Очерков по истории Русской Церкви» А.В. Карташева

О почаевском юродивом Петре

С отцом Аввакумом мы познакомились через Интернет: он откликнулся на мой очерк о последнем старце Почаевском – 90-летнем иеромонахе Сергии (Соломке), который пришел в лавру 23-летним фронтовиком и провел там… 67 лет. Ныне отец Сергий, принявший схиму с именем Серафим, проживает в почаевском скиту. А отец Аввакум стал послушником в начале 1980-х, он еще с тех времен помнил отца Сергия и прислал мне о нем свои краткие воспоминания. Образный язык отца Аввакума, интересные факты, им рассказанные, его природное чувство юмора побудили меня поближе…

Читати даліО почаевском юродивом Петре

Аушвиц. Сошествие во ад

Куда направляется православный священник в краткую минуту отдыха? Конечно же, в Аушвиц. Впечатления и фотографии священника Андрея Кордочкина. «Труд освобождает» Если вы хотите увидеть Аушвиц, приезжайте пораньше – к открытию, к 8-ми утра. Сюда еще не вошла орда туристов, которые заказали экскурсию в пакете с посещением соляных шахт Величко и прочими достопримечательностями вокруг Кракова. Еще можно пройти одному через ворота с надписью «Труд освобождает», под березой, которая помнит, как под веселый марш заключенные выходили из лагеря на работу. Вернуться должны были все –…

Читати даліАушвиц. Сошествие во ад

Киево-Печерская лавра и судьбы древнерусской истории

(Малоизвестные аспекты социального и миссионерского служения) В экскурсионном бюро каждому гостю современного Киева, прежде всего, предложат посетить старейший русский храм Софию Киевскую и старейшую русскую обитель Киево-Печерскую лавру. Хотя вряд ли кто-либо из представителей экскурсионного бизнеса удосужится сосредоточить внимание на «абстрактных ценностях» древней святыни. Речь идет не об артефактах культуры и искусства, а том историческом значении памятника, которое обусловило наше собственное бытие и представление о ценностях. Речь идет о судьбах нашей национальной культуры в целом. Именно такое судьбоносное значение имеет Киево-Печерская лавра в…

Читати даліКиево-Печерская лавра и судьбы древнерусской истории