Судьба византийской теократии

Христиане род третий… всякая чужбина им отечество и всякое отечество чужбина Послание к Диогнету V, 5 1 Не подлежит сомнению, что центральной проблемой истории Византийской Церкви, от разрешения которой зависит правильное понимание византинизма во всех его проявлениях, является вопрос о византийской системе церковно-государственных отношений. Это же самое, в сущности, утверждают и неправославные историки Византии, толкуя о пресловутом цезаропапизме. В другом месте1 мы уже говорили, что, по-нашему мнению, ошибка этих историков заключается в недолжном упрощении самого вопроса и, прежде всего, в той неправильной исторической…

Читати даліСудьба византийской теократии

Догматический союз. Вступительная лекция в курс истории Византийской Церкви, прочитанная 11 октября 1945

1 Над Византийской Церковью издавна тяготеет обвинение в «цезаропапизме». Западная наука, как римско-католическая, так и внеконфессиональная, категорична в своем утверждении: в Византии Церковь была безоговорочно подчинена василевсу, лишена какой бы то ни было свободы, являлась просто частью государственного «аппарата». И даже если теория, законодательство и знали так называемую «симфонию», то есть некое теоретическое равноправие и независимость Церкви и государства по отношению друг к другу, на деле норма эта никогда не соблюдалась и Церковь представляла из себя «официальное христианство, которое вместо апологетов, мучеников и…

Читати даліДогматический союз. Вступительная лекция в курс истории Византийской Церкви, прочитанная 11 октября 1945

Священники большого города. Отец Владимир Лапшин

О том, почему церковь не прачечная, а Бог не бюрократ, о разных приходах и вербовке священников Возраст: 64 года. Образование: Московская духовная семинария. Место служения: храм Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Вражке (Москва).   Как я стал священником Если б я был неверующим человеком, я бы сказал, что это все случайно. В определенном возрасте я понял, что мне очень трудно совмещать мою профессию, работу с церковной жизнью. Я работал изыскателем, геодезистом, каждый год уезжал на восемь-девять месяцев в экспедиции. Мне было очень трудно,…

Читати даліСвященники большого города. Отец Владимир Лапшин

Праздник на Аляске

Публикуемая ниже статья о. Александра Шмемана была написана в самом начале 1977 года и опубликована в газете "Русская жизнь" 14 января. Снова — во второй раз за шесть лет — довелось мне попасть на благословенную аляскинскую землю. В первый раз это было в августе 1970 г., в незабываемые дни прославления преподобного Германа, когда осталась Аляска в душе и памяти как отсвет того «вожделенного отечества», о котором поется в церковной молитве. И вот опять спускается самолет к этим бесконечным водным просторам, к соснами заросшим…

Читати даліПраздник на Аляске

Принятие в Православие обители Новый Скит

Читателю "Киевской Руси" уже знакомы небольшие по формату, но удивительно ёмкие пастырские размышления основателя монастыря Новый Скит в США архимандрита Лаврентия (Манкузо), который в 1979 году вместе с братией перешел под омофор Православной Церкви в Америке. Сегодня мы публикуем воспоминания об этом историческом событии отца Александра Шмемана. В пятницу 23 февраля 1979 г. неподалеку от маленького города Кембриджа в штате Нью-Йорк произошло событие, подлинный, глубокий и духовный смысл которого раскроется, думается мне, только в будущем. Событие это — принятие в Православие, вступление в…

Читати даліПринятие в Православие обители Новый Скит

Письма прот. Георгия Флоровского прот. Сергию Булгакову

В 196-м номере «Вестника» нами среди других писем прот. Георгия Флоровского было напечатано первое его письмо к отцу Сергию Булгакову. В этом номере мы публикуем три следующих письма, в которых обсуждается участие Г. Флоровского в работе только что созданного в Париже Богословского института преп. Сергия, а в области философско-богословской мысли намечается его отход от софиологии Вл. Соловьева. 2 Praha, Bubeneč Bučkova kv. 597 c. V. 36 (без даты, начало 1926 г.) Дорогой отец Сергий, Узнал о Вашей болезни, и спешу пожелать Вам скорейшего и…

Читати даліПисьма прот. Георгия Флоровского прот. Сергию Булгакову

Дни радости и света. Прославление преп. Германа Аляскинского

Как рассказать об этом? Как передать человеческими словами свет и радость, испытанные — даром, незаслуженно, действительно по благодати Божией — теми несколькими стами челевек, что съехались на далекую Аляску для прославления праведного старца Германа? Моя заметка — не официальный отчет о торжествах канонизации, а слабая попытка поведать не бывшим там о том, что иначе, как чудом Божией милости, я назвать не могу. После полета через всю Америку, в Сиэтле началось вхождение наше, почти невольное, в то особое, в словах невыразимое, духовное настроение, в…

Читати даліДни радости и света. Прославление преп. Германа Аляскинского

Несколько мыслей по поводу «Скорбного послания» митрополита Филарета

1 «Скорбное послание», обращенное «смиренным Филаретом, Митрополитом Русской Зарубежной Церкви» — «Их Святейшествам и их Блаженствам, Предстоятелям Святых Православных Церквей, Преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам», является последним и, по всей вероятности, самым важным документом в длинной серии исходящих от Зарубежной Церкви заявлений, которыми в последние годы эта Церковь стремится внушить православным людям, что Православная Церковь попала в плен ереси экуменизма и эта ересь распространяется, в первую очередь, Константинопольским патриархом Афинагором и его Экзархом в Америке архиепископом Иаковом. Более конкретно «Скорбное послание» утверждает, что,…

Читати даліНесколько мыслей по поводу «Скорбного послания» митрополита Филарета

Зов пророческий. Памяти Антона Владимировича Карташева

Речь, посвященная памяти А.В. Карташева, произнесенная 26 марта 1961 года на собрании Общества охранения русских культурных ценностей; опубликована в «Вестнике РСХД» № 61, 1961. Господь Бог ничего не делает, не открыв тайны своей рабам Своим пророкам. Амос 3:7 В эпохи истории критические, поворотные , сопряженные с великими потрясениями и переменами, Бог всегда воздвигает в нашем мире пророков, чтобы через них возвещать человечеству о тех подвигах упования, веры и творческого дерзновения, которых Он ждет от него. Пророками была ознаменована священная история ветхозаветного богоизбранного Израиля.…

Читати даліЗов пророческий. Памяти Антона Владимировича Карташева

Записки миссионера о советской России

Записки подписаны «N.N.». Мы предполагаем (по материалам книги: Обозный К. П. История Псковской Православной Миссии 1941-1944 гг. М., 2008), что автор — священник Михаил Толстоухов (1914 – ?; жил в Латвии, в 1939 г. закончил Св.-Сергиевский богословский институт в Париже, в Риге служил вторым священником в Благовещенской церкви. В августе 1941 г. включен в состав Псковской миссии, служил на территории Псковской епархии. В конце 1943 г. отозван в Ригу, где занял должность уполномоченного по делам внутренней миссии Латвийской епархии. Осенью 1944 г. эвакуировался…

Читати даліЗаписки миссионера о советской России

Советский рай глазами дяди Коли. Послушание подпольного епископа

27 апреля 2010 года в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» прошла презентация книги, по незатейливому названию которой — «Дядя Коля против» — трудно предположить, что ее автор — один из образованнейших людей нашего времени, знаток древних и современных европейских языков, создатель пятитомного труда «Основы искусства святости»: ему были равно близки вопросы аскетического православия и драматические проблемы окружавшей его действительности. «Дядя Коля» — это известный епископ Варнава (1887–1963), который значительную часть жизни провел отшельником-юродивым в миру, где его и звали по имени, данном при крещении, —…

Читати даліСоветский рай глазами дяди Коли. Послушание подпольного епископа

Церковное положение экзархата Патриарха Вселенского в Западной Европе

Статья пятидесятилетней давности из «Вестника РСХД» №56 имеет и сегодня поразительно актуальное значение. Завет митрополитов Евлогия и Владимира В 1931 году митрополит Евлогий, бывший тогда в подчинении у Московского Патриаршего Заместителя, митрополита Сергия, оказался в критическом положении. От митрополита Сергия ему пришло прямое запрещение, причиной которому было участие митрополита Евлогия в общехристианском протесте против гонений со стороны советской власти на Церковь в России. Кроме того, в это особенно трагичное для Русской Церкви время невозможны были и нормальные сношения с Москвой. Тогда-то, в 1931 году,…

Читати даліЦерковное положение экзархата Патриарха Вселенского в Западной Европе

Святой Франциск Ассизский и Православная Церковь

Если не считать латинских Отцов, довольно хорошо известных в некоторых православных Церквах — особенно в Румынии и России, то Франциск Ассизский, несомненно, является самым популярным и самым любимым в Православии1. Удивительное возрождение богословия и религиозной философии в России в начале XX века принесло плоды в эмиграции, особенно во Франции. Сегодня оно вновь происходит на родине в среде молодой христианской интеллигенции2. Но это возрождение совершается в тесном диалоге с культурой Западной Европы, в обетóванном и уже формирующемся подлинном европейском единстве. Это возрождение открывает перед…

Читати даліСвятой Франциск Ассизский и Православная Церковь

Образ православного священника в советской прессе: 1937 год

К 1917 году русские писатели и публицисты, политики-оппозиционеры как радикального, так и либерального толка, а также корреспонденты церковной периодики создали весьма сомнительный (практически — карикатурный) образ православного священника. В революционное время клонирование негативного имиджа обернулось для священников настоящей личной драмой: их служение стало квалифицироваться как ненужная и вредная профессия. Неудивительно, что священникам на протяжении длительного времени (от 1917 г. до конца 1940-х гг.) приходилось задумываться, оставаться ли в церковном служении или снять сан. Документы первых революционных лет показывают, что иные из них оказывались…

Читати даліОбраз православного священника в советской прессе: 1937 год

Письма прот. Константина Агеева

Настоящей публикацией писем одного из участников движения 32-х петербургских священников за церковное обновление мы продолжаем материал Юлии Балакшиной. Читайте также жизнеописание прот. К.Агеева. 1903.XI.19 Ваша телеграмма, дорогой Петр Павлович, чуть не слезу вызвала у меня. Получил я ее 18-го утром ранним. Первый порыв откликнуться тоже телеграммой не осуществился по очень прозаической причине... Вот тебе длинная повесть событий последних дней, чреватых своими последствиями… <…> А сейчас возвратился от графа Протасова*, к которому был вызван на квартиру. К этому представлению и характеру его был несколько подготовлен.…

Читати даліПисьма прот. Константина Агеева

Прот. Константин Аггеев

Данная публикация продолжает материал Юлии Балакшиной о движении 32-х петербургских священников за церковное обновление в начале ХХ века. Константин Маркович Аггеев родился 28 мая 1868 года в с. Лутово Богородицкого уезда Тульской губ. в крестьянской семье. Благодаря своим способностям и помощи местного священника Константин был принят в духовное училище, открывавшее ему дорогу в семинарию. По окончании курса наук в Тульской Духовной семинарии в 1887 г. он в течение года исполнял должность надзирателя Ефремовского духовного училища, а затем для продолжения образования поступил в Киевскую…

Читати даліПрот. Константин Аггеев

«О, если бы эта Пасха была началом воскресения нашей Церкви!» Движение ревнителей церковного обновления на рубеже XIX–XX вв.

Необычайный творческий взлет, пережитый Россией на рубеже XIX–XX веков, принес замечательные плоды как в сфере художественной культуры и религиозно-философской мысли, так и в области церковной жизни. Одним из наиболее ярких явлений в истории Русской Церкви порубежной эпохи стала группа «32-х» петербургских священников, позднее позиционировавшая себя как «Союз (Братство) ревнителей церковного обновления». Сразу отметим, что «обновление» церковной жизни понималось участниками группы как «восстановление канонической свободы Церкви в России», как ее освобождение от власти государства и синодальной системы, поэтому отождествление дореволюционного движения ревнителей церковного обновления…

Читати далі«О, если бы эта Пасха была началом воскресения нашей Церкви!» Движение ревнителей церковного обновления на рубеже XIX–XX вв.

Жизнь в Церкви и Церковь в жизни всех. К 115-летию священника Анатолия Жураковского

В этом году исполняется 115 лет со дня рождения удивительного киевского священника Анатолия Жураковского. Яркий проповедник и чуткий пастырь, он был настолько неудобен советской власти, лишь на словах утверждающей отделенность церкви от государства, что из cемнадцати лет священнического служения меньше десяти провел на свободе и был расстрелян в 1937 году. На момент рукоположения ему было всего 23 года. Портрет священника Анатолия Жураковского, нарисованный в лагере. lampada.ucoz.ru Несмотря на свою молодость отец Анатолий смог стать тем добрым пастырем, который собирает стадо, а собранная им…

Читати даліЖизнь в Церкви и Церковь в жизни всех. К 115-летию священника Анатолия Жураковского

Бремя войны. Из истории Богословского института (1939–1946)

Война, как смерть, всегда застигает врасплох и создает растерянность. Парализуются простейшие функции общей жизни и наступают лишения. Что проще и естественнее того, что летом, в августе, профессора на вакациях, в разъездах? Но вот 3 сентября опустился железный занавес на границах, и наших шесть коллег оказались отрезанными от Франции: архим. Кассиан — на Афоне, о. Г. Флоровский и о. Н. Афанасьев — в Швейцарии, Б.И. Сове — в Финляндии, о. Киприан — в Югославии. Из них только о. Киприан и о. Н. Афанасьев захотели…

Читати даліБремя войны. Из истории Богословского института (1939–1946)

Мое участие в церковной жизни. Глава 2. Прага (1923–1926 годы)

Продолжаем публикацию воспоминаний протоиерея Василия Зеньковского о церковной жизни в русской эмиграции. Первая часть была посвящена этапу жизни в Белграде. Рукопись из архива Никиты Алексеевича Струве впервые была напечатана в журнале «Вестник РХД». В начале 1923 года меня пригласили переехать в Прагу, чтобы читать лекции во вновь открываемом Высшем русском педагогическом институте. В Праге я уже не числился среди «крайне левых», место мое в русской профессуре было более незаметно, но в церковной жизни Праги мне пришлось принять некоторое живое участие. Но я забыл рассказать…

Читати даліМое участие в церковной жизни. Глава 2. Прага (1923–1926 годы)