Россия: конец и начало

Впервые эта статья о.Александра Шмемана опубликована в 1965 году под названием "На темы русские и общие" в Сборнике статей и материалов в честь проф. Н.С. Тимашева под ред. Н.П. Полторацкого (Издание Общества друзей русской культуры. Нью-Йорк). Название "Конец и начало" дано составителями сборника статей прот. А. Шмемана, выпущенном в Москве издательством "Русский путь" в 2009 году. Публикуется на сайте "Киевская Русь" с разрешения издателей. Кончается великая русская эмиграция. И хотя преждевременно подводить итоги ее сложной, богатой, славной и трагической истории, уже и сейчас…

Продолжить чтение Россия: конец и начало

Памяти архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера)

Бывший глава Архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе Константинопольского Патриархата архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) отошел ко Господу 26 октября после продолжительной болезни. После ухода на покой по состоянию здоровья 16 января этого года владыка жил в голландском городе Маастрихте. Публикуем воспоминания о владыке Гаврииле Владимира Мельника, который был лично знаком с почившим владыкой и неоднократно встречался с ним. На фото: архиепископ Гавриил и автор статьи. Я рад, что знаком с владыкой Команским Гавриилом (де Вильдером), бельгийцем по происхождению, и многолетним предстоятелем…

Продолжить чтение Памяти архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера)

Канонизация новомучеников Эстонской церкви

В одном из русских монастырей во Франции – в Покровском монастыре в Бюсси – находятся мощи святого праведного Алексия Южинского (1867-1934). Алексей Медведков родился в Смоленской губернии, был рукоположен во пресвитера еще в 1896 г., по благословению св.Иоанна Кронштадтского: в новом храме в Бюсси фрески с их изображениями находятся близко друг к другу. 23 года о.Алексий прослужил сельским священником возле Ямбурга, и, будучи приговорен большевиками к смертной казни, чудом сумел выбраться в 1919 г. в Эстонию, где прожил 10 лет. В Эстонии он…

Продолжить чтение Канонизация новомучеников Эстонской церкви

Где сегодня «евлогиане»? О нынешнем положении Русской Архиепископии Вселенского Патриархата в Западной Европе

Русская Архиепископия (Экзархат) Вселенского патриархата в Западной Европе известна православным в России в первую очередь по славным именам прошлого: митрополит Евлогий (Георгиевский), его основатель, о.Георгий Флоровский, о. Киприан (Керн), о.Александр Шмеман, о.Иоанн Мейендорф, мать Мария (Скобцова). И по названиям – русский собор в Париже на улице Дарю, Свято-Сергиевский Богословский институт. Кто-то знает и некоторые из нынешних имен - игуменья Ольга (Слезкина), настоятельница Покровского монастыря в Бюссии, старейшая русская игуменья в наше время (она родилась еще в России в 1915 г.), о. Борис Бобринский,…

Продолжить чтение Где сегодня «евлогиане»? О нынешнем положении Русской Архиепископии Вселенского Патриархата в Западной Европе

De vita sua. Стихотворение, в котором Григорий пересказывает жизнь свою. Перевод свящ. Андрея Зуевского

Вниманию читателей предлагается уникальный стихотворный перевод одной из самых пространных и глубоко личных поэм святителя Григория Богослова - "О своей жизни". Перевод священника Андрея Зуевского, клирика московского храма святителя Николая в Толмачах, публикуется с разрешения автора.  Полный текст поэмы с прекрасно оформленной версткой публикуется ниже в формате PDF. Издание Греко-латинского кабинета Ю.А.Шичалина, 2010. Предисловие Святитель Григорий Назианзин — один из наиболее прославленных богословов Восточной христианской Церкви. По «индексу цитируемости» сочинения святителя в течение тысячелетия после его кончины уступали только Библии. Учение Григория Богослова было признано нормой…

Продолжить чтение De vita sua. Стихотворение, в котором Григорий пересказывает жизнь свою. Перевод свящ. Андрея Зуевского

К исследованию жития священомученика Макария, митрополита Киевского

К сожалению, о жизни и деятельности священномученика Макария, митрополита Киевского, нельзя сказать ничего исторически достоверного, да едва ли когда-нибудь и можно будет сказать при отсутствии исторических материалов. Такое положение, как объясняют исследователи времени жизни святителя Макария доцент КДА священник Федор Титов и О.В.Щербицкий, обусловлено тем, что документы, относящиеся ко времени управления архимандритом Макарием Свято-Троицким монастырем в г. Вильно, частью погибли во время пожаров, бывших в монастыре, а частью истреблены монахами-базилианами, которым одно время принадлежал этот монастырь и которые старались уничтожить всякие свидетельства того,…

Продолжить чтение К исследованию жития священомученика Макария, митрополита Киевского

Гефсиманский сад: в память о Петроградском процессе 1922 года. Часть 2

Продолжаем публикацию статьи сестры Татьяны (Спектор) о церковной жизни в 20-х годах ХХ века. Читайте также первую часть. ПЕТРОГРАДСКИЙ ПРОЦЕСС В мае 1922 года, под неусыпным руководством и при непосредственном участии партии, правительства и ГПУ, церковные авантюристы захватили власть в Православной Российской Церкви, подменив законную администрацию совершенно неканоническим органом управления. И этот поступок был далеко не единственным беззаконием в истории Живой Церкви: «Живоцерковная» смута была преступной как в смысле нарушения «живоцерковниками» важнейших канонов Церкви, так и в смысле совершения ими многих действий, имеющих…

Продолжить чтение Гефсиманский сад: в память о Петроградском процессе 1922 года. Часть 2

Гефсиманский сад: в память о Петроградском процессе 1922 года

В марте 1922 года в РСФСР развернулась правительственная кампания по изъятию церковных ценностей, перед которой стояли две задачи: материальная (сбор средств на нужды армии и правительства)и духовная. Последний термин употребляли сами организаторы. В своём секретном письме в Политбюро от 15 мая 1922 года Троцкий1 говорит о подготовке духовной революции: По поводу воззвания лояльной группы духовенства, во главе с епископом Антонином, в “Правде”напечатана небольшая заметка, в “Известиях” нет ничего. Опасаюсь, что пресса не обратит должного внимания на этот документ, который будет иметь, однако, огромные…

Продолжить чтение Гефсиманский сад: в память о Петроградском процессе 1922 года

Иконостас Свято-Макариевской церкви

В городе Киеве на исторической местности – горе Юрковица высится исторический храм Священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси. Историчность этого храма двоякого содержания. Во-первых, история его простирается к 1856 г., когда на Байковой горе был воздвигнут храм в честь Святителя Димитрия Ростовского (Туптало). В 1896 г. был поставлен новый каменный храм “Вознесения Господня”, а церковь Св. Димитрия Ростовского была разобрана и из этого строительного материала был сооружен на Юрковице храм-школа во имя Св. Священномученика Макария. По решению совета старцев Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры,…

Продолжить чтение Иконостас Свято-Макариевской церкви

Очерки об истории Свято-Макариевской церкви Киева. Часть 2

Окончание. Читайте также начало статьи. В 70-х годах обнаружилось, что стены храма северо-восточной стороны совсем обветшали и требуют капитального ремонта. Сложность такого ремонта заключалась в том, что расходовать церковные средства на ремонт без разрешения властей церковь не могла, а власти всячески стремились подвести здание в разряд аварийных и таким образом закрыть «культовое сооружение». Только благодаря грамотному заключению архитекторов, приглашенных о.Георгием Полупанова А.С., Иваненко И.Д., Мамаенко Л.В., при активном содействии зам. председателя райисполкома Захожей Т.В. разрешение на ремонт удалось получить и прогнившие балки и…

Продолжить чтение Очерки об истории Свято-Макариевской церкви Киева. Часть 2

Очерки об истории Свято-Макариевской церкви Киева. Часть 1

Прежде описания истории созидания и деятельности Церкви, необходимо сказать несколько слов об организаторе строительства этой Церкви и о месте строительства. Священник о. Константин Петрович Терлецкий, сын священника г. Мирополя, Суджанского уезда Курской губернии родился 19 мая 1861 г. Окончил Курскую Духовную семинарию в 1883 г. и Киевскую Духовную Академию в 1888. В это же время женился и был рукоположен во иерея Архиепископом Волынским Палладием. Был преподавателем в Коростышевской учительской семинарии в 1890 г. С 1891 г. в Киеве на Лукьяновском приходе о. Константин…

Продолжить чтение Очерки об истории Свято-Макариевской церкви Киева. Часть 1

Византия: зерна и плевелы

560 лет назад, 29 мая 1453 г., Константинополь пал под ударами турок-осман. Закончилась почти тысячелетняя история восточно-римской цивилизации. Остатки византийской Ойкумены продержались еще несколько десятков лет, и последний из них, княжество Феодоро в Крыму, пало после героической обороны в 1475 г. Чем была Византийская или, как называли ее сами жители, Ромейская (Римская) империя? На эту тему издано сотни научных работ, и их не пересказать в газетной статье. Скажем лишь, что это было уникальное для Средневековья государство, несравнимое ни с одним из европейских, а…

Продолжить чтение Византия: зерна и плевелы

Варвара Брусилова: в память Московского процесса в связи с изъятием ценностей 26 апреля-8 мая 1922 года

Московский процесс – один из множества подобных процессов, которые состоялись повсюду в Российской республике в 1922 году в связи с изъятием церковных ценностей. Изъятие церковных ценностей – это правительственная кампания, во время которой под предлогом помощи голодающим Поволжья большевики реквизировали драгоценные камни и металлы из храмов и монастырей Российской Православной Церкви. Кампания имела две цели: во-первых, ограбить, и во-вторых, разгромить Церковь. Грабёж осуществлялся в процессе сбора средств на дело мировой революции и правительственные нужды, а разгром Церкви производился через расстрел её служителей и…

Продолжить чтение Варвара Брусилова: в память Московского процесса в связи с изъятием ценностей 26 апреля-8 мая 1922 года

В ожидании смертного приговора. Из книги воспоминаний Степана Семенюка

В продолжение интервью дожившего до наших дней одного из лидеров украинского освободительного движения Степана Семенюка публикуем отрывки из книги его воспоминаний в переводе на русский язык. Публикация приурочена к 60-летию со дня смерти Сталина. …Тяжко на душе, когда последний раз видишь людей, может быть, кто-то из осужденных передаст письмо на волю или получит свидание с родными, или — дай Боже! — вернется домой на свободу, а ты не имеешь права, не можешь ни слова сказать о себе. Тебе осталось одно — умереть молча!…

Продолжить чтение В ожидании смертного приговора. Из книги воспоминаний Степана Семенюка

Один из лидеров ОУН-УПА Степан Семенюк — о «своей правде»

К 60-летию со дня смерти Сталина - об узнике ГУЛАГа. Материал о живой легенде украинского освободительного движения Степане Семенюке был опубликован на портале «Православие в Украине» 23 февраля этого года, однако спустя менее чем две недели исчез с сайта. Для читателей «Киевской Руси» мы восстановили материал из кеша Google и перевели его на русский язык с незначительными сокращениями. Сегодня мы часто спорим, кого признавать героями — воинов Советской армии или ОУН-УПА. Политологи и историки до сих пор спорят и не могут достичь консенсуса. А…

Продолжить чтение Один из лидеров ОУН-УПА Степан Семенюк — о «своей правде»

Освобождение Киева: повод для триумфализма или молитвенной памяти?

Новобранцев вооружали половинками кирпичей и бросали на немцев... То был второй геноцид против украинцев... «На хрена обмундировывать и вооружать этих хохлов?» - сказал Жуков... Праздник освобождения или День траура? Долго думал, как назвать материал об освобождении Киева от немецких оккупантов в ноябре 1943 года и решил, что это заглавие будет самым точным. Писать очередные оды советской власти и «талантливым» командирам Красной армии, которые выиграли войну с Германией не намерен, – в последнее время желающих это делать хоть пруд пруди. Хотел бы в который…

Продолжить чтение Освобождение Киева: повод для триумфализма или молитвенной памяти?

Правда византинизма

1 Падение Константинополя в 1453 г. было пережито на Западе как «несчастие всей христианской веры» (слова императора Фридриха III в письме к папе Николаю V). Несмотря на века религиозного разделения, так часто оборачивавшегося кровавой борьбой, христианский мир сознавал еще свое единство. Потом о Византии забыли. А когда вспомнили — сравнительно совсем недавно, — то вспомнили уже не как свое прошлое, не как забытый отрезок своей истории, своей традиции, а как таинственный, красочный и малопонятный «Восток». Византию стали «открывать», как открывали в век ненасытного…

Продолжить чтение Правда византинизма

V Вселенский собор. К 1400-летию созыва его в Константинополе (553–1953)

V Вселенский собор, созванный императором Юстинианом (527–565), не имеет такого ярко выраженного «лица», как I (Никейский, 325) или IV (Халкидонский, 1500-летний юбилей которого мы праздновали два года тому назад). Он не провозгласил ни нового вероопределения, ни новых канонических правил. Тем не менее значение его в истории Церкви большое, и православным христианам следует помнить и знать о нем. Века с V-го по VII-й отмечены в жизни Церкви великой богословской борьбой, посвященной целиком догмату о двух природах в Христе Иисусе — Божественной и человеческой —…

Продолжить чтение V Вселенский собор. К 1400-летию созыва его в Константинополе (553–1953)

IV Вселенский собор в Халкидоне

С чисто исторической точки зрения Собор в Халкидоне положил начало кризису в жизни Церкви1. Первый великий раскол, до сих пор разделяющий христианский Восток, имеет своей причиной Халкидон. И если мы хотим, чтобы истина и догматические достижения IV Вселенского собора были основой церковного единства, не должны ли мы постараться понять, почему для столь многих христиан эта истина стала соблазном и камнем преткновения? Причину этого двойного значения Халкидона, его успеха и его исторической неудачи, следует искать в центральном событии всей истории Церкви, и особенно Церкви…

Продолжить чтение IV Вселенский собор в Халкидоне

Неизданное произведение св. Марка Ефесского «О воскресении»

1 Православный герой печального Флорентийского собора св. Марк Ефесский, в последние годы перед падением Империи ставший живым средоточием сопротивления «неправедной унии», естественно, больше всего именно с этой точки зрения привлекал к себе внимание историков. Так, только его полемические противолатинские произведения, изданные сначала вместе с некоторыми другими в греческой «Патрологии» Миня (кардиналом Гергенретером)1, сравнительно недавно удостоились примерного по полноте и научной «акривии» переиздания одним из лучших католических византологов — покойным L. Petit2. Огромная же часть его литературного наследства доселе не издана и хранится в…

Продолжить чтение Неизданное произведение св. Марка Ефесского «О воскресении»