Служение любви и терпения. Памяти Блаженнейшего

Утро субботы стало тревожным. Звонок в половине седьмого от благочинного: Блаженнейший отошел ко Господу. До литургии служим панихиду, сугубо молимся за упокой на литургии… Было понятно, что это случится скоро. Но до последнего не верилось, что это может произойти сегодня. Завершилась целая эпоха в жизни Украинской Православной Церкви.

Блаженнейший Митрополит Владимир принял управление Украинской Православной Церковью 22 года назад, летом 1992 года, когда его избрали на Киевский престол участники Харьковского собора. Украинец по происхождению и по складу души, уроженец села Марковцы на Хмельниччине, Виктор Маркиянович Сабодан, младший из четырех детей в семье, занимал многие ответственные церковные посты и везде показал себя человеком с большим и открытым сердцем.

Блаженнейший Митрополит Владимир за последней литургией в Спасо-Преображенском соборе в Киеве. 14.10.2013
Блаженнейший Митрополит Владимир за последней литургией в Спасо-Преображенском соборе в Киеве. 14.10.2013

Блаженнейший получил лучшее в свое время духовное образование — в 1962 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, затем, в 1965 году, — аспирантуру при Московской духовной академии. Преподавал в Одесской духовной семинарии, где вскоре стал ректором. Кругозор святителя расширился, когда Церковь благословила ему послушания заграницей: в 1966 году он был заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, в том же году рукоположен в епископы с поручением быть представителем РПЦ во Всемирном совете Церквей. С внутренней жизнью Киевской епархии ее будущий предстоятель познакомился в 1968 году, когда был назначен на Переяслав-Хмельницкое викариатство. Ректор Московской духовной академии, Патриарший экзарх Западной Европы, Управляющий делами Московского Патриархата… Послужной список Блаженнейшего впечатляет, но все же главное служение его жизни — это предстоятельство в Украинской Православной Церкви.

Блаженнейший Владимир принял управление Украинской Православной Церковью в очень непростое время, а отошел ко Господу в еще более сложное. В 1990 году Украинский экзарзхат РПЦ получил Томос (грамоту) от Патриарха Алексия Второго, которым провозглашалсь Украинская Православная Церковь в качестве независимой и самостоятельной в управлении. В ноябре 1991 года УПЦ на своем Соборе под председательством митрополита Филарета (Денисенко) решила обратиться к Патриарху Московскому с прошением о даровании УПЦ полной канонической самостоятельности, то есть автокефалии. Под этим обращением подписались все епископы УПЦ (хотя позже трое из епископов свои подписи отозвали). Вопрос о самостоятельности УПЦ был отнесен на рассмотрение Поместного собора РПЦ (однако на следующем Поместном соборе 2009 года, на котором был избран Святейший Патриарх Кирилл, этот вопрос не вносился в повестку дня и не рассматривался). В 1992 году митрополит Филарет неожиданно провозгласил образование Киевского патриархата. Не согласные с таким решением епископы на соборе в Харькове избрали своим Предстоятелем митрополита Владимира, занимавшего на то время Ростовскую кафедру. В Украине начиналась борьба за приходы между юрисдикциями, иногда превращавшаяся в стычки и побоища. Была угроза захвата и Киево-Печерской лавры.

Новый предстоятель оказался тем, кто смог сохранить хрупкий мир в Украинской Православной Церкви. О нем можно сказать словами Евангелия: «Трости надломленной не переломит, льна курящегося не угасит». Он старался действовать не принуждением, но любовью и терпением, как настоящий человек Божий.

С тех пор выросло целое поколение людей, которое не помнит Украинской Православной Церкви без Блаженнейшего Владимира. Я поступил в семинарию через год после того, как Блаженнейший взошел на Киевский митрополичий престол. Помню, с каким трепетом мы, молодые семинаристы, молились на его службах а затем шли с ним крестным ходом из Трапезного храма на Ближние пещеры. Блаженнейший произносил проповедь не в конце службы, а после Евангелия. Его слова были словами не ученого, но пастыря, обращающегося прежде всего к сердцу и воле человека. От его рук я принял и пресвитерскую хиротонию.

Блаженнейший Митрополит Владимир за последней литургией в Спасо-Преображенском соборе в Киеве. 14.10.2013
Спасо-Преображенский собор в Киеве. 14.10.2013

Во всех ситуациях Блаженнейший оставался человеком с большим, любящим и верным сердцем. Для нас, выросших и сформировавшихся в Киевских духовных школах, как-то совершенно дико звучали первые известия о высокопоставленных церковных иерархах, передвигающихся с охраной даже по алтарю. Ведь к Блаженнейшему всегда можно было просто подойти и взять благословение или переговорить. Конечно, рабочий день Предстоятеля был расписан по минутам. Но во время службы или после нее ничто не преграждало путь к Блаженнейшему. Уже стали притчей истории о случайных встречах совершенно нецерковных людей с Митрополитом во время его обычных вечерних прогулок по саду возле Митрополии в Лавре… Однажды была идея огородить территорию предстоятельской резиденции, но Блаженнейший не позволил, он сказал: «Не нужно закрывать эту территорию. Это Лавра, святыня, и люди сюда приходят помолиться, пусть здесь все будет для людей».

Блаженнейший был необычайно внимателен к слову. Помните эпоху, когда еще писали бумажные письма? На каждое из них Митрополит Владимир обязательно отвечал. Еще более внимательно он редактировал все обращения, послания и интервью от своего имени. В середине 2000-х было в обычае подготовка интервью пресс-службой, а затем авторизация текста Предстоятелем. Но все равно сам Блаженнейший неизменно внимательно вычитывал каждую запятую, каждый нюанс в тексте. Когда я работал главным редактором портала «Православие в Украине», мне посчастливилось взять интервью у Митрополита Владимира в ходе беседы под диктофон. В последующие годы подобные «живые» интервью Предстоятеля стали появляться все чаще… и мысли Предстоятеля с годами становились все смелее.

Первый пресс-секретарь Митрополита Владимира Святослав Речинский называет жизнь Предстоятеля мученической. Это действительно так. Своим терпением он смог удержать в Церкви людей с очень разными взглядами — от митрополита Черкасского Софрония до митрополита Одесского Агафангела. Во всяких спорных ситуациях владыка предпочитал действовать мягкостью, и скорее погрешить в милосердии, нежели в строгости. Он позволял расцветать всем цветам.

С самого начала своего служения Блаженнейший благословлял священникам использовать украинский язык в богослужении — при условии, что этого желает большинство прихожан. С его же благословения на некоторых приходах ради церковного мира не возглашалось имя Патриарха Московского. Под его председательством Собор УПЦ в декабре 2007 года осудил так называемое «политическое православие» — привнесение политических лозунгов в церковную проповедь, чем очень грешили некоторые околоцерковные общественные организации. В 2008 году митрополит Владимир проявил мужество в отстаивании самостоятельности УПЦ после принятия изменений и дополнений к Уставу, когда Московский Патриархат пытался усвоить себе право утверждать закон, регламентирующий внутреннюю жизнь УПЦ. В 2009 году в интервью российскому Newsweek, отвечая на вопрос об объединении украинского православия и автокефалии сказал следующее:

— Враг рода человеческого позавидовал нам, что мы в единстве. И разделил Враг. И мы теперь мучаемся и надеемся, что удастся воссоединиться православной Украине. Тогда церковь будет еще сильнее, и количественно, и качественно. Статус автокефальной церкви может получить церковь, которая едина в этом вопросе, а не разделившаяся из-за этого. Поэтому для нас важен не вопрос статуса УПЦ, а ее единство.

— И все-таки вам нужен автокефальный статус или нет?

— Этот статус должен венчать все наши усилия. Но сначала нужно достигнуть единства. Статус можно утвердить любой, приемлемый или неприемлемый. Но он должен привести людей к пониманию того, что они единоверные, единокровные. Надо стремиться к тому, чтобы и страна процветала, и церковь беспрепятственно исполняла свое призвание и вела социальное служение: образование, миссия, проповеди и т. д. Автокефалию можно дать в любое время, но нужно, чтобы люди были едины во Христе, я уже не говорю о менталитете, национальном чувстве и проповеди. Против воли народа автокефалию давать нельзя, потому что это приведет к новым расколам. А мы теперь знаем, что это такое — расколы, особенно церковные. Должно водвориться взаимопонимание, а не та вражда, которая у нас порой, к сожалению, возникает.

Блаженнейший стремился всегда быть со своим народом, со своей паствой. Надо ли говорить о том, с какой любовью встречали Предстоятеля во всех епархиях — от Волыни до Луганска, от Крыма до Сумщины? Молитва Блаженнейшего тоже охватывала весь народ. Особенно важно было для многих украинцев услышать от УПЦ слова молитвы о жертвах Голодомора и оценка этой трагической страницы нашей истории как геноцида, кровопролитной войны сталинского режима, стремящегося уничтожить саму душу народа и привести его к полному духовному рабству.

Спасо-Преображенский собор в Киеве. 14.10.2013. Фото Сергея Гаджилова
Спасо-Преображенский собор в Киеве. 14.10.2013. Фото Сергея Гаджилова

Блаженнейший Владимир был необычайно «компанейским» человеком. Он любил собираться с родными и друзьями за столом, делиться мыслями и воспоминаниями, знал и любил петь множество украинских песен. У него был дар хорошо и непринужденно относиться ко всем людям, с первых слов он мог расположить к себе собеседника. Владыка сам говорил: «Я люблю людей. Я люблю общаться с людьми, и это является смыслом моей жизни. Украинский народ — это мой народ, это та паства, которую вручил мне Господь, и сколько я буду жить, столько и буду служить ему».

И он не бросал друзей. Осенью 2011 года митрополит заболел, и ему становилось все хуже и хуже, так что в начале 2012 он уже с трудом мог управлять Церковью. Тогда Синод УПЦ в отсутствие Блаженнейшего принял решение об отстранении от ряда должностей личного секретаря Предстоятеля — архиепископа Александра (Драбинко), обвинив его ни много ни мало в «хуле на Святого Духа». Вскоре после этого, когда многие в УПЦ уже «похоронили» Предстоятеля, Блаженнейший пошел на поправку. Вскоре он так высказался о решении Синода: «Хула на Духа Святого — это очень серьезно. Нельзя бросаться такими фразами. Это не выдерживает никакой критики. С такими вещами шутить нельзя… Мое личное отношение к этому человеку (владыке Александру) не изменилось. Я его знаю давно. Он много похвального сделал для церкви, несмотря на молодые годы, и верю, что еще много сделает. В его честности нет сомнений». Нельзя сказать, что Митрополит Владимир не видел недостатков среди своего окружения или сам был человеком без недостатков. Но он умел видеть в людях лучшее и в это лучшее верить. И он не был предателем.

Конечно, как всякий человек, плоть носящий и в мире живущий, Блаженнейший не был безгрешным. Но идеальные персонажи бывают только в сказках, и не было таких святых, что не допускали бы в жизни промахов. Пройдет время, и историки, вероятно, смогут дать объективную оценку его управлению Церковью. Не время делать это сейчас. Как бы там ни было, Митрополит Владимир понес такое бремя, которое по плечу единицам. Давайте оставим и ему право на ошибку — о которой, возможно, мы еще не знаем. Однако факт в том, что в Украине Блаженнейший Владимир пользовался огромным уважением у всех людей — не только в нашей Церкви, но и у «филаретовцев», греко-католиков, «автокефалов», и просто в светских кругах.

Последние месяцы жизни Предстоятеля пришлись на период испытаний для украинского общества, а с ним — и для Церкви. В середине прошлого года Блаженнейший осторожно поддержал начатый правительством Януковича курс на евроинтеграцию. После разгона первого «Евромайдана» в Киеве, когда народ стал массово выходил на акции протеста, 10 декабря Митрополит Владимир подписал обращение Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, в котором осудил акты насилия и жестокости, призвал действующую власть обеспечить конституционные права и свободы граждан, не применять силу против мирных собраний, принять во внимание требования участников протеста, а также провести непредвзятое расследование случаев провокаций и силового противостояния, и наказать виновных. Власть к голосу Предстоятеля Церкви тогда не прислушалась…

Все годы Предстоятель молился о единстве украинского православия, но так и не увидел его исполнившимся. Он считал, что мы должны смотреть на этот вопрос с точки зрения христианской ответственности, но в то же время не давать повода для новых разделений. Поэтому лучшей данью памяти новопреставленному Блаженнейшему Владимиру от нас, его духовных чад, будет учиться тому вниманию к людям, терпению и любви, которыми он собрал всех нас. Страданиями Господь очистил душу служителя Своего, верного епископа Церкви Христовой, чтобы принять его в селения праведных.

Правмир

Google

Залишити відповідь