Канонизация новомучеников Эстонской церкви

В одном из русских монастырей во Франции – в Покровском монастыре в Бюсси – находятся мощи святого праведного Алексия Южинского (1867-1934). Алексей Медведков родился в Смоленской губернии, был рукоположен во пресвитера еще в 1896 г., по благословению св.Иоанна Кронштадтского: в новом храме в Бюсси фрески с их изображениями находятся близко друг к другу. 23 года о.Алексий прослужил сельским священником возле Ямбурга, и, будучи приговорен большевиками к смертной казни, чудом сумел выбраться в 1919 г. в Эстонию, где прожил 10 лет. В Эстонии он работал на шахте, чтобы прокормить семью, и служил священником в городе Йыхви, который известен всем, кто когда-либо ездил поездом в Пюхтицкий монастырь. В этом же храме в 1950е гг. начинал свое священническое служение будущий патриарх Московский Алексий (Ридигер).

В 1930 г., после смерти жены, о.Алексий Медведков переехал во Францию по приглашению митр. Евлогия (Георгиевского). Последним местом его служения стал шахтерский город Южин в Савойе. Исповедник (его лицо было полупарализованным после избиений у большевиков), смиренный приходской пастырь, окруженный людьми самых сложных судеб, он умер от общего рака в 1934 г. В 1956 г., при переносе кладбища, мощи его были найдены нетленными. Он был перезахоронены на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.

В 2004 г. о.Алексий был прославлен в лике святых Вселенским патриархатом вместе с четырьмя новомучениками из числа русской эмиграции во Франции, погибшими в нацистских лагерях (о.Дмитрий Клепинин, мать Мария (Скобцова), Илья Фундаминский и Георгий Скобцов, сын матери Марии).

Помимо русского зарубежья, св. Алексий Южинский особо почитается в Смоленский епархии, откуда был родом, и в Эстонской церкви, служению которой он посвятил десять лет.

aleksiy_yujinsriy

Православная церковь в Эстонии в 1920-30е гг. (как и в соседней Финляндии) жила как автономная церковью под верховных покровительством Вселенского патриарха. Дальнейшие различия обусловлены разным исходом Второй Мировой войны для Эстонии и Финляндии: советская оккупация Прибалтики в 1939 г. (а затем и 1944 год) прервала как связи русских православных эмигрантов в Прибалтике с зарубежьем, так и развитие эстоноязычного православия. В конце войны православная церковь в Эстонии лишилась своей автономии и стала епархией Московского Патриархата. В настоящее время в Эстонии существуют вместе как епархия Московского Патриархата, так и Эстонская Апостольская Православная Церковь (автономная церковь в составе Вселенского Патриархата), восстановленная в середине 90-х гг. Как писал в 2002 г. нынешний архиепископ Сурожский Елисей (Ганаба) (а в те годы – сотрудник ОВЦС МП): «Мы не оспариваем преемственности приходов, находящихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата… Церковь в Эстонии, бывшая единой до войны, разделилась на две юрисдикции» (НГ религии, 07.12.2002). Хотя епархия Московского патриархата воспринимается как «русская», а Эстонская Апостольская Церквоь – как «эстонская», тем не менее митрополит первой является этническим эстонцем, а около трети духовенства последней – этническими русскими. Интересно, что вместе православные Эстонии уже более многочисленны, нежели эстонские лютеране…

Репрессии 1940-1941 гг. сразу же коснулись православной церкви, как русских эмигрантов, так и эстонцев. Ситуация в Эстонии после советской оккупации 1940 г. хорошо отражена в воспоминаниях покойного патриарха Алексия. Его отец – Михаил Ридигер – был рукоположен в диаконы как раз перед входом в страну Красной армии. «Перед войной, – вспоминал Патриарх, – нам грозила высылка в Сибирь. Только случай и чудо Божие нас избавило. После прихода советских войск к нам в пригород Таллина приехали родственники по линии отца, и мы им предоставили свой дом, а сами перешли жить в сарай, там у нас была комната, где мы и жили, с нами были две собаки. Ночью за нами приехали, обыскали дом, ходили по участку, но собаки, которые обычно вели себя очень чутко, ни разу даже не гавкнули. Нас не нашли. После этого случая, до самой немецкой оккупации, мы уже в доме не жили».

В феврале 2012 г. Константинопольский патриархат канонизировал одиннадцать человек из тех, кто погиб за веру в первый год советской оккупации. Это те мученики – русские и эстонцы – среди которых могла оказаться и семья покойного патриарха Алексия (Ридигера). Некоторые из новопрославленных мучеников Эстонской православной церкви были тесно связаны с русской эмиграцией во Франции. Как говорил митр. Таллинский Стефан в своей речи на конгрессе Православного братства Западной Европы (Страсбург, 27 мая 2012): «Среди [11 эстонских новомучеников, пострадавших в 1940-1941 гг.] есть и священник Иоанн Сергеев, который учился в Свято-Сергиевском православном богословском институте, и Иоанн Лаговский, которого еще хорошо помнят в Русском студенческом христианском движении, они оба 1930-1935 гг. жили некоторое время в Париже».

ivan_lagovsky

На фото: Иван Аркадьевич Лаговский

Представляем вашему вниманию русский перевод послания Вселенского Патриарха и самого акта о канонизации мучеников. Текст приводится по изданию Эстонской Апостольской Православной Церкви (Metropolia. Nr 60. Suvi 2012. P.14)

 

Послание Святейшего Патриарха Варфоломея Митрополиту Стефану

Для прочтения на Соборе Православной Церкви Эстонии 2012 г.

Высокопреосвященнейший митрополит Таллинский и всея Эстонии Стефан, возлюбленный брат и сослужитель Нашего Смирения, благодать Божия да пребудет с Вами!

Доводим до Вашего сведения, что на основании предоставления Вашего Высокопреосвященства и по рекомендации нашего канонического совета мы синодальным решением причисляем к лику святых мучеников Церкви одиннадцать человек, которые исповедовали свою веру в первый и поистине мученический для вашей Церкви первый год советской оккупации (1940-1941), были высланы или арестованы, испытали на себе плеть, кандалы, заточение. Вот их имена: протоиерей Василий Ристкок, иереи Иоанн Краав, Иоанн Сергеев, Артемий Ваппер и Николай Лейсман, диаконы Василий Астанин и Петр Козлов, матушка Марфа Лейсман и миряне Иоанн Лаговский, Феодор Петай и Анна Петай. Их память будет ежегодно совершаема 14 июня.

С великой радостью сообщаем это Вашему Высокопреосвященству сим письмом и от всего сердца сорадуемся вместе с Вами тому, что мученическая смерть вышеупомянутых добре страдавших и венчавшихся стала известна всей Церкви. Прилагаем также равноценную и действительную копию патриаршего и синодального акта, который внесен вместе с подписями в Книгу актов Великой и Святой Матери-Церкви Христовой, для того, чтобы по установленному порядку его зачитали в церквях и внесли в архив вашей святой Церкви. Испрашиваем для Вас Божие благословение и безмерную щедрость.

+ Варфоломей,

Любящий Вас брат во Христе

 

АКТ № 124

О причислении одиннадцати человек, принявших мученическую кончину в первый год советской оккупации Эстонии (1940-1941) –

протоиерея Василия Ристкока, иереев Иоанна Краава, Иоанна Сергеева, Артемия Ваппера и Николая Лейсмана, диаконов Василия Астанина и Петра Козлова, матушку Марфу Лейсман и мирян Иоанна Лаговского, Феодора Петай и Анну Петай –

к лику святых Православной Церкви Эстонии.

Святая Церковь Христова почитает, прославляет и величает благочестивым поминовением и богослужениями тех, кто отличался праведной и святой жизнью и полностью посвятил себя служению Богу и ближнему и любви к ним, и принял мученическую кончину, стоя за непорочную веру православную – во славу Христа, Дающего всякому, почитающему Его, причаститься Его славы. Православная Церковь просит у святых мучеников молитв и предстательства пред Человеколюбивым Богом во оставление наших грехов, исцеление немощей и болезней и всего полезного для души и духа народа Господня.

Так жили и мученически пострадали за православную веру протоиерей Василий Ристкок, иереи Иоанн Краав, Иоанн Сергеев, Артемий Ваппер и Николай Лейсман, диаконы Василий Астанин и Петр Козлов, матушка Марфа Лейсман и миряне Иоанн Лаговский, Феодор Петай и Анна Петай, в XX веке в земле Эстонской просиявшие.

Они остались в памяти Церкви как образ церковной добросовестности и хранения унаследованного от апостолов сокровища православной веры. Они исповедовали православие и его истины в тяжелые времена в испытаниях и мучениях, которые они в свое время претерпели, и верою стяжали Царствие Небесное, устанавливая истину и верша справедливость, будучи изгнаны или заключены в темницы, испытав на себе плеть, кандалы и заточение в первый год советской оккупации Эстонии (1940-1941).

Посему Наше Смирение совместно с окружающими Нас преосвященными митрополитами, возлюбленными Нашими братьями и сослужителями о Святом Духе, решило – принимая во внимание богоугодный образ жизни вышеназванных людей, сияние, говорящее об их святости, их постоянную и неустанную борьбу за православие, их смелое исповедание веры во дни гонений и испытаний даже до мученической кончины и принесения всего себя в жертву, и учитывая общую пользу для верующих, почитающих святую их память, а также все то, что упомянул в своем представлении Наш возлюбленный брат во Христе, преосвященный митрополит Таллинский и всея Эстонии Стефан, выражающий и подтверждающий единое желание и просьбу благочестивой паствы причислить к лику святых здесь перечисленных, столь много поработавших и постаравшихся на благо православия и претерпевших мученическую смерть, и воздать им славу и честь, которой достойны святые.

Засим мы синодально устанавливаем и повелеваем в Духе Святом отныне и до века причислить к лику святых мучеников Церкви достойных церковного совершения памяти протоиерея Василия Ристкока, иереев Иоанна Краава, Иоанна Сергеева, Артемия Ваппера и Николая Лейсмана, диаконов Василия Астанина и Петра Козлова, матушку Марфу Лейсман и мирян Иоанна Лаговского, Феодора Петай и Анну Петай, которых верующие да почитают и славословят ежегодно 14 июня.

В ознаменование и засвидетельствование сего выдан сей патриарший и синодальный акт, подписанный и внесенный в святую Книгу актов Великой и Святой Церкви Христовой, точная копия которого послана преосвященному митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Стефану для хранения в архиве его Церкви.

22 февраля лета Господня 2012, 5 индикта

+ Варфоломей, Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх,

+ Константин, митрополит Никейский,

+ Амвросий, митрополит Карпатский и Касский,

+ Иаков, митрополит Принцевых островов,

+ Димитрий, митрополит Севастийский,

+ Евгений, митрополит Рефимнский и Авлопотамский,

+ Стефан, митрополит Каллиупольский и Мадитский,

+ Григорий, архиепископ Фиатирский и Великобританский,

+ Иоанн, митрополит Пергамский,

+ Мелитон, митрополит Филадельфийский,

+ Герасим, митрополит Сан-Францисский,

+ Амвросий, митрополит Корейский,

+ Елпидифор, митрополит Бурсы.

Точная копия оригинала

Патриархат, 17 апреля 2012.

Генеральный секретарь Священного Синода Архимандрит Варфоломей.

 

Залишити відповідь