Очерки об истории Свято-Макариевской церкви Киева. Часть 2

Окончание. Читайте также начало статьи.

В 70-х годах обнаружилось, что стены храма северо-восточной стороны совсем обветшали и требуют капитального ремонта. Сложность такого ремонта заключалась в том, что расходовать церковные средства на ремонт без разрешения властей церковь не могла, а власти всячески стремились подвести здание в разряд аварийных и таким образом закрыть «культовое сооружение».

Только благодаря грамотному заключению архитекторов, приглашенных о.Георгием Полупанова А.С., Иваненко И.Д., Мамаенко Л.В., при активном содействии зам. председателя райисполкома Захожей Т.В. разрешение на ремонт удалось получить и прогнившие балки и доски были заменены.

Тогда (1973) много потрудились при ремонте храма архитекторы Мамаенко Лидия, Карпов Яков; художники Вадов Aнатолий, Шумаков Валентин, искусствовед Парахин Василий с женой Богданкой, Мищенко Михаил со своей семьей; Василий Костюков , инженер-строитель Витебский Семен; Забаренко Петр, Багинский Юрий, Гаврилюки Виктор, Анна и их дочь Нина, Раевы Леонид и Анна, Кудрицкий Петр с сыном, Колга Ольга, Кузовкин Павел, Сказа Григорий, Вернигора Юлия и др.

Благодаря труду этих беззаветных тружеников были восстановлены обветшалые элементы постройки, покрашены потолки, полы и стены, отремонтированы окна, расписаны стекла в окнах красочным орнаментом; а на стенах была установлена трафаретная роспись в виде крестов, обрамленных гроздьями винограда.

Особое место в жизни о.Георгия занимала благотворительности. Он часто говорил: «Без добрых дел никак не возможно угодить Богу!», и добавлял: – «Вера ведь без дел мертва – вот так». У батюшки в церкви благотворительность была многоцелевая. Во-первых, были определены люди и семьи остро нуждающиеся в материальном обеспечении. Это были и одинокие старики, которым по указанию батюшки Георгия М.И.Токарева, М.В.Шульженко, Х.Д.Хвош, А.П. Карпенко после службы разносили панихидные приношения. Во-вторых, были определены многодетные семьи, которым так же обеспечивалась помощь через А.К.Заброду, М.И.Токареву, А.П.Карпенко, П.М.3абаренка, Г.П.Веремея. В-третьих, батюшка много способствовал в лечении больных через врачей Л.С.Озерную, Г.П.Веремея, Е.В.Селецкую, М.В.Островскую. Своеобразно оказывал о.Георгий помощь «опальным» и престарелым священникам. Почти до самой своей смерти окормлялся батюшкой 104-ех летний о.Гавриил. Священник Гавриил был замечательным литургистом и хорошо разбирался в церковном пении. Ему отец-настоятель предоставлял читать поминовения и вынимать просфоры и как бы за это выделялась о.Гавриилу лепта. К чтению поминовений батюшка привлекал и некоторых прихожан, достигших преклонных лет и много потрудившихся в церкви (В.В.Сивай, Н.Ф.Булава и др.) и за труды он оказывал им помощь.

Батюшка Георгий много помогал «опальному» о.Алексею Левицкому. Протоиерей Алексей Левицкий был советскими властями снят с регистрации за то, что, когда закрывали Андреевскую церковь, он отказался сдать ключи от церкви уполномоченному. Снятие с регистрации лишало священника средств существования. И чтобы как-то поддержать опального батюшку о.Георгий направлял к нему людей с требами (крещение, похороны и т. п.) Дело в том, как это было выше сказано, большевистская власть нарушая свой же закон, с 30-х годов стала требовать регистрацию лиц совершающих требы в церкви с указанием паспортных данных для ограничения потока желающих совершать требы в церкви. Многие боялись, и не без основания, давать свои паспорта, поскольку эта мера приводила к притеснениям этих людей со стороны партийных органов, вплоть до снятия с квартирного учета, лишения родительских прав или отстранения от работы. Именно таких людей о. Георгий направлял к о. Алексею и к другим бесприходным батюшкам, поддерживая, таким образом, в трудное для них время. Конечно, сам он рисковал и мог лишиться регистрации, но стремление помочь нуждающимся и большая Вера Богу преодолевали чувство самосохранения.

Батюшку Георгия всегда окружали замечательные помощники. Все стремились помочь ему: и учитель В.Сивай, и профессор Квитницкий, и почтальон Н.Булава, и подполковник мед. службы Г.Веремей, и повар Валентина Сергеевна, и проводник Л.Раев, Мария Николаевна Цыба – медсестра, которая постоянно делала перевязки матушке Анне Сергевне, а позже о.Георгию, и многие, многие другие, люди церковные и не церковные, богатые и бедные.

Одной из таких помощниц была Груня – монахиня Аграфена. Несмотря на преклонный возраст – 89 лет – была пономарем. В алтаре ее стараниями всегда было пристойно и аккуратно прибрано. У неё была примечательная особенность: во время Богослужения она понимала батюшку без слов и в алтаре была такая тишина, будто священник там один.

Когда матушку Груню ее брат-священник забрал в Грузию, послушание пономаря стал нести Дмитрий Иванович Ткач. Он одновременно исполнял обязанности казначея. Всех поражала его изумительная аккуратность и безупречная порядочность. Даже на Троицын день, когда в храме была масса людей и духота была такая, что все стояли мокрые до ниточки, он не позволял себе расслабиться и снять пиджак. Дмитрий Иванович был чрезвычайно предан батюшке и беззаветно отдавал всего себя служению в Св.-Макариевской церкви. Он и скончался, придя домой, после всенощной на Крестовоздвижение.

После Дмитрия Ивановича послушание пономаря и казначея стал нести Никита Яковлевич Гайдук. Поле его деятельности, особенно после кончины батюшки, было весьма широкое. Как-то автора этих строк какие-то деловые люди, узнав, что настоятеля о.Анатолия нет, спросили: «А заместителя настоятеля мы можем увидеть?» Оказалось, что они хотели видеть Никиту Яковлевича по вопросу укладки асфальта на улице около храма. Вообще-то о деятельности семьи Гайдук на благо Св.-Макариевской церкви нужно говорить особо. Так жена Никиты Яковлевича Мария Сергеевна, и свешница, и повар, и вообще — хозяйка в трапезной и просфорне. Дочь его Светлана Никитична несет клиросное послушание. Внук его Олег несет послушание пономаря и звонаря. И вся семья трудится безвозмездно.

При настоятельстве о.Георгия в Св.-Макариевской церкви были старостами: Шульженко Мария Васильевна, Фокин Борис Иванович, Борис Степанович Ходорко, Дарья Ващенко, Харитина Даниловна Шармовская, Мария Гавриловна Шлопацкая, Яков Яковлевич Китаев, Михаил Маркович Мищенко, Григорий Петрович Веремей; регентами: Степан Васильевич Бурлак, Иван Семенович Черняхивский, Александра Григорьевна Полупанова; псаломщиками: Кушнарчук-Ильчук Александра Андреевна, Федор Стенович Крейда, Леонид Емельянович Яскевич, Николай Петрович Петропавловский, Мария Кузминична Никитина; бухгалтером считалась М.И.Токарева, но всю документацию, бухгалтерию и переписку вела Анна Сергеевна Едлинская — жена о.Георгия.

Весьма своеобразно о.Георгий устроил процесс православного обучения и воцерковления молодежи. Он использовал опыт Киевской духовной Академии 1921 г. Когда большевистская власть закрыла Академию, профессора стали давать уроки студентам на дому, так же они принимали экзамены и даже заслушивались работы на соискание звания «кандидат богословия». Так было и при о.Георгии. У батюшки был определен круг лиц, освоивших православное учение и способных передавать его другим. В этот круг входили: Карпова Нина Николаевна, братья Шиманские Гермоген и Иосаф, Шлопацкий Григорий Иванович, Яскевич Леонид Емельянович, Ильчук Александра Андреевна, Сивай Владимир Николаевич, Черняхивский Иван Семенович. Эти лица кроме религиозного просвещения широкого круга молодых людей, еще особо занимались с желающими стать на путь пастырского служения. И действительно, некоторые молодые люди, прошедшие школу о. Георгия, принимали сан священника. Многие из них считали о.Георгия своим духовным отцом и наставником, такие как о. Михаил Макеев, о.Леонид Свистун, о.Всеволод Рябчинский, свящ. Даниил, о.Михаил Суховей и мн. др.

С особо трогательной заботой батюшка относился к двум мальчикам: Юре и Феде (они двоюродные братья). Эти мальчики в Св.-Макариевскую церковь пришли 8-классниками. Их о.Георгий благословлял и в семинарию, и в армию (много им пришлось там пострадать из-за своих христианских убеждений), и в Духовную Академию. Один из этих мальчиков стал глубокоуважаемым протоиереем Георгием, преподавателем Киевской Духовной Академии, другой – архимандрит Феофан (Бурлака).

Отец Георгий мудро строил свои отношения с властьпредержащими. Правда, весной 1943г. на похоронах зверски убитых немецкими оккупантами жителей с. Антиповка, он в порыве возмущения неосмотрительно в проповеди сказал: «…кровь невинно убиенных вопиет к отмщению!..» Тогда, за эти слова оккупанты могли бы лишить жизни дерзкого священника, но жителям с. Рыжевки и с. Антиповки полюбился сердечный любвеобильный батюшка, и никто его не выдал.

Как-то автору этих строк дочь проф. Селецкого Екатерина Владимировна передала беседу о. Георгия с уполномоченным. Это было в 1964г., когда власти под руководством Н.Хрущева решили покончить с религией и начали с обложения священнослужителей непосильными налогами. Сейчас дословно восстановить эту интересную беседу нет возможности, но дух ее и содержание, хотя бы в общих чертах, передать необходимо, поскольку эта беседа отражает подспудную борьбу противоположных начал, борьбу жесткую, бескомпромиссную.

Когда о. Георгия вызвал к себе в Горсовет уполномоченный, то после обычных приветствий и вопросов о здоровье батюшки и его жены Анны Сергеевны чиновник, как бы радея о благе о. Георгия, спросил: — «Вам, наверное, трудно на Вашей Татарке? Не пора ли Вам перевестись на более солидное место, более соответствующее Вашему уровню?» На что батюшка ответил, что ему удаляться от дома надолго никак нельзя, поскольку жена его прикована к постели.

– «Да, да! — ,посочувствовал уполномоченный, — Вам нелегко живется. Да и церковь на отшибе, небогатая. Трудно ей Вас содержать».

– «Да мы с женой непритязательные и Бог не без милости», – ответил батюшка спокойно и умиротворенно.

– «Стало быть, доходы в церкви хорошие?», – оживился уполномоченный.

– «Могло быть и лучше. Только местные прихожане не из богатых. Сами знаете, ходят старички да старушки. Пенсионеры, одним словом», – разъяснил батюшка.

– «Так что? Местные старики не в состоянии содержать Вас и церковь? Церковь ведь деревянная, ветхая. Может и рухнуть без ремонта», – посочувствовал чиновник.

– «Старички, конечно, не много могут дать, все копеечки. Но они люди все мастеровые. Народ опытный, талантливый. И под ремонтируют, и покрасят. И, знаете, у них все по-хозяйски».

– «И много эти мастеровые берут за работу?»

– «Староста мне как-то говорила, что пришли старички поработать для церкви доброхотно, бесплатно».

– «Но это же беспорядок, – возмутился уполномоченный, – раз церковь не в состоянии платить за работу, ее закрывать пора».

На это о. Георгий рассудительно заметил:

– «Старички они заслуженные. Войну отстояли, победили супостата. Они христиане – работали много и честно. Закрыть храм несложно. А куда старому человеку податься? Церквей стало мало, а что есть – далеко. Разве в секту податься – там посочувствуют, помогут. Или выпивши с дружками, роптать да судачить станут».

Тут чиновник снизил голос и доверительно спросил:

– «Судачат, говорите? А о голодовке у вас там много судачат?»

А батюшка с живой заинтересованностью в свою очередь спрашивает уполномоченного:

– «А что, где-то есть голодовка?! Интересно! А я и не слышал! Да вот не знаю где, не знаю». (В тот год были затруднения с продуктами из-за аграрной политики Н. Хрущева).

После этого уполномоченный куда-то заторопился. Батюшку до времени оставили в покое. Было желание у властей закрыть церковь на «Татарке», но не закрыли. Слава Богу! По этому поводу батюшка часто говорил: «Вы знаете! Владыченька охраняет наш храм. Да вот и папочка его оберегает. (Владыченька – священномученик Макарий, а папочка – новомученик Михаил).

Но не только с уполномоченным беседовал о.Георгий. Он беседовал со всеми, кто бы к нему ни приходил. К нему шли люди разных вероисповеданий и с его помощью воцерковлялись. К нему шли люди разных национальностей и крестились. Так, например, с баптистским пастором батюшка вел богословские беседы часами, и они никогда не враждовали. К настоятелю Макариевской церкви постоянно тянулась интеллигенция и получала ответы на волновавшие ее вопросы. Его высокая духовность, всесторонняя образованность и абсолютная отдача себя людям привлекала к нему ученых математиков и педагогов, врачей и артистов. Его духовными чадами были: академик Боголюбов, проф. Яновский, проф. Попов, проф. В.В.Селецкий, искусствовед И.Г.Парахин, архитекторы – Е.Д.Корж, И.Д.Иваненко, А.С.Полупанов, Л.В.Мамаенко, художники – И.С.Ижакевич, А.М.Вадов, врачи – Е.В.Селецкая, Л.С.Озерная, Л.И.Лескоронская, М.В.Островская, Г.Л.Веремей, профессор консерватории М.И.Егоричева, доктора медицины М.В.Суховей и. Ю.Н.Квитницкий.

Священник Георгий Едлинский всего себя отдавал Богослужению и проповеди Слова Божиего. Его слова были просты, но они были проникновенны и трогали до глубины души. Он их не говорил, а переливал из сердца своего в сердца слушающих. В основном это были увещевания любящего отца к своим чадам. Он почти в каждой проповеди взывал словами Апостола: «Детки! Любите друг друга не словами, но делами!» (I Иоанн. 4:7). И благодаря его горячей любви к Богу и ближним о церкви священномученика Макария стало известно в Хабаровске и Ташкенте, в близком Париже, и в далекой Америке.

Как-то прихожанин Св.-Макариевской церкви Владимир Ч. был паломником в Иерусалиме. Он там разговорился с одним монахом. Когда же этот монах узнал, что Владимир из Киева, то спросил: «А в какой церкви Вы там молитесь?». В.Ч. ответил: «Да вы эту церковь не знаете. Это маленькая деревянная церковь священномученика Макария.» Тогда монах возбужденно спросил: «Это там где служит о.Георгий? Как он там?» – удивленный В.Ч. ответил: «Уже не служит, почил». Собеседник был очень огорчен этим известием.

Подобный случай произошел в 1995г. и с Семеном Витебским в монастыре св. равноапостольной Марии Магдалины, где иеромонах Павел, ранее бывавший в Киеве, узнав, что С.В. окормляется в Св.-Макариевской церкви, справился об о.Георгии. Знали об о.Георгии и справлялись о его здоровье у С. Витебского и в Св.-Почаевской Лавре, когда он был там с паломниками.

Несмотря на то, что Богослужения в Макариевском храме были весьма продолжительные – иногда после Литургии начиналась Вечерняя следующего дня через час – но усталости не замечалось. Обычно после Литургии батюшка Георгий совершал молебен с водосвятием, которое заканчивалось окроплением освященной водой всех и каждого – никто не оставался незамеченным. Только в Макариевском храме круглый год вечером по пятницам совершались паростасы. Кроме того, далеко за пределами Киева, было известно, что в храме священномученика Макария, совершаются «крещение» умерших (абортируемых) младенцев. Собственно крещения как такового не совершалось, конечно, но проводилась покаянная исповедь, читалась соответствующая молитва из Требника и кающейся предлагалось оказывать посильную помощь роженицам. Но некоторые служители духовного звания, не разобравшись в сути дела, спешили клеймить батюшку Георгия даже в своих проповедях. А батюшка даже не оправдывался, а просто молился о них.

Священник о.Георгий был хорошим примером смирения, мудрого смирения. Потрясало душу всех молящихся, когда священник после вечерни в Прощенное воскресение каялся перед всем народом, и после каждой из трех покаянных исповеданий становился на колени перед народом и со слезами просил: «Простите меня, прошу Вас, простите!» И вся церковь повергалась на колени и стенала: «Прости, батюшка!» И у многих содрогалось сердце, и у многих слезы были в глазах. Чувствовалось тогда, что множество молящихся – это единая семья.

Очень трогательно и торжественно о.Георгий совершал Пасхальную заутреннюю. После Крестного хода и начала Пасхальной утрени в притворе, перед закрытыми дверьми храма, он крестом трижды ударял в закрытые двери. Двери распахивались и он радостно возвещал «Христос Воскрес!» И потом, после каждой песни канона, батюшка, словно на крыльях, витал с кадилом в битком набитой людьми церкви, слегка картавя, восторженно всех приветствовал – «Христос Воскрес! Христос Воскрес! Христос Воскрес!» После же окончания утрени батюшка, стоя на амвоне, христосовался со всеми, подходящими к нему. И сколько торжественной радости зажигалось в глазах прихожан, отходящих от батюшки после этого христосования!

С апреля 1984 года по благословению митрополита Киевского и Галицкого Филарета настоятелем Свято- Макариевской церкви стал священник Анатолий Затовский, из священнической семьи Затовских Кировоградской области. Своё прибытие в Свято-Макариевский приход о.Анатолий ознаменовал тем, что поставил за свой кошт красивое позолоченное обрамление (стенки) престола. Он не стал вводить новые порядки – все осталось так, как было заведено батюшкой Георгием. Такой же порядок Богослужений, такие же неспешные исповеди. Тот же староста, подполковник медицинской службы в отставке Веремей Григорий Петрович, тот же казначей Ткач Дмитрий Иванович, и тот же бухгалтер Токарева Мария Ивановна. И те же регент хора Полупанова Александра Григорьевна и псаломщик Яскевич Леонид Емельянович. Новый настоятель продолжил традицию увековечения памяти былых храмов и подвижников Церкви Христовой, начатую о. Георгием. Стараниями о. Анатолия в Св.-Макариевском храме были написаны иконы: св. апостола Андрея Первозванного – в день его памяти был освящён храм Священномученика Макария; святителя Димитрия Ростовского – этот храм был сооружён из стройматериалов разобранного храма святителя Димитрия, что был на старом Байковом кладбище; новомученников Черкасских, среди которых есть образ родственника о. Анатолия. Молодой батюшка приложил большие усилия к воссозданию былого великолепия храма на Юрковице. Его заботами были восстановлены купола над храмом и перенесены колокола с временной колокольни, сооружённой ранее о. Георгием, на новую колокольню. Купола восстанавливались по проекту Л.В.Мамаенко, которой по фотографиям удалось разработать чертежи куполов. Сначала «перестройки» 1985 г. положение церкви в государстве стало постепенно улучшаться. Легче стало добиваться от райисполкома разрешение на проведение ремонтных работ в храме. Был также разрешен звон в колокола. Не так строго стала относиться власть к посещению церкви молодёжью и участию её в хоровом пении.

В 1987 году, в связи с широкой подготовкой празднования тысячелетия Крещения Руси, исполнительному органу Св.-Макариевской церкви (Веремей Г.П., Мищенко М.М., Яскевич Л.Е. под руководством настоятеля о.Анатолия) удалось добиться у гражданских властей (председатель райисполкома Романюк, зам.председателя Захожая Т.В.) разрешения на право освоения церковного дома и прилегающих к нему территорий. И за два года (1987 – 1988 ) территория близь храма и церковного дома существенно преобразилась. Храм и церковный дом были основательно отремонтированы. При содействии зам. председателя райисполкома Тамары Васильевны Захожей, удалось вернуть церкви дом, в котором до октябрьского переворота 17-го года находилась церковно-приходская школа. Особенно больших материальных затрат и человеческого труда пришлось вложить на ремонт и переоборудование этого дома, который не ремонтировался с 1945 года. Сложность ремонта дома заключалась ещё в том, что дом дал осадку в сторону Нижне- Юрковской улицы, под которой протекает ручей Юрковица. Дом пришлось домкратить и укреплять фундамент, что успешно произвела бригада строителей под руководством А.Чеботарёва. В доме было оборудовано: две комнаты для занятий воскресной школы и для проведения репетиций церковного хора, библиотека, две комнаты под просфорню, трапезная, две комнаты для семьи священника и отопительная газовая котельная. Кроме того, бригада А.Чеботарёва построила помещения общественного пользования. Большую помощь в освоении помещений и территорий оказала зам.председателя райисполкома Тамара Васильевна Захожая. Благодаря ей, была установлена лестница, соединяющая улицу Старая Поляна с улицей Лукьяновской. Она мудро посоветовала просить разрешение у райисполкома не на строительство, а на перенос помещений общественного пользования. Такой дипломатический ход упростил процедуру получения разрешения от райисполкома и ускорил производство работ. В процессе проведения ремонтных работ обнаружилось, что водопровод и канализация требуют основательного переоборудования. Эти работы успешно произвела бригада Божко Л.Б. В короткий срок храм был отремонтирован снаружи и внутри усилиями прихожан: Шушар И.В., Кудрицкого П.А. и его сына Сергея, Вернигора Юлии и её сестры с мужем, Кузовкина П.А., Багинского Ю.М., Гаврилюк Виктора и Анны, Раевых Леонида и Анны, Забаренко П.М., Мамаенко Л.В. и её сына Сергея, Витебского С.Л., Карпенко А.П., Кирпач Юрия и Виктора и многих-многих других прихожан-доброхотов. Благодаря энтузиазму молодого настоятеля о.Анатолия, храм Святого Макария преобразился. На потолке алтаря и храма были написаны и установлены замечательные иконы – панно работы Ю.Морозова, Л.В.Мамаенко и её сына Сергея. Примечательно, как постепенно церковь удалялась от вмешательства в её жизнь «уполномоченных». По законам совнаркома в церкви без разрешения «уполномоченного» ничего – ни ремонтировать, ни расписывать – не позволялось. Отец Анатолий решил на потолке храма написать панно с изображением Св. Троицы и Апостолов. без согласования с «уполномоченным». Написали. Установили. Каким то образом дошла информация до уполномоченного, что в Макариевской церкви расписывают потолки и он решил остановить «произвол». Вошёл в притвор, а в храм зайти не может- полы покрашены. С порога изворачивался, что бы увидеть потолок, но хоры не дали. Разрешение на покраску полов от райисполкома было.

Потом он приходил с комиссией по подготовке к празднованию 1000-летия крещения Руси. Обратил внимание на потолок и спросил:-«А это что?» Руководитель же комиссии отметил—«Это Вы о потолке? Красиво!» Так это и осталось. Вскоре были восстановлены купола, и колокольня заняла своё прежнее место. По воскресным и праздничным дням колокольный благовест стал разливаться по всей окрестности. Слышно было даже на Глубочице. Однако, церковь властям при держащим оставалась не свей организацией. Отец Анатолий загорелся желанием вернуть приходу дом в котором до переворота была церковноприходская школа. На данный момент из этого здания кож-венерический диспансер был удалён. Самопроизвольно это здание заняли бездомными собаками. Отец Анатолий много ходил по властным инстанциям с ходатайством, что бы этот, ранее церковный дом, отдали церкви для размещения там богадельни для престарелых одиноких граждан. Власти никак не могли понять – зачем престарелым одиноким гражданам нужна богадельня. Это не могли понять и любители бездомных собак. Они даже привлекли любителей животных из Германии, которые тоже удивлялись – зачем одиноким старикам богадельня. Власти предложили, что бы церковь за Святошино построила вольеры для собак. Любители же бездомных собак не соглашались так далеко отправлять собак. Конфликт прекратился неожиданно. То место , за которое шёл спор, понравилось какому-то генералу. Он привёз людей с ружьями и те нейтрализовали собак, которые сами куда то подевались. Там теперь стоит дом, а богадельни нет.

Весьма сложным и хлопотным было телефонное дело. Еще в 1980 году уполномоченный по делам религии Кузнецов А.Н. потребовал провести телефонную линию в храм. Был заказан проект, по которому силами Св.-Макариевского прихода нужно было произвести земляные работы от улицы Глубочицы через Шмелев Яр, по улицам Лукьяновской и Старая Поляна до храма. Проект этот не был осуществлен, поскольку по генеральному плану г.Киева было предусмотрено строительство жилого массива, согласно которому улица Шмелев Яр и часть улицы Лукьяновской аннулировалась полностью.

По другому проекту, опять же силами церкви и за её средства, нужно было проложить телефонную линию от пожарной части на Нижнее- Юрковской улицы до улицы Отто Шмидта. Были большие сложности из-за споров, какому району города Киева (Шевченковский, Подольский ) брать на баланс эту телефонную линию. И только благодаря усилиям о.Анатолия Затовского и старост Св.-Макариевского прихода Веремея Г.П. и Косицкого Н.Н. и их дипломатическим способностям этот уголок г.Киева был телефонизирован.

Эти работы были осуществлены с Божьей помощью еще при жизни о.Георгия.

22 декабря 1988 г. после непродолжительной болезни (перелом шейки бедра) ушел в лоно Отца Небесного долголетний окормитель Св.-Макариевской церковной общины священник о.Георгий Едлинский. Его торжественно упокоили на Байковом кладбище недалеко от храма. Три раза в год – 22 декабря, 6 мая и в воскресение Антипасхи – о.Анатолий с причтом и почитателями о. Георгия совершают панихиду на месте его упокоения. «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится».

Отец Анатолий, после торжеств тысячелетия Крещения Руси, загорелся идеей духовного просвещения. В церковном доме, в комнате, где прожил о.Георгий с Анной Сергеевной, было решено устроить церковноприходскую школу. В ноябре 1989 года о.Анатолий провел первые занятия. Затем занятия было поручено проводить псаломщику Л.Е.Яскевичу. Открытие школы при Св.-Макариевской церкви населением было принято с интересом и воодушевлением. Вначале занятия проводились общие для взрослых и детей. Преподавалось тогда Священное писание ( в основном по разъяснению воскресных Апостольских и Евангельских чтений), разъяснение Церковного Богослужения, таинств и обрядов. Но когда о.Анатолий обратился с благословением к митрополиту Филарету об открытии в Св.-Макариевской церкви воскресной школы, то получил замечание, что он (о.Анатолий) слишком торопится, ещё неизвестно, что будет дальше. О.Анатолий тогда хоть и расстроился, но занятия велел продолжать, только не говорить, что это церковноприходская школа, а курсы по разъяснению церковных Богослужений. Однако интерес прихожан и большой наплыв слушателей разных возрастов заставил думать о разделении слушателей по возрастным категориям, о расширении мест для занятий, об определении тем занятий и, естественно, о преподавателях. Но ещё в 1989 году занятия пришлось проводить на тех же началах. Как это происходило, можно судить из записей классного журнала. Вот из него выписка. 24 декабря 1989 года. Тема занятий: Церковь Христова – Корабль ко спасению, Глава – Христос, Церковь «воинствующая» и « торжествующая», Храм – частица Церкви Христовой. Литургика:1 Петра 2,5 – 7;Мф 16,16 – 18,18,26;Ин. 14, 26,16,15 – 26, Ветхий Завет – Первые дни творения; Новый завет – Рождение св. Иоанна Предтечи. Присутствовали – взрослые и дети – 31 чел. Открыл занятия настоятель храма о.Анатолий. Продолжил занятия руководитель клироса Л.Е.Яскевич. И только с сентября 1990г. удалось выделить детей в отдельную группу, которую взялись вести Елена Кузян и Светлана Константиновна-педагог.

С 1 сентября 1991г. начались занятия по возрастным группам: первая группа – Тамара Тимофеевна и Светлана Константиновна, вторая группа -: Зинаида Николаевна и Анатолий Михайлович, группу взрослых – Леонид Емельянович. Каждая группа занималась по своему плану. Со стороны о.Анатолия, при содействии Нины Наумовны Гулько, были попытки наладить сотрудничество с 132-й школой. Эту инициативу актиено поддержал зам. директора школы по педагогической части. Там даже несколько недель проводились занятия на религиозные темы. Занятия проводили А.А.Мельник и Л.Е.Яскевич в вечернее время в двух сводных классах. Лекции читались по так называемой теме «История религии» (название «Закон Божий» никому из начальства школы было неприемлемо). Особенно против наших лекций протестовала зам. директора школы по украинизации. Ученики же эти занятия принимали с большим интересом и вниманием—в объединённом классе на 6-ом уроке была идеальная тишина и задавались неожиданные и интересные вопросы. Но опять же, тот же зам. директора по украинизации всё время препятствовало проведению этих занятий, предъявляя всякого рода претензии: то почему лекции читаются на русском языке – мы стали читать лекции на украинском языке; то почему мы приходим в школу в униформе, то есть в подрясниках –стали приходить в штатском; то почему на лекциях упоминаются русские святые –Александр Невский, Андрей Боголюбский, Серафим Саровский, хотя в церкви святые все почитаются всеми народам,, не взирая на национальность, а этой учительницы неведомо, что и Александр Невский и Андрей Боголюбский всё же князья из Киева. Кончилось тем, что мы для руководства школы – представители чужой Церкви и проповедуем чужую Украине религию.

После нас там развернул свою деятельность иностранный пропагандист-иеговист. Но наши труды не пропали даром – родители и дети заинтересовались Православием и число посещающих воскресную школу при Св.-Макариевской церкви резко возросло. С 1995 г. на чтение лекций стали приглашать студентов Киевской Духовной Академии . Одним из первых таких лекторов стал Владислав Софийчук. У него очень скоро наладился контакт с детской аудиторией. Дети его полюбили и его лекции слушали с большим интересом. Хорошими преподавателями в Воскресной школе при Св.-Макариевской церкви стали: З.Н.Косицкая – младшая группа и М.В.Симонова – старшая детская группа. Благодаря их усилиям и при активном участии родителей учеников, стали проводиться паломнические походы по примечательным местам г.Киева и его окрестностям. Особенно трогательно стали проводиться Рождественские и Пасхальные праздники. В подготовке певческого оформления этих праздников впоследствии стала принимать активное участие Л. И. Кореняк – регент хора Свято-Макариевской церкви.

Настоятель о.Анатолий, чтобы улучшить хоровое пение, почти два года подряд давал хору летний отпуск с тем , чтобы регент Александра Григорьевна Полупанова смогла сформировать хор новыми певчими (омолодить хор). К сожалению, Александра Григорьевна не смогла расстаться со своими певчими, с которыми долгое время пела в трудную годину гонений и преследований. И тогда о. Анатолий пригласил другого регента – Ларису Ивановну Кореняк с условием формирования нового профессионального хора. Нужно отметить, что Ларисе Ивановне удалось выполнить поставленную ей задачу – она сформировала хор, который впоследствии неоднократно получал высокие оценки на конкурсах духовного пения «Глас Печерский».

1992-1994 годы были весьма печальны в жизни Свято- Макариевской и всей Православной Церкви Украины: бывший Митрополит, Экзарх Филарет из-за личностных амбиций и жажды единоличной власти, используя политическую ситуацию в стране, вышел из Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и при участии тогдашнего президента Украины Л.Кравчука организовал свою церковь. Он разослал по всем церквям уведомление, что он остаётся главой церкви на Украине. Православная церковь, согласно постановлению Собора, не признала главенства отколовшегося от Единой Христовой и Апостольской Церкви. Вследствие этого в те годы творились бесчинства и беззакония над канонической Православной Церковью. Тогда в Киеве почти все Православные храмы подверглись воровским нападениям и ограблениям. Дважды пострадал и храм Священномученика Макария. Первый раз в 1993 году на Пасху – из храма были выкрадены: Святая Дарохранительница и иконы. Второй раз в 1994 году из алтаря и храма снова были украдены ценные иконы, причем воры украденные алтарные иконы цинично вынесли через Царские Врата.

Однако, Господь по заступничеству священномученика Макария, для укрепления духа православных людей, показал знамение Своего благоволения. В Свято- Макариевском храме, после наглого святотатства, о.Анатолий, дабы уберечь икону со святыми мощами священномученика Макария, распорядился положить ее в сохранное место. И вот в июле 1995 года, по настоятельной просьбе прихожан, о. Анатолий водрузил икону со святыми мощами на прежнее её место. Ночью этого дня разразилась гроза, молния ударила в колокольню, по деревянным балкам прошила чердак и по деревянным балкам спустилась в храм, где начали гореть деревянные столбы и балки. Вдруг пламя потухло, слегка опалив руку Татьяны Евграфовны, которая в это время вытирала пол в храме. В это же время молния сожгла купол Свято-Покровского монастыря.

На следующий день, когда все это скучившиеся стало известно, о.Анатолий с собравшимися прихожанами с умилением от служили благодарственный молебен с акафистом священномученику Макарию, митрополиту Киевскому и всея Руси. С этого времени каждый четверг в Свято-Макариевской церкви поется акафист покровителю храма – Священномученику Макарию, твёрдому защитнику Православия. Это событие так вспоминает Семён Витебский: « Млния шарахнула не ночью. Гроза началась в в 17 вечером. Стало темно, как ночью и грохнул гром и молния прошла через колокольню и, оставляя след на деревянных столбах-опорах прошила потолок и вошла в пужу воды под хорами. В это время Татьяна Евграфовна стоя в луже, тряпкой вымачивала воду из лужи в ведро. и она от молнии не умерла, только чуть обожглась. Мы потом с о. Анатолием подымались на колокольню, смотреть нет ли пожара и удивлялись – почему не загорелись деревянные балки, ведь следы прохождения молнии остались.»

Желая достойно отметить 500-летие мученической кончины митрополита Киевского и всея Руси Макария, настоятель Свято-Мкариевского храма о. Анатолий организовал из прихожан группу, в которую вошли: Николай и Зинаида Косицкие, Елена Петренко, Лидия Мамаенко и Леонид Яскевич. Эта группа должна была собрать материалы по истории Юрковецкого Свято-Мкариевского храма и возобновить жизнеописание Священномучеенника Макария митрополита Киевского и всея Руси. В процессе этих изысканий, при активной помощи Людмилы Родниной, сотрудницы Исторической библиотеки, удалось собрать материалы и написать «Священномученник Макарий и его время». По архивным же материалам была составлена История Св.-Макариевской церкви. Несколько позже к этой работе подключился Тимур Валерьевич Кальченко, который самостоятельно провёл большую исследовательскую работу и смог изложить биографии всех настоятелей и дьяконов – псаломщиков Св.-Макариевской церкви. В последствии он издал книгу «Киево-Юрковецкая Макариевская церковь». В процессе этих работ у псаломщика Л. Яскевича укоренилась мысль:– в мире всё взаимосвязано и ни что случайно не происходит.

Суть такова…В 1937 году Александра Семёновна Тихонова забирает своего сына Леонида из Ходорковского детского дома. Она в то время была Регентом-псаломщиком в Свято-Троицкой церкви посёлка Ирпень и проживала в комнатке при храме. Совершали Богослужения тогда в этом храме два священника: отец Филипп и отец Михаил. Отец Филипп, как обычно, приезжал в субботу, служил всеношную и оставался ночевать в Ирпене. В летнее время он любил отдыхать на колокольне, где. по его просьбе, был поставлен столик с керосиновой лампой и оборудована лежанка. До позднего вечера батюшка на колокольне много читал и писал. После воскресной литургии о. Филипп уезжал в Киев, а в храме оставался о. Михаил ( он в посёлке имел пристанище). Как-то, по весне в одну из суббот о. Филипп не приехал. Вечернюю от служил о. Михаил. Утром в воскресение ни кто из батюшек не пришёл. Говорили, что поздно вечером за о. Михаилом кто- то приезжал и он уехал. Далее… Далее, церковь в Ирпене закрыли, Александру Семёновну с детьми выселили во двор церкви. Далее …прошли годы. Была война и служба в армии: была тяжёлая кончина Александры Семёновны и встреча с выжившими родственниками. Была работа и учёба. Много чего было за ушедшие годы. И вот мальчик из детского дома Лёня в1966 году как-то, не понятно как, становится псаломщиком Свято- Макариевской церкви на горе Юрковица в Киеве. Ему в 1996г. поручают собрать материалы по истории Св.-Макариевской церкви и о священномученике Макарии, митрополите Киевском и всея Руси написать к 100-летию становления храма на Юрковице статью по истории храма. Как- то, при встрече, Тимур Валерьевич спрашивает Леонида : «Л.Е. Вы хорошо помните о.Михаила Алабовского?» Леонид ему отвечает: « Конечно помню—это первый настоятель нашего храма с 10 марта 1899 года».Т.В. возражает: «Я не о этом, я о том—Вы в 37г. жили в Ирпене в церкви в которой служил о.Михаил Алабовский. С удивлением Леонид восклицает:–«Подумать только! Никогда и не помышлял, что о.Михаил в Ирпене Алабовсский». Вот такое сплетение жизни! Мне пришлось быть в Вознесенске и помогать стать священником о. Петру. Несколько позже я узнаю, что мой отец был благочинным в Николаевской епархии и ему приходилось служить в Вознесенске. Вот такие бывают сплетения в жизни. После «пересиройки», когда священников начали приглашать на общественные мероприятия – освящение домов и офисов, панихиды на местах массового захоронения репрессированных и пере захоронения останков погибших воинов времён войны – тогда о.Анатолий загорелся идеей – поставить храм-памятник на месте захоронения многих тысяч наших соотечественников погибших в Бабьем яру. Но все его старания разбивались о бесчувственную стену властей при держащих. У них был единственный аргумент: «Вы хороши хлопцы, Але ж Вы – москали (Московской патриархии). Евреи Минору поставили, а православным храм-мемориал поставить нельзя. Опять же – первые четыре года после открытия захоронений в Быковне Поминальные панихиды служил о. Анатолий со своими певчими и об этом .в СМИ ни слова. Когда же в 2012 году панихиду служили униаты, подчиняющиеся Папе Римскому, то СМИ оповестили, что впервые почтили память убитых в Быковне.. И это потому, что власти делят народ Украины на «своих» и на «чужих». Кгда на Лысой горе, гора что напротив Макариевского храма, прекратил своё существование венерический диспансер, настоятель Св.-Макариевского храма стал ходатайствовать о возвращении, построенного церковью здания, для устрой там богадельни пристарелым прихожанам Юрковецкой церкви, нуждающихся в присмотре. Пока тянулась волокита с городскими властями о передачи церковного дома церкви, этот дом захватили любители животных и устроили том собачник. Дело дошло до того, что любители собак пригласили какую то организацию из Германии. Которая никак не могла понять – зачем одиноким людям нужен присмотр и богадельня и как это церковь хочет построить вольеры для бездомных собак за городом. Ведь это так бездущно. Пока шло такое разбирательство. Одна властная особа нашла способ удалить собак со спорной территории и приобрести участок бывшего детского приюта, опекаемого церковью, и построить там дом. И причём здесь европейская комиссия.

В начале «перестройки», когда начали приглашать о.Анатолия на официальные мероприятия с участием официальных государственных лиц – пере захоронение воинов на военном кладбище, благотворительные мероприятия. Молебны с освящением предприятий, строек и т.п., настоятель Св.-Макариевской церкви возымел большое желание установить на Бабьем яру храм-мемориал в память убитых в этом яру соотечественников за период 1941-1943 годы. С большими усилиями ему удалось получить разрешение на сооружение музея фашистским репрессиям и там устроить молельню. Но торговцы, захватившие здание бывшего кинотеатра «Гагарина» под свои склады не допустили туда строителей, а власти решили в это дело не вмешиваться. По сей день евреи память своих убитых отмечают, а прочии о репрессированных фашистами соотечественниках предпочитают не вспоминать.

В 90-ых годах активизировалась религиозно-просветительская деятельность при воскресной школе Св.-Макариевской церкви. По инициативе активных прихожан и по благословению настоятеля о.Анатолия стали проводиться семинары и лекции на интересующие прихожан темы. Рассматривались вопросы отношения Православия к католицизму, к сектантству. Многих интересовала история церкви на Украине и особенности Украинского зодчества. С докладами выступали как соответственно подготовленные прихожане, так и приглашённые лекторы –А. Анисимов, ДД. Боярский, Олег Степанов, Тимур Кальченко, Юрий Никитин. Позже это начинание как-то заглохло. Ему на смену пришли религиозно-философские курсы.

Хороший почин был сделан паломническими поездками по местам памяти Священномученика Макария – Скригалов и Вильно. Позже паломничество стало более обширным, стали посещать святые места и в России, и по Украине, и на Афоне, и даже добираться до Иерусалима и на Синай . Паломнические путешествия расширили кругозор не только духовный, но и исторический. Паломники смогли сравнивать развитие как духовной, так и культурной жизни, как у нас и как там, вдалеке; как сейчас и как было раньше. Интересно, в первое посещение Скригалова, места мученической кончины святителя Макария, в храме на Богослужении присутствовало 4 человека из местных, а на крестный ход к месту кончины шли только паломники, местные же жители кое где выходили к воротам своих дворов, посмотреть , что за процессия идёт по улице. Во второе же наше посещение, в храме было уже человек 20 и кое-кто из них пошли с нами на крестный ход. На ночь нас жители этого селения разобрали по свои домам. Тогда нам учительница местной школы дала стихотворение местного поэта, в котором повествовалось о кончине священномученника Макария и о том, как на ладье останки Его киевские монахи доставили в Софию Киевскую.

В 1999 году, при встрече о.Анатолия с о.Богданом, имевшем опыт в педагогике, подняли вопрос о необходимости создания Православного Педагогического общества. К этому времени уже чётко встал вопрос о Православном научении молодого поколения, которое долгие годы было оторвано от Православной Церкви, а в школах царил дух атеизма. Так называемая, Перестройка, хотя и расширила возможности церковной проповеди, однако местные власти и школа, воспитанные в духе марксизма-ленинизма, страшились допускать православное учение в учебных заведениях. Зато, в это время «свободы религии» в нашу страну хлынули проповедники-сектанты из Америки, Африки, Европы нагло обирая местное население, не разбирающееся в религиозных учениях, нас. Слава Богу, Православное Педагогическое общество начало свою деятельность.

В 2004 году о.Георгию Едлинскому исполнилось 100 лет от рождения. По этому случаю о. Анатолий в храме устроил памятную встречу. Были приглашены его родственники и знакомые. Пришли его бывшие ученики. Было много выступающих с воспоминаниями. Долго не расходились и все благодарили о. Анатолия за тёплую встречу, посвящённую памяти замечательного священника 40 лет окормлявшего сей приход. В бытность настоятельства о. Георгия, водосвятия совершались в храме. Так же и во дни Богоявления, водосвятие совершалось в храме, но после выходили на крестный ход и освящали воду стоящих вокруг храма прихожан.

В 90-тых же годах количество прихожан очень увеличилось. Поток людей был нескончаем с утра и до вечера. Тогда о. Анатолий решил поставить киворий у храма и освящать там воду , это обеспечил больший порядок и удобства.

Поскольку, улица Старая Поляна на участке против церкви граничила с глубоким яром, нисходящим к Соляной улице, (три усадьбы на берегу этого яра в конце 80-тых годов были отселены и дома, как аварийные, были снесены), о. Анатолий решил этот берег укрепить. Ему удалось договориться с Метростроем и это место засыпали глубинной землёй. Образовалась обширная площадка, посредине которой была поставлена часовенка с иконой священномученика Макария. Эту площадку прихожане использовали ещё как стоянку для машин. На этом месте о. Анатолий планировал построить здание для Религиозно-просветительского Общества с церковью и богадельню для одиноких престарелых прихожан. Эти такие радужные планы чуть было не рухнули. Тихое укромное место на Юрковице кому-то понравилось и не существующий в земельном реестре Шевченковского района участок Райадминистрация решила продать. Началась война. Пришлось поставить забор и целый день совершать моления на этом участке. Приехали бульдозеры и автокраны. Идти в лобовую атаку не решились. Приехали купившие этот участок, посмотрели на молящихся, переговорили с настоятелем и…уехали. Так, с Божией помощью, строится теперь Православное религиозно-просветительное общество.

Примечания

15. Сведения получены от сестры о.Никодима Елены Павловны, проживавшей в 1989г. по ул. Петропавловская, 46/2, кв.9.

16. Генерал Байков П.И. (1772-1848) за заслуги перед Отечеством в войне 1812 года был пожалован участком земли вблизи Киева на горе за рекой Лыбедь. Здесь он основал хутор, и после 1830 г. эта местность стала называться Байковой горой. В 1833 г. часть земли хутора была отведена под кладбище, которое стали называть «Байковым».

В 1839 г. на Байковом кладбище была поставлена деревянная церковь в честь святителя Димитрия Ростовского, уроженца с. Макарово Киевской губернии. Церковь эта стояла на том участке кладбища, где ныне находятся могилы еп. Варлаама (Беляева) и митр. Киевских и Галицких Иоанна и Иоасафа.

В 1884 г. на новом участке Байкового кладбища была заложена каменная церковь «Вознесения Христова» (архит. В.Н.Николаев), строительство которой было завершено в 1888 г. По ходатайству КРПО и благословению владыки Иоанникия в 1896 г. деревянная Св.-Димитриевская церковь под руководством епархиального архитектора Е.Ермакова и свящ. К.Терлецкого была разобрана и перевезена на гору Юрковица, где 1.05.1897 г. (по ст. стилю) была заложена церковь-школа во имя священномученика Макария.

Залишити відповідь