Очерки об истории Свято-Макариевской церкви Киева. Часть 1

Прежде описания истории созидания и деятельности Церкви, необходимо сказать несколько слов об организаторе строительства этой Церкви и о месте строительства.

Священник о. Константин Петрович Терлецкий, сын священника г. Мирополя, Суджанского уезда Курской губернии родился 19 мая 1861 г. Окончил Курскую Духовную семинарию в 1883 г. и Киевскую Духовную Академию в 1888. В это же время женился и был рукоположен во иерея Архиепископом Волынским Палладием. Был преподавателем в Коростышевской учительской семинарии в 1890 г. С 1891 г. в Киеве на Лукьяновском приходе о. Константин активно включился в непростую жизнь прихода на окраине Киева. Он организовал работу церковного попечительства, устроил школу грамоты на Лукьяновке и на Юрковице. В 1893 г. основал школу и приют, где организовал изучение садоводства, огородничества и некоторых ремесел. 18 ноября 1893 г. было основано Киевское общество религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви, в деятельности которого о. Константин принял активное участие. В 1897 г. при содействии о. Константина и под его непосредственным заведованием Киевским городским попечительством о народной трезвости была открыта чайная на Лукьяновке. 20 декабря 1902 г.эта чайная перешла в новое здание с большим театральным залом. 14 мая 1897 г. по инициативе о. Константина начала строиться церковь-школа на Юрковице. 30 декабря 1897г. церковь-школа была освящена. В следующем году школа перешла в отдельное вновь построенное здание. 20 марта 1906 г. о.Константин напутствовал больную тифом в еврейской больнице, а 24 марта о.Константин скончался от сыпного тифа. Его напутствовал священник, построенной им Свято-Макариевской Церкви о. Михаил Алабовский. Похоронен о. Константин около алтаря Свято-Феодоровской церкви. В 1947 г. его могилку перенес на Лукьяновское кладбище настоятель Свято-Макариевской церкви о. Георгий Едлинский.

Лукьяновский приход обнимал большое пространство – до 4 км в поперечнике и заключал в себе две местности, различные по географическим условиям и даже разделенные друг от друга естественной границей, Кмитовым Яром, по которому протекал ручей, – Лукьяновку расположенную на равнинной местности и Юрковицу, расположенную на возвышенностях, перерезанных в различных направлениях глубокими ярами (Репихов, Волчий, Самсоновский, Соляной, Черный )

Сообщение между этими двумя местностями, а также и по всей Юрковице, при отсутствии мостовых, было затруднительно и особенно в осеннее и зимнее время. Первоначальное население Юрковицы (теперь Татарки) составляли материально и нравственно убогие бедняки большого города. Они тайком захватывали городские земли и в глубине балок под покровом ночи возводили свои более чем простые жилища из плетня и глины. С течением времени эти жилища постепенно заменялись на небольшие деревянные домики. По законодательству того времени, если жилье построилось за ночь, оно не подлежало разрушению. (Закон о частной собственности.)

Вот в таких условиях зачиналась история Свято-Макариевской церкви. А зачиналась она так…

История Свято-Макариевской церкви

В городе Киеве на исторической местности – горе Юрковица17 высится исторический храм Священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси. Историчность этого храма двоякого исторического содержания.

Во-первых, история его простирается к 1856 г., когда на Байковой горе был воздвигнут храм в честь Святителя Димитрия Ростовского (Туптало). В 1896 г. был поставлен новый каменный храм “Вознесения Господня”, а церковь Св. Димитрия Ростовского была разобрана и из этого строительного материала был сооружен на Юрковице храм-школа во имя Св. Священномученика Макария. По решению совета старцев Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, там был устроен иконостас, переоборудованный из иконостаса Свято-Димитриевской церкви. В революционные годы в пылу богоборчества иконостас этот тогдашние власти уничтожили, а храм приспособили под шорную мастерскую.

Вторая историческая особенность жизнь Свято-Макариевского храма начинается с ноября 1941г., когда старанием местных жителей немецкие оккупационные власти это здание отдали церковной общине под храм. Но особую уникальную историчность Свято-Макариевская церковь приобрела тогда, когда в 1947 г. в образах иконостаса и киотов настоятелем этого храма священником Георгием Михайловичем Едлинским была увековечена история киевских церквей, разрушенных богоборческими властями. И в наше время эту традицию активно поддерживает новый настоятель храма священник Анатолий Леонидович Затовский, устанавливая иконы новомучеников Церкви Христовой.

1(14) мая 1897 г. происходили празднования четырехсотлетнего юбилея мученической кончины священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси.

К этой дате общественность Киева готовилась всесторонне и заблаговременно. Еще в начале 90-х годов XIX века, профессора Киевской Духовной Академии провели ряд исследований истории Православия ‘в Литовской Руси XIV — XV веков с целью выяснения фактов жизни и деятельности митрополита Киевского и всея Руси Макария. Результатом этих работ был ряд публикаций:

Завитневич В.В., проф. Труды КДА.- Кие,1890, t.I, с. 135 – 155.

Корольков И.М., проф. Киевский митрополит священномученик Макарий и его значение в истории Юго-Западной Церкви. Киев. 1897.

Орловский П., священник. Священномученик Макарий митрополит Киевский и всея Руси. Киев. 1867. Работа вышла к 370-летнему юбилею священномученика Макария.

Петров Н.И., проф. Статья в «Известия Церковно-Археологического общества при КДА», ноябрь – декабрь 1895 г., Киев и статья в «Труды КДА»,1896, №ХI, с.373.

Титов Ф.И., священник. Священномученик Макарий. – Киев, 1896.

Щербицкий О.В. Акты Виленской комиссии для разбора древних актов. – Вильно, 1893, т. XX. c.l -11. В этой работе рассмотрена история Свято-Троицкого монастыря в г. Вильно.

Кроме того, Киевским Религиозно-Просветительским обществом был поставлен вопрос перед Виленской., Киевской и Минской епархиями о сооружении памятного знака на месте, где была церковь в с. Скриголов Мозырского уезда, в которой совершал священномученик Макарий свою последнюю божественную литургию на земле. Благодаря этим ходатайствам уже в конце 1896 г. на месте мученической кончины святителя Макария была сооружена памятная стелла, а в самом с. Скригалов поставлена часовня во имя священномученика Макария.

В Киеве же, еще 19 марта 1895 года настоятелем Лукьяновской Свято-Федоровской церкви о.Константином Терлецким был поставлен вопрос о строительстве на горе Юрковице, что расположена меж Щекавицей и Лысой горой, церкви во имя Священномученика Макария. Вопрос о строительстве церкви на Юрковице в Киевском Религиозно-просветительском обществе1, был встречен без энтузиазма, поскольку новообразованное «Общество» не имело средств на строительство церкви, да и само оно, не имея своего помещения, вынуждено было нанимать его для проведения лекций, заседаний и редакционно-издательской деятельности. Однако, о. Константину удалось убедить членов «Общества», что непрактично отказываться от участка земли, который город в настоящее время еще может дать, тем более, что население Юрковицы составляют «материально и нравственно убогие бедняки большого города тайком захватившие городские земли и в глубине балок возводившие под покровом ночи свои более чем простые жилища из плетня и глины…, привыкшие к пьянству, с базарной бранью в речах, даже при совершении самых возвышенных таинств и обрядов церковных, каковы крещение и похороны, весьма нуждалось в духовном просвещении».2

1 мая 1896 г. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви обратилось в городскую управу с ходатайством «об отводе ему участка земли на Юрковице под устройство молитвенного дома для вечернего богослужения, – при начале спуска, ведущего с Верхней Юрковицы на Нижнюю. В ходатайстве указывается, что население обеих Юрковиц, сильно «удаленных от всех приходских церквей, представляет собою удобную почву для сектантской пропаганды».3

«После осмотра участка, найденного о. Константином, член городской управы А.В. Разов признал, что участок как нельзя более подходит для означенной цели, находясь в том пункте спуска, соединяющего Верхнюю Юрковицу с Нижней, где начинаются дороги, ведущие на Антифеевскую Поляну, Чмелев Яр, Самсонинский Яр, причем все эти местности населены мастеровыми, рабочими, базарными торговками и т. д.

Участок земли, об отводе которого ходатайствует «Общество», в количестве 900 кв. сажен, не приносит городу никакого дохода, т.к. для застройки его приходится произвести большие работы по спланированию земель.

Комиссия по отчуждению земель, рассмотрев ходатайство «Общества», признала возможным удовлетворить его с тем, что в случае, если «Общество» не застроит участок в трехлетний срок, он обратно поступает в собственность города».3

По окончании хлопот в Городской Управе о выделении земли о.Константин обнес выделенный участок забором и 16 мая 1896 года после торжественной литургии, совершенной в Лукьяновской церкви св. Феодора, был крестный ход с сонмом священников, сопровождаемый членами религиозно-просветительного Общества, среди которых была супруга генерал-губернатора, графиня С.С.Игнатьева. При участии любительского хора «Общества» и множества народа Крестный ход направился на Юрковицу. У подножия недоступной отвесной горы, назначенной для построения церкви-школы, был отслужен молебен и совершено освящение места. Тогда же было положено начало сбору пожертвований на постройку церкви-школы во имя священномученика Макария.

Осенью 1896 г., совершенно случайно, вернее сказать, Божьим промыслом, обнаружилось, что причт Байкового кладбища16 может пожертвовать для Юрковицы старую деревянную церковь святителя Дмитрия Ростовского. К этому времени на новом участке кладбища была освящена каменная церковь Вознесения Христова.

27 ноября 1896 г. было получено разрешение епархиального начальства на передачу старой кладбищенской церкви Киевскому религиозно-просветительскому Обществу. Отец Константин Терлецкий немедленно приступил к её разборке и перевозке, производившиеся под руководством епархиального архитектора Евгения Ермакова, которому была поручена разработка проекта ново-сооружаемого храма и наблюдение за его строительством. Необходимо сказать, что эти работы Е.Ермаков производил безвозмездно. Перевозка стройматериала была закончена к 1 апреля 1897г.

4 февраля 1897г. Советом Киевского религиозно-просветительского общества под председательством епископа Сергия была избрана комиссия по строительству новой церкви в составе:

– свящ. В.В. Богородицкий – кандидат в члены совета КРП Общества,

– свящ. К.П.Терлецкий – настоятель Лукьяновской Св.-Феодоровской церкви,

– П.В.Никольский – доктор медицины, казначей «Общества».

1 мая 1897 г. после торжественно совершенной литургии Крестный ход во главе с епископом Уманским Сергием направился из Лукьяновской Свято-Феодоровской церкви на Юрковицу. В сопровождении множества народа и членов религиозно-просветительного Общества, среди которых снова была супруга генерал-губернатора графиня С.С.Игнатова, настоятель Выдубецкого монастыря архимандрит Евлогий, вице-губернатор г. Киева П.А.Слепцов, городской глава, проф. Духовной Академии С.М.Сольский, при участии любительского хора Общества, усиленного хором Св.-Федоровской церкви, в час дня Крестный ход с пением Пасхальных стихир прибыл на Юрковицу и поднялся по сделанному уже спуску на гору, где по благословению высокопреосвященнейшего Иоанникия митрополита Киевского и Галицкого была совершена закладка церкви-школы во имя священномученика Макария митрополита Киевского и всея Руси, со времени кончины которого в этот день исполнилось 400 лет. «Перед чином закладки церкви-школы епископ Сергий обратился к собравшимся с проникновенным словом, в котором изъяснял сущность настоящего торжества и значение церкви-школы для просвещение и спасения обитателей этой оторванной от города глухой местности, где сами названия урочищ – Половецкое, Печенеговское, Татарское, Волчий, Шмелев Яр – напоминают нам мрачные и грустные события давно минувших дней нашей истории».4

По совершении закладки церкви-школы городской голова от имени города благодарил Общество за его вклад в дело духовного просвещения темной и малограмотной Юрковицы и высказал надежду, что Городская Дума сочтет своим долгом помочь Обществу средствами в этом его святом деле.

Вечером 4 мая 1897 г. в актовом зале Фундуклеевской женской гимназии5 состоялся торжественное собрание Киевского религиозно-просветительского Общества, посвященные 400-летней годовщине мученической кончины святителя Макария, митрополита Киевского и всея Руси.

Сразу же после закладки церкви-школы комиссия приступила к работе. Во многом успешному строительстве способствовало то, что комиссии удалось привлечь к участию в нем Лукьяновское попечительство (председатель Н.И.Чоколов); Лукьяновское Общество любителей велосипедного спорта; инженера кирпичного завода, что на Нижне-Юрковской, Якубенко А.Ф.; киевского промышленника Терещенко А.Н.

Лето 1897 г. было временем необычайно напряженной работы всех членов комиссии. Особенно много сил и энергии отдавал строительству о.Константин Терлецкий. Он ежедневно был на строительстве церкви-школы, нанимал рабочих, рассчитывался с ними, покупал материалы, собирал пожертвования; у одних выпрашивал кирпич, у других – лес. Близкие к нему люди знали, что при расчете с рабочими, он, за неимением денег в кассе Общества, нередко отдавал все свои наличные деньги, и «не удивительно, что при такой энергии и работе о Константина все трудное устройство горы и постройка здания были совершенно закончены к 1 ноября 1897 г., и все это немалое дело обошлось лишь около 10.000 рублей, главным образом, собранных от доброхотных даяний».6

Очень много усилий в сборе доброхотных даяний приложил тогда замечательный Киевский старец-юродивый Филипп «Босый». Большой вклад в дело созидания церкви-школы на Юрковице внесли:

– община Байкового кладбища, пожертвовавшая иконостас церкви святителя Димитрия Ростовского, из материалов которой строилась церковь-школа на Юрковице;

– Духовный собор Киево-Печерской Лавры, усердием которого был восстановлен иконостас, пожертвованный общиной Байковской церкви.

В ноябре 1897 г. строительная комиссия доложила Совету КРП Общества, что церковь-школа на Юрковице готова к освящению. По благословению высоко- преосвященнейшего Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого, освещение церкви-школы на Юрковице было назначено на 30 ноября, в день памяти св. апостола Андрея Первозванного.

Накануне, в присутствии товарища председателя КРП Общества протоиерея П.А.Троцкого, делопроизводителя Совета Общества свящ. Г.Я.Прозоровского и настоятеля Лукьяновской церкви св. Феодора Освященного свящ. К.П.Терлецкого было совершено всенощное бдение. Всенощную пел любительский хор Общества.

30 ноября 1897 г. раннюю литургию в Лукьяновской Св.-Феодоровской церкви совершили протоиерей П.А.Троцкий и свящ. К.П.Терлецкий. После ранней литургии из Св.-Феодоровской церкви был совершен Крестный ход с перенесением св. Мощей (наверно имеется ввиду Антиминс) к ново-сооруженному храму на г. Юрковице. В 9 часов к храму, для его освящения, прибыл преосвященнейший Сергий епископ Уманский, председатель Совета КРП Общества. В совершении освящения престола и храма еп. Сергию сослужили: наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Антоний, настоятель Выдубицкого монастыря архимандрит Евлогий, протоиерей К.П.Фоменко, протоиерей П.Г.Преображенский и доцент Киевской Духовной Академии иеромонах Платон. После освящения церкви-школы во имя священномученика Макария, была совершена Литургия. В Богослужении участвовали 2 хора: Любительский хор КРП Общества и хор Лукьяновской церковноприходской школы. В конце Литургии свящ. Г.Я.Прозоровский сказал слово о значении храма для христианина. В частности он сказал: «Храм есть бесценная святыня, дом Божий, школа жизни и спасения, созданная Самим Богом, воспитывающая людей Евангелием и благодатными средствами Господа нашего Иисуса Христа. Нет и быть не может лучшего воспитательного учреждения, чем Храм Божий. Школы, людьми устроенные, настолько ценны и достигают своей цели, насколько благоустраивают души своих питомцев. Если школа отчуждается от Храма Божия, то в ней упраздняется воспитание, нравственное благо устроение душ, и остается одно лишь обучение. Но где школа и Храм Божий вместе, там есть все, что требуется для всестороннего и гармоничного развития умственных и нравственных сил человека-христианина, для получения им знаний и добрых навыков жизни. Исходя из такого убеждения, Киевское Религиозно-Просветительское Общество принесло в дар темным людям Юрковицы Храм Божий и под сенью его школу, в которых бы они просвещались Богослужением в Храме и уроками в школе; премудростью Божией и знаниями человеческими, в которых они молились и учились».

После литургии преосвященнейший Сергий обратился к присутствовавшим с архиерейским словом назидания, в котором указал на знаменательное совпадение освящения церкви-храма на Юрковской горе с праздником св. апостола Андрея Первозванного. Первозванный апостол водрузил Крест на одной из Киевских гор, и отсюда свет Христов засиял всей Русской земле. Киевское религиозно-просветительское Общество соорудило Храм Божий на Юрковских высотах, и верится теперь, что с помощью Божией, отсюда распространится свет Христов на темную Юрковицу.

На торжестве освящения церкви-школы и на Божественной Литургии присутствовали: Начальник края граф А.Т.Игнатьев с супругой, вице-губернатор П.А.Слепцов, заступающий место городского головы А.В.Розов, члены Киевского религиозно-просветительного Общества, представители Лукьяновского попечительства с председателем Н.И.Чоколовым и многие другие молящиеся.7

С этого времени церковь-школа во имя священномученика Макария несла местному населению благодать Христову и просвещение. Юрковица получила церковь-школу и особого учителя, но священник приглашался Обществом со стороны лишь для праздничного Богослужения. Необходимо было создать здесь самостоятельную приходскую жизнь, дать Юрковице настоящего руководителя в лице особого приходского священника. КРП Общество, по представлению о. Константина Терлецкого, соглашалось отдать в ведение Юрковецкого прихода выстроенную им церковь-школу. Но затруднение состояло в том, что Юрковецкий приход по своей бедности не мог обеспечить священника хотя бы жильем. Кроме того, одно здание не могло полностью удовлетворить и церковноприходские и специфические школьные нужды. По замыслу о.Константина, нужно было для школы выстроить отдельное здание, где можно было бы предусмотреть и квартиру для священника.

Осенью 1898 священник о. Константин Терлецкий, не имея никаких средств, на свой страх и риск начал строительство такого дома. Когда батюшку спрашивали, на какие средства он собирается строить такой большой дом, он отвечал: «Бог поможет в этом деле» и указывал на небольшие остатки стройматериала, сохранившиеся от строительства церкви-школы, на возможность получить необходимый материал в долг и на сбор пожертвований. И действительно, при строительстве этого дома образовался долг. Этот долг удалось погасить посредством займа в Кассе Взаимопомогания Общества духовенства г. Киева. Заем этот Юрковецкая Св.-Макариевская община выплачивала до 1909 г.

Несмотря на все трудности, летом 1899 г. постройка дома была завершена и школа была переведена в новое здание. А Юрковецкая Свято-Макариевская церковь получила первого своего настоятеля в лице священника Михаила Петровича Алабовского (Год рождения 1874, окончил КДА со степенью Кандидата Богословия в 1899 и тогда же был рукоположен во иерея). В это время в Св.-Макариевской церкви псаломщиком был Иван Иванович Бжяцкий, староста – Андрей Хрисанович Хрисанфов, учителем в церковноприходской школе Анна Николаевна Сабинина, а учителями пения Завадский Афанасий Иванович и Лидия Ивановна Павловская.8

С устройством Церкви и школы на Юрковице жители этой местности, дотоле оторванные от Храмов Божиих, полюбили свой храм. Нравы населения стали улучшаться, да и внешний вид Юрковицы также стал заметно изменяться: были проложены мостовые, стали строиться хорошие дома, появились магазины и лавки, улицы постепенно стали освещаться.

Строительство, а в дальнейшем и деятельность Свято-Макариевской церкви, трудно представить без активного содействия и материальной поддержки религиозных и общественных организаций и многих частных лиц. Весьма ощутимо было благотворное содействие в деле строительства и дальнейшего развития Св.-Макариевской церкви со стороны митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого Флавиана, Киевского религиозно-просветительского Общества, общины Лукьяновской Свято-Феодоровской церкви и особенно настоятеля этой церкви о.Константина Терлецкого, общины Байковской церкви, Духовного Собора Киево-Печерской Лавры, Киевской Городской Думы; Киевского Городского Управления; Лукьяновского Попечительства под председательством А.И.Чоколова, Киевского Общества велосипедистов-любителей. Многие частные лица приняли это дело близко к сердцу и отдавали на строительство церкви посильные пожертвования. Особенно много приложил сил по сбору средств для Св.-Макариевской церкви – старец Филипп «Босый». После его смерти 24.04.1905 г. дело старца продолжили его почитатели.

Ко дню освещения храма многое необходимое было доброхотно дано разными лицами:

– графиня Игнатьева С.С. – большое напрестольное Евангелие, священные сосуды, семисвечник, подсвечник;

– граф Игнатьев С.А. – кадило;

– Зурова О.П. – малое напрестольное Евангелие;

– Зурова П.А. – большая лампада;

– Зурова Е.А. – подсвечник;

– киевский вице-губернатор Слепцов П.А. – плащаница;

– киевский промышленник Терещенко К.В. – паникадило, хоругви, ковры;

– архимандрит Евлогий, настоятель Выдубецкого монастыря – серебряный Крест;

– Подвысоцкий С. П. – срачица на престол;

– Ерикова Е.3. и Шурова А.И. – облачение на престол и жертвенник; воздухи на священные сосуды;

– Решетилова М. – колокол большой;

– жители Юрковицы – 4 малых колокола;

– протоиерь П. Подвысоцкий – золотой наперсный крест;

– художник Мурашко Н.И. – 4 ценных иконы Божией Матери: «Скоропослушница», «Почаевской Божией Матери», «Споручница грешных» и «Нерукотворный Спас».

– архитектор Мурашко А.И. – икона “Св. Николай Угодник”.

За неоценимую помощь в созидании церкви-школы на Юрковице Почетными членами Свято-Макариевского братства стали: Высоко-преосвященнейший Платон, архиепископ Американский и Алеутский, баронесса Фиркс Е.В.; инженер Якубенко А.Ф., проф. Никольсткий П.В., Проценко В.Н., Шефтель А.Н. (попечитель детского приюта), Терещенко А.Н., священник Михаил Алабовский (первый настоятель Св.-Макариевской церкви и организатор Юрковецкого Свято-Макариевского Братства, законоучитель Юрковецкой школы), Алабовская К.И. (супруга настоятеля, фундатор детского приюта при Св.-Макариевском Юрковецком Братстве), архитектор Мурашко А.И., протоиерей Константин Терлецкий (настоятель Лукьяновской Св.-Феодоровской церкви и фундатор Св.-Макариевского прихода) и др.

Пожизненными членами Юрковецкого Св.-Макариевского Братства стали художник Пимоненко Н.К., инженеры: Фонталова М.А., Бондарь А.Л., Яковлев Н.А., а, также, Чоколов И.И., Самохвалов М.С., Карнович А.Л., Гринь-Броншвагер В. А., Булава И. И., священник Г.Едлинский и мн. др.

Молодой настоятель Киево-Юрковецкой Свято-Макариевской церкви о. Михаил Алабовский до последних дней о.Константина Терлецкого, в приход которого до 1899 г. входила Юрковица и Татарка, был в самых близких с ним и дружеских отношениях, и вполне можно сказать, что Лукьяновка и Юрковица жили одной общей жизнью, помогая друг другу в делах просвещения и благотворительности. Именно по совету о.Константина о.Михаил решается устроить детский приют при Св.-Макариевской церкви. И хотя Юрковецкий приход был довольно бедным – его годовой доход составлял тогда всего 1000 р. — о. Михаил осенью 1899 г. приобретает на Лысой горе, что напротив Юрковицы, усадьбу Ф.Ф.Коноплицкого, из которой намеревается устроить детский приют. А чтобы вовлечь широкие круги населения в дела благотворительности и просвещения о.Михаил по примеру Св.-Феодоровского прихода организовывает в 1900 г. Киево-Юрковецкое Св.-Макариевское братство. В том году Храм священномученика Макария был застрахован на 6000 р.9

Братство активно стало проявлять заботу о состоянии церкви-школы, детском приюте и об улучшении состояния бедных прихожан. Церковноприходская школа размещалась в специально построенном о. Константином Терлецким для нее здании, где также были выделены помещения для причта: 2 комнаты для священника и псаломщика. С целью расширения помещений для занятий в Юрковецкой церковноприходской школе о.Михаил предложил Братству рассмотреть вопрос о выделении помещения для приюта вне школы и вообще о возможности построения специального церковного дома, где размещались священник и дьякон со своими семьями. При активном участии Братства 1 июня 1902 г. удалось переоборудовать дом на Лысой горе под детский приют, и там было предусмотрено 2 комнаты для причта и 2 комната для учительницы.

Приютом для детей пользовались более 50-ти человек, 15 из которых были присланы из города для постоянного проживания. В то время за пользование детским домом взималась плата 5 коп. с человека, а с малоимущих плата и вовсе не взималась.

В начале в школе занятия проводил сам о. Константин Терлецкий или приглашались лекторы со стороны, иногда студенты КДА. С приходом о. Михаила Алабовского занятия стали вестись регулярно. В воскресные дни занятия проводились с 4-х до 8-ми часов вечера с взрослыми обеих полов, а в будничные дни занятия проводились с 12 до 4 ч. по полудню. По воскресениям школу посещали до 70 человек, а в будние дни до 50-ти человек. Кроме церковно-приходской школы на ул. Старая Поляна 44, при содействии Братства о.Михаилу удалось открыть Юрковецкую приходскую школу на ул. Татарская д.№3, где учительницей становится Вера Петровна Савицкая. При церковноприходской школе, которая с 1902 г. стала именоваться «двухклассная школа духовного ведомства». Стараниями Братства была открыта библиотека. В библиотеке в 1904 г. числилось 830 книг, а читателей было свыше 230-ти человек. Библиотекой заведовала Клавдия Николаевна Алабовская – жена о.Михаила.

В это время, ул. Верхне-Юрковская была переименована на Дмитриевскую, в память святителя Дмитрия Ростовского (Туптала) из материала церкви которого был построен Св.-Макариевский храм.

В 1902 г. в составе причта Св.-Макариевской церкви произошли изменения: диакон Иван Иванович Бенецкий был рукоположен в сан священника и направлен в с. Нежиловичи Радомышельского уезда. На освободившееся место по благословению митрополита Киевского и Галицкого Феогноста был направлен диаконом Св.-Макариевской церкви Николай Афанасьевич Украинцев, который в Св-Макариевском храме прослужил 9 лет. Известно, что, при рукоположении Н.А. Украинцева во дьяконы, ему вменялось кроме псаломщицких обязанностей «обучать детей своих прихожан в приходской школе Закону Божию, правильному разумению церковных обрядов, чтению, письму и др. предметам, полезным в общежитии». При этом, «плату за обучение детей требовать не будет, но поучать вере и благочестию примером собственной благочестивой жизни…». Ему также вменялось в обязанность «вести церковные документы: метрические, приходно-расходные книги, исповедные росписи по поручению приходского священника».10 Диакон Николай Украинцев был рукоположен 4 августа 1902г. Из справки по делу о рукоположении дракон Киево-Юрковецкой Св.-Макариевской церкви от 25.07.1902 известно, что при церкви по штату был положен священник и псаломщик. Жалование священнику 400р., псаломщику 100р. в год. Помещение для священника и псаломщика имеется (псаломщику наемное и выдается 11 р. в месяц). Ныне куплен и отремонтирован дом. Прихожан мужского пола при Киево-Юрковецкой Св.-Макариевской церкви 1500 чел.

В связи с увеличением количества прихожан, посещающих Богослужение, настоятель о. Михаил и церковный староста А. Шефтель 3.09.1903г. обратились в Консисторию с просьбой о расширении храма. Киевская духовная Консистория по благословению митрополита Флавиана 24ноября 1903г. решила «удовлетворить прошение: произвести необходимые работы под наблюдением местного благочинного Старо-Киевского, Печерского и Новостроевского р-на протоиерея Николая Браиловского и епархиального архиепископа Е. Ермакова, по чертежам которого должны были производиться ремонтные работы в церкви».11 Тогда была подремонтирована алтарная часть храма, Храм был пристроен с «западной» стороны и перенесен вход в храм с «северной» стороны на «западную». Были также пристроены две «сторожки». 2 марта 1905 г. на собрании Братства было решено построить трех-квартирный дом для причта Свято-Макарьевской церкви.

Отец Михаил Алабовский был очень деятельным священником. Кроме своих прямых обязанностей настоятеля Юрковецкого Свято-Макарьевского прихода он еще работал:

– законоучителем в Юрковецкой приходской школе (ул. Татарская, 3);

– законоучителем в Юрковецкой двухклассной школе духовного ведомства (ул. Старая Поляна, 44) – учительница Сабанина Анна Николаевна;

– законоучителем в Киевской мужской 3-хклассной торговой школе им. А.А. Терещенко, (угол ул. Константиновской и Хоревой).12

За короткое время обитатели Юрковицы поняли значение братской любви, не связанной ни пространством, ни временем, основанной на отдаче всего себя на служение ближнему. Яркий пример этому они имели в лице о.Константина Терлецкого, о. Михаила Алабовского – активных деятелей Киевского Религиозно Просветительского Общества. «Общество» за счет такой активной деятельности приобрело симпатии населения и всестороннюю поддержку общественности. За этот счет «Общество» смогло к 1902г. выстроить на Б.Житомирской улице (д.№3) большой собственный дом с великолепным храмом в нем и большим актовым залом. Насколько изменилось отношение местного населения к религиозно-просветительской деятельности Юрковецкой Св.-Макариевской церкви можно видеть из отчета священника Михаила Алабовского КРП Обществу за 1904 год. Он пишет: «… с годами определяется постоянный состав слушателей, число которых на Великом посту возрастает… Пение акафиста обыкновенно вызывает особое молитвенное настроение. Молящиеся в большинстве случаев выслушивают его на коленях, многие повторяют слова акафиста, особенно выразительные, говорящие понятно сердцу. И это настроение как нельзя более способствует. надлежащему восприятию предлагаемого чтения».

Идя навстречу таким настроениям прихожан, о. Михаил решает просить епархиальное начальство разрешить в Св.-Макариевской церкви проводить два акафистных пения в неделю. С этого времени в церкви на Юрковице по вторникам пелся акафист «Успению Пресвятой Богородицы», а по четвергам – священномученику Макарию.

Священник Михаил Алабовский был очень деятельным настоятелем. Он кроме своих прямых обязанностей по приходу был еще:

– председателем Киево-Юрковецкого Св.-Макариевсого Братсва;

– законоучителем в Юрковецкой приходской школе по ул. Татарской, дом №3 (учительница – Савицкая Вера Павловна);

– законоучителем в Юрковецкой двухклассной школе духовного ведомства по ул. Старая Поляна, дом №44 (учительница – Сабинина Анна Николаевна);

– законоучителем в Киевской мужской трехклассной торговой школе им. Н.А. Терещенко, (угол ул. Константиновской и Хоревой).

Кроме того, он имел постоянную работу в Киевском Религиозно-Просветительском обществе.

Способности и деятельность о.Михаила были отмечены епархиальным руководством и его в 1908 году переводят настоятелем в храм Марии Магдалины при Фундуклеевской гимназии по ул Б.Владимирской дом №20.

По книге “Весь Киев” за 1908 и 1909 гг. настоятелем Свято-Макарьевской церкви являл о.Андрей Бурковский, переведенный в Киев со станции Козятин. Что подтверждается и архивными документами: “Заявление” в Киевскую Духовную консисторию от сентября 1908 г., в котором испрашивается разрешение на заем денег у жительницы местечка Козятин Параскевы Александровны Косткевич в сумме 300-400 р. на достройку приходского дома; “Прошение” на имя Высокопреосвященнейшего Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого о выдаче частицы мощей и о проведении торжественного Богослужения.

Таким образом в состав причта Св.-Макариевской церкви в 1908 г. входили:

– священник Андрей Бурковский;

– диакон Николай Украинцев;

– староста Пантелеймон Добровольский;

– учительница Анна Сабинина.

Священник Андрей Бурковский благодаря советам и всестороннему содействию бывшего настоятеля Св.-Макариевской церкви о.Михаила весьма активно включается в жизнь Юрковецкого прихода. Он по примеру Св.-Феодоровской церкви для обеспечения жизнедеятельности детского приюта создал «Дамский комитет» при К.-Ю. Св.-Макариевском братстве, (председателем Братства после о.Михаила становится о.Андрей). Первым председателем «Дамского комитета» была избрана А.Н.Шефтель, гласный член Киевской Городской Думы. Отец Андрей был также ответственным за окончание строительства второго приходского дома по Юрковецкой ул. и за регулярное проведение на Юрковице лекций КРП Общества.

В августе по совету о.Михаила настоятель Св.-Макариевской церкви о.Андрей Бурковский и староста Пантелеймон Добровольский пишут «Прошение» на имя Высокопреосвещеннейшего Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого о выдаче частицы мощей и о проведении торжественного Богослужения по этому поводу.

5 сентября 1908г, по инициативе о.Андрея пишется заявление в Киевскую Духовную Консисторию о разрешении взять ссуду в 5000 р. от крестьянки П.А Косткевич на достройку 2-х-этажного дома для причта Юрковецкой церкви с целью расширения приюта. 15 сентября 1908 года Консистория дала положительный ответ и к концу октября дом был сдан в эксплуатацию. В нем были выделены помещения для детского приюта, для семьи священника и семьи диакона. В 1909г. специально для причта церкви был приобретен дом по Н.-Юрковскои улице, который был предложен о. дьякону Николаю Украинцеву, чем он был крайне недоволен, поскольку в его новой квартире наблюдалась местами сырость.

Прихожане Св.-Макариевской церкви за 9 лет служения полюбили своего первого настоятеля и весьма сожалели о его переводе. И хотя новый настоятель – о.Андрей Бурковский много делал по благоустройству прихода, юрковчане с неудовольствием приняли нового батюшку. И как следствие всего этого была жалоба некоторых прихожан митрополиту Флавиану на священника Андрея Бурковского. Может быть это стало причиной перевода его вторым священником в Кресто-Воздзиженскую церковь на Подоле. Священник Андрей Бурковский оставался некоторое время председателем Киево-Юрковецкого Св.-Макариевского братства и одновременно он был законоучителем в гимназии Трифоновой на Б.Подвальной, дом №l4..

С 1909 и по 1916 г. настоятелем Св.-Макариевской церкви был священник Федор Николаевич Синькевич. Он, как и его предшественники, активно участвовал в общественной жизни прихода и города. Так он был:

– заведующим Юрковецкой церковно-приходской школы;

– законоучителем в Киево-Лыбедском мужском училище №57 (Б.Васильковская, 61);

– законоучителем в III городском двухклассном училище (Б.Васильковская, 61);

– занимал должность товарища председателя (заместитель председателя) Юго-Западного Общества трезвости, которое содержало на Сенной (Львовской) площади народную читальню (Председателем этого общества был И.А. Сикорский). Кроме того, о.Федор возглавлял Киево-Юрковецкое Общество взаимопомощи на случай смерти.13

Своеобразная позиция была у о. Федора в «деле Бейлиса». В марте 1911г. на Юрковице в ямах, где добывалась глина, было обнаружено мертвое тело мальчика А. Ющинского. Обвинили в убийстве с ритуальной целью приказчика кирпичного завода М.Бейлиса. Следственное разбирательство по этому делу, которое получило название «дело Бейлиса», длилось 2,5 года. Священник о.Федор Синкевич активно поддерживал сторону обвинения. Судебный процесс проходил в сентябре-октябре 1913 года. Благодаря авторитетным, всесторонне аргументированным экспертным заключениям архиепископа Антония Храповицкого, профессора Киевской Духовной Академии протоиерея Александра Глаголева, известного протоиерея Михаила Едлинского, академика Вернадского В.И., писателя Короленко В.Г. и др. суд присяжных вынес М.Бейлису оправдательный вердикт.

С 1916 г. настоятелем Киево-Юрковской Св. Макариевской церкви становится протоиерей Евгений Эргард, а драконом Павел Смиринский.14 В 1921г. настоятелем прихода Синодальной ориентации на горе Юрковица в городе Киеве становиться священник Василий Степанович Визерский, но в 1931г. храм на Юрковице Советские власти закрывают и передают его в военное ведомство. и в нём устраивается шорная мастерская. Деятельность же Киево-Юрковского Св.-Макариевского братства была прекращена ещё в 192ог. Школу и приют новые власти у церкви отобрали. Здание школы было приспособлено под жилье. В школе ЖЭК разместил 7 семей. Здание детского приюта превращено сначала под тубдиспансер, а после Второй мировой войны в кожно-венерический диспансер закрытого типа. Кроме этого, имеются сведения, что до 1937 г. настоятелем Св.-Макариевкой церкви был о. Никодим Павлович Яновский. В 1937 г. о.Никодима арестовали и впоследствии расстреляли. Семьи священника и диакона из церковного дома на Н.-Юрковской улице выгнали.Церковь в 1937 году закрыли за неимением церковнослужителей, купола и кресты были сняты, в здании церкви разместили шорную мастерскую.(15)

Но, несмотря на заверения партийного руководства большевиков, что в Сов. Союзе с религией покончено и этот вопрос снимался с повестки дня, на Юрковице и Татарке Вера Христова была жива. В частности, на Татарской улице в погребе монахини Анастасии, которая тогда работала санитаркой в Тубдиспансере на Юрковице, жил и постоянно совершал круг суточных Богослужений священник о. Адриан Римаренко. Именно там у о.Адриана исповедывались и причащались, уходя на фронт, прихожане Юрковецкой церкви Священномученика Макария подполковник мед.службы Г.П.Веримей, учитель В.П.Сивой, почтальон Н.Ф.Булава и мн. др. Матушка Фроловского монастыря Леонида (Лукьянова) рассказывала, что когда о.Адриан смог выйти из своего 4-хлетнего добровольного заточения, то чуть было не ослеп и на первых порах он с большим трудом мог передвигаться.

В сентябре 1941 г. в Киев вошли немецкие войска. Тогда они в здании Юрковской церкви (игорная фабрика) устроили склад фуража венгерской кавалерийской части. А уже в ноябре собралась Юрковецкая церковная община, в деятельности которой принимали активное участие: Шлопацкий Г.И., Ходорко А.А., Ходорко Б.А., Забучинская С.Л., Левченко Ю., Лукьянова С.Л., Ващенко Д., Шульженко М.В., Токарева М.И., Кушнарчук-Ильчук А.А., семьи Шиманских, Карповых и другие обитатели Юрковицы и Татарской улицы. Тогда старостой Св- Макариевского прихода была избрана Шульженко Мария Васильевна.. Собравшись группа прихожан пошла к коменданту и добилась разрешения оккупационных властей на открытие церкви. Склад фуража немцы вывезли в другое место, на ул. Керосинная. В начале 1942 г. храм общими усилиями был приведен в соответствующий для церкви вид.: Был поставлен фанерный иконостас, собраны иконы, приобретены лампады и кадило. В феврале 1942 г. епископ Киевский Пантелеимон (Рудик) благословил служить в возродившейся Св.-Макариевскои церкви Настоятелем церкви был назначен свящ. Антония Георгиевича Ромащенко, закончившего Киевскую духовную семинарию в 1917 г., В 1944 г.при отступлении немецких войск о.Антолий покинул Киев.

Некоторое время в Свято-Макариевской церкви богослужения совершал о.Анатолий. Иеромонах Анатолий был сугубо монашеского склада и приходской жизни на Юрковице не выдержал. По его просьбе в декабре 1945 г. он был переведен в Выдубецкий монастырь.

17 декабря 1945 г. на Варварин день по благословению митрополита Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) настоятелем Юрковской Св.-Макариевской церкви стал священник Георгий Михайлович Едлинский. Отец Георгий – сын известного в Киеве и далеко за его пределами протоирея Михаила Едлинского. Преподобный Иоанн Кронштадский говорил приезжавшим к нему киевлянам: «Почто преодолели такой путь из Киева? У вас же там есть добрый наставник — о. Михаил. К нему езжайте». Батюшка Георгий был достойный продолжатель духовного наследия своего родителя – прославленного новомученика. Он в короткое время сумел создать крепкую общину, в которую входили не только местные жители Юрковицы, Татарки, Щековицы, но и люди живущие в разных районах города и, даже, за его пределами. Всех покоряла его кроткая любовь ко всем, его искренняя доброжелательность не только на словах, но и в делах; его старческая мудрость и сердечное горение в молитве.

Время, когда служил о.Георгий, для церкви было весьма сложным. Согласно «Декрету Совнаркома РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01.1918 г. Церковь никогда не была так связана с государством, и нигде и никогда она не была под таким постоянным гнетом, как в эпоху с 1918-1988 г. Даже угнетение и разрушение церкви в эпоху Петра I представляется детской забавой.

Вот два примера, иллюстрирующие положение Церкви в те времена.

Выписка из акта ревизионной комиссии, который представлялся в Райисполком ежеквартально: «… Расход денежных средств за квартал:

– на содержание причта -1100

– на нужды церкви (свечи, мука, ремонтные материалы) — 9771

– фонд мира – 7000

– фонд охраны памятников – 1500

– фонд культуры — 700

– электроэнергия, газ, пожарные услуги, канц. принадлежности – 1005

– отчисление религиозным центрам-1200».

Это при общем доходе за квартал 24116 р.

Второй пример.– коммунистические власти сами тогда постоянно нарушали собственные законы, в частности «Декрет СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23.01.1918», по которому церкви запрещалось вести регистрацию гражданского состояния, а власти требовали регистрировать крещение, венчание, похороны, Журналы этих регистраций требовалось ежеквартально предоставлять в Райисполкомы, а по сведениям этих журналов в последствии ущемлялись права верующих граждан.

При посещении храма «уполномоченным», он выходил на середину храма и демонстративно поворачивался спиной к алтарю и рассматривал, кто поет на хорах. По его установкам там петь могли только престарелые люди. Для укрепления «порядка» он иногда подымался на хоры. В это время певчие себя чувствовали как кролики перед хищником. Вспоминает Леонид Емельянович Яскевич, псаломщик Св.-Макариевской церкви: «Мною было сказано певчим на хорах без посторонних: «Чего вы боитесь? Если он («уполномоченный») вам портит нервы своим посещением, вы можете закрыть двери хора на засов и во время Богослужения никого не пускать, даже «уполномоченного». Через неделю «уполномоченный» вызывает меня к себе и первым вопросом вместо «здравствуйте», было: «Так кто вам дал право не пускать «уполномоченного» на хоры?!» И я тогда добавил: «во время Богослужения».

Назначением священнослужителей на приход фактически распоряжался «уполномоченный», а священник на приходе был нанимаемый старостой, который и был «настоятелем» — хозяином прихода. И вот в это время в Св.-Макариевском приходе действительным хозяином прихода становится священник Георгий Едлинский — настоятель церкви священномученника Макария. Без его благословения ни кто ничего в приходе не делал.

Поскольку коммунистические власти сами тогда постоянно нарушали собственные законы, в частности «Декрет СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23.01.1918», батюшка Георгий решает жить по законам Церкви. Он восстановил деятельность Киево-Юрковецкого Св.-Макариевского братства. Конечно о восстановлении Братства как такового тогда и речи быть не могло. Но, что было в уставе Братства, а именно: просвещение людей в духе Православной Веры, благотворительность в христианском духе, проповедничество Слова Божиего и устройство благолепия в Храме Божием – все это батюшка осуществлял в жизни.

Уже в 1946г. о.Георгий начинает подготовительные работы к устройству благолепия в храме. Он каждому находил доброе и нужное слово, и у каждого в приходе раскрывались в полной мере дарования, и каждому находилось применение в церковном труде. Так была привлечена к работе по благоустройству храма архитектор Е.Д.Корж, которая «раскопала» чертежи иконостаса архитектора А.И.Мурашко и переработала их для Св.-Макариевской церкви. Так Прокоп Антоненко и братья Вакуленко и др. умельцы были привлечены к изготовлению из моренного дуба иконостаса, жертвенника, гробницы, киотов, клироса и свечного «ящика». Также в 1947 г. для живописных работ в храме был приглашен старый друг семьи Едлинских народный художник И.С.Ижакевич. Иван Сидорович, который в конце XIX века расписывал Борисо-Глебскую церковь, где настоятелем был протоирей Михаил Емельянович Едлинский — отец батюшки Георгия. И.С.Ижакевич со своими учениками написал образа в иконостасе и киоты. Кроме того, сам Иван Сидорович написал образы священномученника Макария, преп. Феодора Освященного — при написании этих образов он пользовался фотографией о. Михаила Едлинского. Он так же написал образы «Нечаянная Радость», «Великомученмцы.Варвары», «Великомуч. Пантелеимона», «Святителя Николая» и «Серафима Саровского».

К началу 1950 г. работы по благоустройству храма были завершены. Был установлен иконостас и жертвенник. Любопытно, что, в тяжелый 1947 г. с художниками и мастерами расплачивались, кроме денег, зерном, доставляемым из сел Антоновки и Рыжовки, и обедами, изготовленными Анной Сергеевной – женой о. Георгия и прихожанами. В это же время, чудесным образом, в Св.-Макариевский храм вернулись иконы ранее подаренные храму художником Н.И.Мурашко и его братом архитектором А.И.Мурашко.

В 1951г., по благословению митрополита Киевского и Галицкого Иоанна в Св.-Макариевском храме были освящены иконостас и киоты, где каждая икона имела свое исторически значимое место.

К этому торжественному случаю митрополит Иоанн вложил в ковчежец иконы св. Макария частицу св. мощей священномученника. Эту икону специально для этого написал и изготовил худ. Ижакевич И.С. С того времени храмовая икона святителя Макария с частицей его мощей покоилась на специальном аналое с правой стороны храма. Так установилось постоянное присутствие священномученника митрополита Киевского и всея Руси в его храме на Юрковице.

Несколько позже около церкви была сооружена деревянная колокольня и приобретены колокола. Большой колол о. Георгию предложил купить о.Федор Киливник. Этот старенький батюшка очень уважал о.Георгия. Пока советская власть разрешала звонить в колокола — на колокольне очень хорошо вызванивали Николай Забучинский и местный поэт Никола «хромой». Но с 1964 года колокола замолчали вплоть до «перестройки».

Автор: Яскевич Леонид Емельянович, член Украинского общества охраны достопримечательностей истории и культуры.

Окончание следует

Примечания

1. Киевское Религиозно-просветительское общество (далее КРПО) организовано группой профессоров Киевской Духовной Академии (далее КДА) в ноябре 1893г. и первоначально именовалось — «Киевское Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви».

Первым председателем Общества был настоятель Св.-Владимирского кафедрального собора, проф. КДА п.иер. И.Корольков. Членами совета КРПО в разное время были: п.иер. Г.Я.Прозоров, п.иер. А.А.Корсаковский, п.иер. свящ. К.П.Терлецкий, свящ. М.Е.Едлинский, свящ. В.В.Троицкий, свящ. И.И.Троицкий, свящ. Д.Н.Слюсарев, свящ. М.П.Алабовский, свящ. С.М.Потехин, свящ. и проф. Н.С.Гроссу, проф. КДА А.А.Дмитриевский, проф. В.В.Завитневич, проф. А.И.Булгаков, доктор медицины В.А.Добронравов, доктор медицины проф. И.Никольский, еп. Уманский Иннокентий, проф. Д.И.Богдашевский. Почетными Членами Совета были: епархиальный архитектор Е.Ф.Ермаков, проф. свящ. А.А.Глаголев, доц. М.Е.Поснов.

Заседания Общества чаще всего проводились в актовом зале Фундуклеевской гимназии (ул. Б.Владимирская, 20), т.к. КРПО не имело своего помещения. Лекции-проповеди проводились в Сретенской (Скорбящинской) церкви (ул. Сретенская, 14).

Благодаря своей просветительской деятельности КРПО приобрело симпатии киевлян и авторитет в Городской управе. В 1898 г. после успешного строительства церкви-школы на Юрковице Городская управа выделила Обществу территорию для постройки дома в месте пересечения Б.Житомирской и Б.Владимирской улиц. 17 октября 1903 г. митрополит Киевский и Галицкий Феогност освятил дом и храм в честь святителя Иоанна Златоуста, возведенные Киевским Религиозно-просветительским обществом.

В КРПО работали комиссии: Издательская, по распространению листков и брошюр; Лекторская, по работе с сектантами и раскольниками, а, также, Хозяйственный комитет. В 1904 г. в Обществе состояло 461 активных членов.

2. Никольский П., проф. и Алабовский М., свящ. // Православный русский деятель. – Киев, Киевское Православное религиозно-просветительское Общество, 1906. – С.19-20.

3. Киевские Епархиальные Ведомости, 1896, № 9. – С.361.

4. Киевские Епархиальные Ведомости, 1896, № 9. – С.330.

5. Фундуклеевская женская гимназия находилась на ул. Фундуклеевской (теперь Б.Хмельницкого) №6.

6. Никольский П., проф. и Алабовский М., свящ. // Православный русский деятель. – Киев, Киевское Православное религиозно-просветительское Общество, 1906. – С. 23-24.

7. Киевские Епархиальные Ведомости, 1897, №.

8. Адрес-календарь Киевской Епархии,1899, Архивн. дело №53, опись 868, фонд 127.

9. Архив. дело № 753, опись №868, Фонд № 127, 1900г.

10. Архив. дело №285 за 1902г.

11. Архив – фонд №127 опись №943, дело №406, 1903г.

12. «Весь Киев», 1900, 1901, 1904, 1907 гг.

13. «Весь Киев», 1910-1915 гг..

14. Известно по таким документам, как «Выпис из метрической книги, часть III, о умерших за 1916 г. – Козак Черниговской губернии Евфимий Косман-Новиков умер 14.02.1916г. «Выпис» удостоверил священник Евгений Эргарт».

17. Гора Юрковица – местность на Лукьяновке в г. Киеве, расположенная между горой Щековицей (Ольгиной) и Лысой (лысая – без леса, голая). Юрковицу в былое время омывало два ручья: Соляный, впадавший в р. Глубочицу (р. Глубочица начиналась в Кмитовом Яру и протекала по урочищу между ныненшними Львовской и Татарской улицами), и Юрковицкий ручей (в старину назывался Сверховица), протекавший между горой Юрковицей и Лысой горой, который и дал название всей местности. В 1908 г. Юрковицкий ручей был заключен в коллектор. Вдоль русла этого ручья юрится теперь Нижне-Юрковская улица.

Гора Юрковица в старину была изрыта ярами: Волчий, Шмелев, Самсонинский, а с южной ее стороны было плоское место, именуемое Антифеевской поляной, где в 18 веке находилось небольшое кладбище. Избирая место для церкви-школы о.Константин Терлецкий обратил внимание на удобное расположение Юрковицы, т.к. она находилась в центре массива в месте стечения дорог, ведущих на Подол (по Нижне-Юрковской ул.), Татарку и Нагорный поселок (по Верхне-Юрковской и Богоутовской ул. к Догрогожицкой дороге), а, также, на Щековицу и Глубочицу (по ул. Антифеевской (Старой) поляне, Лукьяновской и Шмелев Яр). К сожалению, в 1988 г. часть улиц Лукьяновская и Старая поляна была утрачена в связи с перепланировкой местности и сообщение между Юрковицей, Щековицей и Глыбочицей было прервано. Правда, на срытом хребте Юрковицы сейчас стоят жилые многоэтажные дома, но сообщение сними со стороны Юрковицы – пешеходное (по лестнице, сооруженной стараниями Г.П.Веребей при активном содействии Т.В.Захожей).

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь