Наверняка не все из читателей знают, что так называемый «новый стиль» официально уже действовал в Московском Патриархате. Это было во времена патриарха Тихона (Белавина), и продолжалось всего 24 дня: с 15 октября по 8 ноября 1923 года. Таким образом, Рождество Христово по новому стилю отпраздновать 25 декабря в Русской Церкви так и не пришлось. Но это не значит, что введение новоюлианского календаря, более точного астрономически, невозможно в принципе. Сегодня вниманию читателей «Киевской Руси» предлагается перевод статьи с американского православного сайта Orthodoxhistory.org, где рассказывается о реакции православных приходов в Северной Америке на введение нового стиля при патриархе Тихоне.
После прочтения недавнего сообщения Мэттью Нейми о праздновании Рождества по новому стилю в православных приходах и юрисдикциях в Америке в первой половине двадцатого века, я счел уместным разместить статью, которая появилась на страницах New York Times 25 декабря 1923 года.
«Большинство русских за прежнюю дату Рождества?
Большинство храмов, в том числе в Нью-Йорке, будут праздновать Рождество 7 января.
Москва, 24 декабря. Общественная кампания по дискредитации освященной веками традиции празднования Рождества, которая в прошлом году приняла форму антирелигиозных демонстраций и шутовских богослужений комсомольцев, была прекращена в этом году, вместо этого коммунистическая молодежь ограничилась светскими научными лекциями в коммунистическом клубе и в казармах Красной Армии. Юные пионеры – русские бой-скауты, вместо празднования Рождества отмечали «поворот солнца к весне»: всё, что связанно с религией, было исключено из торжеств.
В Москве отмечалась нехватка новогодних елок, так как крестьяне, которые будут праздновать свое Рождество две недели спустя, привезли в город мало деревьев. Несмотря на то, что и новая церковь, и архиепископ Тихон объявили о следовании новому календарю, только десять церквей из сотен в Москве празднуют Рождество в единстве со всем христианским миром, а в провинции это соотношение еще меньше.
В большинстве храмов Москвы было объявлено прихожанам, что посещение храма во время нынешних праздников необязательно.
Русский Православный собор св.Николая на 97-й восточной улице возле 5-й авеню и остальные русские церкви на севере Америки не отмечали Рождество прошлой ночью, хотя некоторые храмы в России, согласно телеграфным сообщениям, перешли с юлианского календаря, который всегда использовала восточная Православная Церковь во всем мире, на григорианский календарь, который используют Римо-католические и протестантские церкви на Западе.
Юлианский календарь сдвигает Рождество на 13 дней позже, 7 января. В.В.Буимистов, председатель совета попечителей Североамериканской епархии Русской Православной Греко-кафолической Церкви, объяснил, что со временем Русская Церковь может пойти на смену стиля, но пока что совсем не расположена делать это. Г-н Буимистов, бывший председатель русской миссии Красного Креста в Северной и Южной Америке, действующий президент Русского общества помощи, объяснил это нежелание тем, что советское правительство приложило слишком много усилий для изменения календаря в России, так что русские церкви здесь не хотят иметь ничего общего с этим новшеством. Они остались верны Русской Православной Церкви. «Пройдет некоторое время, пока Русские Церкви в Америке смогут принять юлианский календарь празднования Рождества и Пасхи, наших величайших праздников», – сказал г-н Буимистов. «В России крестьяне настроены резко против изменений. Они говорят, что более тысячи лет они ходили в церковь на Рождество и Пасху по юлианскому календарю, и они не хотят переходить на календарь западного мира, тем более, что советское правительство это поощряет».
Если бы вся Православная Церковь, частью которой является Русская Церковь, приняла изменения, тогда впервые с 1582 года церкви Востока и Запада праздновали бы Рождество вместе.»
Мне кажется, это довольно уникальная картина того, что представляла собой православная жизнь в ту эпоху, особенно учитывая политические обертоны преследования Церкви в России, что мы видим в первой половине статьи. В то время как их братья и сестры в России переживают начальные стадии достаточно агрессивной антирелигиозной кампании молодого большевистского правительства, североамериканские архиепископии переживают собственный кризис вследствие русской революции 1917 года.
В России большевистское правительство инициировало национальное движение перехода на григорианский (новый) календарь 1/14 февраля 1918 года (1 февраля стало 14 февраля). Церковь России сопротивлялась этому изменению, и в обсуждении Всероссийского Собора 1917-18 годов (во время заседания, когда смена календаря вступила в силу) высказала намерение сохранить старый стиль.
К 1923 году, однако, это решение подвергнется испытанию с приходом к власти «Живой церкви» – реформистского движения, которое образовалось из нескольких радикальных фракций внутри Русской Церкви в течение последних двух десятилетий. При поддержке правительства большевиков «обновленцы» пытались навязать введение нового календаря, а с течением времени календарная проблема стала явной точкой расхождения между так называемыми «обновленческой» и «Тихоновской» фракциями внутри Церкви России.
В Америке это расхождение, по-видимому, также привело к явному неприятию нового календаря в Североамериканской архиепископии. В декабре 1923 года в архиепископии проходили судебные бои с поддерживаемым «Живой церковью» Джоном Кедровски, который вернулся в Америку в октябре, заявляя, что он архиепископ Северной Америки и Алеутских островов. В условиях путаной информации из России относительно статуса патриарха Тихона, сообщений о странных и тревожных нападениях на церкви и религиозную жизнь со стороны советского правительства, и очень реальной угрозы потери Свято-Николаевского собора и другого имущества в американских судах, архиепископия решила отклонить недавнее решение Всеправославного конгресса о введении обновленного юлианского, или нового, календаря.
Проще говоря, для многих православных христиан русского происхождения в Америке в ту эпоху новый календарь не был в основном связан с Всеправославным конгрессом, но с большевизмом и преследованием любимого патриарха Тихона, который был, очевидно, почитаем во всех уголках православной Америки.
Разрешение на введение нового календаря в рамках того, что станет известным как Митрополия, появится не ранее 13-го американского Собора в 1967 году. Хотя в некоторых частях Православной Церкви в Америке почти повсеместно перешли к обновленному юлианскому календарю, все еще многие приходы на всей территории Соединенных Штатов и Канады будут праздновать Рождество Христово через две недели. Как Меттью подчеркнул на днях, подобное разнообразие мнений присутствует во всех юрисдикциях Америки. Тем не менее, независимо от того, когда мы отмечаем этот важный день, мы делаем это в том же духе радости о рождении Христа.
Арам Саркисян
Перевод с английского Юлии Зубковой
this explanation is extremely simplistic – the calendar change by the ‘Pan Orthodox Synod’-which the Patriarchates of Jersualem, Antioch, & Alexandria refused to participate in because of the reputation of Meletios Metxakis, then Patriarch of Constantinople, which the Russian Church could not particpate in due to persecution, and which represented very few Orthodox Christians, did not have sufficient authority to “chane” anything, much less the Patristic Calendar. When Patriarch Tikhon adopted the New Calendar briefly, it is because he recieved a communication from Patriarch Meletios Metaxakis of Constantinople stating that “the entire Orthodox Church has adopted the new calendar.” This was, obviously, a bold faced lie. The fruit of the adoption of the new calendar was scandal and division in the Holy Church, persecution, imprisonment and martyrdom of some who refused to accept the new calendar in Greece, Finland, Poland, Romania … when the North American Metropolia adopted the new calendar in ther late 1960s, it lost several parishes to the Russian Church Abroad, which still uses the Patristic Calendar.
The new calendar was adopted primarily as a means to influence western governments through western protestant and catholic churches-to influence these governments to come to the aid of Greece in its problems with Turkey in the 1920s. It failed to influence anyone; it did, however, officially mark the entrance of modernism and ecumenism into many of the Orthodox Churches, which continued the scandal of the faithful, and attmepts to separate from what was perceived as ‘apostate’ hierarchies.
The pro-ecumenist hierarchies today completely ignore all the Canons guarding the Orthodox Faith-those which forbid prayer with the non-Orthodox, etc.-and pay attention only to those Canons that extend “our jurisdiction,” to the point of ridiculousness we have today, with Constantinople claiming “the world.”
The Russian Church was not ‘happy’ about the adoption of the New Calendar merely becuase it had been used for “a thousand years.” The new calendar was the Papal Calendar, the calendar of those who had forced union with Rome on many Orthodox people in Eastern Europe, and also becuase it was seen as a move “secularizing” the Church.
Explanations that are overly simplistic and not completely researched are prepared that way for a reason-to do with the issue of the new calendar, usually to downplay the importance of the Patristic, Traditional Orthodox Church calendar, and make the change seem like no big deal at all. It was an important, drastic, and the fruit has shown, a tragic decision.
Я прошу редактора исправить две ошибки:
“отпраздновать 25 ноября”
“более тысячи лет они ходили в церковь на Рождество и Пасху по григорианскому календарю”.
Не знаю, чья ошибка – американского автора или украинской переводчицы?