Священна ли война?

Тема майского номера журнала “Вода живая” – “Война и вера”. Была ли у Второй Мировой войны духовная, религиозная подоплека? Как сказался религиозный фактор на ходе Великой Отечественной войны? Об этом беседуют протоиерей Александр Сорокин и Михаил Шкаровский, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Государственного архива Санкт-Петербурга.


– Михаил Витальевич, задумывались ли Вы как историк над религиозным феноменом Великой Отечественной войны?


– Я действительно очень интересовался этим ракурсом темы, специально искал соответствующие документы в германских архивах и пришел к некоторым выводам. Вторая мировая во многом была войной идеологий. Причем перед верхушкой нацистской Г ермании стояла цель создания не просто нацистской идеологии или политической религии, но и новой религии в полном смысле слова.


В Советском Союзе тоже активно строилась новая идеология, но это не выглядело как создание новой религии, особенно по сравнению с нацистской Германией, тем более что в религиозном плане открыто насаждался атеизм. Были, пожалуй, лишь два периода: в 1920-х и 1960-х годах, когда предпринимались попытки создания религиозного “привеска” к марксистской идеологии.


– И что это были за попытки?


– Введение различных псевдорелигиозных обрядов: красные октябрины, комсомольские “пасхи” (так они назывались официально). Были предприняты попытки создания “молитв” Карлу Марксу, достаточно точно совпадающие с церковными.


– Чем были обусловлены эти попытки?


– Советские идеологи видели, что подавляющая часть населения остается верующей. Даже в 1937 году при переписи таковыми себя назвали 56,7 % населения страны, люди не побоялись признаться. А в 1920-е годы религиозность было выражена еще более ярко: христианскую веру исповедовало почти 90 %.


В начале 60-х годов, в хрущевское время, на новом витке антирелигиозной пропаганды снова возникли идеи о необходимости замены религиозных обрядов советскими. Появились дворцы бракосочетаний, дворцы регистрации малюток… Некоторые идеологи предлагали создать храмы коммунизма с псевдорелигиозными атрибутами.


Но в целом это была еще более робка волна, чем в 20-е годы, и реализовалась в еще меньшей степени.


– А в чем заключалась новая религия нацистской Германии?


– Вопрос создания новой религии стоял в центре внимания не только нацистских идеологов, но и высших руководителей Третьего Р ейха за весь период его существования, с 1933 года по 1945 год. Родоначальником этой кампании был Альфред Розенберг, который еще в 1930 году написал свою печально знаменитую книгу “Мир XX века”, главным острием направленную против христианства.


В ней говорилось о необходимости создания новой религии. Позже главное руководство религиозной политикой на оккупированных территориях в Третьем Рейхе было поручено партийной канцелярии. Сначала эту политику проводил Рудольф Гесс – начальник партийной канцелярии. После того как в 1940 году он улетел в Англию, по личной директиве фюрера ее возглавил его заместитель Мартин Борман, наряду с самим Гитлером наиболее антирелигиозно настроенный в отношении именно христианства.


Таким образом между коммунистическим режимом в Советском Союзе и нацизмом в Германии в их использовании религиозности населения существовала явная разница: здесь – попытки придать коммунизму религиозные черты выглядели очень маргинально и даже карикатурно, а в Г ермании новая религия навязывалась как генеральная линия и культивировалась высшим руководством.


Антирелигиозная практика Советского Союза очень интересовала нацистское руководство. Были специальные предписания немецким войскам собирать и вывозить для изучения в Германию материалы, которые составляли опыт антирелигиозной борьбы. Все это рассматривалось как первый этап борьбы нацизма с Церковью. Я читал пропагандистские материалы в обучающих материалах для эсэсовцев: изначально у нацистской идеологии было пять главных врагов, в том числе – Церковь.


После прихода нацистов к власти на территории Г ермании начались ограничительные меры против Католической и Лютеранской Церквей. В Лютеранской Церкви нацистам удалось произвести раскол с целью создания “Имперской лютеранской Церкви”, но часть ее не подчинилась и откололась в так называемую Исповедующую Церковь, в которую ушло около 40 % лютеранских пастырей.


С Католической Церковью были еще более сложные проблемы. Значительная часть кардиналов выступала против Гитлера. Были даже созданы специальные концлагеря, которые специализировались на духовенстве. Наиболее известен из них Дахау, где содержалось около 2 700 священнослужителей, в том числе около 70 православных. Известно, что в их числе были Патриарх Сербский Гавриил (Дожич), сербский епископ Николай (Велимирович). Примерно 5 000 католических священников были репрессированы, закрыты сотни монастырей.


Но к такой широкомасштабной кампании репрессий, как в Советском Союзе, Германия все-таки не перешла. Хотя Гитлер неоднократно заявлял об этом, но откладывал до окончания войны.


Но был и отдельный антирелигиозный полигон для отработки будущей политики тотального уничтожения христианской Церкви – область Вартегау (территория Польши, присоединенная к Г ермании) с центром в Познани. Там проживало около 4 млн населения, в основном поляки, но и 370 000 немцев.


Кампанию в Вартегау проводил Мартин Борман. Сначала был принят целый ряд законов, которые отчасти копировали советские 30-х годов, а отчасти шли еще дальше. Так, запрещалось объединение религиозных общин выше уровня приходов. Епархиальные и более высокие структуры ликвидировались. Священники должны были не только выполнять свои обязанности, но и иметь светскую работу. Запрещалась социальная, благотворительная,  просветительская, образовательная – вся деятельность, кроме сугубо богослужебной. Были ликвидированы абсолютно все монастыри.


К 1944 году, когда в Вартегау пришли советские войска, там было закрыто 94 % всех храмов и репрессировано 97 % священников. Такие же меры – почти стопроцентная ликвидация Церкви – должны были быть применены на всех оккупированных территориях.


– Существовали ли конкретные планы по созданию новой религии?


– Я нашел один из таких планов в немецком архиве, примерно 1939 года, созданный ведомством Розенберга.


Этот план с немецкой пунктуальностью был рассчитан на несколько этапов на 25 лет. Новая религия должна была быть синтетической, включать в себя некоторые составляющие. Первое – это германское язычество. Нацисты не просто ввели в официальный календарь зимний и летний солнцеворот, они совершали во время этих праздников достаточно дикие языческие обряды. Например, весной девушки бегали нагими по каким-то священным рощам, и это воспринималось как обряд плодородия.


Следующая составляющая новой религии – различные оккультные теории наподобие учения розенкрейцеров, которое в XVIII-XIX веках было распространено в Г ермании. Третья составляющая – некоторые внешние элементы христианства. Гитлер для новой религии рассчитывал использовать значительную часть христианских храмов и священников, заставив их перейти к исповеданию этой религии. При этом, конечно же, новая религия полностью отказывалась от Ветхого Завета из-за его иудейских корней.


– Может быть эта странная ложная религиозность Гитлера вытекает из желания быть верующим, но при этом отвергать Церковь? Вместо нее он предлагает религию избранного народа. А ведь и христианство – религия избранного народа: если в Ветхом Завете – это еврейский народ, то в Новом Завете – это новый Израиль, то есть все, кто верует во Христа, хотя при этом сама идея избрания не отменяется. Может быть именно с этим связана ожесточенная борьба Гитлера с еврейством?


– Борьба с евреями действительно имеет мистический оттенок, логически ее трудно объяснить…


– Было ли успешным внедрение новой религии в Германии в широкие народные массы?


– Немцы очень законопослушны. Кроме того, в Германии существовал тотальный контроль со стороны гестапо.


Поэтому во всех этих возрожденных языческих праздниках особенно массово участвовало немецкое крестьянство – десятками тысяч. Но, конечно, в то же время большинство немцев являлись верующими христианами. У них такие обряды вызывали чувство возмущения и сопротивления, как и у значительной части немецкого духовенства. Отчасти с этим были связаны репрессии среди немецких христианских священнослужителей.


– Как в свете своих религиозных новшеств нацизм рассматривал войны, которые он вел на разных фронтах?


– Для нацизма война занимала важное место. Одним из краеугольных камней этой идеологии была борьба за существование, борьба за землю для расширения территории тысячелетнего Рейха. Эти завоевания обосновывались, в том числе, религиозными факторами: распространение господства новой идеологии на возможно большее число территорий и народов. Устройство Третьего Рейха предполагало завоевание всего мира.


В этом плане коммунизм представлял собой того врага, которого надо было уничтожить, потому что советское руководство было одержимо идеей повсюду установить мировой социализм. Эти идеологии не могли долго сосуществовать. Были возможны только какие-то временные компромиссы.


 


Разные настроения


 


– Мы говорим, в основном, о нацистском руководстве. А как воспринималась война немецким народом, обществом?


– Однозначно нельзя сказать. Даже в германской армии были разные настроения, среди солдат и среди офицеров вермахта было довольно много людей, которые не разделяли нацистскую идеологию, отношение к славянам как к недочеловекам, негатив к христианской религии. Мне лично приходилось встречаться с такими ветеранами Второй мировой войны. Например, Фейдер Хиер, почти 90-летний профессор Гейдельбергскогоьуниверситета. До войны он был лютеранским священником, потом оказался призван в армию, служил на Украине (он рассказывал, как лично помог восстановить там один храм).


Увидев то, с чем он столкнулся во время армейской службы, – в частности религиозную политику нацистов, Хиер с возмущением написал критическое письмоьна адрес Гиммлера. После этого был издан приказ об его аресте, но в зоне военной администрации, где Хиер служил, этот приказ по каким-то внутриведомственным причинам не действовал.


Когда Хиер вернулся в Германию, он написал книгу “Церковная ситуация на Украине в годы Второй мировой войны” и стал крупным церковным историком.


К сожалению, не такие люди, как Хиер, определяли оккупационную политику на территории Советского Союза, а нацистское руководство. Замечу, что между Германией и Советским Союзом, как двумя тоталитарными государствами, имелась существенная разница: в СССР все исходило лично от Сталина,а в Германии существовало большое количество ведомств с противоположной друг другу позицией, и Гитлер выступал неким арбитром в их борьбе и далеко не всегда навязывал свою волю.


Именно этим во многом объясняются успехи религиозного возрождения на оккупированной территории Советского Союза. Например, в Псковской области сложилась такая уникальная ситуация, что командование группы “Север” разрешило деятельность Псковской православной духовной миссии.


– Политика относительной толерантности к Церкви была тактическим ходом для того, чтобы склонить население на свою сторону?


– Да, наступая на горло собственной песне, нацисты демонстрировали эту политику, чтобы настроить население против советского руководства и переманить на свою сторону. Наиболее лояльную к церковной жизни политику проводила немецкая военная администрация на тех территориях, которые были в ее подчинении, – в основном это была прифронтовая полоса, нынешние Псковская, Новгородская и Ленинградская области. Главная цель этой политики – замирить территории, чтобы там не было волнений.


Иную политику старалось проводить рейхминистерство занятых восточных территорий, которое возглавлял Розенберг.


В его ведении было два рейхскомиссариата: “Остланд”, куда входила Прибалтика, Белоруссия, и Рейхскомиссариат Украины. Розенберг испытывал очень сильную неприязнь к Московской Патриархии, и главная цель его политики сводилась к созданию самостоятельных автокефальных православных Церквей, оппозиционных и даже враждебных Патриархии. В эту религиозную политику на оккупированных территориях вмешивалось и высшее руководство Третьего Рейха, и даже лично Гитлер.


Еще одна составляющая – Главное Управление имперской безопасности, которое подчинялось Г енриху Гиммлеру и которое на первом этапе войны возглавлял Рейнхард Гейдрих, тоже издавало директивы о религиозной жизни на оккупированной территории СССР.


Эти два последних ведомства занимали значительно более антирелигиозную политику, чем даже рейхминистерство занятых восточных территорий. В их директивах, которые в конце концов и возобладали, говорилось о том, что не нужно поощрять развитие церковной жизни.


Не запрещать на первых этапах: если верующие сами открывают церкви, то позволять это делать, – но ни в коем случае не проводить богослужения, скажем, немецкому военному духовенству в этих церквях, не помогать восстанавливать. Не должно было быть содействия и контактов в религиозной жизни между немецкой администрацией, воинскими частями и населением оккупированных территорий.


“За что воюем?”


– А что со стороны Советского Союза, с кем и за кого воевал советский народ?


– Хорошо известно, что в первые месяцы войны далеко не все граждане СССР хотели оказывать вооруженное сопротивление вторгшемуся агрессору, около 3 млн советских военнослужащих на первом этапе войны попало в плен. Десятки, а то и сотни тысяч русских людей не оказали того сопротивления, на которое рассчитывало советское руководство.


В некоторых деревнях немецкие войска встречали хлебом и солью. Это во многом объяснялось ситуацией, существовавшей в Советском Союзе в 30-е годы: кампаниями по раскулачиванию, голодом на Украине, ликвидацией “буржуазных элементов” в городе, массовыми репрессиями.


Все это создавало почву для недовольства советским режимом, и, думаю, большая часть населения страны так или иначе находилась в оппозициик советскому правительству.


– Как же удалось склонить значительную часть народа к тому, что он взял в руки оружие и устремился против немцев? Ведь не просто какая-то репрессивная машина была включена, Сталину удалось-таки убедить общество, что это война священная.


– Война получилась священной в том смысле, что она стала войной за Отечество. Ведь речь шла о существовании не только Советского государства, но и русского народа, и многих других народов СССР. Основная масса населения достаточно быстро поняла, что в этой войне нужно защищать свое собственное существование. Репрессивная политика немцев на оккупированной территории в первые же месяцы развеяла все надежды. Например, был случай, когда воинская часть вермахта вступила в небольшой городок, ее там население встретило хлебом-солью, а командир сказал: “Погодите радоваться – за нами идут части СС, они будут действовать совсем по-другому…” Это характерный пример: зондер-команды создавались в первый же месяц оккупации и тут же начинали проводить облавы: вылавливали евреев, коммунистов, тех, кто сотрудничал с советской властью. Производились массовые казни, в том числе и публичные. Началась конфискация имущества для нужд немецкой армии.


Многие атрибуты советской системы, например, колхозы, были оставлены немцами для “выжимания” всех возможных ресурсов из завоеванных территорий. То, на что, может быть, изначально рассчитывали крестьяне (свободный труд на свободной земле), совершенно не осуществилось.


Отношение немцев к военнопленным тоже очень быстро показало сознательное массовое уничтожение их как живой силы русского народа, как биологического материала, враждебного немцам.


При такой политике не могло быть другой реакции, как только начать массовое народное сопротивление. Кроме того, советскими руководителями, в том числе и лично Сталиным, ловко использовались патриотические лозунги и активно возвращалась национальная атрибутика (введение погон по образцу, приближенному к форме царской армии; выпуск орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и т.п.).


– Насколько наши солдаты и вообще советское общество понимали разницу между немцами как народом и нацистской идеологией?


– Д умаю, отношение к немцам было разное. На неоккупированной территории была активна антинацистская и антинемецкая пропаганда. Вот характерный стих про немца: “Сколько раз увидишь его – столько раз убей”. Среди определенной части населения это находило поддержку. Но на оккупированной территории многое зависело от того, с какими представителями немецкой администрации соприкасалось население.


Мне приходилось беседовать с жителями бывших “под немцем” городов и деревень, которые считают, что, в общем-то, им было неплохо жить тогда. Но для большей части населения это не характерно, особенно там, конечно, где проводились массовые карательные акции, там была ненависть к немцам как таковым.


– Что все-таки стало залогом победы в этой войне?


– Часто говорят про патриотизм нашего народа. Но мне кажется, что советский патриотизм очень мало действовал в годы Второй мировой войны. В неизмеримо большей степени проявился русский многовековой патриотизм. Нельзя сбрасывать со счетов и позицию Русской Православной Церкви. Думаю, очень важную роль для многих слоев населения сыграло обращение 22 июня Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).


– Насколько оно было услышано?


– Оно широко читалось во всех действующих храмах, хотя их было и немного.


Всего за годы войны митрополит Сергий написал более 70 патриотических посланий. Они распространялись в виде листовок большими тиражами, даже на оккупированной территории. Издавались послания не только Местоблюстителя, но и других архиереев. Наш ленинградский митрополит Алексий (Симанский) написал несколько десятков посланий.


– Значит, основным вкладом в победу была сознательность населения, основанная на многовековом патриотизме?


– Не только, конечно. Это сложное явление: какая-то часть народа была проникнута советскими идеями, ведь существовала мощная коммунистическая партия, которая проводила свою агитацию. Другая часть населения была мобилизована в армию в принудительном порядке, на фронте действовали так называемые заград-отряды, которые принуждали идти в бой…


– Сейчас очень много спорят о том, кто победил в войне – Сталин или народ? Были ли какие-то военные успехи советского руководства или подавление противника достигалось ценою десятков и сотен тысяч убитых?


– Об успехах нашей стратегии говорить особо не приходится. В первую половину войны наши полководцы и военачальники значительно уступали немецким. Но и в дальнейшем, когда война шла уже в наступательном направлении, боевое искусство было не на очень высоком уровне. Это подтверждается фактом, что общие потери во всех крупных операциях Советской армии по отношении к немецкой были примерно 1 к 4.


Если бы народ не стал достаточно быстро воспринимать эту войну как войну за свою Родину, то никакой  Сталин и никакое командование не смогли бы одержать эту победу.


– Получилось, что война стала в каком-то смысле спасением для сталинского режима?


 – Можно сказать, что так. Были, естественно, позитивные итоги войны: сокрушение нацистской Германии, которая несла рабство и уничтожение большей части народов Европы. Но были и негативные результаты, в том числе – укрепление на какое-то время сталинского репрессивного режима в России.


Официальный журнал Санкт-Петербургской митрополии “Вода живая” N 5, 2010 год.


Татьянин день

Цей запис має 20 коментар(-ів)

  1. раба Божия Анастасия

    Храни вас БОГ!
    Прошу ваших молитв об усопшей р.Б. Евдокии

  2. Киномеханик

    Что делал Жуков — этот «браконьер народа русского», как назвал его Виктор Астафьев — подо Ржевом? В течение 15 месяцев он бросал полк за полком, дивизию за дивизией, на абсолютно бессмысленный штурм укрепленных немецких позиций. Потери войск превысили 2 млн человек, вдвое превзойдя потери в Сталинградской битве. Сам город был уничтожен полностью: из 40 тыс. населения в живых осталось 248 человек.

    Ржев — это самая кровопролитная битва за всю историю человечества. А что мы о ней знаем? Ничего. Поскольку Жуков Ржева с боем не взял – немцы спокойно отошли, когда стало поджимать с флангов, — то официальная историческая наука даже не признает такой битвы: Сталинград был, Курск был, а Ржева не было.

  3. Киномеханик

    В чем причины этого «беспримерного, как в истории России, так и в истории Второй мировой войны сотрудничества с оккупантами»? Неужели русский народ испортился? С французами не сотрудничал, к англичанам под Севастополем не перебегал, японцам в 1905-м не сдавался, а вот появился величайший гений всех времен и народов, Генералиссимус Сталин, и народ стал толпами перебегать? И к кому? К людоедам.

  4. Киномеханик

    22 августа 1941 года майор Кононов, член ВКП (б) с 1929 года, кавалер ордена Красного Знамени, выпускник Академии им. Фрунзе, ушел к немцам с частью бойцов своего 436-го полка. Летчики перелетали к немцам десятками: из них даже сформировали «русскую» часть люфтваффе, причем среди асов оазались два Героя Советского Союза: капитан Бычков и старший лейтенант Антилевский. Число «хиви», то есть бывших советских людей, зачисленных в регулярные части вермахта в качестве помощников, к июлю 1943 года составило 600 тыс. человек: а ведь были еще полицаи, была еще РОА, тот же Кононов сформировал свою часть, «102-й казачий дивизион».

  5. Киномеханик

    Когда немцы 26 июня вошли в Дубно, они обнаружили, что в местной тюрьме чекистами было убито 500 человек. «Все люди были полностью раздеты. В каждой камере висели головами книзу 3-4 женщины… У всех женщин были вырезаны груди и языки». У палачей НКВД хватило любви к великому Сталину на то, чтобы в суматохе бегства подвесить каждую женщину ногами вверх и вырезать у нее груди. На то, чтобы сражаться с врагом, времени не осталось.

  6. Киномеханик

    О-Ф-И-Г-Е-Т-Ь!!!! Игорь, этот "православный" до мозга корней и желающий выгнать всех несогласных лично с ним из церкви, предлагает, как доказательство, статью из сайта, пропагандирующего лже-учение Даниила Андреева и его "Розы мира".

  7. Игорь

    Окружающим Елены Боннер приходилось хуже чем ей. Она регулярно "кидала" своих мужей, в несчастного Сахарова еще и била.
    http://www.rodon.org/other/dsmosvmeb.htm

  8. Киномеханик

    Да и еще, Игорь, ну если Вы читаете компромат.ру, то куда конешно моей эрудиции до Вашей.

  9. Киномеханик

    Игорь, Вы сначала проживите, переживите и перенесите столько, сколько перенесла Елена Боннэр, а потом кривляйтесь. Но не думаю, что тогда будете. Кривляются и выделываются только люди, которые не знают и не хотят знать, что такое страдание.

    З.Ы. Маленькая просьба процитировать, где я отрицал "боговдухновенность Священного Писания"?

    З.З.Ы Кто Ваш духовник, если не секрет?

  10. Игорь

    Киномеханик раньше примерял тогу "эрудита", радуя нас историческими "открытиями". Теперь примеряет рясу младостарца:
    "обратитесь к своему духовнику со всеми своими статьями и комментами".
    Киномеханик вообще не явлется христианином, поскольку открыто отрицал боговдухновенность Святого Писания и хулил многих святых Христовых. Например, св. Игнатия (Брянчанинова), Царя Николая, а также нецензурно ругал иерархов Церкви Божией, например, Митрополита Агафангела.
    Господь Иисус Христос часто ссылался на ветхозаветные книги. Например, Он свидетельствовал об истинности древних пророчеств о Мессии: "Исследуйте Писания , ибо думаете чрез них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют обо Мне" (Иоан. 5:39). Господь нередко приводил и самый текст пророчеств Моисея, царя Давида, Исаии, Даниила. Указывал иудеям и на непогрешимость Писания в делах веры: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить я пришел, но исполнить".
    Из чина Недели Торжества Православия:
    Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам
    истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах
    верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

    Как и огромное большинство клира и мирян, мой духовник с улыбкой относится к попыткам невежественных членов либеральной секты переписывать историю и "реформировать" Церковь и полностью одобряет мои материалы.
    Еще раз о реальных цифрах нашей Великой Победы в Священной войне против фашизма.
    http://www.rusmissia.ru/p/3s.html

  11. Игорь

    Опять "демократический" админ сайта снял мой коммент под статьей. Врать не надо друзья мои, да еще и так тупо:
    "общие потери во всех крупных операциях Советской армии по отношении к немецкой были примерно 1 к 4."
    Где же было такое соотношение? В Сталинградской битве? На курской Дуге? В 10 Сталинских ударах?
    Мы сокрушили самую мощную военную машину мира, которая за пару дней (иногда месяцев) перемалывала мощные европейские государства.
    Впрочем, такая дурь вполне сойдет для уровня Киномеханика, додумавшегося цитировать Боннер, которая делает деньги на истерической ксенофобии ко всему русскому. Тоже врет. Умудрилась "кинуть" даже Берозовского, который сам может надуть кого угодно.
    Интервью с сыном Сахарова:
    http://www.compromat.ru/page_24430.htm

  12. Киномеханик

    И еще добавлю из интервью Елены Боннер:

    "У нас дома, у меня, мы ежегодно отмечали День Победы. Причем это была смешанная, двойная компания: моя армейская, девчонки в основном, и Ивана армейская, мужики в основном. Иван – это мой первый муж и отец Тани и Алеши. Ну, конечно, все хорошо выпивали. Наша большая комната была расположена, как это называется, в бельэтаже, окнами на Фонтанку, красивая комната была, старая барская квартира. А напротив был фонарный столб. И вот пьяный Ванька залезал на этот столб и кричал: «В бой за Родину! В бой за Сталина!». А снизу дружки, тоже пьяные, подкрикивали ему: «В бой за Родину! В бой за Сталина!». И я не знаю, что вообще думают те случайно оставшиеся еще живыми ветераны, почему они не скажут: «Мы не говорили этого! Мы кричали “…вашу мать!”»? А раненые, когда невмоготу, кричали «Ой, мамочка», жалостно так, как малые детки…

    – Так почему же оставшиеся в живых ветераны не опровергают мифы о войне, которых с каждым годом становится все больше?

    – А почему мы, вернувшись с войны, думали: мы такие, мы сякие, мы все можем – и большинство заткнулось?"

  13. Киномеханик

    А вот еще (отец Андрей, простите, спер цитату внаглую в Вашем блоге:-))):

    "Совет христианам от старца Паисия: "Не брать плакаты, но воздевать руки к Богу."

  14. Киномеханик

    Из интервью Елены Боннер:
    "я ни разу не слышала «В бой за Родину! В бой за Сталина!». Ни разу! Я могу поклясться своими детьми, внуками и правнуками. Я услышала это как полушутку-полуиздевательство после войны, когда с нас стали снимать льготы. За каждый орден, за каждую медаль платили какие-то деньги – я забыла сколько – пять, десять или пятнадцать рублей. Но это было хотя бы что-то. Всем давался раз в год бесплатный проезд на железнодорожном транспорте – это было что-то. Еще какие-то льготы. И с 1947-го их стали снимать. Пошли указ за указом: эта льгота отменяется с такого-то числа. Через пару месяцев другая – с такого-то числа. И каждый раз в газетах крупная ложь: «По просьбе ветеранов» или «По просьбе инвалидов войны». И вот тогда появился шутливый лозунг: «В бой за Родину! В бой за Сталина! Но плакали наши денежки, их нынче не дают!"

  15. Киномеханик

    Олег, Вы совершенно не о том говорите. Кто-то отрицает молитвы за победу? Речь о том, что нечего из подонков типа Сталина делать святых, а из войны – правое дело. Если Вам лучше видеть ложь и есть ложь ложками, – пожалуйста. Но не нужно считать идиотами других.

  16. Олег

    Защита Родины и родных – всегда священное дело. Ибо нет больше той любви, чем жертвовать собой за други своя. Об этом говорили все иерархи и святые того времени.
    Прп. Серафим молился 1000 дней за победу.
    Писать такие заметки, пытаться гаденько вкинуть ложь – это грех хама, попытки обгадить наших предков-освободителей и защитников.

  17. Киномеханик

    Николай, а как насчет вот такого?

    "задача советских и германских войск состоит в том, чтобы восстановить в Польше порядок и спокойствие, нарушенные распадом польского государства, и помочь населению Польши…» [«Правда», 19.09.1939]

    «…идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это — дело политических взглядов… не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за уничтожение гитлеризма, прикрываемая фальшивым флагом борьбы за демократию…»
    31 октября 1939 г., глава правительства СССР В.М. Молотов, выступление в Верховном Совете СССР

    «…англо-французские агрессоры, не проявляя воли к миру, все делают для усиления войны, для распространения ее на другие страны… Договор о дружбе и границе между СССР и Германией построен на прочной базе взаимных интересов, и в этом его могучая сила…»
    7 ноября 1939 г., праздничный приказ Ворошилова К.Е, наркома обороны СССР

    «…не Германия напала на Францию и Англию, а Франция и Англия напали на Германию, взяв на себя ответственность за нынешнюю войну… правящие круги Англии и Франции грубо отклонили как мирные предложения Германии, так и попытки Советского Союза добиться скорейшего окончания войны. Таковы факты…»
    30 ноября 1939 г., Сталин, ответы на вопросы редактора газеты «Правда»

    Что скажете?

  18. Киномеханик

    Николай, это все верно, но обращение митрополита Сергия – это призыв к защите Родины и Веры, а не "освящение" войны. А у нас войну "освятили" после 45-го. Повторяю, сделали ее неким "золотым тельцом". И чем дальше, тем больше на ней спекулируют.

  19. Николай

    http://www.pravmir.ru/obrashhenie-mitropolita-sergiya-stragorodskogo-22-iyunya-1941-goda/
    Обращение митрополита Сергия (Страгородского) 22 июня 1941 года:
    В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству

    Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

    Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнью свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

    Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

    Господь нам дарует победу.

  20. Киномеханик

    Куда уж нам "высокообразованным". По сему поводу, Игорь, разрешите рассказать вам (и всем) одну притчу. Зашли в храм священник и мытарь (это такой парафраз притчи Христовой о фарисее и мытаре). Священник стал посреди церкви и начал молиться: "Господи! Я такая мразь, я такой порочный, прости меня грешного, я такое ничтожество!"
    Мытарь тоже стал в уголке и молится: "Господи, прости меня, я такой грешный! Я такое ничтожество!"
    Священник оборачивается: "Ха! Вы только посмотрите на него. И этот – тоже претендует на ничтожество!!!"

    Игорь, вы отлично знаете, что такое – духовная гордыня. Проблема в том, что человек, у которого она появилась, сам увидеть этот свой грех не в состоянии. Посему – обратитесь к своему духовнику со всеми своими статьями и комментами.

    Не хотел писать пост по поводу этой статьи, но Друзь, как обычно, провоцирует. Война, конечно же, не может по определению быть "священной". Священную войну и крестовый поход против всего мира провозглашал Гитлер. Для него война была точно "священной". Не соглашусь я и с отцом Кругловым, который в своем ЖЖ, недавно выразился, что "война – это апофеоз человеческих грехов и страстей". Ему резонно возразил другой батюшка, что "война – это также и апофеоз добродетелей".

    Вопрос в том, насколько ли мы умеем любить врага своего проверяется именно на войне. А любить его нужно, даже убивая в атаке или снайперским выстрелом, или направляя свой горящий самолет на немецкие составы, или закрывая грудью амбразуру. И понимать, что человек по ту сторону фронта, такая же жертва войны, как и ты. Если конечно, он не конченый подонок, как эсэсовцы или энкаведисты, которые, впрочем, на передовых редко бывали. Все солдаты – жертвы обстоятельств. И выиграли мы войну благодаря Любви и Вере. Любви к Родине, и Вере в Победу. Все. Больше ничто нас на спасало и не давало сил. Ни Сталин, который расстреливал генералов, готовящихся заранее к нападению немцев (Игорь, почитайте о судьбе 41-й "краснознаменной" дивизии защищавшей Раву-Русскую в самом начале войны, или о таком уроде, как Лев Мехлис), ни таланты генералов и комиссаров, бросающих людей в жернова (любимые фразы Жукова знаете? или о том, как ветераны при упоминании имени этого маршала бледнели от боли и ненависти?), и ничто другое.

    Вопрос в том, что мы сделали из войны "золотого тельца", "идола", объявили ее "священной" и "праведной". А праведных войн не бывает. Бывает просто грязь, кровь, пот, вши и смерть. И ничего священного в понимании "попкорнового поколения", зашоренного идеологически в ней нет. Это была просто тяжелая, страшная работа. В ушах у наших солдат не звенела пафосная музыка во время атаки, они думали только о том, как удержаться на высотке, как выжить и как убить побольше фашистов. Ничего "священного" в этом нет. Героического – да! Но не священного. Нечего путать понятия.

Залишити відповідь