“Кто вверяется Богу, воспринимает любое испытание как Его посещение”. В Греции скончался архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул

28 января 2008 г. от рака скончался Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул.


69-летний архиепископ Христодул был госпитализирован в июне прошлого года. Тогда у него был выявлен рак печени. Врачи отказались от операции по пересадке печени, так как обнаружили, что рак распространился.


“Всем известно, что я столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем. Я с самого начала желал и продолжаю желать того, чтобы наш народ знал весь ход этих событий без уверток и попыток сокрытия правды. У меня есть чувство и убеждение, что мы, церковные мужи, не принадлежим сами себе. В первую очередь мы принадлежим Церкви и Ее членам и когда преуспеваем, и когда подвергаемся испытаниям. Я предал себя в руки Божьи, а также и врачей, к научному знанию и опыту которых я питаю абсолютное доверие. Я осознаю тяжесть своего состояния, но не сдаюсь. Я уповаю на любовь Божию. Пусть свершится Его Воля”-, говорил он в одном интервью американской газете “Национальный вестник”. На вопрос журналиста о переменах в жизни, вызванных болезнью, владыка ответил:


“Боль может подействовать на человека двояко: ужесточить его и ожесточить против Бога и людей, удаляя его от общества, либо смягчить, облагородить и заставить посмотреть на свою жизнь и на свою связь с Создателем и ближними другими глазами. Пределы такой двойственности зависят от размера веры. Тот, кто верит и вверяется Богу и Его воле, воспринимает боль, болезнь и всякого рода испытание как Его посещение. Он может в данный момент недоумевать, кричать “ПОЧЕМУ”, но, в конечном счете, осознавать, что все, что Бог попускает в нашей жизни – хорошее, плохое или даже трагическое, – Он попускает ради нашей же пользы и нашего совершенствования. В этом случае больной стремится к общению с людьми, желает стать причастным их любви, почувствовать облегчение от общения с ними.


В противоположном случае, когда вера отсутствует или поверхностна, иными словами, отсутствует доверие воле Божьей и Бог превращается в противника и неприятеля, болезнь ожесточает человека, делает его неприступным и труднодоступным.


Я славлю Бога за то, что в такой трудный период в моей жизни Он укрепил и усилил мою веру и дал мне возможность пережить и сделать образом жизни все то, чему я учил и благовествовал другим все прошлые годы. Я благодарю Его за то, что я не один, так как рядом со мной постоянно находятся мои духовные чада, сострадающие мне в моей болезни; за то, что я могу с большей легкостью расставлять приоритеты жизненных ценностей и пренебрегать жизненными слабостями и мелочами; за то, что более легко могу прощать и простирать руку снисхождения к тем, кто меня огорчил или причинил боль в прошлом”.


Будущий архиепископ родился 17 января 1939 году в греческом городе Ксанфи.   В 1962 году закончил юридический факультет Афинского университета, а в 1967 – богословский факультет в том же учебном заведении. Во время учебы на юридическом факультете был рукоположен в диакона (1961 год), а в 1965 – во пресвитера. В течении девяти лет нес послушание проповедника и духовника в храме Успения Божией Матери в Старом Фалироне (Афины), а затем – в течение семи лет – секретаря Священного Синода Элладской Церкви.


14 июля 1974 года он был хиротонисан во епископа с титулом митрополит Димитриадский.


28 апреля 1998 года Синодом Элладской Православной Церкви был избран Архиепископом Афинским и всея Эллады.


Архиепископ Христодул имеет ученую степень доктора богословия, получил диплом выпускника Афинского университета на кафедре французской и английской филологии. Свободно владеет французским и английским, а также итальянским и немецким языками. Является автором большого количества книг научно-богословского и нравоучительного характера. Статьи Архиепископа Христодула постоянно публикуются в Церковном бюллетене и в светской прессе.


Последние месяцы жизни предстоятель Греческой православной церкви провел в своей резиденции в столице Греции.


Удивительными, живыми яркими были проповеди. Владыка много и очень ярко говорил о Христе, о Церкви, много скорбел о растущей секуляризации общества, о забвении Европой своей христианской идентичности. Живостью его речи и отсутствием в ней формальности, к сожалению, слишком плохо пользовались журналисты, нередко, вырывая цитаты из контекста, они искажали смысл проповедей Владыки.  


Архиепископ Христодул много уделял внимание миссионерству, рассказывают, как он заходил в школы и просто и тепло общался с детьми, приглашая их прийти   Церковь.


“Секуляризация отдаляет многих людей от Церкви. В то самое время, когда народ жаждет иметь такую Церковь, которая оставалась бы с ним рядом, которая защищала бы его, и которая черпала бы свою силу из самого народа, вместе с силой, идущей к ней от Бога”, – подчеркивал Владыка.


“По-моему сегодня, перед лицом секуляризации, традиционный способ, которым Церковь смотрит на мир – это самый правильный путь, чтобы заставить нас вернуться к истокам нашей жизни. Православная Церковь – это Церковь традиции. В нашей жизни приоритет имеет культ Бога, в котором принимает участие большая часть народа. Чтобы не утратить аскетический этос нашей Церкви, мы храним множество правил, такие, как пост, практикуемый многими верными, и молитвенные бдения. Наши монастыри являются средоточием этой духовной жизни. Наша Церковь знает, что ничего не изменила из того, что было сформулировано и выражено апостолами и святыми Отцами Церкви. Мы не имеем никакой власти ничего менять, прежде всего, в вопросах веры. В Греции всякий модернизм почитается сорняком в саду Церкви. У Церкви нет цели подражать миру, чтобы победить и завоевать его; она призвана стоять перед народом, чтобы указывать ему путь к спасению – этому должна служить Церковь, а не тому, чтобы способствовать развитию обширной социальной системы. Даже если социальные вопросы, разумеется, нам не чужды. В Греции мы очень развили социальный характер нашей Церкви”. (Из интервью архиепископа Афинского Христодула итальянскому журналу “30Giorni”)


На Пасху Владыка посещал больных и заключенных. В обращении к заключенным он сказал: ” “Независимо от того, что решит в отношении вас правосудие, очень многое значит ваше решение сказать “Боже, прости меня”. И Он вновь примет вас к себе”, – подчеркнуд Архиепископ. Своё обращение Предстоятель завершил следующими словами: “Все мы поворачивались к Богу спиной, но Он ждёт, когда мы решим обернуться. Никогда не поздно раскаяться, достаточно явить истинное раскаяние”


Владыка не оставлял своим вниманием молодежь. В своем обращении к православной молодежи он много говорил о Христе:


“На пороге нового тысячелетия, учитывая опыт прошлого, вы можете понять настоящее и мечтать о будущем. Может ли, однако, молодой человек жить в Церкви, стать христианином? Почему бы нет? Христос не есть та личность, которая ушла в прошлое, Христос вчера, днесь, той же и во веки. Он есть Господин истории. Жизнь во Христе – это единственное достоинство, жизнь во Христе – это уничтожение смерти и участие в вечной молодости, жизнь во Христе – это единственный ответ на кризис нашего века и цивилизации. В полном смысле слова это единственно новое событие в непрерывном течении времен, это единственный критерий достоинства человеческой личности. На основе опыта вашей мученической Церкви вы отлично знаете, что все те, кто гнал в прошлом или все еще ныне гонит Христа и Церковь, в действительности направляют свои стрелы против человека, они боролись и борются с людьми, желая, чтобы исчез Христос. Вы видели, как смертоносное оружие не только губит жизни невинных людей, но и покушается на жизнь еще не родившихся. Такова цивилизация этих мнимо-цивилизованных людей. На пороге нового тысячелетия ответ на вопрос: “В чесом исправит юнейший путь свой?” приходит из глубины лет в порыве вечной мудрости: “Внегда сохранити закон Твой”. Путь Господень является для нас единственным путем.


Во время кризиса современного общества, унижения человека, Церковь – это единственное, что может дать смысл его жизни, призывая его явить первозданную красоту образа, который в нем сокрыт. В ответ на эгоцентризм сегодняшнего века она приносит в качестве противоядия подвиг любви и освящения.


Возлюбленные наши чада, мы знаем, что проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, многочисленны и нелегки. Молодые люди в этом мире оказываются как бы на большом рынке, где все торговцы стараются на них нажиться: торговцы наркотиками, торговцы идеалами, торговцы живым товаром, лжемессии различных религиозных сект – все стремятся купить вас и сделать своими рабами. Миллионы молодых людей стали жертвами наркотиков и СПИДа, миллионы молодых во всем мире становятся предметом сексуальной эксплуатации, миллионы молодых приходят в отчаяние от безработицы, от преобладания того, что недостойно человеческой личности.


Вы искали жизни, но вам принесли смерть, вы искали нежной любви, а у вас отняли душу и тело, вы искали достоинства, а вас унижают безработицей и эксплуатацией. Наступит момент, когда вы придете в отчаяние. В такие трудные моменты пусть звучит голос Нового Завета: “Я написал вам, юноши, потому что вы сильны и победили лукавого”. Помните, что воскресший Христос не дал вам дух страха, но дух силы, любви и целомудрия. Не разрешайте никому пренебрегать вашей юностью, но будьте примером для верных во всем. Слушайте слово святителя Григория Богослова: “Ты молод – стань против страстей и блуда, имея поборником и пособником Крещение, сопричти себя к воинству Божию, ополчись против Голиафа и насладись своей молодостью”. В начале нового тысячелетия единственный призыв к юному христианину -всегда оставайся молодым! Юный христианин, будь господином времени и истории! Юный христианин, пусть жизнь твоя имеет смысл!”   (Выступление Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула на Съезде православной молодежи).


Во многих посланиях, обращениях и интервью Владыка говорил о судьбах Европы. “Европа, – по мнению Архиепископа Христодула, – частью которой мы являемся, предала христианство, поэтому сегодня она и столкнулась с проблемой выживания, так как не может решить проблему идентичности. И это она доказала тогда, когда ее политические лидеры отказались упомянуть в европейской конституции христианство, как один из источников европейской культуры”. “Это означает отречение от самих себя, оставление духовной идентичности европейских народов. К счастью эту точку зрения не разделяет большинство народов Европы”, – сказал Архиепископ Христодул.


Вопрос идентичности европейских народов Предстоятель Элладской Церкви затронул в связи с упоминанием о главных задачах служения Православной Церкви в рамках Европейского Союза. Одной из таких задач Церкви, по Архиепископу Христодулу, является “сохранение национальной и духовной идентичности европейских народов, так как мы живем в то время, когда каток многокультурности угрожает стереть местные традиции, историю, а также нравственные и духовные ценности народов”.


“Недавно, – заканчивая, сказал Архиепископ, – представитель мусульманской мечети в Женеве заявил, что дехристианизированная Европа уже созрела для ислама. Это значит, что она потеряла свою идентичность и придет кто-то другой, чтобы управлять ею”


Тело архиепископа было перевезено из его дома в госпиталь в Афинах, где будут проведены необходимые процедуры, передает РИА Новости.


Позже тело предстоятеля Греческой православной церкви будет выставлено для прощания на три дня в кафедральном соборе Афин. На четвертый тело архиепископа будет предано земле.


День похорон архиепископа в Греции объявлен выходным, государственные учреждения и школы будут закрыты, по всей стране приспустят национальные флаги.


Подготовлено редакцией портала “Православие и мир” по материалам открытых источников интернета.

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Андрей

    Да помянет Господь тебя в царствии Своем добрый пастыре!

    А насчет Европы, потери ею христианской идентичности и Ислама – жалко конечно, но паниковать не стоит – конец этого мира все равно будет. Любящим Господа все содействует ко благу, как сказал Апостол.

    Дай Бог нам побольше таких пастырей и Сам не оставляй нас!

  2. Логофет

    Что интересно: в послании синода Элладской Церкви о кончине архиеп. Христодула молятся не только о его душе, но и о даровании Церкви равноценного преемника. А еще просят всех, кто хочет венки принести, вместо этого пожертвовать средства в филантропические организации. Не могу себе такого представить в РПЦ МП.

Залишити відповідь