Бывают ли фарисеи бывшими?

Сегодня в рубрике “Навигатор” – знакомство с новым украинским сайтом “Экс-фарисей”, который делают прихожане Покровского монастыря в Киеве.

Около месяца назад в редакционную почту Киевской Руси пришло письмо с просьбой поставить в раздел “Ссылки” информацию о новом сайте под названием “Экс-фарисей” – ex-farisey.com. Я решил присмотреться к ресурсу.

Скриншот сайта Экс-фарисей

Насторожила полная анонимность не только редакции, но и всех авторов. Прошел месяц. На сайте тем временем появился ряд заслуживающих внимание статей, точнее, не статей, а записей, поскольку сайт позиционируется как коллективный блог и “контролируемый форум”. Однако все авторы сайта – а из комментариев видно, что все эти люди друг с другом знакомы – пишут под вымышленными именами (либо указывают лишь имя, но без фамилии). На мой взгляд, такая анонимность значительно снижает доверие к ресурсу, который мог бы стать интересной площадкой для обсуждения ряда наболевших вопросов церковной жизни.

Почему же “экс-фарисей”? Авторы, или учредители сайта имеют в виду образ апостола Павла, воспитанного в фарисействе и строгом соблюдении иудейского Закона и затем ставшего самым пламенным проповедником Нового Завета, увидев в этом настоящее исполнение того, во что он веровал и чего ожидал, будучи иудеем. “Мы не приравниваем себя к апостолу Павлу, но усматриваем символичность в своем отказе от обрядовой стороны церковно-приходской жизни с обращением к сути Спасения, которое оказывается часто за скобками духовной практики в стиле пустосвятства” – пишут о себе создатели сайта.

Свою аудиторию редакция сайта видит следующим образом: “это те православные христиане, которые не просто соблюдают, выполняют, вычитывают, отстаивают, но в этих и других действиях ищут смысл. И если не находят такового в отношении какого то общепринятого действия ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов ни у святых отцов, ни в постановлениях соборов и церковных правилах, то отказываются от таких действий либо меняют их формат”.

Подход интересный и как минимум достоин внимания. Ожидается, что на сайте будут появляться критические материалы касательно разных аспектов современной нам церковной действительности, которая не помогает прийти ко Христу, но заслоняет Его. И действительно, на сайте уже есть что почитать. Это и вопросы соотношения национального и христианского, и вопрос качества проповеди, звучащей в наших храмах, и широко обсуждаемое последнее время соотношение  исповеди и Причастия.

На публикации сайта можно было бы отвечать, с ними можно было бы дискутировать, если бы не упомянутая уже анонимность. В личной переписке я попытался выяснить у администратора сайта Вячеслава причину такой политики. В ответе было сказано, что причина – не в нежелании нести ответственность за свои публикации, но в потенциальных сложностях для авторов, занимающих определенные посты в светских компаниях, в случае разглашения их анонимности. Однако миряне – не священнослужители, и в сетевом дискурсе им как раз может позволено намного больше свободы. Все же мне кажется, что обсуждаемые темы предполагают ответственное отношение, а анонимность этому только мешает. Если только создатели сайта не ставят целью просто поболтать, а действительно желают изменений к лучшему. То есть, если они действительно бывшие фарисеи.

Именно по этой причине я не даю гиперссылки на сайт. Кто желает – может вбить адрес ex-farisey.com в строку браузера самостоятельно.

Google

Цей запис має один коментар

  1. Можно и не вбивать, можно через правую кнопку мышки сразу перейти. По крайней мере в Мозилле.
    Спасибо.

Залишити відповідь