Конфликтология православного форума

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие о Господе участники Чтений!


Введение


Мое выступление не будет отчетным. Я предлагаю поговорить о православном интернет-форуме как о духовном явлении, поразмышлять о конфликтах, сопровождающих это явление и о практических способах их избегать, побеждать или использовать.


Так как православные форумы могут быть достаточно многолюдны (скажем, на форуме диакона Андрея Кураева за день работы Поместного собора было 280 тыс. обращений, а одновременно в он-лайне присутствовало 1100-1300 человек), то пренебречь таким явлением оказывается уже нельзя — форумы стали полноценным современным СМИ.


Мое выступление не будет отчетным. Я предлагаю поговорить о православном интернет-форуме как о духовном явлении, поразмышлять о конфликтах, сопровождающих это явление и о практических способах их избегать, побеждать или использовать.


Так как православные форумы могут быть достаточно многолюдны (скажем, на форуме диакона Андрея Кураева за день работы Поместного собора было 280 тыс. обращений, а одновременно в он-лайне присутствовало 1100-1300 человек), то пренебречь таким явлением оказывается уже нельзя — форумы стали полноценным современным СМИ.


Православный форум как духовный феномен


Религиозный форум вообще и православный в частности представляет собой уникальное явление — это пространство, на котором большое число людей разных вер имеют возможность спрашивать, дискутировать, выяснять позиции, приводить аргументы, говорить о вере, о жизни, а также организовываться для совместных дел. Т.е. свидетельство о вере перестает быть только делом внутренней жизни человека или круга его близких друзей, оно обращается на окружающий мир. Кроме того, форум не только обеспечивает обсуждение, но и закрепляет его. Слова не просто произносятся — они записываются и фиксируются. Фактически, такое сочетание встречается только на Интернет-форумах. Сообщества или популярные дневники живого журнала от форума почти ничем не отличаются (и далее будем иметь в виду и их). Все же остальные способы — живые беседы, электронные чаты, переписка — либо охватывают значительно меньшее число людей, либо обсуждения на них просто исчезают после произнесения.


В результате присутствия на форумах большого количества разномыслящих людей, там происходит такое количество конфликтов, что многие люди (не только православные) относятся к форумам с большой опаской, как к явлению духовно вредному.


На самом деле, на форумах мы видим постоянную духовную войну — и даже не между людьми, но между силами добра и зла, между истиной и ложью. И духовная война эта не только в спорах между оппонентами, но и внутри каждого пишущего. Когда оппонент далеко и мы не видим его — так легко прилюдно осудить, нагрубить или сказать некую формально вежливую гадость. Когда нет строгого надзора за содержанием сотен соотщений — так легко пустить слух, высказать некое еретические учение и т.д.


С другой стороны, при правильном подходе форум может стать серьезной духовной школой. Т.е. местом, где мы и сами узнаем нечто новое, и видим не придуманные, а реальные вопросы и сомнения людей. А еще там мы можем на практике проявить такие качества, как знание своей веры, умение рассказать, донести до ближнего свои мысли, как терпение и понимание другого человека, как твердость и снисходительность, как умение совместно радоваться и сочувствовать, как привычка поддержать словом и помочь делом.


Один хорошо знакомый мне настоятель известного древнего храма, также нередко участвующий в дискуссиях в Интернете, сказал мне (думаю, он не осудит меня за эту цитату), что «читая сообщения и видя ответную реакцию разных православных людей, я могу сказать, кто из них имеет навык Иисусовой молитвы».


Собственно, то, что происходит на форумах, порождено самой жизнью. В этом смысле форум является просто ее отражает.


Итак, конфликты на форуме происходят постоянно, по много раз на дню. Большие и маленькие. В целом все они вызваны многообразно проявляющимся грехом и несовершенством человека. И сразу же зададимся вопросом — можно ли победить конфликты? Исходя из причины их возникновения, мы должны сказать — нет. Победить все конфликты невозможно. Можно даже сказать, что мы ведем войну, в которой обречены не победить.


Но «не победить» в данном случае — не всегда проиграть. Некоторые конфликты нельзя искоренить, но можно контролировать и даже использовать. Не давать нам самим и всем участвующем в форуме превратить конфликт в серьезное испытание веры и не дать конфронтации перерасти в войну — значит дать многим людям навык побеждать конфликты и в жизни, и в своей душе.


Итак, конфликты на форуме можно разделить на две большие группы: конфликты связанные с самой организацией ресурса и конфликты при его работе.


Конфликты связанные с организацией и организаторами ресурса


Сначала — о конфликтах, связанных действиями организаторов ресурса, причинами которых являются исключительно человеческие взаимоотношения, затем — о конфликтах, связанных с техническими недоработками.


Органические конфликты


1. Форум начинается с команды его организаторов — владельца доменного имени, технического и программного обеспечения, администраторов, с того, как все они понимают задачу форума, законы его жизни, способы его «раскрутки», с того, что прописывают в правилах.


И, как показывает практика, если в начале — «на берегу» — эти вопросы не будут продуманы, то в какой-то момент обязательно начнется конфликт — когда цели и методы работы разных людей из числа организаторов начинают расходиться.


Однако, одной предварительной договоренности недостаточно. Так как если ресурс живет достаточно долго, могут появляться новые участники проекта, да и у действующих меняются цели, и должна быть проработана система взамодействия между участниками, система и иерархия решения споров и конфликтов.


Как показывает практика форумского строительства, недоговоренность в этом может быстро и накорню погубить все дело.


2. Второй проблемой и источником конфликтов являются разные права участников форума. Действительно, нередко даже в правилах прописываются особые права разных групп. И если для одних из них — ну например в разделе «Вопросы священнику» могут отвечать только священники — это претензий не вызывает, то когда одним участикам даются права скажем открывать темы, а другим не даются — это может порождать своего рода зависть: В то же время, если прописываются отличия даже не формальные, а скажем так «нравственные» (одни имеют право осуждать — другие нет) — это ведет к неминуемому разделению форума по отношении к позиции тех, кто имеет нравственные «преференции».


Возможность предупредить такой вид конфликта — с одной стороны — четкое осознание необходимости тех или иных предпочтений и четкое и открытое прописывание всех желаемых предпочтений в правилах, с которыми участник соглашается при регистрации на ресурсе.


3. Еще один источник конфликтов — лицеприятие и двойные стандарты при модерировании. Объясняется это просто — нет двух одинаковых модераторов и нет двух одинаковых участников. Один человек хорошо известен, он уже заслужил доверие и от него некую информацию принимают, а другой является «виртуальной единицей» и сначала должен доказать свою не-анонимность. Кроме того, не бывает и двух полностью одинаковых мнений о какой-либо ситуации.


Как поступать в таких случаях? В ЖЖ проще — можно посмотреть в журнал человека. Если он пуст — то доверие его словам будет меньше. Однако и на форуме каждый участник должен иметь возможность доказать свою невиртуальность — рассказать о себе, для чего на форумах обычно есть соответствующие средства.


Далее, необходима четкая продуманная заранее координация действий между модераторами, коллегиальность решений. Только так можно избежать субъективности. Модератор — не «одинокий волк» с кнопкой.


И, наконец, для устранения возникающих межмодераторских противоречий требуется духовное окормление, т.е. в случае конфликта должен быть авторитетный человек, лучше конечно, священнослужитель, могущий примирить поссорившихся.


4. Еще один большой источник конфликтов — это собственно подбор модераторской команды. Т.к. форумы у нас существуют как добровольные объединения, а не как работа за деньги, подобрать однородную — даже небольшую — команду крайне сложно.


Конфликт многократно усиливается, когда команда модераторов не просто неоднородна, но внутренне противоречива и модераторы начинают публично спорить друг с другом, а форум гибнет, превращается в базар или просто в посмешище.


Способ преодолжения: пусть форум не будет быстро развиваться, пусть не будет иметь сразу много разделов, но команда модераторов должна быть грамотно подобрана. И исполнительность тут важна не менее чем оригинальность мышления.


5. Если форум православный, его должны все же модерировать православные участники. Были такой пример — модератором одного православного форума назначали то мунита, то просто людей нерелигиозных. Ни к чему хорошему это не приводило — команда распадалась.


6. С другой стороны, бывает и такая непростая проблема. Когда команда модераторов получается очень связанная — то это может привести к круговой поруке, к лицеприятию, когда участники форума делятся на своих — т.е. модераторов и им сочувствующих, которым многое прощается, и чужих — т.е несогласных. Это ведет к противостоянию «Мы — они» и в каких-то случаях к субъективности и предвзятости.


Как же этого избежать? Должен быть кто-то, кто оценивает действия модераторов как бы со стороны и может в каких-то случаях «наложить вето» или наоборот обратить внимание модераторов на незамеченную ими проблему.


Технические проблемы


Технические недоработки или ошибки при организации ресурса также приводят к трудноисправимым последствиям.


1. Непродуманный выбор ПО сделает форум просто неудобным в работе — и, не смотря на добрые идеи, начинание окажется невостребованным и не принесет плода.


2. Отсутствие внимания к таким частностям, как момент регистрации пользователей. Если не предусмотреть заранее защиту от клонирования, то со временем клоны одних и тех же авторов заполонят форум и все усилия по поддержке и модерированию будут потрачены впустую.


3.. Далее, надо помнить, что всегда будут попытки взлома защиты форума, модераторских паролей, хулиганства. Потеря внимательности модераторами — и всегда найдутся те, кому будет интересно все удалить или разместить неприличную картинку или матерную ругань.


4. Проблемы могут возникнуть и при недостаточно квалифицированном техническом сопровождении. Так, на форумы порой проводятся DDoS-атаки и другое подобное вредительство технического характера. Если заранее не продумать возможные способы защиты форума, потом уже будет поздно.


Конфликты, связанные с жизнью ресурса


Органические конфликты, т.е. присущие работе форума


Их отличает то, что


— они добросовестные, жизненные, люди участвующие в них искренни


— при перенесении в реальную жизнь, в другие СМИ они были бы точно такими же


— и самое главное — они неизбежны


1. Витруальность


Главной чертой любого Интернет-ресурса является «виртуальность» его участников. Т.е. и то, что форумчане, с одной стороны, почти не знают друг друга; что спрятавшись за псевдонимами, они могут выражать свою точку зрения фактически анонимно, и то, что в сети не слышно голоса, не видно выражения лица человека. Соответственно, даже ненамеренно кого-то не так понять или случайно обидеть.


Далее, даже если человек подписывается своим именем, мы часто наблюдаем такой феномен — человек в Интернете и он же в обычной жизни — как бы два разных человека. Спокойный милый собеседник порой превращается в Интернете в провокатора, насмешника и даже просто хулигана. Когда модераторы лишают его возможности оставлять сообщения, многие удивляются — такой приятный человек, это его просто злые модераторы невзлюбили.


2. Между модераторами и участниками.


Подобно тому, как народ наш не любит милицию — хотя никто не сомневается в ее необходимости — участники форумов не любят модерацию. На самом деле, роль модераторов на форуме всегда двоякая — модераторы следят за выполением правил и отслеживают и направляют дискуссии. Однако на модераторов всегда жалуются, всегда недовольны то излишней жесткостью, то излишней мягкостью, то «задавливанием» дискуссий, то потворством пустословию.


Избежать таких конфликтов невозможно. Можно лишь прописать в правилах четкие принципы модерации и их придерживаться.


Но при этом решаться на модерирование — значит быть готовым к тому, что завтра тебя назовут душителем православия, а послезавтра — гонителем инакомыслящих.


Однако, есть и искушение пусть и виртуальной, но все же модераторской властью, возможностью безнаказанно высказывать свое превосходство. Такой, говоря словами Достоевского, «административный восторг». Увы, высокомерный, пренебрежительный тон общения с участниками форумов, а то и просто грубость, увы, бывают и на православных ресурсах.


И потому надо не только сделать законом доброжелательное отношение модераторов к участникам форума, но и .понимать, что модерируя форум, мы не имеем права осуждать и надмеваться знанием и положением.


3. Между верующими и атеистами


Самое важное для разрешения таких конфликтов — очень четко и чутко различать грешника и грех, заблуждающегося и заблуждение. Нам иногда кажется, что это очевидно. Однако, только имея понятие о человеке как об образе Божиим и о грехе как болезни человеческой воли мы можем решить эту задачу. Те же, кто не понимает и не принимает такого церковного учения, обречены отождествлять человека с его словами и либо будут бескомпромиссны, либо терпимы (толерантны) и тому и к другому одновременно. Поэтому здесь требуется очень четкое разъяснение отделения грешника от его заблуждения или греха.


4. Между людьми разных вероисповеданий.


Конфликт в целом неистребимый. Однако, отсекая ругань и личные оскорбления, можно развернуть обсуждение в сторону узнавания позиции друг друга, находя нечто общее, фиксируя различия и главное — по возможности поддерживая личные дружелюбные отношения (например, на православном форуме запрещено хулить православное вероучение — оправданное правило, но при этом жестко хулить иные исповедания — значит отвращать их сторонников от форума).


Т.е. мы признаем, что мы сами разные, и мнения у нас разные, но не хотим воевать, не смотрим друг на друга как на врагов. Мы свидетельствуем о вере.


5. Между сторонниками и противниками отдельных известных личностей.


Этот конфликт бесконечен. Особенно, если речь идет о жизни и деятельности современных плодовитых авторов, высказывающих некие рискованные спорные мысли, а иногда и провоцирующих дискуссию. Будь то проф. А.И.Осипов, диакон Андрей Кураев, игумен N, авторы художественных произведений и т.д.


У каждого из таких авторов есть группа безусловных (иногда — фанатичных) сторонников и группа непримиримых (иногда — столь же фанатичных, но с обратным знаком) оппонентов.


С особенной силой такой конфликт проявляется, если автор сам участвует в обсуждении. Здесь уже проявляется «общечеловеческая ценность» — высказать свое «фи» известному человеку. Например, обломать об голову православного литератора катехизис свт.Филарета на предмет поиска неправославных высказываний.


Готового решения этого конфликта у меня нет. Человек творческий очень часто оказывается беззащитен перед людьми, на суд которых он вынес свое произведение.


Что все же можно сделать? Пресекать оскорбления и жестко — иногда до отключения — модерировать участников, не слушающих ни голоса разума, ни слов собеседников.


6. Внутриправославные конфликты — между православными консерваторами и либералами, сторонниками умереть (или уморить) «за единый аз» и сторонниками избирательно вернуться назад к отцам, даже ценной противоречия практике современной Церкви.


Конфликт неразрешимый и основная задача модераторов — помочь спорящим сторонам увидеть друг в друге членов Единой Церкви, братьев по вере в Иисуса Христа, а не врагов. Убедить прекратить хотя бы виртуально гнать брата, с которым у тебя разномыслие, научить не превращать несогласия в ссору.


7. И еще надо сказать о двух конфликтах, существующих постоянно как Сцилла и Харибда. Это с одно стороны желание полностью закрыться от внутрицерковных проблем, показать мир Церкви в виде ничем не затуманенной картины, просмотрено через розовые очки. Либо, наоборот, скатиться до обвинений и подозрительности, в каждом епископе видя властолюбца, в каждом богослове — еретика, в каждом священнике — стяжателя, в каждом монахе — человеконевавистника и т.п., т.е. надеть черные очки в желтой (по цвету прессы) оправе. Причем об этих конфликтах приходится говорить одновременно, потому что, увы, в устах одного и того же человека елейный тон и идеализация в одном случае может резко меняться на неприличные намеки и унижение в другом. Иногда же и показное обличительство, и ложное идеализирование используется просто в неких политических целях, в желании повлиять на церковную власть. Выход — выработать верный тон по отношению к болезням внутри Церкви — как к болезням не Самой Церкви, но церковных людей. Говорить о них без высокомерия и саморекламы, но как о болезнях родной матери.


8. Между участниками — по политическим, научным и т.п. вопросам


Конфликты на первый взгляд вроде бы не такие существенные, происходящие не по религиозному поводу, однако — по поводам очень реальным и жизненным, влияющим на мировоззрение человека. И здесь порой жестко разделяются люди вроде бы единоверные. В России «кухонные» споры о политике всегда были ожесточенными и бесконечными, та же ситуация и на форумах. Проблема в том, что абстрагироваться от этих споров невозможно, так как к ним приводят многие сугубо религиозные вопросы — о толковании Св.Писания, о почитании новомучеников, о том, какая форма власти соответствует взгляду христиан на жизнь этого мира. Т.е. форумам очень редко удается быть «специализированными». Вопросы религиозные всегда переходят на все мировоззрение человека.


И последнее в данном пункте. Понятно, что виртуальных Таинств у нас не существует, однако на форуме необходима взаимная молитва, без которой духовная борьба обречена на неудачу, а форум — на вырождение в чисто светское, к тому же раздираемее конфликтами устроение. Нужны и встречи — когда люди могли бы увидеть друг друга лицом к лицу и преодолеть в каких-то случаях вредящую виртуальность.


Спровоцированные конфликты


Отличительная их черта — они созданы специально, злой волей. Цель — посеять рознь, показать всем, что религиозный форум плох, а православные и вообще религиозные люди — крикуны и спорщики. Нередко цель — просто посмеяться над верой и верующими, иногда целью является поссорить дружных людей, а нередко и просто сделать себе рекламу. Такие конфликты подобны компьютерным вирусам — только происходят в мире людей.


1. Первым из таких методов является троллинг, т.е. провоцирование взаимного недоверия и ссоры. Можно сказать, что первый пример троллинга — искушение прародителей в раю, беседа змея с Евой. «Верно ли…» и далее подсовывается некая полуправда, которую приходится либо оставлять без ответа, либо отвечать сложно, впутываясь в специально подготовленную для уловления собеседника дискуссию. Например обсуждение ставится так, что люди вынуждены начинать оправдываться или наоборот хвалить самого себя.


Способы избежать такого — быстро распознавать троллей, не поддаваться на провокации, держать себя в руках.


2. В начале мы уже говорили о защите от клонирования. Если ее не предумотреть техничсеки, клоны могут проводить целые акции, начинать обсуждения, вступая в споры и скандаля с тем, чтобы привлечь ничего не подозревающих людей — по принципу: «Драку заказывали?». Однако, даже при установленной защите от клонирования, есть и более изощренный способ: если один   человек выходит с разных компьютеров, с разных адресов или при использовании ухищрений, скрывающих или меняющих IP-адрес, технически его уже не отследить. Это самый трудный из конфликтов данного типа. Клона можно отследить лишь логически, по тематике и способу изъяснения, по стилистике и направленности текстов.


3. Отдельный момент — противодействие спланированным акциям и организованным группам. Например, недавно была открыта тема о некоем епископе на покое, проводящем беседы без благословения местного архиерея, причем в беседах было немало искусительного, странного. Тут же возникла целая группа поддержки — стыдившая обличителей и хваливших данного клирика. В результате оказалось, что это действительно самозванец, уже несколько лет обманывающий людей маскируемыми под православие оккультными идеями, собирающий «пожертвования» и т.д. Думаю, скоро выйдет церковное постановление по деятельности данного «епископа».


4. Другой вид спровоцированных конфликтов — самый распространенный и называется словом «флуд». Т.е. пустопорожний треп либо резонерство и демагогия с самолюбованием, причем исходная тема уже забывается и забалтывается, а форум начинает представлять собой нечто неряшливое и бесполезное. Противодействие такого рода явлениям должно конечно исходить от модераторов. И тут приходится   различать естественное течение дискуссии от специально внесенного флуда.


Заключение


Итак, мы рассмотрели большинство встречающихся на практике форумских конфликтов. Некоторые мы сможем предупредить. Многие предупредить невозможно, нам предстоит встретиться с ними, не дать им разрастись и даже использовать их во благо, понимая, что даже неудачно сказанное слово может повлиять на множество людей, а вовремя сказанное — заронить доброе зерно в душах.


И еще: предупрежден — значит вооружен.


Главное же — по слову Апостола — «поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф 4:1-3).


Благодарю за внимание.


Православие и мир

У этой записи 7 комментариев

  1. Horror

    Мой немножко расширить взгляд не опираясь тлько мифами Руских летописейЧ
    http://guniny.webs.com
    О крещении Беларуси.

  2. Аня

    Пишу как модератор: большое спасибо за статью, все очень верно подмечено и структурировано, было для меня несколько новых и точных идей, наблюдений и есть еще, над чем подумать, еще раз спасибо за проделанную работу!

  3. Покахонтас

    Низкий поклон автору! Хорошая работа проделана.
    Прочитала сама и вынесла для ознакомления всему нашему модераторскому составу. Будем анализировать, что у нас решено, а что надо доработать и как.

  4. Кіномеханік

    Валерію: + 100!!! Одноголосно. Варто прийняти цей негласний кодекс за аксіому.

  5. Валерій

    Статья очень злободневна была, есть, и будет.
    Откровенно говоря, сам неоднократно задумывался над данной темой, и даже подготовил в начале этого года небольшую статью. С позволения автора сайта, приведу её ниже (если не понравится — можно забанить).

    Этика комментатора/участника дискуссии на православном сайте – надо ли?

    Дамы и господа! Товарищи и товарищи! Братья и сёстры!

    Начался новый год, который наверняка будет богат новыми событиями и мирскими, и церковными. Наиболее активным читателям сайта снова захочется комментировать статьи, и с высоты своего духовного и житейского опыта давать оценки тем или иным событиям, делиться своими соображениями по разным аспектам бытия.
    К сожалению, весьма часто в процессе обсуждения злободневных статей завязываются дискуссии, в которых комментарии начинают приобретать характер выяснения отношений, переходя на личности, прямые и завуалированные оскорбления оппонентов.
    И всё бы ничего – но сайт-то православный, и мы вроде как считаем себя православными христианами, посему (возможно) стоило бы подумать о совместной выработке «морального кодекса» комментатора/участника дискуссии на православном сайте.
    Смысл – постараться своими «комментами» не искушать лишний раз ближних и самим не впадать во искушение.
    Возможно, это убережёт нас от греха осуждения и будет способствовать нашему духовному росту.

    Для начала, хотелось бы поделиться своими соображениями по этому поводу.

    Можно поставить себе диагноз: мы больны духовно, если
    1) Нас выводят из душевного равновесия сообщения политические и экономические;
    2) Если мы охотно осуждаем в кругу знакомых политические события, начальство светское и духовное, гневаемся на любых людей по любому поводу;
    3) Даём всем и вся оценки, ввязываемся в пространные дискуссии с целью во что бы то ни стало доказать свою правоту, «додавить» оппонента.
    4) Когда много рабочего и свободного времени уходит на «пережёвывание» аргументов оппонентов и поиск метких и язвительных слов ответа в его адрес. Ожидание ответов на свои комменты – поддерживающие и оппонирующие. Постоянное «ныряние» в статьи, где мы «наследили», в ожидании ответа, за который мы можем «зацепиться» для возможности подискутировать, «блеснуть» своей эрудицией, знанием творений св.Отцев. Естественно, с самой благородной целью– «защитить истинное православие от посягательств раскольников – националистов – шовинистов — бедненьких заблуждающихся» (нужное подчеркнуть).
    5) критикуем вся и всех, переходим на личности, на вопросы, не касающиеся непосредственно темы обсуждения, навешиваем ярлыки, оскорбляем оппонентов.

    Предложения:
    1) Воспринимать поступающую информацию с позиции: «На всё (происходящее в мире) есть воля Господня»;
    2) Каждую публикацию рассматривать под углом: что полезного для личного (не чужого, а своего) спасения я из неё могу почерпнуть?
    3) Всегда помнить, что все мы – христиане. Рассматривать статьи и комментарии как будто писал их наш родной отец/мать/сестра/брат. Не нам решать – кто в конечном итоге окажется прав/неправ, сие в ведении Господа. С любовью, как родным людям, подыскивать слова наставления. Помнить, что наиглавнейшее в законе: возлюби Господа твоего, и ближнего своего. Через любовь к Господу возлюбить оппонента, поставить себя на его место: а как бы ты реагировал, если бы получил заряд негатива. Не искушать ближнего отвечать тебе в таком же негативном нелюбящем духе. Помнить: за каждое слово дадим ответ на Суде, от слов своих осудимся и оправдаемся. Каким судом мерим, таким и нам отмерится.
    4) Комментарии должны быть лаконичными (не растекаться мыслею по древу), строго по теме дискуссии, максимально аргументированные и соотнесённые со Св.писанием – во-первых, и с творениями св.Отцев церкви (во-вторых).
    5) Если что-то вызывает гнев или желание сразу ввязаться в полемику – ни в коем случае не бросаться с ходу в атаку. (Можно написать свои аргументы на листке, и подождать день-два. Молиться, просить Господа, чтоб мы правильно поняли мысль автора, чтоб Господь вразумил нас – нужно ли нам высказываться по данному поводу. Возможно, лучше будет подождать других комментариев, которые могут раскрыть нашу точку зрения полнее и точнее).
    6) Не доверять на 100% своей эрудиции и житейско/духовному опыту: среди читающих статьи есть гораздо «продвинутее» нас в духовном и моральном отношении, но они-то преимущественно предпочитают «разумную молчаливость».
    7) Обязательна благожелательность к автору и другим комментаторам: пишут-то люди, в каждом из которых есть образ Божий, и если что-то не нравится – не ссылаться на абстрактное «мнение церкви», а по — возможности аргументировать конкретными ссылками на Евангелие и творения св. Отцов.
    8) Каждый отвечает перед Господом за свои личные прегрешения, а не за те, которые кто-то другой совершил. Идеал – не брать на себя роль обвинителя кого бы то ни было, даже если этот кто-то будет последним грешником (принять к сведению; не иметь контактов; но ни в коем случае не осуждать, а молиться за них как за своих братьев и сестёр).
    9) Убедиться, что нам после этого всего всё-таки хочется писать и комментировать.
    10) Кротко вразумлять ссорящихся на сайте собратьев, призывать их к порядку.

    Из личного опыта: в случае, если искушение писать и обличать преобладает над всем вышеизложенным, предлагается лечение: 1) отстранение от источника искушений на несколько недель, лучше на месяц. Не надо давать никаких оценок политическим событиям в государстве и мире – принимать их, как погоду – плохую или хорошую. Молиться (утреннее и вечернее правило – полное, или сокращённое – Серафима Саровского). Постоянно посещать богослужения, чаще исповедоваться и причащаться. На исповеди непременно указать в прегрешениях: осуждение, прекословие, гнев. Просить Господа избавить от искушения, дабы зреть свои прегрешения, и не видеть соринку в чужом глазу. Мудрости и рассуждения, дара никого не осуждения, мира душевного.
    2) Удалив бревно в своём глазу – увидим, что всё окружающее мирское – суета сует, и прочая суета. В которой мы до сих пор вязли по уши, не в силах выбраться из болота искушений.

    Простите Христа ради, если тон статьи-предложения получился поучительным. Я один из вас, вразумляйте и меня грешного.

  6. Сергей

    ну почему же, попытка проанализировать проблемы правсл.сети интересная. у кого получится лучше — пусть опубликует.

  7. Владимир М

    В детстве я очень любил книги о животных, регулярно ловил все новинки в книжном магазине. И как то раз мне попалась чья-то научная работа под названием "Роль мышевидных грызунов в разложении древесного опада". Не обижайтесь, пожалуйста. Надо просто нести людям слово о Христе и Церкви, без оглядок, в газетах, в интернете, где угодно. А тут… методология технологии миссиологии в условиях вирутализации и нарастания тенденций к (нужное вписать)

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ