Православный интернет – выходить ли из “гетто”?

О необходимости выхода православных из гетто сегодня поднимается, пожалуй, на каждой православной конференции. Так, на прошедшем в декабре прошлого года епархиальном собрании Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий отметил: “Мы часто сетуем на то, что церковные недоброжелатели загоняют нас в конфессиональное гетто, но не замечаем, что, демонстрируя отсутствие желания быть открытыми обществу, мы сами себя загоняем в это гетто”.


Выход из изоляции и замкнутости, умение говорить с аудиторией на том языке, который она сможет и захочет услышать и к которому захочет прислушаться обуславливает во многом эффективность миссионерства в условиях современного общества. Патриарх Алексий призвал не забывать, что “в мире есть силы, которые только обрадовались бы, увидев православных христиан запершимися в социальном гетто, глухими к вызовам современности, хранящими безответное молчание вместо того, чтобы свидетельствовать ближним и всему миру о бесконечном богатстве жизни во Христе”.


Несомненно проблема выхода из изоляции – это не только вопрос развития Интернет СМИ, пожалуй, он относится почти ко всем сферам общественной жизни. Однако именно на материале Интернета, механизмов, общения и взаимодействия на его просторах можно наглядно проследить то, что другими способами едва ли возможно заметить и выявить.


Если выходить из изоляции будут только отдельные православнее, а основная масса будет сдерживать границы гетто, то общество рискует остаться в ситуации, хорошо описанной диаконом Андреем Кураевым, как – все, теперь я в Церкви, закрывайте двери плотнее, теперь уже может начинаться Страшный суд, раз я уже в Церкви.


Однако перед тем как говорить о существующих проблемах, хотелось бы упомянуть наиболее удачные примеры выхода из гетто.


– Во-первых, стоит отметить активное развитие целого ряда православных Интернет сайтов светских Вузов. Эти проекты формируются изначально под определенную целевую аудиторию, которую хорошо знают авторы сайта. Эта аудитория имеет и определенную степень доверия к авторам – сокурсникам и преподавателям Вуза. Так формируются достаточно интересные проекты, освещающие вопросы, актуальные, в первую очередь, для воцерковляющегося или сомневающегося студенчества.


Как правило, особенно эффективным является переход из общения виртуального в реальное, когда на базе Интернет-сообщества организуются встречи, поездки и дискуссионные клубы. Несмотря на то, что посещаемость таких сайтов часто очень невысока, они вполне успешно справляются с основной своей задачей и свою целевую аудиторию охватывают вполне.


– Премия-Рунета 2006 года во второй раз стала, пожалуй, самым значительным фактов выхода из гетто православного-Интернет-сообщества. Не только потому, что в 10-ку вошли сразу 5 православных сайтов, не только потому, что на всем процессе голосования активные Интернет пользователи открывали для себя 15 православных проектов, уверенно державшихся в 20-ке. Но и потому, что именно в процессе данного конкурса участники православных проектов наладили прочный контакт с активными участниками крупных светских ресурсов.


Сначала многие относились скептически к активному участию православных. Однако открытый диалог помог установить общие цели: стремление к чистому интернету без порнографии, ограждение детей от столкновений с непристойностью в интернете, повышение грамотности человека в условиях все активнее развивающихся сетевых диалектов, неприемлемость накруток и нечестной игры.


Данный диалог также помог установить и широко озвучить тот факт, что православные ресурсы сети являются одними из самых высоко цитируемых проектов в интернете. Так например по цитируемоти сайт “Православие.ру” находится выше сайта Правительства Москвы и уступает сайту Президента РФ. Сразу после сайта Правительства Москвы идет сайт “Православное христианство”. Это первая пятерка самых цитируемых ресурсов категории Общество в рунете.


Результатом такого диалога и прояснения взаимных позиций стало не только сотрудничество в акции “Премии Рунета”. Даже скептически настроенные к православию участники ряда светских проектов говорили, например, что “Даже если отбросить мое личное отношение к РПЦ, сотрудничество с православными проектами будет более правильно и соответствовать направленности нашего проекта” или


“Я очень рад, что именно православные сайты оказываются в десятке. может быть, это чересчур громко будет сказано, но ~70 лет нашей земной жизни – это ничто по сравнению с вечностью после смерти. в круговороте всей нашей жизненной суеты мы порой забываем, что главное – это жить по-божески. деньги и карьеру с собой “туда” не унесешь. так что, раз православие столь популярно, значит все нормально, наши головы на месте” – читаешь на форуме Мозиллы.


Таким образом, можно утверждать, что произошла определенная консолидация православных и светских Интернет-сообществ, причем не на материале агрессивных дискуссий, а на почве взаимного сотрудничества.


– В прошедшем году активнее стало развиваться сотрудничество между православными и информационными порталами: православные редакции предоставляют справки о религиозных праздниках, написанные живым, интересным языком для информационных агентств, а читатели светских сайтов имеют возможность получить более подробный материал на православном сайте, перейдя по ссылке со светского ресурса. Также, все большее количество светских порталов пишут справочные материал на основе проверенного материала религиозных ресурсов.


Здесь особенно сказать о таком столь важном, сколь и трагическом событие, каким стал наиболее яркий случай выход православных СМИ из изоляции и возможности определять информационную политику крупнейших СМИ. Когда в декабре прошлого года была сожжена семья о.Андрея Николаева с детьми и матушкой, информация об этом событии поначалу прошла только в блогах. Официальные сайты не могли дать этой информации, т.к. в тот вечер, когда стало известно о трагедии, телефоны Тверской прокуратуры не отвечали. И тогда одновременно сайт Православие и мир” и “Полярная звезда” дали информацию из блогов. На нее сразу получили возможность сослаться такие информагентства как Интерфакс и Риа новости. И несмотря на то, что в некоторых Сми заявляли, что убийство православного священника это не тот материал, который они могли бы опубликовать, в отличие от гибели священнослужителя другой конфессии, на следующий день новость вышла в прайм-тайм. Сам принцип такого распространения новости показывает тот потенциал воздействия православного сообщества на средства массовой информации.


– Хочется также отметить выход из собственно православного гетто как проповедь в иноязычных сообществах. Так, в прошедшем году сайтов “Православие и мир” были сделаны некоторые переводы интересных текстов о православии и православной жизни и эти тексты не только с большим интересом обсуждались в христианских англоязычных сообществах (протестантских, по большей части), но и отрадно было видеть. С какой благодарностью участники отнеслись к переводу и просили больше рассказать о православии.


Теперь перейдем к сложностям и дискуссионным моментам выхода из гетто. По сути дела, мы имеем возможность наблюдать спор преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, но происходящий не в монашеской среде, а в среде мирян. Одна группа считает, что православные должны активнее вливаться в жизнь общества, оздоравливая его изнутри, другие же утверждают, причем также справедливо, что центром жизни христианина должна быть исключительно молитва и церковная жизнь, а все любые виды общественной деятельности являются излишними, иногда даже опасными. Кратко такую позицию можно свести к нередко используемой фразе: “Для моего спасения это не нужно”.


И вновь процитируем Патриарха: “Какими предстанем мы на суд Божий и на суд истории, если не используем многочисленных возможностей, предоставляемых нашим временем, для проповеди Евангелия?” “Мы не имеем права молчать: молчания и трусливого бегства в изоляцию нам не простят наши христолюбивые предки”


Пожалуй, наиболее яркой была реакция большой части православного сообщества на объединенное участие православных сайтов в вышеупомянутой Премии Рунета. Несмотря на то, что изначально целью участия в акции было показать, что в сети существуют не только развлекательные, игровые и полупорнографические проекты, что серьезные сайты могут быть не менее интересны для читателей, чем сайты легкого содержания, нередко участников обвиняли в том, что, дескать, любые подобные акции движутся тщеславием, корыстью и что не пристало христианину участвовать в светских конкурсах.


Заметим, что подобные разговоры активно велись еще на заре православного Интернета, что сам факт проповеди в сети Интернет является недопустимым для православного. Как правило, такие высказывания находят свое продолжение и сейчас – нередко можно услышать от верующих, что православным сайтам совсем не нужно продвижение, увеличение аудитории, что те, кому очень нужно, сами найдут нужный им сайт.


“Когда человек высказывается об интересе к тому или иному предмету и при этом не делает ни малейшего усилия чтобы найти хотя бы один тематический сайт в Интернете, то он явно лукавит. А при наличии развитых поисковых систем и каталогов это просто смешно” . Причем отметим, что многие противники развития и расширения православных проектов совсем не против увеличения скажем, аудитории православного кино, и вполне согласны с тем, что фильмы о православии должны участвовать в светских конкурсах, в отличие от Интернет-сайтов.


Очевидно, что дискуссии и обсуждения о том, как развиваться православной миссии должны иметь место, однако при подобном отношении к миссии, едва ли она может успешно совершаться. В дальнейшем подобные дискуссии нередко переходят в гневные перепалки на Интернет-форумах, при чем, как это характерно для Интернет общения, чем более важный вопрос спасения обсуждается, тем, как правило, более гневно ведут общение участники дискуссии.


Необходимо также отметить, что мы не можем принять все пути выхода из гетто. Представляется, что ряд принципов светской Интернет журналистики едва ли стоит внедрять в православные проекты: к таким недопустимым или дискуссионным приемам отнесем:


-размещение на сайте баннеров с непристойной рекламой и участие в баннерообменных сетях, содержащих подобную рекламу


– чрезмерная некорректная сенсационность светских проектов и новостей


– язык и стиль общения с читателем, надменный, манипулирующий.


Примеры нежелания выходить из гетто можно множить и множить из самых разных сфер СМИ и общественной жизни: от нежелания покупать книги со штрих-кодами (а только такие принимают к продаже светские магазины, о чем не так давно говорил Святейший Патриарх) до создания целых сайтов, которые призваны обличать нечестивых православных современников и их миссию. Определенный консерватизм, безусловно, нужен, однако только общим делом, а кстати именно так переводится с греческого слово Литургия, возможно добиться результатов в этой сфере.


Православным проектам несомненно очень сложно составить альтернативу светским ресурсам не только из-за того, что грех намного притягательнее добродетели, но и из-за того, что крупные светские порталы имеют огромные штаты сотрудников, финансирование и различные системы раскрутки, для православного проекта даже оплата CMS – системы публикаций, может оказаться непосильной. Поэтому сплоченность и общее дело – единственное, что мы можем использовать.


Теперь вернемся к возможным путям выхода из гетто, или, чего не хватает сегодняшнему интернету.


В сети Интернет действительно существуют, пожалуй, православные сайты о всех аспектах церковной жизни. Интернет-журналы, он-лайн библиотеки и медиапроекты.


Однако сайты, которые бы могли сравниться по посещаемости и охвату аудитории со светскими проектами фактически нет. Особенно бросается в глаза фактически полное отсутствие хороших светских проектов, которые бы создавались православными. Представляется, что на нас с вами лежит задача не только проповеди Христа Распятаго и Воскресшего, но и задача оздоровления общества, возвращения традиционных ценностей и забытых идеалов. Именно на нас лежат задачи возрождения забытых, по свидетельству соцопросов, ценностей доброты и милосердия, труда, чести, большой семьи, уважения к старшим, любви к Родине. Это особенно актуальные задачи не только для нецерковной аудитории, но и для людей воцерковленных.


Среди таких проектов можно отметить Педагогический портал “Слово”, пользующийся неизменной популярностью среди учителей, преподавателей, учеников, студентов и родителей. На портале собраны лучшие статьи и учебные пособия преподавателей Московского Университета и других крупнейших вузов, при этом сайт публикует и святоотеческие творения и беседы со священниками.


Портал “Материнство.ру” также представляет традиционный православный взгляд на семью, и, пожалуй, является один из самых успешных проектов такого рода. Несмотря на то, что посещаемость его в 2-4 раза ниже сайтов типа семья.ру или Ева.ру, это все-таки наименьший разрыв между полностью светским и нравственным проектом.


Речь не идет о том, чтобы создавать православные аналоги светских сайтов по принципу – “Православие и” (или упоминаемый в таких случаях Баламут и “Христианство и” Христианство и кризис, христианство и новая психология, христианство и новое общество, христианство и исцеление верой,… ) – это как раз и есть тот путь в изоляцию. Речь идет о том, что православные люди должны создавать светские проекты, которые бы возвращали наше общество к нормальной жизни, ценностно-мировоззренческой позиции. Нам нужны женские журналы, востребуемые аудиторией, в которых не дается советов, как увести мужа лучшей подруги и в какой клинике лучше всего сделать аборт, также как хорошее нравственное кино, так же как врачи, которые не станут предлагать пациентке сделать аборт, также как и православные модельеры, которые смогут создать коллекции по-настоящему красивой, современной и целомудренной одежды, которую захотят носить и те, кто привык одеваться вызывающе и откровенно.


За прошедший год православные Интернет-проекты сделал немало в деле выхода из гетто, надеемся, что в дальнейшем удастся реализовать и намеченные планы.


Блог автора

Цей запис має один коментар

  1. Ксения

    Это очень важно, чтобы были интернет сайты для православных христиан! Ведь порой компьютер – это единственная связь с миром для больного человека и православный интернет для него – как луч счастья и надежды. Но я столкнулась с огромной проблемой: у нас на Украине просто НЕТ сайтов с православной литературой!!! Какие-то крупные интернет магазины продают сомнительную литературу и к ним даже не хочется обращаться по этому вопросу. Очень хотелось бы, чтобы люди перестали бояться и наконец-то появились бы интернет магазины с православной литературой и у нас в Украине.

Залишити відповідь