Миссионерские проекты в православном интернете

Цель этого доклада – предоставить Интернет-пользователю ориентир в миссионерских ресурсах Интернета, суммировать положительный опыт миссионерских проектов.

“Никто не может уверовать в Бога,
если не увидит свет вечной жизни в глазах другого человека“.
Митр. Антоний Сурожский.


Виртуальная миссионерская проповедь, как и любая печатная, – проповедь без личного контакта с человеком, – одна из наиболее сложных, но и результативных сфер миссионерской деятельности. Для некоторых людей Интернет – единственный источник живого слова о Боге. Кто-то не может сквозь бурьян стереотипов, мифов, штампов и сплетен увидеть Церковь, и с удивлением открывает для себя православие. Не будет большим преувеличением сказать, что основная часть православного сегмента Рунета так или иначе выполняет миссионерскую работу: с возрастанием количества православных сайтов увеличивается и вероятность встречи с ними Интернет пользователя. А заставит ли человека прийти в храм расписание местного храма он-лайн, просьба о помощи или скучное историческое повествование – удивительно сложно прогнозировать.


В миссионерском сегменте Рунета, необходимо разграничить субъект и объект проповеди, сайты для миссионеров (помня о том, что миссионерство и свидетельство – это призвание каждого христианина) и сайты миссионеров, для тех, кто ищет свою дорогу к Богу.


Сайты для миссионеров


Сайт для миссионера, безусловно, должен содержать не только необходимые материалы по сектоведению и истории Церкви, но и определенное количество живого материала, интересного, в первую очередь, сомневающемуся человеку, некий ориентир того, как должна звучать проповедь.


К сожалению, на таких сайтах фактически отсутствует самая полезная для аудитории информация -рассказ о миссионерских акциях, о подготовке и проведении, о миссионерских находках и ошибках, запись реальных историй. Думается, что такой материал по-настоящему мог бы украсить официальные отчеты о миссионерских акциях, представляющих собой на сегодняшний день, в основном, статистику о количестве крещений и венчаний. Нередко практическую информацию о молодежном служении или подготовке миссионерского буклета приходится заимствовать из англоязычного Интернета. Один из немногих сайтов, предоставляющий практические рекомендации по миссионерской работе – сайт молодежной общественной организации “Общее Дело” http://www.o-d.ru/projects/odigitriya, с детальным описанием миссионерской программы “Одигитрия”. Хотелось бы видеть столько же подробные рассказы на сайтах Николо-Кузнецкого храма, храма св. царевича Димитрия при Первой Градской больнице и мц. Татианы при МГУ, миссионерские группы которых несколько раз в год совершают продолжительные и очень результативные миссионерские поездки.


Из наиболее удачных проектов назовем сайты “В помощь тем, кто проповедует о Христе” http://www.cdrm.ru/kerigma и “Православие и ислам” http://www.pravoslavie-islam.ru/, на которых собрано большое количество миссионерски ориентированных публикаций, полезных самой широкой аудитории. Однако высказанные пожелания относятся и к данным сайтам.


Миссионерские сайты


Теперь перейдем к сайтам, обращенным к сомневающейся, ищущей или воцерковляющейся аудитории: здесь можно выделить три типа страничек: церковно-образовательные, церковно-миссионерские и светские сайты.


Образовательные сайты – наиболее обширный сегмент миссионерского раздела и один из самых крупных сегментов православного Рунета. Такие сайты, как правило, тиражируют материал типа книги “Азы Православия” К.Слепинина и обновляются крайне редко. Иногда содержание может быть более разнообразным, подборка материалов может быть очень удачной, но статичность сайта позволяет его использовать только как справочный материал.


Вместе с тем, и статичный проект может нести значительную миссионерскую нагрузку, как это можно наблюдать, например, с сайтом “Завет.ру” www.zavet.ru . Грамотная организация портала и его индексирование по поисковым системам позволяют ему оставаться на первых позициях в рейтингах и значение этого трудно переоценить. От того, какой сайт выдаст Яндекс первым по запросу, “крещенская вода”: “Черная и белая магия, магические свойства святой воды” или “Крещение” глава из Закона Божиего, в немалой степени зависит и дальнейшая церковная и духовная жизнь читателя.


Собственно миссионерские сайты, имеющие своей задачей пригласить к диалогу, заставить задуматься, увлечь примером и, цитируя журнал “Фома” – “показать красоту Православия”.


Очевидно, что подобных сайтов в сети очень мало. Отчасти, причины этого понятны. Динамичный, интересный, актуальный сайт требует большой команды постоянно работающих с ним профессионалов, а, принимая во внимание, что большинство сайтов находятся на самофинансировании, такая задача становится трудновыполнимой.


Хотелось бы отметить сайт миссионерского журнала “Фома” www.fomacenter.ru, наполняемый качественными материалами печатного журнала, сайт покойного епископа Александра Милеанта http://www.fatheralexander.org, содержащий уникальную библиотеку религиозных текстов и миссионерских листков на четырех языках, появившийся недавно проект “Наша вера” – молодежный портал студентов МФТИ http://vera.mipt.ru , и наиболее посещаемый из перечисленных – портал “Православие и мир” www.pravmir.ru


Что же должен из себя представлять миссионерский сайт, каковы его задачи? Отметим ряд важных моментов.



  • Миссионерский сайт должен быть динамичным и регулярно обновляемым. Обязательно должен приветствоваться диалог с читателем в различных формах – обсуждение статей, возможность задать вопрос священнику и получить быстрый (а не по прошествии полугода) ответ, живая гостевая книга, на которую также регулярно отвечают. Хорошо, если на сайте публикуются письма в редакцию, посвященные актуальным для читателя вопросам, и развернутые на них ответы.
  • Особенно ценны свидетельства веры известных людей. Однако здесь нужно помнить о риске: слишком частое упоминание одних и тех же имен может вызвать у читателя реакцию отторжения. Наиболее удачно справляется с задачей нахождения и интервьюирования православных политиков, деятелей культуры и искусства – журнал “Фома” и журнал “Нескучный сад”.
  • Хорошо, если материалы будут совмещать общую простоту изложения, легкость для восприятия и, вместе с тем, глубину и духовную мудрость – самым ярким примером такой проповеди – необычайно современной и по-святоотечески глубокой, являются творения митрополита Сурожского Антония. Но повторим, сайт не должен сводиться к цитированию одних и тех же авторов.
  • Очевидно, что стиль и язык сайта должны отвечать требованиям русского литературного языка с наименьшим количеством церковнославянизмов, употребляемых, к сожалению, в церковных СМИ часто к месту и не к месту.
  • Миссионерскому сайту лучше воздержаться от злободневных политических тем. Острые политические темы – это общая слабость православного Интернета – на мой взгляд, проблемы общественно-политической жизни должны преимущественно затрагиваться на светских, но православно-ориентированных сайтах, в случае обращения к политике слишком велик риск, что человек, отвергая определенное политическое направление, может идентифицировать его с Православием. Иными словами, политический сайт может быть православным, но православному сайт не пристало быть политизированным. Если мы одинаково обращаемся к православному русскому и украинцу, украинский газовый кризис нужно вынести за скобки диалога.

Теперь расскажу о практической реализации этих положений на примере сайта “Православие и мир” www.pravmir.ru .


Одним из самых востребованных проектов сайта стал раздел рассказов о пути к вере. В нем собраны интервью и священников, приходивших к вере из атеистических семей, и читателей сайта. Основная цель этих материалов – показать читателю, что православный человек – это не замкнутый в себе и одетый во все черное фанатик, мало похожий на нормального человека, а современный молодой человек (здесь важно помнить о том, что значительную часть аудитории сайт составляют люди от 18 до 40 лет), которого многое интересует, с которым интересно поговорить, чье воспитание и образование близко читателю, который испытывал те же внутренние и внешние сложности в поиске смысле жизни и наконец обрел его.


Самым читаемым материалом является рубрика вопросов и ответов священнику – одна из самых больших в сети: многие, находясь за тысячи километров от ближайшего храма, лишенные возможности выйти из дома или разочарованные в местном приходе, рады такой возможности – за два года на нашем сайте было задано более 6000 вопросов. По материалам ответов создаются публикации, вызывающие огромный интерес у аудитории, цитируемые на многих форумах и Интернет-сообществах.


Интересной редакционной находкой стало создание маленькой энциклопедии церковной службы – традиционные пояснения службы и сам текст всенощной и Литургии были дополнены подробным иллюстративным материалом и файлами с песнопениями основных моментов службы. Цель таких публикаций – помочь человеку не чувствовать себя на службе чужим, подобрать материал так, чтобы сделать рассказ о службе максимально наглядным, понятным и интересным.


Один из способов ведения диалога с читателем – проведение бесед (“Гражданский брак или блудное сожительство?” “Аборт”, “Воспитание детей”) со священником, любые вопросы, для которой может задать сам читатель, придя на встречу или по Интернету.


Один из запланированных нами проектов – подборка самых противоречивых, на взгляд со стороны, цитат из Евангелия и их подробный комментарий, основанный на толкованиях. Это послужит одним из средств разрушения мифов о церкви и вере (“в Библии одна фраза противоречит другой”), которых до сих пор так много. Преодоление и разрушение околоцерковных мифов – одна из важнейших задач миссионерского сайта, так как часто штампы, а отнюдь не отсутствие веры, мешают человеку воцерковиться и всем сердцем принять православие. В диалоге с читателями очень помогают сообщества живого журнала, очень эффективного миссионерского пространства Рунета.


Наконец, о самом сложном. Разговор о грехе часто может вызвать сопротивление аудитории и возмущение читателя, особенно если его грех затрагивает непосредственно. Это особенно заметно в дискуссиях об абортах. Нет ли опасности в том, что читатель, готовый почитать о том, как правильно ставить свечу, возмутится положению о греховности аборта? К таким темам нужно подходить особенно осторожно, избегая резкости и разговора “сверху-вниз” и это получается не всегда. Одним из интересных решений такой проблемы был бы сбор рассказов “очевидцев”, тех, в жизни кого аборт был, и кто познал всю горечь раскаяния и хочет поделиться этим с другими, чтобы предостеречь. Такие истории мы только начинаем собирать.


Еще один важный момент – иллюстративное оформление статей может многое привнести в качество публикации. В Интернете существует несколько сообществ, где собираются фотоматериалы, цель которых – показать красоту православия, удивительные глаза христианина, всю детскую трогательность веры (http://community.livejournal.com/ortho_photo http://foto.pravmir.ru). Нужно отметить подобные начинания светских проектов, например, раздел “о Православии с любовью”, созданный на фотофоруме www.viewfinder.ru, размещенные там работы помогли некоторым участникам увидеть, что “у православных совсем другие лица”: светлые и одухотворенные.


Последний вопрос в теме о миссионерский проектах наиболее сложный – это вопрос о форумах, связанных с православием.


Можно говорить о двух типах форума – собственно православный форум и раздел о православии или шире – о религии – на светском форуме. Самый известных религиозный форум – “миссионерский форум диакона Андрея Кураева” www.kuraev.ru/forum к сожалению, скорее заслуживает названия “антимиссионерского форума”, форума, где решение самого простого вопроса заканчивается гневной перепалкой между участниками и взаимными оскорблениями, где православные миряне считают себя в полном праве высокомерно, а иногда грубо, поучать священнослужителей. Разумеется, межконфессиональный, межрелигиозный форум – чрезвычайно сложное начинание. Рождается ли истина в споре – мы не знаем, но очевидно, что в ссоре истина не родится. Прекрасно, что на форуме родился проект “фонда помощи”, реально проводящий большую и нужную работу, однако в целом ситуация на форуме достаточно сложна.


Хотелось бы противопоставить форуму о.Андрея Кураева меньший по размеру форум “Доброе слово” www.dobroeslovo.ru , на мой взгляд, успешно справляющийся со миссионерскими задачами. Форум изначально называется православным и абсолютное большинство форумчан православные, это отчасти упрощает задачи проекта. Основной установкой форума стало именно доброе ведение беседы, вопросы обычно решаются спокойно и трезво, очень ценится мнение присутствующих на форуме священников. Атмосфера форума привлекает и некрещеных, нецерковных людей. Если на форуме о.Андрея Кураева нередко приходится наблюдать смену религиозной принадлежности с “православный христианин” на “агностик/сомневающийся/католик”, то наблюдения за “добрыми беседами” показывает, что форумчане принимают крещение, начинаю церковную жизнь, много супружеских пар образовано участниками форума – созданы добрые воцерковленные семьи.


На многих светских форумах есть раздел, посвященный вере в Бога и здесь очевидна необходимость духовного руководства, наличия хотя бы нескольких грамотных мирян, а еще лучше, священника, которые бы могли дать правильный ответ на возникающие вопросы. К сожалению, на многих форумах из-за отсутствия религиозно грамотных участников, за православие выдаются язычески понятия и представления.


Как образец хочется отметить форум на сайте “Страна глухих” www.deafworld.ru – в разделе о православии участвует диакон Валентин, клирик РПЦ, сам имеющий ограничения по слуху. Участники форума прислушиваются к его советам и темы, начинающееся иногда с определенной долей вызова, быстро перерастают в умиротворенные спокойные диалоги.


светские порталы с православной редакцией, где проповедь христианства может осуществляться ненавязчиво и нередко, незаметно для посетителей.


Пожалуй, самые яркие несобственно-церковные сайты – 2 сайта группы “Алиса” www.alisa.ru и “Армия Алиса” www.spb-army.narod.ru. При всем неоднозначном отношении к православному рока, наличию диаметрально противоположных мнений, следует признать, что это одни из самых удачных проектов. Проповедь христианства, православия строится. В первую очередь, а риторическом аргументе к авторитету: т.е. молодой человек, интересующийся творчеством исполнителя, “кумира”, как правило, старается ему подражать во всем: речи, манере поведения, одежде и мировоззрении. Поэтому разговор о православии непременно заходит у тех, кто говорит о Кинчеве и его творчестве, поскольку вера стала центром творчества и центром жизни самого исполнителя. На официальном сайте Алисы, и на сайте Фан-клуба множество посетителей задают бесконечное количество вопросов о вере, Боге, о христианстве. Причем вопросы эти глубокие и серьезные, вопросы не о “можно ли в пост есть кальмаров”, но вопросы глубокие и искренние о самой сути христианства. На них отвечают К. Кинчев, здесь хочется отметить грамотность, точность и убедительность ответов, и игумен Сергий Рыбко, бывший рок-музыкант. Думается, что миссионерский результат от двух этих сайтов действительно велик.


Подводя итог, можно сказать, что за последние несколько лет значительно увеличилась доля православной и православно-ориентированной информации в светских средствах массовой информации. Хочется надеяться, что в дальнейшем сайты будут активнее консолидироваться, обмениваться опытом и различными наработками, чтобы миссионерский сегмент Рунета развивался динамично, интересно, и открывал все более широкой аудитории незнакомую красоту веры и утраченный смысл жизни.


Любимова Анна Александровна, редактор сайта “Православие и мир” (www.pravmir.ru)


Orthonet.ru

Цей запис має один коментар

  1. Анатолий

    Грамотный, очень конкретный доклад.

Залишити відповідь