Николай Гнатюк: «В детстве я нашел крест»

—Вы так редко выступаете в Киеве. Пожалуй, лишь раз в году на “Пісенному вернісажі” и можно вас увидеть. Некоторые аналитики поговаривают о какой-то цикличности в творчестве Гнатюка, связывая это чуть ли не с циклом солнечной активности. Так ли это?

—Солнце тут ни причем, да и звезды тоже. Состояние души – вот что влияет на творчество. А критики, может, и не знают, что я даю концерты в Виннице, Житомире, других городах. А что касается Киева… Как-то я почувствовал, что не должен петь в Киеве десять лет. Был мне такой сигнал. Этот срок истекает, но в этом году сольного концерта в столице еще не будет.

—Но вас стало меньше не только на сцене, но и в эфире.

—Я слежу, чтобы меня не было много. Часто отмечаю, что вот тут можно было и не ставить мою песню, а там на экране не вовремя пустили. Бывает и наоборот, где я был кстати, где был нужен – там не прозвучал.

Если бы у нас была нормальная атмосфера в обществе, то я бы не исчезал. Порой мне кажется, что народу уже не до песен. В такой ситуации каждое мое появление на экране должно быть “взрослым”.

—Что вы скажете о пути к популярности молодого исполнителя раньше и сейчас? Есть ли разница?

—Конечно, есть. Если раньше можно было проскочить на Олимп, не продав душу, то нынче вопрос поставлен принципиально: кто удержится – тому и лавры. Вот и бьют друг друга по голове, ставят подножки, обливают грязью ближнего своего. Парадокс, но скандальная слава придает им популярности. Все лезут в символы чуждой нам культуры. Впрочем, это в большей степени относится к российской эстраде.

—Приятный комплимент в адрес отечественной музыки.

—Наша украинская эстрада топчется на месте. Вновь открывают рок, рэп, панк. Но ведь это все уже было! Но, в общем, топтание на месте не так уж и плохо. Россия скатилась в пропасть ресторанно-пошлой музыки. Мы же ещё держимся, благодаря нашим традициям, которые стало та модно ругать.

—Я полагаю, что наша эстрада еще ворвется в российские музыкальные просторы, как когда-то ворвалась “Червона рута”.

—В нашей песне больше философии, она глубже. Больше внимания уделяется песенным текстам. Мы ближе к земле, а значит, правдивее.

—А кто вам нравится из украинских исполнителей?

—Кто по-настоящему двигает нашу эстраду, так это Иво Бобул. Это порядочный человек, и я думаю, что он не случайно появился на сцене. Он свое слово еще скажет.

А из юных… так за ними не уследишь. Их так много, что никого толком и не знаю.

—Что важнее, по-вашему, для вокалиста – талант или реклама?

—Совесть.

—А ваша песня, какова она?

—Та, которая угодна Богу. Петь для людей – это тоже петь для Бога. Поэтому-то и нельзя в песне грешить. А кто сейчас угождает Богу? Непримиримый парламент, промышленность, отравляющая все вокруг, судьи, судящие без законов, адвокаты, оправдывающие преступников, продажная пресса, кто? Музыка? Как в мире есть белое и черное, так и музыка есть добрая, а есть разрушающая. Я считаю, что определенная доля греха за то, что происходит в мире, за крах морали, лежит и на музыке. Песня должна вести к духовным высотам, а не к славе. Тщеславие рано или поздно уничтожает своего пленника.

—Ваша песня такая, как вы, соразмерная вашему мировоззрению. Вы нашли себя в себе, а нашли ли вы в себе ту песню, о которой мечтали?

—Я нашел в себе “Малиновый звон”, “Час рікою пливе”, “Келию”. Но я не удовлетворен своим творчеством в целом. Я интуитивно осознаю, что мог бы сделать больше, если бы не моя леность. Но, с другой стороны, – для чего? Для славы? Ни за что!

—А пробовали вы сами писать музыку, стихи?

—Писал и пишу. Теперь я уже могу сказать, что стихи и музыку к песням “Годы мои”, “Это не сон”, “Чи я прийду” написаны мною. А фамилии авторов я просто придумывал. Так, композитор Тарасенко, написавший музыку к песне “Повертайся, сину”, – тоже я. Просто дед мой был Тарас.

—Я думаю, что это открытие для наших читателей! А как называется направление, в котором вы поете?

—Я даже не знаю. Есть полоса, где я есть я, но как это назвать… Скажем так: лирический украинский шансон.

—Многим полюбилась песня “Час рікою пливе”. Но почему-то раньше были одни слова, а теперь другие. Что произошло?

—Все очень просто. Эта песня написана на слова Богдана Лепкого. Но когда я ее впервые спел, то вдруг посыпались письма на радио и мне лично. Слушатели были не согласны, что песня имеет грустный финал. И начали мне предлагать свои варианты. Так появились строки “Так у мене ж є син, а у тебе дочка…” и т.д. То есть, слушатель захотел оптимистическую концовку, чтобы оставалась надежда. Вот поэтому и звучит сейчас второй вариант песни, где первый куплет Б. Лепкого, а остальные дописаны в письмах.

—В вашем репертуаре есть песня иеромонаха Романа “Келия”. Вы были знакомы с автором?

—Нет, к сожалению. Просто мне подарили кассеты песен отца Романа. Это прекрасная религиозная музыка, глубокая поэзия, раздумья. Послушав “Келию”, я ощутил, что эта песня для меня, что это моя тема…

—Тема или жизненный путь?

—Может, и путь… “Пути Господни неисповедимы”.

—Люди по-разному приходят к Богу. А как пришли к Богу вы?

—Где-то в подсознании вера была с детства. Но к Богу я шел шаг за шагом долгие годы. Мы всю жизнь идем к Нему. В детстве на огороде я нашел священнический крест. И в мои 47 лет он до сих пор со мной, это моя реликвия.

Крестился я в 21 год в Одессе. Я туда приехал после окончания ровенского музыкального педагогического института. А накануне отъезда мне снится сон. Вижу вокзал, а около него величественный собор. Когда приехал в Одессу, я вышел на привокзальную площадь. И… о, чудо! Передо мной предстал тот самый храм. Я его теперь видел наяву.

—Да, но тогда этот храм был без крестов, и в нем располагался планетарий.

—И, тем не менее, это было знамение. Я поселился на спуске Кунгуна, 1, на квартире у дворника. Во дворе было много жильцов, все общались и заходили в гости. Один из соседей оказался старостой церкви. Он-то и спросил меня, крещен ли я? И узнав, что нет, предложил покреститься. Моя душа ликовала в тот момент, я сразу согласился. Позже я понял, что в Одессу я приехал именно для этого.

—Путь к Богу всегда был тернистым, особенно в те атеистические годы.

—У меня в жизни было много добрых людей, которые подвели меня ближе к Господу. Я всегда мысленно молился и старался хоть изредка заходить в храм. Когда открыли Лавру, я пришел в эту святую обитель, даже в хоре пел. Как-то раз отец Пафнутий (ныне уже покойный схимник Феофил из Китаевской пустыни) сказал: “Знаешь, Николай, в Китаево петь некому”. И благословил. С тех пор я там.

Мое состояние на литургии в Китаево – это одно из самых высоких достижений в моей жизни.

—А кого вы привели к вере?

—Свою маму, сына. Стараюсь посеять семена веры в душах людей, с которыми общаюсь. Недавно разговаривал с Валей Толкуновой, Славой Евдокимовым. Они очень понимают меня, расспрашивают. И я вижу в их глазах заинтересованность не ради праздности, а ради спасения.

—Что такое счастье?

—Победа над грехом. В жизни нужно каяться и бороться с тем, что нас искушает. Когда побеждаешь – ты счастлив.

—Что такое чувство дома?

—Это чувство великого покоя и твоей гармонии с тем местом, где его ощущаешь. Я вырос в Хмельницкой области, семья несколько раз переезжала. И лишь в селе Монастырок я открыл для себя это чувство дома. Большой сад, озеро, крутые склоны… Тут жил когда-то великий Леонтович.

Но я не дома. Мой герой бродит по свету, ищет чего-то. И лишь белые ставни вспоминают меня. В Киеве тоже есть место великого покоя, но я уже о нем говорил.

—Любите ли вы классическую музыку?

—Да. Слушаю Баха, Моцарта, Шопена, Чайковского.

—А из эстрады?

—Нравится французская эстрада.

—Вы помните свой первый гонорар?

—Еще бы! Это было в детстве. Мама и папа ставили меня на табуретку и просили спеть. За это я получал целый рубль (смеется).

—Что вы цените в людях?

—Скромность и веру православную.

—А чего не терпите?

—Нет такого.

—Что вам мешает?

—Зло.

—Чего боитесь в жизни?

—Согрешить и не покаяться.

—Верите вы гороскопам?

—Верую во единого Бога, Отца Вседержителя. Без Его воли и волос не упадет с человеческой головы! А гороскопы просто отвлекают человека от поиска истины.

—Каковы ваши творческие планы?

—Я никогда не загадываю наперед. Что будет завтра, поживем – увидим.

Цей запис має 7 коментар(-ів)

  1. Генриэтта

    Ознакомившись с отзывами в адрес Николая Васильевича Гнатюка, стало радостнее, что такая многомиллионная аудитория остались преданными приверженцами таланту великого певца, чей мелодичный и теплый голос и сегодня в двадцать первом веке не оставляет ни одного равнодушного сердца. Голос Николая возвращает нас в те чистые, добрые времена, когда была уверенность в том, что завтра расцветет акация в Одессе и каштаны Киева… и рушник вишиваный от мамы на щастя и долю буде обовъязково… Я бы среди многочсленного количества тоже хотела бы получить Ваш адрес электронной почты… Но боюсь оказаться мелким зернышком и быть не услышанной Вами, Коля. Вам долгие-долгие лета во здравии и благополучии. Вас искренне любят, обожаем Ваш талант.Радуйте нас своими задушевными, идущие через Ваше сердце. песнями. Меня лично Вы вернули снова в юность, молодость, Вы продлеваете очень многим радость жизни…

  2. Елена

    Посмотрела документальный фильм о Николае Васильевиче. Очень рада, что он нашел в лице Бога Спасителя,Целителя,Освободителя. Я прошу Вас помочь связаться с ним на тему участия в проектах 1000-летия города Ярославля в рамках программ фонда Ярослава Мудрого. тел.8 905 632 00 73
    Спасибо. Елена Маринцева

  3. татьяна

    Мне хотелось бы от всего сердца поблагодарить Николая Гнатюка за духовность,искренность,любовь, веру, добро,нравственность ,которую он дарит людям своими песням. Низкий вам поклон! Я верю,что Господь даст вам сил противостоять злу и нести еще много лет людям Его радость и свет со сцены. Храни вас Господи!

  4. Елена

    Очень благодарна за концерт в Днепропетровске 7.05.09, за песню "Ромашка белая" в исполнении Николая Гнатюка. Я впервые смогла вручить ромашки артисту, которого люблю с 15 лет за его талант, скромность, добрые глаза и теплую душу!

  5. Дмитрий Троицкий

    Очень интересная беседа. Прослеживается как меняются люди в течение жизни. Читаешь и вспоминаешь моменты своей жизни, очень похожие

  6. Рябинин Николай г.Москва

    Я хочу у Вас узнать личный сайт
    Николая Гнатюдка помогите мне пожалуйста.
    С уважением Николай г.Москва
    Южное -Бутово
    —–
    А поискать в Гугле не пробовали? 🙂

Залишити відповідь