Прот. Андрей Дудченко: «Государство в ответе перед Богом и обществом за законы, которые принимает»

Православный священник, главный раввин Украины, представитель Духовного управления мусульман и буддист ответили на одни и те же вопросы журнала «Допинг»: о преступности в обществе, законах гражданских и духовных, абортах и убийствах… Предлагаем вниманию читателей ответы редактора сайта «Киевская Русь» отца Андрея Дудченко.

 

– Когда нарушение гражданского закона не является нарушением законов Всевышнего? Например, не платить налоги – это преступление в обоих смыслах?

– «Кесарю — кесарево», – говорит Иисус в Евангелии. Христиане с первых веков своей истории, в языческом государстве, были лояльны к гражданским законам, отдавая кесарю кесарево, но лишь до тех пределов, пока кесарь не станет требовать Божьего. «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?», – отвечают апостолы Петр и Иоанн иудейским начальникам, которые пытались запретить им проповедовать. Вот первый повод отказать властям в повиновении: вторжение государства в область веры. Что же касается налогов, то, пожалуй, вопрос надо ставить об ответственности государства перед обществом и Богом за то, какие законы оно принимает. Если, скажем, налоговое законодательство таково, что мелкий предприниматель фактически просто не может выжить, если будет исполнять все предписания закона — то ответственность за это лежит не на нем, а на тех, кто принимает эти законы. Предпринимателю же стоит быть честным перед своими сотрудниками, партнерами и перед Богом. Наверное, в каких-то случаях более правильно и праведно в качестве аналога налогам выделять некоторые средства для помощи нуждающимся, больным, на социальные или культурные проекты.

 

– Почему многие удовольствия являются преступными? И почему есть градация (за марихуану могут посадить в тюрьму, а кофе можно пить хоть сто чашек в день)?

– Что есть удовольствие? Это положительная эмоция, которая приходит в результате удовлетворения потребностей. Но потребности могут быть разного рода: естественные или извращенные. Если для кого-то удовольствие в наркотическом дурмане, то иной скажет, что для него удовольствие — пить кровь младенцев. Так что подлинные удовольствия — результат удовлетворения истинных потребностей.

 

– Вы считаете, что тюрьма – правильное наказание для преступников? Как нужно бы поступать с преступниками, если не сажать их в тюрьму?

– Какова цель наказания? Покарать или исправить? Вот, мы говорим о Боге, что и Он «наказывает» человека. Но, например, святой Григорий Богослов с уверенностью пишет о том, что у Бога «самое наказание делается человеколюбием». А автор Послания к Евреям, вошедшего в состав Нового Завета, говорит: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами». И в церковнославянском языке слово «наказание» означает вразумление, назидание, но не кару. История показывает, что жесткие меры по отношению к преступникам способствуют снижению преступности в обществе. Воздействие через страх кары работает. Я не уверен, что сегодня мы должны поступать именно так. Вопрос наказания напрямую связан с вопросом о судебной системе. Решение о мере наказания принимает суд. Но есть ли у нас праведные суды? Если перечитать Библию, то можно обнаружить, что одна из причин, по которой древний Израиль подвергался нашествиям иноплеменников — неправедные суды. Впору задуматься, какое будущее ждет нашу страну, в которой судьи судят почти исключительно нечестно и за деньги.

 

– Почему убийство человека неприемлемо в обществе, а убийство животного – нормальное явление?

– А имеем ли мы основания применять слово «убийство» к смерти животного? Если это делается не из жестокости к «братьям нашим меньшим», но для пропитания или как мера защиты (в случае диких зверей), то и в Библии это представляется позволительным.

 

– Можно ли воровать, когда нет денег на еду?

– Когда нет денег на еду, можно просить, но не красть. В древнем Израиле разрешалось путнику, проходящему через чужое поле, срывать колосья для еды, но не уносить с собой.

 

– Как вы относитесь к абортам? Есть ли глобальная разница между абортом и контрацепцией?

– Давайте называть вещи своими именами. Аборт — это убийство человека, причем наиболее беззащитного. Медицинских показаний к аборту не существует. Но взрослым людям, вступающим в половые отношения, стоит помнить, что ответственность наступает с момента зачатия. И если по медицинским показаниям или иным причинам им нельзя беременеть, то надо предохраняться, причем неабортивными методами. Если в стране запрещен аборт потому, что здесь соблюдают моральные законы, то такой стране честь и хвала.

 

– Если человек совершил какое-нибудь преступление, но покаялся, обязательно ли ему сдаваться властям?

– Ему надо пойти на исповедь. Священник не вправе доносить, видя искреннее раскаяние человека. Равно и гражданские власти не могут требовать от священника раскрыть тайну исповеди. Если нужно будет наказание — человек получит его, даже не сдаваясь властям. Можно избежать суда человеческого, но не суда Божия.

 

– Многие люди рассуждают так: «Мне выделили бюджет на рекламу продукции моей компании, а я неожиданно договорился с агентством о скидке 20%. Скидки бы не было, если бы не мое личное обаяние, усилия и связи. Я оставлю эти 20% себе». Как вы относитесь к этому рассуждению?

– Моральны ли «откаты»? В нашем обществе они стали уже «системой», так что никакой «неожиданности», как говорится в вопросе, в таких ситуациях нет. Если тебе и вправду неожиданно предложили скидку в качестве личного поощрения — поступи по своей совести. Но если ты идешь на сделку, заведомо ожидая «отката», и выбираешь партнера для своей фирмы, исходя не из качества предоставляемых услуг, а из размера этого «отката» – то это ложь и лукавство.

 

– Почему проституция считается преступлением? Ведь любая другая физическая работа им не считается.

– На каком основании объединять проституцию с физической работой? Проституция — грех против природы человека, созданного для единения мужа и жены в «одну плоть». Тот, кто идет к проститутке – бежит от себя вместо того чтобы решать свои проблемы. Это преступление против семьи.

 

– Почему убийство человека на войне не считается преступлением? Особенно если война имеет религиозный характер.

– Если война имеет религиозный характер — то она уже преступна. Любая война «за» религию на самом деле есть война против религии. По церковным правилам воин за убийство также несет епитимию — своего рода наказание для исправления греха.

 

– В христианстве есть заповедь «Не прелюбодействуй». Кто прав – правительства восточных стран, которые внесли ее в закон, или западных, которые не внесли? Не слишком ли интимно это для закона?

– А не слишком ли интимен запрет проституции, наркомании, гомосексуализма? Все мы знаем парадоксальную «привлекательность» греха для некоторых людей, если не для большинства. И часто единственным действенным средством мотивации не делать этого оказывается суровое преследование по закону. Если человек будет знать, что за измену его ждет, скажем, публичная порка, то он сто раз подумает, прежде чем решиться на грех.

 

– Может ли склонность к преступлениям быть врожденной? Или дело только в воспитании и социуме?

– Это следствие воспитания и окружающей среды.

 

Беседовала Марина Арсенова

Журнал Dопинг, №6, ноябрь 2011

Залишити відповідь