Генерал Георгий Радов: «Возрождение невозможно без покаяния»

Печатные издания все больше и больше ужасают своих читателей трагедиями, жестокими убийствами, разгулом криминалитета. Тема преступления и наказания во все времена волновала умы не только классиков литературы, но и простых граждан. Как должно нам – христианам относится к людям, преступившим заповеди Божьи и законы человеческие? Об этом сегодня пойдет речь.

Наш гость всю трудовую жизнь посвятил пенитенциарной науке – науке, изучающей вопросы помощи заключенным, их духовного возрождения и социальной реабилитации. Он прошел путь от работы в колонии на оперативных и социально – воспитательных должностях до ведущего специалиста в области теории и практики пенитенциарной науки, признанного не только в Украине , но и за рубежом. Христианское отношение к заключенным – основа этой необычной, с точки зрения обывателя, науки.

Итак, знакомьтесь, заслуженный юрист Украины, доктор философии, кандидат юридических наук, Президент Фонда содействия пенитенциарным реформам им. Дж. Говарда, автор книги “Пенитенциарная идея”, генерал-майор МВД Георгий Афанасьевич Радов

Насколько реально перевоспитание заключенных? Мы часто из криминальной хроники узнаем о матерая, отпетых преступниках… У каждого ли есть шанс?

Исходя из того, что человек создан по образу и подобию Божию, мы рассматриваем моральное и социальное падение человека, как его греховное падение. А каждый человек, впавший в грех, достоин сострадания и помощи духовной. В этом – то и заключается смысл пенитенциарной науки, занимающейся проблемами социальной реабилитации осужденных, морального их возрождения. Одним из положений этой науки есть тезис о том, что нет людей, которых нельзя исправить. Душа человека, встающего на преступную стезю, находится в помрачении, она отягощена многими неверными, с точки зрения, христианской морали, суждениями. И мы можем, с помощью Церкви, помочь человеку сбросить этот налет, этот пепел греховный с его души.

Но, как известно, преступниками не рождаются , и никто из родителей не хотел бы видеть своих детей за решеткой. Каким образом мы имеем ныне такой рост преступности?

Человек по натуре своей слаб и во многом зависим от той среды, где он пребывает, от условий и законов этой среды. И не каждый человек имеет благодать к управлению своими поступками, контролировать мысли, беречь разум. И только христианское воспитание может дать человеку шанс не ошибиться и не оступиться в этом мире.

Если посмотреть структуру преступного мира, то воочию заметна следующая закономерность. Подавляющее большинство насильственных преступников (я не имею в виду тех, кто ворует миллионы, пользуясь служебным положением) происходит из среды, где насилие есть норма жизни. Будущие преступники вырастают, как правило. в семьях, где царит произвол, пьянство, драки, нецензурная брань. Эти люди не получили в свое время добра, ласки и любви, столь необходимых для полноценного развития и формирования личности. И в таких условиях человек не мыслит высокими категориями, такими как мораль или свобода. Он просто впитывает, как губка. все, что его окружает, наследуя сложившийся стереотип порочного бытия.

В нынешнее время экономического беспредела растет армия беспризорных детишек, познающих жизнь во всех ее самых гадких и мерзких проявлениях. Несложно представить, что нас ждет лет так через 10 – 15. Ведь аморальность – их норма жизни Сможем ли мы предотвратить будущие преступления и не придется ли нам строить новые тюрьмы ?

Получается, что бытие все таки, в определенной мере, определяет наше сознание…

Для менее стойких – да, определяет. Для более стойких, лишь влияет, допустим, как смена погоды меняет наше настроение. Преступление. есть ничто иное, как выражение внутренней, социальной патологии общества, искаженного понимания о добре и зле, о смысле человеческой жизни.

Уже воспитано не одно поколение. отчужденных от христианских ценностей, людей. Воинственный атеизм пагубно повлиял не только на отдельные души его проповедников и последователей, но изменил саму духовную атмосферу общества.

Прежде существующий режим управления государством исповедовал не только религию безбожия, но и использовал методы “батога”.

Совершенно верно. Когда не стало “батога”, общество не вернулось к христианским постулатам и морали. Они были совершенно незнакомы для большинства. Для кого–то моралью стали законы рынка, кто-то искал мораль в сектах, иные на политической арене.

Как свидетельствует история человечества, истинное возрождение невозможно без покаяния.

В места лишения свободы приходят разные люди. Политики, общественные деятели, сектанты. Какова, на Ваш взгляд, роль Православной Церкви в ресоциализации и духовном возрождении заключенных?

Любой человек нуждается в наставнике. Православие для нашего народа не было лишь верой отцов. Православие и национальная культура – понятия нераздельные и, именно, Православие сформировало социальную культуру народа. Ныне мы наблюдаем экспансию зарубежных проповедников и учителей. Да, все они, казалось бы, учат добру, милосердию, состраданию. Но никто из них не воспитывает в наших людях патриотизм и любовь к своему народу, к его традициям и культуре. И эта духовная интервенция призвана вторгаться в славянскую душу. Они призывают к рациональному, порой прагматическому познанию Бога, но не к тому познанию сердцем и душею, к которому так привычно славянское естество. Перефразируя Достоевского в том, что русский не может быть неправославным, добавлю, что это справедливо и для украинца, и для белоруса. Нельзя обкрадывать самих себя, имея такую жемчужину, как Православие

Как Вы оцениваете отсутствие религиозного просвещения в местах лишения свободы? И насколько оно актуально?

Отсутствие религиозного воспитания рассматривается мною как серьезный недостаток, делающий бессмысленным само лишение человека свободы. Если нет покаяния – то нет и возрождения. А нет возрождения, то нет и исправления, и вероятность повторного совершения преступления велика.

Я скажу больше. Человек, попавший в неволю, уже готов к восприятию духовных ценностей или, как минимум, к их осмыслению. А это уже первый шаг.

Пенитенциарная наука во всем мире предусматривает религиозное воспитание. А наши выдающиеся ученые – тюрьмоведы, как Иван Фойницкий и Федор Гааз, сами были глубоко верующими людьми.

Иван Яковлевич Фойницкий говорил: “Дайте человеку Библию и он станет на путь праведный”. Нельзя забывать, что первыми пришли на помощь заключенным монахи. Что существует целый сонм святых узников, например Св.Анастасия Узореши-тельница и Св.Патриарх Ермоген, в честь которых строились тюремные храмы, к которым обращались с молитвой невольники.

Отрадно, что ныне возрождаются тюремные храмы, возможно, в будущем, вслед за больничным благочинием, появится в Киеве и тюремное. Видели ли Вы что-нибудь подобное за рубежом?

За рубежом при каждой тюрьме вы найдете церковь и 3 – 5 штатных (!) священнослужителей. И это при том, что церковь там также отделена от государства. А ведь у нас это все было. Мне недавно попалась на глаза проповедь, которую читал батюшка перед отправлением на этап. Вы знаете, даже бывалому военному человеку невозможно читать эти слова без слез.

Всегда ли наказание адекватно правонарушению? И насколько оправдано существование смертной казни в Украине ?

Смертная казнь. Это тема настолько заезжена, что, мне кажется, всем понятна нелепость ее существования. За всю историю человеческой цивилизации нет никаких данных о ее каком-либо влиянии на состояние преступности. Скажем прямо, она не является устрашающим фактором. Не наказание определяет поведение преступника, а надежда, что это наказание его минует.

Государство не давало жизни человеку, поэтому и не имеет права ее отнимать. Один Господь распорядитель нашей жизни.

С точки зрения социальной пользы смертная казнь наносит непоправимый вред на уровне разрушения народной морали. Государство демонстрирует свои насильнические устремления.

А если государству можно убивать, то почему нельзя мне?

А сегодня, именно, сегодня, ситуация усугубляется тем, что насилие пропагандируется с экрана телевизора и со страниц печати. Порой, эти фильмы носят характер учебного пособия по убийству, насилию и жестокости. Подсознательно нам навязывается насильственный стереотип социального поведения. Убей, ограбь, унизь, вместо помоги, заработай, научись. Общая атмосфера насилия в государстве разрушает души людские.

Если стать на позицию бухгалтера и подсчитать все плюсы и все минусы относительно высшей меры, мы увидим, что минусов гораздо больше. А лично я плюсов вообще не вижу. Убиенных не реанимируешь, искалеченных не восстановишь. Наказание в данном случае, не что иное, как месть!

Ваши оппоненты, видимо, вспомнили бы, что некоторые страны сохраняют у себя смертную казнь, не так ли ?

Да, это так. Но с момента вынесения приговора до его исполнения проходит до 10 лет! А за это время человек может принести достойные плоды покаяния, исправиться, возродиться. А у нас, зачастую, бывает, что сегодня приговор огласили, завтра – привели в исполнение, а послезавтра – оказалось, что человек невиновен!

Редакция “Камо грядеши” скорбит по поводу трагической кончины Георгия Афанасьевича и выражает соболезнование семье почившего. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Георгия!

Залишити відповідь