Интервью с секретарем Киевской Митрополии протоиереем Виталием Косовским

На древнем Подоле, на берегу рек Днепра и Почайны киевскими князьями Аскольдом и Диром был воздвигнут первый православный храм Киевской Руси. Нестор Летописец в «Повести временных лет» повествует, что задолго до Крещения Руси, в 945 году, когда киевские послы в сопровождении греческой делегации вернулись в Киев после заключения договора с византийским императором, было совершено богослужение «в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем… се бо бе соборная церков, мнози бо беша Варязи хрестеяны». На месте прежней деревянной церкви в 1692 году была построена каменная. Современный вид архитектурный ансамбль приобрел к началу XIX века.

После Октябрьского переворота и прихода к власти большевиков церковь некоторое время оставалась действующей. В 30-е годы ее закрыли и превратили в склад зерна. Богослужение возобновилось в годы Великой Отечественной войны, и с тех пор не прекращается по настоящее время.

Жизнь прихода заметно изменилась с появлением в 1991 году нового настоятеля — протоиерея Виталия Косовского. Церковь приобрела совершенно иной вид. Позолочены купола храма, сделан новый иконостас, отреставрирован фасад храма и церковных зданий, работает воскресная школа, построена крещальня, где Крещение совершается по православной традиции — через полное погружение. Отец Виталий также является секретарем Киевской митрополии, благочинным г. Киева и преподает в Духовной Академии.

Сегодня о. Виталий — гость нашей газеты.

Отец Виталий, в Вашей семье Вы и Ваш отец — протоиереи, брат — протодиакон. В детстве, наверное, именно семья заложила прочные основы веры в Бога.

Действительно так. Но в нашей семье, кроме того, что я — священник и брат — протодиакон, наша сестра — монахиня в Покровском монастыре, еще две сестры — матушки, замужем за священниками. Моя матушка и матушка о. Сергия (моего брата) — тоже из священнических семей. Так что все в нашем роду тесно связаны с церковью.

А как Вы пришли к священству?

Можно сказать, что я не приходил в Церковь — я просто не уходил из неё. При церкви я родился, получил воспитание, затем образование, и мс образованием — мировоззрение. Для себя с детства я и не видел другого пути.

Отец Виталий, наверное, многие читатели нашей газеты знают, что Вы — благочинный г. Киева. Что Вас волнует, как благочинного? Какие заботы в связи с подготовкой 2000-летия христианства?

Подготовка к 2000-летию христианства происходит на более высоком уровне, чем на уровне благочиния: строится множество храмов, в том числе и в Киеве к 2000-летию Рождества Христова, проводятся конференции, посвященные юбилею, выпускаются памятные медали и знаки. Что меня беспокоит в Киеве как благочинного? Прежде всего, это духовный и интеллектуальный уровень священнослужителей и благолепие храмов. К сожалению, красота, обустроенность многих храмов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Это касается не только Киева, но и области. Вероятно, здесь играет роль сложное материальное положение. Но все же, тот, кто хочет благоукрасить храм, думаю, всегда найдет возможность сделать это. Также очень хотелось бы, чтобы интеллектуальный уровень нашего духовенства был более высоким, чтобы каждому вопрошающему священник мог «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Ведь сейчас многие люди тянутся к Церкви Христовой, но, к сожалению, из-за наших пастырей их стремления порой угасают. Этого не должно быть. В Священном Писании сказано: «Иже аще соблазнит единаго от малых сих верующих в Мя, добрее есть ему паче, аще облежит камень жерновный от выи его, и ввержен будет в море» (Мк. 9: 42).

Как правило, в новооткрытых храмах значительное число прихожан составляет молодежь. В Вашем храме — самом древнем в Киеве — тоже большой процент молодежи и интеллигенции. Какая работа должна проводиться на приходе, чтобы люди шли в Церковь?

Во-первых, наш храм — не новооткрытый. Во-вторых, должны быть достойные священники, которые уделяли бы внимание людям, приходящим в Церковь. Почему приходят к нам? Потому, что у нас священники каждому человеку, посещающему храм, в частности, приходящему креститься, разъясняют смысл и значение Таинства, предлагают придти еще, причаститься, причастить детей. Некоторые, конечно, не приходят, но многие возвращаются и остаются у нас. Поэтому количество молодежи в Ильинской церкви действительно большое. Люди видят, прежде всего, внешнюю красоту, а затем постигают и глубину смысла Таинств. Очень много людей также приходит благодаря личным беседам со священниками. Мы всегда приводим в пример тот факт, что на Западе каждый человек, чувствующий себя более или менее христианином, в воскресенье обязательно идет в храм. Это касается не только православных, но и римо-католиков, и протестантов. Шесть дней работай, а седьмой день отдай Богу — эта заповедь дана изначально, никто ее не отменял, и она должна соблюдаться.

Киевская городская администрация восстанавливает Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Каков Ваш прогноз? Не случится ли так, что собор будет передан раскольникам?

Понимаете, в нашей стране может случиться все, что угодно. Будем надеяться, что этого не произойдет, тем более что придел Рождества Иоанна Предтечи в Успенском соборе уже освящен, и митрополит Владимир отслужил там на праздник первую литургию. То есть, хотя храм и не передан еще Украинской Православной Церкви, однако, богослужение там уже совершается. Поэтому, вероятнее всего, он будет наш. Хотя, я повторяю, от городских властей можно ожидать всего. Но все же надеемся, что милость Божия будет над нами, и Успенский собор возродится и станет центром духовной жизни Украины.

От нецерковных людей часто приходится слышать, что Церковь не идет в ногу со временем, отстала от жизни. С другой стороны, крайние ревнители Православия обвиняют некоторых церковных деятелей в модернизме и потворстве духу времени…

Церковь всегда обвиняли, и будут обвинять. Всегда были противники чего-то нового в Церкви и были сторонники. Я думаю, что Церковь должна идти в ногу со временем, но не со временем греховным.

А в каких формах может выражаться православное свидетельство в современном мире?

В любых праведных формах. Во-первых, это пресса, затем телевидение — от этого тоже нельзя уходить. Много людей обращается к Церкви благодаря проповеди священнослужителей, которые рассказывают о вере, объясняют, предлагают придти в церковь, помолиться, поисповедоваться, причаститься, получить Божию благодать, Божие благословение, укрепление физических и душевных сил. Поэтому я думаю, что любые методы в области доброго и нравственного, естественно, должны быть используемы.

Молодые люди, недавно пришедшие в Церковь, часто с пренебрежением относятся к светским наукам. Как Вы можете это прокомментировать?

Думаю, что любое образование помогает человеку, как бывает полезна любая информация. Ведь даже негативная информация может быть полезна: чтобы не попасть во вражьи сети, человек должен знать, где они могут его подстерегать. И те, кто пренебрегает образованием, я думаю, поступают неразумно. Премудрость сама не приходит. Человек должен получить знание, чтобы стать мудрым, чтобы различать, что есть правое, что есть доброе, и что есть злое для него самого и для окружающих.

Последнее время среди части православных пользуются популярностью монархические идеи. С Вашей точки зрения, является ли монархия единственно приемлемым государственным строем для верующего человека?

В Священном Писании сказано: «Всякая власть — от Бога». Поэтому я не думаю, что монархия — это единственное условие для свободного исповедания православной веры, для более спокойной жизни православных. При любой власти человек может жить, трудиться, молиться, исповедовать свою веру. Даже в те недавние сложные времена, когда это запрещалось. Меня, к примеру, воспитали так, что не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем… Да, это было трудно в то время, но когда люди видели, что человек стоит на своем, они отступали. Точно так и при любой власти можно служить и молиться Богу. А монархия, мне кажется, все-таки уже пройденный этап.

У молодежи, воспитанной в церковной среде, иногда возникает проблема с духовником. Батюшка настаивает на своем мнении в вопросе выбора спутника жизни, пытается контролировать личное время своих духовных чад и т. п. Как в таком случае поступать? Вправе ли духовник настаивать на своем понимании сложившейся ситуации?

Я не думаю, что батюшка вправе решать жизнь пасомых, особенно принимать на себя их право выбора. Он должен наставлять, направлять, но в конечном итоге каждый человек должен сам сделать выбор. Священник, конечно, даст ответ Богу за своих пасомых, но он даст ответ за то, как он их пас, а не за то, как они исполняли его наставления. Каждый же человек ответит на Страшном Суде сам за себя. Поэтому роль духовника — подсказывать человеку, направлять на истинный путь, причем, делая это очень мягко и мудро, ибо каждый должен сам избрать свой путь.

То есть, духовник не вправе требовать, а тем более принуждать?

Конечно, когда духовник порой вникает в личную жизнь. К примеру: молодой человек приводит в храм невесту: «Батюшка, хочу жениться, благословите!» — и рядом с ним стоит вторая такая же пара, пришедшая за благословением. Батюшка меняет невест местами и говорит: «Ты женись на этой, а ты — вот на этой». Люди встретились, полюбили друг друга. Это очень важно, и духовник обязан с этим считаться.

Отец Виталий, что бы Вы пожелали молодым читателям нашей газеты?

Познавать истину, совершенствоваться в истине, следовать истине — это самое основное. И стараться быть настоящими христианами: следовать Христу не только внешним образом — посещать храм, поститься, молиться, — но и внутренне осознавать себя православными христианами.

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. валентина

    И еще такой момент в Киеве об отце Романе не лестно отзываються у него монашеское направление и то что он поголовно стрижет девочек в монашки вам не кажеться подозрительным Неужели на него нет управы Мы с мужем подходили к нему -он страшный человек У него только одно а зачем работать вашей дочери это ее выбор НЕТ это выбор отца Романа он без совести всех зомбирует и ВЫ это знаете

  2. валентина

    Добрый день!Прочитали с мужем статью .Хорошая, но у нас вопрос скажите пожалуйста как такое могло случиться ,что наша дочь пошла за благословением к Барановскому Роману и он не дав его говорит у тебя бесы и заставляет постоянно быть на молебнах-где такое твориться что простому мирянину нельзя біть на таких службах Почему не принимаються меры-он развел секту из сестер милосердия они уходят с работы бросают родителей Обслуживают бесноватых на молебнах Разве можно девочкам ,которые вышли из родительского тепла бывать на таких страшных службах? Где ваш контроль?

Залишити відповідь