«Спешите делать добро!», – призывает вслед за апостолом Павлом Блаженнейший Митрополит Владимир

— Блаженнейший Владыко, как с Вашей точки зрения, заметна ли молодежь в нашей Церкви?

— Конечно, большинство верующих, которые активно посещают храмы, – в основном люди пожилого возраста. Но судя по посещениям наших епархий, да и здесь – по Лавре, – можно заметить, что много молодых людей сейчас крестятся, венчаются, а есть и такие, которые стремятся к участию в приходской жизни и активно помогают на послушании в своем родном приходе. Дай Бог, чтоб они по этому пути шли и далее, и чтоб Церковь дала им то, чего они ищут.

— А в чем наиболее насущна помощь молодых в Церкви именно сегодня?

— В первую очередь катехизацией. Это проблема номер один, потому что хотя количественно церковно-приходских школ и немало, но еще во многих местах хотелось бы, чтоб они были. Но поскольку в субботу и воскресение священник обычно имеет полную нагрузку, здесь могли бы очень помочь люди молодые, особенно родители, чьи дети нуждаются в обучении Закону Божию. Молодежь могла бы активнее участвовать в хоровом пении, день за днем молясь в общинах того или иного прихода. Да и мало ли для молодых людей путей социального служения. Тут – и посещение больных, одиноких и брошенных людей, посещение со словом Божиим детских садов, тюрем, школ… Все это – сферы приложения сил для церковной молодежи.

— Не секрет, что много парней и девчонок сейчас уходит в секты. Это общая боль для всех православных. В то же время мы знаем, что, к примеру, в Москве есть антисектантские центры свт. Иринея Лионского, реабилитационные центры для пострадавших от сект. Планируется ли создание чего-либо подобного в Украине?

— К сожалению, в секты идут не только молодые люди. Привлекают их и разнообразие музыки (эстрада, рок) и даже так называемые исцеления. Это привлекает очень многих, втягивает, и люди, сами того не подозревая, получают психические расстройства. Это вопрос сложный. С одной стороны, можно бороться через проповедь, через нашу прессу. Но сил у нас не так много пока. И тут – вы спрашивали – есть возможность православным юношам и девушкам раскрыть свои Богом данные творческие силы. Ведь сейчас очень настойчиво провозглашают: «Церковь должна быть национальной», а на самом деле поощряют церковь совсем не нашей нации, считая, что это нормально. Вот, чтоб далеко не ходить, вспомним инцидент с пастырем, у которого срок пребывания в Украине истекал, и группа депутатов подписала обращение, чтоб он остался в Украине… Существует большая потребность в серьезно подготовленных кадрах. Ведь не всякий, к сожалению, священник может повести диалог с теми, кто пострадал от действия тоталитарной секты, и сам ощущает, что это такое.

—На недавнем учредительном съезде УН Руха Ю. Костенко проводился сбор пожертвований на восстановление Свято- Успенского собора Киево-Печерской лавры. На вопрос нашего корреспондента филаретовцы объяснили, что, дескать, судьба святыни еще не решена и возможна как передача собора неканоническим структурам т. н. Киевского патриархата, так и установление поочередного богослужения. Блаженнейший Владыко, неужели эти слухи имеют под собой какую-то реальную почву?

— Несколько лет назад был организован государственный Фонд для восстановления Свято-Михайловского Золотоверхого монастыря и Успенского собора нашей святой Лавры. Этот Фонд существует. Не знаю, какими средствами он располагает, но до сих пор финансировал восстановление Свято-Успенского собора город. Хоть и небольшие, но все-таки посильные средства мы собираем по епархиям и отчисляем сейчас. Так что восстановление ведется на государственно-народные деньги. Что касается того, кому святыня будет принадлежать, то поскольку собор — неотъемлемая часть Киево-Печерской Лавры, то он и должен быть лаврским.

— В этой связи, как Вы, Владыко, оцениваете религиозную атмосферу в стране и сегодняшнее состояние канонического Православия в Украине?

— Что касается Украинской Православной Церкви, то, слава Богу, она растет и количественно и качественно. Я имею ввиду и многочисленные монастыри, и новые приходы, и учебные духовные заведения.

В этом году я посетил 17 епархий из 36. Это большая радость – видеть людей, которые стоят в вере, в истинном каноническом Православии. Если бы не было расколов, Церковь была бы очень мощной силой в нашем обществе. Но приходится терпеть: вражда нарастает, а о каком-то объединении не может быть и речи. Есть один путь присоединения к Церкви – покаяние. Но покаяния ни перед Богом, ни перед людьми пока что никто не собирается приносить. Так что проблема остается. Ведется борьба за церковные строения, предлагаются поочередные богослужения, которые приводят к постоянным столкновениям и разделениям в народе.

Несмотря на те проблемы, которые переживает страна, находятся добрые люди, строятся новые храмы: около 1000 храмов еще строятся. В течение этого года построили тридцать семь (из них несколько часовен), посвященных Рождеству Христову к священному юбилею. Реставрируются монастыри, освящаются новые святыни. И — главное — в церковь приходят люди. Наш народ показывает, что не только на словах он понимает лозунги о духовном возрождении нации. Верующие на деле воплощают их в жизнь, приносят Богу в дар свое любящее сердце.

— Ваше Блаженство, а сейчас благословите для наших новых читателей вопросы личного характера. У православного архиерея есть ли свободное время? Если есть, то как он его проводить?

— В зависимости от возглавляемой им епархии. Есть епархии очень большие, где много монастырей, храмов, очень много проблем. Есть епархии поменьше, но и там свои проблемы. Думаю, что практически не только архиерей, но и каждый священник сам себе не принадлежит. Ни своего режима дня, ни часов отдыха он не имеет. Потому что в праздник он должен служить, молиться, а в будни он должен принимать людей. Вы тут бывали и знаете, что люди сотнями в течение дня, иногда и до одиннадцати часов вечера приходят сюда со своей болью, просьбами: денег на лечение, вопросы семейного порядка, спорные вопросы владение храмового имущества… Очень меня Опечаливает, что многие обращаются за разрешением отпеть самоубийц (как правило это молодые мужчины от 25 до 50 лет). Это очень страшная ситуация. Еще у епископов и священников и социальное служение: посещать больницы, тюрьмы… Встречаться с людьми в учебных заведениях, обращаться с проповедью в силовых структурах. Слава Богу, что уже зовут и ожидают, хотят слышать слово православного священника. Так что дел всегда много, слава Богу!

— Блаженнейший Владыко, как вы думаете, каковы перспективы у нашего Православия в Украине? И поделитесь, пожалуйста, своими личными надеждами на 2000 год от Рождества Господня.

— У Церкви нашей перспективы неплохие. Хотя, конечно, нельзя не помнить того горя, которое причиняют Православию расколы. Если еще несколько лет назад мы безуспешно искали пути добрых взаимоотношений с государством и не могли их найти, то сейчас, слава Богу, шаги навстречу и со стороны государства сделаны. И сотрудничество в мерах разумного и в пределах допустимого – для Церкви прежде всего. Это отрадное явление. Я думаю, что Православие в Украине имеет будущность. Но нужно всегда помнить о том, что так хорошо долго не будет продолжаться. История Церкви свидетельствует: часто такие периоды затишья чередовались с временами гонения на народ Божий. Первый Вселенский Собор в Константинополе свидетельствует, что как только Церковь становится государственной и, казалось бы, умножаются все блага и возможности для служения церковного в обществе – как сразу тут же возникали ереси, расколы, терзающие тело Церкви. Вот свидетельство: недавние 70 лет советской власти, кторая стремилась стереть с лица земли, физически уничтожить все то, что напоминало о Православии и о Христианстве вообще.

В наше время, казалось бы, все доступно: принимай Таинства, читай духовную литературу, приобретай книги, не нужно прятаться… но – тут же новая беда – расколы. Расколы и есть ересь, ибо понятие о Церкви нынешний раскольник трактует вразрез со всей Святой Православной Церковью: с позиций самодостаточности, самоуправляемости, параллельности какой-то… Потому позавчера, встречаясь со священниками на епархиальном собрании, я напомнил слова апостола Павла: «Спешите делать добро». Добро для Церкви, для народа, потому что я не думаю, что будет долго такая счастливая возможность, которой пользуется сегодня Церковь Христова в нашем молодом государстве. Дай Бог, чтобы все предостережения не состоялись.

— Блаженнейший Владыко, что бы вы могли пожелать молодым читателям нашей газеты в рождественские дни? — Юным читателям «Камо грядеши» хочется пожелать главного: утверждайтесь в миссии. Многие молодые люди имели счастье родиться и воспитываться в верующих семьях. Но еще больше таких, кто приходит сегодня в Церковь, никогда не молившись до этого дома и даже не имея простого христианского понимания вещей. Молодежь — это будущее Святой Церкви и государства. Очень важно, чтобы молодые люди искали Истину точную, Евангельскую, жили бы этой Истиной и всегда могли поделиться Ею с другими. 

Беседу вели: 
настоятель храма прп. Агапита Печерского свящ. Александр Креницкий,
 свящ. Андрей Дудченко,
 Елена Попова

Цей запис має один коментар

  1. Александр

    Вообще-то слова "спешите делать добро" принадлежат не апостолу Павлу, а Фридриху Иосифу (Федору Петровичу) Гаазу, известному врачу и филантропу России. Апостол Павел писал в Гал.6:10 "Итак, доколе есть время, будем
    делать добро всем, а наипаче своим по вере". Неточность в устах авторитетного человека – непозволительная роскошь…

Залишити відповідь