Афонский архимандрит Парфений (Мурелатос): “Господь всегда с христианами”

Архимандрит Парфений (Мурелатос) оставил мир и пришел на Афон в монастырь святого Павла[1] совсем молодым человеком. Через 20 лет братия монастыря избрала его, тогда простого монаха-лесничего, своим игуменом. Сейчас геронда Парфений, более 56 лет подвизающийся на Святой Афонской горе, – один из наиболее почитаемых в греческом мире духовников.


– Геронда, в каком году вы пришли на Афон?


– Я пришел на Святую Гору в 1954 году.


– А как долго являетесь игуменом монастыря святого Павла?


– Вот уже 36 лет я игумен. С 1974 года.


– Вы застали Святую Гору такой, какой мы ее уже не увидим. Расскажите, пожалуйста, об Афоне тех лет.


– В то время многие афонские монастыри находились в состоянии упадка, поскольку в них не было монахов. Это был такой период, когда, например, в монастыре святого Филофея было пять монахов, в монастыре Симонопетра – человек десять. Здесь, в монастыре святого Павла, было пятьдесят человек братии. Многие келлии, скиты, дома и здания были разрушены. Лишь девять монастырей были общежительными, а остальные одиннадцать – особножительными[2], в них еще была идиоритмия. Положение было таким, что вставал вопрос, что будет с Афоном дальше? И то, что случилось затем на Афоне, произошло чудесным образом. Господь и Богородица так управили, что все монастыри стали общежительными. А началось это тогда, когда весь Афон праздновал тысячелетие основания Великой Лавры[3].


За это тысячелетие много всего было пережито… Поскольку на Балканах и во всем мире было много войн и неурядиц, Афон тоже пережил и плен, и войны, и убийства, и пиратские набеги. А потом освободился. У турок здесь стояла десятитысячная армия, и Афон должен был всю эту армию кормить. А так как все монастыри были бедными, то закрыли трапезные, и все монастыри стали особножительными, потому что не могли сводить концы с концами. Потом постепенно-постепенно монастыри из особножительных вновь стали общежительными. Так, мой монастырь – святого Павла с 1700 по 1840 год был идиоримическим, а потом стал общежительным. В монастырской летописи рассказывается, как это происходило, как пришел игумен… У Афона длинная история.


– Получается, что тогда положение на Афоне не было хорошим?


– Положение было хорошим, но не во всех монастырях. В некоторых монастырях была братия, и там было все хорошо: общежитие и прочее. Но многие особножительные монастыри пришли в запустение.


Сейчас положение на Святой Горе лучше, чем тогда, поскольку монастыри приведены в порядок, пришли образованные люди. Здесь хранят старый порядок и соблюдают афонский устав. Ничего из старого не было изменено, ни в малейшей степени.


– Батюшка, а в духовном отношении когда была лучше жизнь: тогда или сейчас?


– Могу сказать, что сейчас. Но не то, чтобы тогда было нехорошо. Всегда были и хорошие монахи и плохие, и тогда и сейчас. Но все же сейчас больше хороших монахов. Вот так.


– В России в советский период все мужские монастыри, за исключением Псково-Печерского, были закрыты, и, соответственно, монашеская традиция у нас в стране почти прервалась. Сейчас стоит проблема возрождения монашества, монашеского духа. Что для нас важнее всего позаимствовать на Афоне? На что нужно обратить внимание монастырям, которые сейчас открываются?


– Если традиция прервана, то ее трудно возобновить, трудно ей следовать. Но можно, думаю, взять разные уставы. На Афоне существует традиция уставов, уставная хартия, которая определяет управление Афоном, и можно взять какие-то положения оттуда и их использовать. Ведь если традиции нет, что же еще делать?


И в Румынии было так же, как у вас. В Румынии все духовные лица были арестованы, их выдворяли из монастырей, гнали, преследовали до смерти, их жизнь была в постоянной опасности. Что теперь знают дети? Что знает молодежь сейчас? Традиция утеряна, и это очень плохо. И как такое Господь попустил?.. Вот, как-то попустил.


А ведь многие монастыри в России и Румынии были устроены афонскими монахами. Например, святой Паисий[4] взял афонские уставы и использовал их в своих монастырях, и, может быть, его уставы оказались даже более строгими, чем наши. Но монастыри жили, и у них было хорошее устроение.


– То есть лучше всего взять афонские уставы?


– Да, лучше взять уставы с Афона. Возьмите, например, какой-нибудь афонский монастырь с внутренним уставом, уставной хартией и разными традициями.


– А если правящий архиерей будет против? В России не столько игумены монастырей принимают решения, сколько их архиереи.


– Самое главное – это икономия. Вот братия, населяющая монастырь, хочет иметь хорошие и правильные уставы, а епископ против. Да, это тяжело, когда всем командуют епископы, и если какой-нибудь игумен им не нравится и не подчиняется, то они его выгоняют. Это епископократия. Понятно? Епископократия.


Здесь, например, на Афоне, даже патриарх не вмешивается. В афонских монастырях самоуправление, и когда, допустим, игумен уходит, собирается вся братия, берут внутренний устав и уставную хартию и выбирают голосованием нового игумена. И патриарх на это никак не влияет. Конечно, надо, чтобы человек был не плохой, а хороший, подходящий.


Этим и объясняется долголетие Афона, тем, что в устроение здешней жизни не могут вмешиваться никакие епископы. К патриарху, конечно, относятся с большим уважением, он надзирает за происходящим, но он не имеет права управлять внутренними делами Афона, он и не вмешивается.


Вот сейчас мне нужно благоустроить двор в скиту Пресвятой Богородицы. Сколько денег нужно на эти работы! Если бы я был в монастыре, управляемом епископом, мне бы сказали: “Чем ты там занимаешься? Бросай-ка ты это дело. Я против”. Но у нас в монастырях самоуправление, и есть такая возможность.


– Геронда, расскажите немного об афонских монашеских традициях. С какого возраста возможно пострижение в монахи?


-Постригать можно с совершеннолетнего возраста, то есть с 18 лет. Снять же с постриженных монашество и иночество не может никто- такой практики в Элладской Церкви нет.


– Может ли монах покинуть монастырь?


– Монах может оставить монастырь только в двух случаях: если игумен еретик или если в монастыре учатся дети.


– А если в монастыре присутствуют женщины?


– Сейчас почти везде, кроме Святой Горы, есть женщины.


– Как поступать с теми, кто самовольно оставил монастырь? Какая на них должна налагаться епитимия?


– Это решает духовник, который рассматривает, сколько провинившийся жил в миру, чем успел нагрешить. Но лишать причащения беглого (и даже женившегося) монаха не нужно. Это было бы слишком суровым наказанием.


Есть много ослабляющих епитимию факторов. И всегда подход должен быть индивидуальный.


– Батюшка, куда бы мы ни приезжали, нам везде с большой любовью рассказывали о старце Паисии. Вы знали его лично?


– Конечно, я его знал, мы общались, разговаривали. Отец Паисий[5] был здесь в те же годы, что и я. Он имел большую благодать от Бога. Когда-нибудь Церковь причислит отца Паисия к лику святых, люди его очень почитают. Он любил людей, всех обнимал своей любовью. У него был дар предсказывать, давать верные советы, Господь удостоил его такой благодати. Он был борец, подвижник, был строг, мог и поругать. Господь его одарил, и он помог очень многим людям, многим молодым, многим семьям. Сегодня на его могиле совершается много чудес.


– Вы много общались с ним?


– Я не очень много с ним говорил, потому что он общался, образно говоря, сердцем, и я не очень часто бывал у него. Зато он присылал к нам в монастырь многих ребят на исповедь, чтобы они приобщались к духовной жизни. У нас были хорошие отношения.


– А кто был вашим наставником?


– Когда я пришел в монастырь, игумен не исповедовал, так как он был стар и немощен. И духовник у нас был из скита святой Анны[6]. Он приходил каждые двадцать-тридцать дней. Иногда мы исповедовались духовнику из Нового скита[7].


Теперь у нас не так: теперь духовник не приходит извне.


– Кого еще из подвижников вы застали на Святой Горе, кроме старца Паисия?


– Много было отцов. Были замечательные, хорошие отцы и у нас: отец Ефрем (Асимандиотис), отец Анфим[8] из скита святой Анны. Был у нас старец Митрофан – святой человек, замечательной жизни. Он был образцом хорошего монаха.


– В России довольно остро стоит проблема духовного наставничества. Кто-то вверяет себя так называемым “младостарцам”, которые полностью контролируют жизнь своих подопечных – покойный Святейший Патриарх предупреждал об этой опасности. Другие, наоборот, не имеют духовных наставников и живут “от ветра головы своея”. Как все-таки нужно относиться к духовному наставничеству, как искать себе наставника?


– Прежде всего, необходимо, чтобы у наставников была подготовка, чтобы они имели жизненный опыт. Таинство исповеди – очень трудное, и если духовник неопытен, он может нанести большой вред и людям, и самому себе.


Он должен быть очень опытным и по возрасту быть старше сорока лет. Сейчас часто духовниками становятся молодые люди тридцати пяти, и тридцати, и даже двадцати пяти лет. Это неразумно. Конечно, так делают по необходимости. Я не осуждаю, что в России и других славянских государствах молодежь ставят исповедовать, потому что необходимость заставляет. Сейчас, например, в России и соседних странах как только рукополагают двадцати пяти- или тридцатилетнего молодого человека во священника, так сразу же делают его духовником и ставят исповедовать. Но, не имея опыта, как же этот человек сможет понести такой великий духовный труд, когда он не имеет содержания внутри себя, не знает определенных вещей, не имеет разума, не имеет силы и не является человеком молитвы? Поэтому они и претерпевают, я думаю, большой вред, а люди испытывают шок.


Но вот, например, в Эссексе, в Англии, духовником был отец Софроний[9], который подвизался на Афоне, в келлии Святой Троицы, что у нашей пристани; и здесь, в монастыре святого Павла, он тоже был духовником.


Отец Софроний был выдающимся, очень образованным человеком и хорошим и опытным духовником. У него была благодать от Бога. Когда его духовные дети (те, что были у него в этом монастыре) становились молодыми священниками, он им позволял исповедовать. Но если они сталкивались с какой-нибудь трудной ситуацией, они шли к нему за советом. Он им говорил: “Приходите советоваться, если встретите какое-либо препятствие, которое не можете сами преодолеть, приходите советоваться”.


Мне рассказывал об этом один духовник, Захария, и он говорил: “С теми вопросами, которые мы не могли решить сами, мы приходили к старцу, и он сразу же говорил нам решение – что делать”. Это было очень важно, очень важно дать правильный совет, когда человек не знает, что делать.


– Милостью Божией в России сейчас можно свободно исповедовать свою веру, но появляются другие искушения. В каком-то смысле мы приближаемся к тем проблемам, которые есть в современной Греции. О каких современных проблемах в духовной жизни стоит особо задумываться, чтобы не попасть в эти сети? Какая основная духовная проблема современного общества?


– Искушений много, очень много. Люди идут к тому, чтобы все уничтожить, идут к так называемой новой эпохе – вот к чему идут! Все эти сионистские идеи… Новая эпоха все разрушит. Разрушит семью, постарается разрушить Церковь, все разрушит, чтобы ничего не осталось. Люди движутся в сторону зла и движутся с головокружительной скоростью. Кто может сдержать эту скорость? Только благой Бог, Который держит мир. Кроме того, нас постоянно атакуют телевизором, видео, интернетом и прочим. Все это беда, беда, катастрофа! Теперь люди идут к тому, чтобы принести новую эпоху – эпоху антихриста, чтобы поработить мир, чтобы сделать из людей стадо овец. Я ездил недавно в мою деревню и видел там стада овец с табличками, повешенными на ухо: все овцы – с табличкой на ухе и все звенят колокольчиками. Так и из людей сделают стадо овец с табличками на правом ухе: установят эти чипы в людей… Мы приближаемся ко времени антихриста. Люди идут к тому, чтобы все разрушить, ничего не оставить…


Грядет буря, которая страшнее коммунизма. Коммунизм, например, дал многих святых; русские коммунисты убивали своих, как немцев. Так, например, было с владыкой Лукой[10]. Мы читали книгу о его мученической жизни, которую ему устроили коммунисты, и как они его уничижали. То, что приближается теперь, – хуже. Да хранит нас всех Господь!


– Как же нам следует поступить, чтобы спастись от всего этого?


– Об этом говорится в Апокалипсисе. Постепенно упразднят деньги. Появятся мученики, которые противостанут злу, и они будут больше первых мучеников, больше святого Георгия, святого Димитрия; сейчас появятся более великие мученики.


Но есть Божий Промысл на всё. Как был Божий Промысл на то, что коммунисты захватили Россию, так же по Божиему Промыслу все изменилось.


Так и теперь. И то, и се будут творить, а потом все переменится. Господь всегда с верующими, с христианами, – не с другими, а с христианами. Поэтому Господь хранит двух Своих пророков Еноха и Илию, потому что, когда всех людей введут в заблуждение, они восстанут и появятся и поставят все на свои места. Хотя о христианах никто не будет говорить, но именно они поставят всё на свои места. Потому что у Бога есть Промысл о христианах. И на это вся наша надежда.


– Что бы вы могли пожелать христианам в России?


– Христиане в России, и в Греции, и во всем мире должны делать то, что заповедал Христос.


Когда Христос въезжал на молодом осле в Иерусалим, все кричали: “Осанна в вышних, благословен грядый!..” Одни срезали ветви, другие постилали покрывала, третьи – одежды[11]. Но цена этого славословия была вот какой. Господь сказал: “Эти люди только устами чтут Меня, сердце же их далеко от Меня”[12]. “Вы же, – обратился Он к Своим ученикам, – если вы Мои ученики, соблюдайте Мои заповеди, и если вы соблюдаете Мои заповеди, тогда вы Мои ученики”[13].


Вот что все мы, христиане, должны делать: соблюдать заповеди Божии! Когда же мы соблюдаем заповеди Божии, тогда мы на пути, ведущем в рай. Вот так.



Благодарим братию монастыря святого Павла за помощь в подготовке материала.


С игуменом Парфением беседовал Антон Поспелов


Перевела с новогреческого Анна Саминская


Православие.ру



[1]
 Монастырь святого Павла (греч. Μονή Αγίου Παύλου) расположен на западной стороне Афонского полуострова, основан в X в. святым Павлом Ксиропотамским.


[2] Особножительное (по-другому “своекоштное” или “идиоритмическое”) устройство монастыря предполагает, что его насельники ведут собственное хозяйство, владеют частной собственностью и распоряжаются ею по своему усмотрению. Общими в идиоритмических монастырях являются только богослужение и кладбище. Власть игуменов распространяется только на обустройство храмов и материальное обеспечение монахов.


[3] Великая лавра (греч. Μονή Μεγίστης Λαύρασ) – первый по списку из афонских монастырей. Лавра основана в 963 г. преподобным Афанасием Афонским, который ввел там общежительное устройство.


[4] Преподобный Паисий (Величковский). См. о нем: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6782.htm


[5] Старец Паисий (Эзнепидис; 1924-1994) – один из наиболее известных старцев Святой Горы Афон. На русский язык переведены практически все его сочинения.


[6] Скит святой Анны (греч. Σκήτη Αγίας Άννας), находящийся в подчинении Великой лавры, расположен на западной стороне Афонской горы достаточно высоко над уровнем моря. Главной святыней скита является нетленная стопа праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы.


[7] Новый скит (греч. Νέα Σκήτη), находящийся в ведении монастыря святого Павла, расположен на пути из этого монастыря в скит святой Анны.


[8] Старец Анфим – известный афонский подвижник, подвизавшийся в скиту святой Анны. См. о нем кн.: Харалампий Бусьяс. Старец Анфим из скита святой Анны. Минск, 2005.


[9] Архимандрит Софроний (Сахаров; 1896-1993) – известный подвижник, богослов, ученик преподобного Силуана Афонского, автор книги “Старец Силуан”.


[10] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий; 1877-1961) – святой исповедник православной веры. См. о нем: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6701.htm


[11] См.: Ин. 12: 12-13.


[12] См.: Мк. 7: 6,


[13] См.: Ин. 8: 31-36; 14: 15; 14: 21; 15: 7-8.

Залишити відповідь