С 17 по 25 мая 2005 года Литовскую епархию посетил епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. В ходе визита владыка посетил храмы города Вильнюса и некоторых других городов Литвы, в том числе и те приходы, в которых владыка сужил еще будучи пресвитером Литовской епархии.
В конце своего визита, в своем интерьвью епископ Иларион поделился впечатлениями от увиденного, а так же ответил на некоторые актуальные вопросы, касающиеся церковной жизни.
Владыка, первый вопрос: как Вам Литва после 14 лет отсутствия?
Владыка, в ходе Вашего визита Вы посетили ряд приходов, в которых Вы когда-то служили священником. Какие Ваши впечатления?
Владыка, скажите, как Вам кажется, в каком направлении сейчас нужно работать, чтобы обеспечить будущее Православию в Литве?
Мне кажется, хотя я могу здесь и ошибаться, что рано или поздно в Литве настанет такая же ситуация – когда православные люди, особенно молодежь, не будут идентифицировать себя с Россией, с русской культурной традицией, с русскими корнями. И тогда встанет вопрос, сохранятся ли эти люди в Православной Церкви, или же они интегрируются в литовское общество, в литовскую культуру и, соответственно, перейдут в Католическую Церковь, которая будет в таком случае ими восприниматься как “литовская церковь”. Может быть, над этим вопросом стоит задуматься уже сейчас, потому что от ответа на него во многом зависит развитие церковной жизни в будущем.
Владыка, служа на Западе, Вы наверняка сталкивались с проявлениями национализма, как со стороны русских, так со стороны местных жителей. На Ваш взгляд, где грань между патриотизмом и национализмом?
Что бы Вы могли сказать тем русским людям, живущим в Литве, которые во многих действиях литовских властей видят ущемление своих прав. Естественно, такие люди будут противиться даже частичному вводу литовского языка в православную культуру, поскольку русский язык – это их главный оплот. Что бы Вы могли им сказать?
Опять-таки мне здесь трудно давать какие-то советы, поскольку я провел в Литве всего неделю, и я не знаю, нарушаются ли здесь права русских или нет. Если да, то за свои права надо бороться, их надо отстаивать. В любом случае, очень важно, чтобы в стране сохранялись условия для полноценной культурной и духовной жизни русского религиозного меньшинства. Это то, за что мы боремся и в Австрии и в Венгрии. С одной стороны, все русские, которые живут здесь, будут неизбежно интегрироваться, будут обязаны выучить местный язык. С другой же стороны, в стране должны быть созданы такие условия, чтобы русские не чувствовали себя гражданами второго сорта, чтобы они не чувствовали себя гонимым и постоянно ущемляемым меньшинством. И самое главное для меня как церковного человека – чтобы те русские, у которых православные корни, сохраняли православную веру и передавали ее своим детям и внукам, вне зависимости от того, на каком языке эти дети и внуки будут говорить. То есть, чтобы Православие передавалось не только и не столько как культурная традиция, сколько как живоносное наследие, которое дарует человеку спасение и вечную жизнь.
Владыка, как часто можно и нужно приступать к Таинству Евхаристии?
Более того, я считаю, что присутствие на литургии без причащения – это экклезиологический нонсенс. Слова Христа, которые произносит священник: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое”, “Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, Новаго Завета”, слова диакона: “Со страхом Божиим и верою приступите” – эти слова адресованы всем присутствующим в храме, а не только к одной какой-то категории людей, например, тем, кто подготовился ко Святому Причащению. Конечно, здесь нужно избегать крайностей, и важно, чтобы человек, по слову апостола Павла, с рассуждением приступал к принятию Святых Христовых Таин, чтобы причастие не превращалось в формальность, рутину, чтобы у человека от частого причащения не наступало чувство привыкания к этому величайшему Таинству. Но я повторяю, что частое и регулярное причащение должно быть основой духовной жизни всякого христианина. Мне трудно представить себе мою жизнь без причащения хотя бы раз в неделю. Я в каком-то смысле живу от одного воскресения до другого, от одного праздника до другого. Именно причащение дает силы быть христианином.
Владыка, вопрос о правиле. Согласно уставу Русской Православной Церкви, есть целый ряд молитв перед причастием, которые должен совершить человек, прежде чем он приступит к этому таинству. Если учесть тот ритм, в котором живет сейчас большинство людей, особенно молодежь, учащиеся, то вычитать все эти правила довольно сложно. В результате многие не подходят к Святой Чаше потому, что не могут должным образом подготовиться к Причастию.
Существует, кроме того, практика чтения канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин. И есть духовники, которые эту практику навязывают своим духовным чадам в качестве обязательной. Говорится, например, что перед причащением следует вычитать как минимум три канона, один акафист, а сверх того Последование ко Святому Причащению. Я лично не согласен с этими требованиями. Во-первых, никакой церковный устав их не предписывает: это лишь благочестивая традиция, которая ни в одном церковном уставе не прописана. А во-вторых, если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может, но ставить вычитывание этих канонов и акафистов условием для причастия, я считаю, глубоко неверно. Таким образом мы только отпугиваем людей от Святой Чаши, лишая их того, что является сердцевиной и основой христианской жизни, – причащения Святых Христовых Таин.
Владыка, есть еще одна практика: перед причастием нужно три дня поститься. Если человек причащается еженедельно, каждое воскресенье, получается, что он должен поститься со среды по субботу включительно. Для многих это является неудобным и невозможным.
Мы живем в Литве, которая является католической страной. Многие браки смешанные. Во многих семьях отец католик, а мать православная, или наоборот. Каковы должны быть взаимоотношения этих людей, ведь у них – разные традиции, разный календарь. Например, католическая сторона празднует Рождество, когда у православной стороны пост; такая же ситуация в Новый Год. Как здесь поступать, не является ли предательством православной веры в день Рождества по григорианскому календарю сидеть за праздничным столом?
Мы с подобными же проблемами сталкиваемся в Австрии и в Венгрии, где мне задают подобные же вопросы. Как правило, я отвечаю следующим образом: каждый семейный человек должен чувствовать, где та грань, которую ему не следует переступать. Иногда православному человеку приходится идти на какие-то жертвы для сохранения семьи. И это касается не только воздержания от скоромной пищи, но и воздержания от брачного общения, которое предписывается церковным уставом в определенные дни. Такое воздержание полезно, если оно служит духовному росту обоих супругов, но оно может нанести непоправимый вред брачному союзу, если один из супругов не готов к длительному воздержанию. Такие вопросы, наверное, правильнее было бы каждому православному христианину решать со своим духовником. Здесь нет готовых ответов, потому что каждая конкретная ситуация должна рассматриваться отдельно.
На этот счет существует официальная позиция Русской Православной Церкви, выраженная, опять же, в “Основах социальной концепции”, где говорится о том, что Церковь признает гражданский брак и не считает его блудом. Поэтому те духовники, которые утверждают, что люди, прожившие долгую совместную жизнь и воспитавшие детей, но по каким-то причинам вовремя не повенчавшиеся, прожили свою жизнь в блуде, вступают в противоречие с учением Церкви.
С епископом Иларионом беседовал клирик Виленского Свято-Духова собора священник Владимир Селявко
Источник: Ортодоксия
Спасибо. Очень актуально это всё и неотложно.
Владыко Иларион сам спрашивает и сам же отвечает:"Где-либо типикон предписывает посты сверх тех, которые установлены Святой Церковью? Нет." – хотя в 32 главе Типикона говорится не о трёх днях поста перед причащением, а о целой седмице. Как же быть с этим правилом? Ведь именно его и предписывает Типикон "сверх тех, которые установлены…".
"И это касается не только воздержания от скоромной пищи, но и воздержания от брачного общения, которое предписывается церковным уставом в определенные дни. Такое воздержание полезно, если оно служит духовному росту обоих супругов, но оно может нанести непоправимый вред брачному союзу, если один из супругов не готов к длительному воздержанию. Такие вопросы, наверное, правильнее было бы каждому православному христианину решать со своим духовником. Здесь нет готовых ответов, потому что каждая конкретная ситуация должна рассматриваться отдельно."
Каким уставом предписывается?
Ап.Павел все давно уже сказал – воздержание только по согласию обоих, к тому же нигде нельзя найти запретов на супружеское общение в посты и постные дни.Только перед причастием надо воздерживаться какое-то время по канонам(сейчас не вспомню какое)
Брак еще и "во избежание блуда" существует, так что как бы такими долгими постовыми воздержаниями не отпугнуть неверующих мужа и жену от Церкви и не толкнуть к измене.
Велике спасибі за цю статтю!
Люди Вы забыли слово "говение"? Оно происходит от "благоговения"… Вот так только приступать ко Христу!!! Небось готовясь на свидание и шею моем и голову и все…, а ко Господу как попало?! Конечно бывают случаи когда священники допускают ко причастию без подготовки, но думаю лучше готовиться должным образом, к встрече с Христом(если есть возможность). Нужно расти над собой, "От силы в силу", иначе превратим Православие в "религию потребителей". Согласен, что неофитов нужно беречь не заваливая "правилом", постепенно вводить в литургическую жизнь. Господь Подвигоположник нас к этому призывает… Простите за "прямоток"!
Я всегда ухожу разочарованный с Литургии, если не причастился… Поэтому стараюсь причащаться каждый раз – благо дело священники нашего храма относятся к этому с пониманием (если не приветствием) и дают благословение к Причастию не требуя Исповеди, если человек не чувствует в ней необходимости на данный момент. Мне кажется это правильным – ведь Исповедь – это не придаток к Причастию выступающий в виде разрешения, а самодостаточное Таинство, необходимое когда человек совершил тяжелый грех (блуд, например), чтобы возвратить его в лоно Церкви и примирить с Богом…
Это очень серьёзная проблема современной духовной жизни. Её надо не только поднимать, но и решать. И как можно скорее. Знаю не так уж мало людей, которые хотели бы причащаться, если не в каждое воскресенье, но как можно чаще, но изнемогали от тяжести дополнительных трехдневных постов. А бывало, что и священник по какой-то причине не допускал к причастию – значит, "зря" постилась! Люди впадали в уныние и говорили: лучше уж буду причащаться раз в год – в Великий пост!
прочитала с огромным интересом. спасибо