Следует христианизировать вопросы из чина венчания

2 января 2008 года в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Петербурге прошла просветительская конференция “Таинство Брака – Таинство Единения”.


В рамках пленарного заседания референт петербургского филиала ОВЦС МП, клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины г. Павловска иерей Владимир Хулап представил доклад под названием “Церковное заключение брака: исторические реалии и современные проблемы”.
 
Отец Владимир заострил внимание слушателей на чинопоследовании венчания. Говоря об истории этого Таинства, он подчеркнул, что обряд церковного заключения брака по форме отнюдь не является христианским изобретением. Напротив, его можно рассматривать как яркий пример “инкультурации” христианства. В самом деле, на протяжении веков христианский свадебный обряд вбирал в себя множество языческих и иудейских традиций, изменяя их смысл и постепенно особым образом “встраивая” их в собственный, христианский контекст. Примеров тому множество. Так, 127-й псалом, который поется в чине венчания, является христианской заменой традиционных языческих свадебных гимнов – гименеев, часто имевших непристойное содержание, которые греки и римляне исполняли во время свадебных процессий.
 
Так же и самый яркий символ церковного заключения брака – обручальное кольцо, выражающее в христианстве идею верности мужа и жены друг другу, – не является “изобретением” христиан, но связано с древней иудейской традицией: давать женщине “залог” на случай смерти либо исчезновения мужа, дабы она могла материально выжить в одиночестве. Первоначально залог выражался в конкретном имуществе, позже он стал символическим и превратился в кольцо. Соответственно, изначально кольцо при заключении брака было вообще одно; традиция “обмена” кольцами формируется лишь позже. Причем первоначально молодые самостоятельно обменивались кольцами, позже этот ритуал перепоручается свидетелям, и лишь с XVI века кольца вручает священник.
 
Также отец Владимир напомнил, что тот чин венчания, который принят ныне в Русской Православной Церкви, утвердился лишь в XVI-XVII веках, поэтому многие византийские элементы в нем постепенно утратили или изменили свое первоначальное значение.
 
Например, в древности раздельно совершались обряды обручения и венчания, и лишь в средние века в Восточной Церкви эти два чинопоследования начинают сливаться в одно (условное отделение одного чина от другого в нашей Церкви ныне проявляется лишь в том, что обручение совершается в притворе, а венчание – в самом храме). Так же и традиционные ныне вопросы священника к жениху и невесте (действительно ли они намерены заключить брак, не обещались ли другому жениху/невесте) – едва ли не самый поздний элемент в чине венчания, который и поныне не принят во многих поместных Православных Церквах (например, в Румынской и в Болгарской). В требники Русской Православной Церкви эти вопросы входят лишь в XVII веке в результате влияния католической традиции (связано это с тем, что в Католической Церкви совершителями Таинства Брака являются сами супруги, а не священник – соответственно, их ответ на вопросы и является “совершительными словами”).
 
По мнению отца Владимира, в современной Церкви эти вопросы практически утратили прежний смысл: “В особенности неадекватно воспринимается сегодня вопрос о том, не обещались ли молодые другому жениху или невесте. Молодой человек начинает судорожно вспоминать все обещания, которые он когда-либо давал девушкам, – хотя на самом деле это вопрос о том, не обручен ли он с другой невестой, и нет ли канонических препятствий к совершению венчания. Поскольку чина обручения у нас сегодня нет, то об этом мало кто знает. Также странно спрашивать у молодых, желают ли они заключить брак – они уже заключили его, так как без штампа ЗАГСа у нас никто не венчает”.
 
В нынешней церковной ситуации было бы целесообразно, полагает отец Владимир, подкорректировать эту часть чинопоследования: “Спрашивать нужно, не хотят ли они заключить брак, – а хотят ли они заключить именно христианский брак, возлагающий на супругов очень серьезные обязанности”. Замечательно, что в Требнике Петра Могилы вопросы – лишь прелюдия к брачным обетам, в которых молодые обещают друг другу верность и любовь до смерти. Восстановление этой традиции было бы очень желательным. “В этих обетах можно было бы выразить то, как Церковь видит сегодня христианский брак, и чего она ожидает от людей, его заключающих, – добавил отец Владимир, – В современных условиях, когда для многих венчание представляет собой лишь красивый свадебный элемент наряду с лимузином и белым платьем, это способствовало бы более ответственному взгляду на церковный брак наших соотечественников”.
 
Вода живая

Цей запис має 8 коментар(-ів)

  1. Герман Рудерс

    Ссылаться на Святых Отцов надо, а не на малахольного фаллософа Вову Соловьева.

  2. Лана Бриз

    Отрадно узнать, что и в нашей церкви начали обсуждаться вопросы, касающиеся сути брака. Поскольку ритуальность, как вы знаете, менялась не единожды.
    Если церковь хочет привлеч в свое лоно молодежь она во что бы то ни стала должна дать в первую очередь духовное освящение вопросам половой любви. Мирская жизнь и жизнь в теле, во плоти должна быть пропитана духовным смыслом.
    Смысл бюрака не в деторождении и биологическом продолжении рода. Биология лишь средство для Духа Манифестировать себя для Божих дел. А Бог есть Любовь.
    И пока церковь не найдет духовного смысла в любви между полами, в половой любви, до тех пор и будут все морально нравственные искажения и бездуховная жизнь общества.
    Я знаю только двух авторов, философов, искренних духовных искателей. Искателей Духа Истины, у которого они и искали утешения и прозрения. Которые жаждали понять смысл любви.
    И может быть именно они ближе всех были к Богу. Ведь Бог есть любовь. Могучая преобразующая все и всех Сила, что движет Солнца и светила, а не дедушка с бородой. И игнорировать эту силу, значит отрицать Единство Бога.

    Читайте Вл.Соловьев "Смысл любви"Здесь текст книги
    http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv21.htm

    И Н.Бердяев "Эрос и личность".
    **********************************
    Я молю Бога о том, чтобы нашлись в нашей церкви священники, которые не побоялись бы взять на себя подвиг возведения Любви на трон.
    Любви жизненно необходимо вернуть Ее былую славу и величие. Ибо ныне она поругана и обесславлена. И в первую очередь начинать нужно с любви между полами. Там корень ВСЕГО!
    Тайна сия Велика!!!!
    Дайте людям христианскую возможность хотя бы приступить к духовной разгадке Самой Великой Тайны человечества. Ибо в этом ответ всему.
    И суть и Смысл.

  3. pravda

    Да, Хуляб свое дело делает, или вернее отрабатывает хлеб (стипендии) полученные от католиков, которые дали ему возможность получить степенъ их доктора..
    Вобщем латиники форевер! Да, лишить бы их сана за такую крамолу…Но кто это сделает, может минский Филарет его пославший учится? Вряд ли…
    Хуляб рассуждает о браке, как об обряде, а не как о Таинстве, и подтверждает ето тем что вводит елемент латинсккого обряда клятву. Ведь Бог сочетает брачующихся а не они сами! Латинская форма венчания подобна заключению римского договора, а православная подобна древнееврейскому, когда молитва равинна, делала брак действительным. Так и в раннехристианское время браки заключались благословением епископа и причастием Тела и Крови Господней. И сам чин просто разширился количеством молитв читаемых за когда то за Литургией. РУСь ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!!!

  4. Константин

    Пётр, Вы немножко погорячились. хотя какова исходная точка- таков и результат. если уж говорить по сути- то вначале(в тексте статьи это названо средними веками) сначала будущие супруги приходили на Литургию. причащались. а потом было венчание. от этого оооочень важного куска остались лишь ковшик с вином и три посёрбывания из него жениха и невесты… то есть фикция. и вопросы- в том же духе.
    а статья- правильная
    З.Ы. жаль только,что некоторые смотрят то черезчур строго на очень мелочные вещи- то готовы когото сана лишать по собственному непониманию 🙁

  5. Петр

    Алексей, 5 баллов! Продолжаю ваше богословское творчество. Неправду говорят, что каждый священник имеет в себе образ Божий. Что их нельзя обижать, что их надо слушаться. Это все латинские заимствования. Если тебе не нравится священник, то его надо бить прямо в челюсть. А потом, свалив с ног, навалять ногами по почкам! Кстати, и прецеденты есть: св. Николай ведь надавал Арию. Главное – это свобода. И если священник ее сковывает, бей его не колеблясь. Также считаю, что нужно христианизировать институт священства. Нужно их выбирать путем демократических выборов. И выгонять в случае чего по просьбам избирателей.
    Надо христианизировать иконы. Малевать их может любой, предлагаю использовать вместо них биборды. А че: они и больше, и внушительнее. Наши дремучие предки просто не знали их, и потому не использовали.
    В общем, вперед: свободное творчество в массы!

  6. странник

    правильно, венчают неверюущихни во что людей, а потом они приходят через пару месяцев в епархиальное управление с просьбой "развенчать" их. Пусть обещают перед Богом и Церковью заключить христианский брак, как это былол в Требнике свт. петра Могилы (кстати, эту присягу многие священники используют во время чина)

  7. Николай

    Андрей,а где вероучение изменяется ? Я думал что только чин венчания .

  8. Алексей

    Следует христианизировать священников. Или лишить их сана за попытки исказить церковное вероучение. Это мое "свободное богословское творчество". Если им можно говорить скажем так своеобразные вещи, то и мне и всем остальным.

Залишити відповідь