Выступление на круглом столе “Семья в современной Церкви”

Трудно осмыслять сегодня, что такое брак, что такое христианская семья. Многие молодые люди дезориентированы. Часто они не понимают, что нужно понимать под названием “христианская семья”. Существует масса нелепых штампов, образов современной модели отношений юноши и девушки. Что из этого приемлемо для христианина? Каким образом достигнуть какого-то компромисса между окружающим миром и христианством? Именно это и является огромной колоссальной проблемой. На самом деле современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. У нас наличествует разрыв традиции. Есть “Домострой” и есть “Дом 2” на ТНТ.


Первое. Что происходит на самом деле? Люди, попадающие в приход, смотрят вокруг себя и выискивают тех, кто бы из стоящих рядом мог бы войти в некую схему своего представления о семье. Мы сталкиваемся с такой установкой: “Как бы мне не ошибиться, ведь православная семья должна быть вот такой, должна воплотить вот такой опыт, должны быть все вот так и вот так”. И это огромная психологическая проблема.


Второе, что подбавляет “градус” к этой психологической проблеме – это спутанность понятий. Что является природой семьи, а что является смыслом, целью семейной жизни. Вот я тут недавно читал о. Алексея Мечева. Он писал: “Целью христианской семьи является деторождение”. Но это очевидно неправильно. Сейчас это стало штампом, который не обсуждается. Безусловно, рождение и воспитание детей является природой любой семьи, но это природное качество, а не цель. Такая же природа у мусульманской, такая же – у буддистской, да и просто у семьи. Цель же – это то, что заложено Богом в отношениях мужа и жены.


Когда Бог создавал первых людей, Он сказал, что нехорошо быть человеку одному. Это совсем не значит, что имелось в виду деторождение. В Библии мы видим, что у Адама и Евы был истинный брак, я бы даже сказал – христианский брак. Это первообраз брака, образ любви. Именно в Библии мы встречаем первое признание в любви. “Се кость от костей моих, плоть от плоти моей” – это очень красиво звучит.


Поскольку деторождение не является целью брака, то важно сделать следующий вывод, который может многих – и в том числе священников – смутить. Многодетность не является идеалом христианского брака и не должна ставиться как идеал. Вменение семье многодетности как непременной обязанности приводит к тяжелым искажениям всего. Совсем не многие могут вместить призыв: “воспроизводите и воспроизводите детей”. Семьи же не резиновые, люди не бесконечные. Каждый имеет свой ресурс, каждый может именно то, что может. Нельзя вменять в обязанность Церкви такую колоссальную задачу, чтобы она отвечала за воспроизводство нации. Церковь не должна решать демографические проблемы.


Перед нами поставлены совершенно другие цели. Безусловно, семья – это малая Церковь, но это не значит, что она должна быть по определению многодетной или какой-то еще. Всякая идеология, которая вносится в семью, всякая идеология, которая вносится в Церковь, страшна и губительна. Идеология всегда сужает жизнь, до каких-то сектантских образований в конечном итоге.


Если мы говорим о том, что современное слово о семье – это слово о малой Церкви, то тогда проповедуемая цель брака – это воплощение в браке христианской любви. Семья – это место, где человек по-настоящему и до конца реализует себя как христианин именно тем, что он полноценно может реализовать себя в своём жертвенном отношении друг к другу. Поэтому слова апостола, которые мы читаем на Венчании, и есть образ того, что являет собой христианская семья. Нет никакого другого у нас примера. Именно на это мы все ориентируемся, когда говорим о семье.


В головах же наших молодых прихожан, к сожалению, всё смешано, люди очень сильно дезориентированы, потому что о семье, о брачном союзе христиан как о воплощении евангельской жизни сказано очень и очень мало. В основном говорится, что надо рожать детей, надо воспитывать детей, надо быть многодетными. Говорится, что именно это приносит некую духовную пользу. Отец Владимир Воробьев – мне неоднократно приходилось слышать его выступления – прекрасно сформулировал, что семья имеет лишь своё начало на земле, ее путь, ее продолжение лежит в Царствии Божием. Именно ради этого и создаётся семья, чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность.


Отец Дмитрий Смирнов говорил, что человек сотворен как некая “троичность”. Это действительно так. Хочется добавить, что человек сотворен как существо соборное. Семья – это выражение именно соборности человека, его внутренней антропологически заложенной церковности. В семейной жизни возможно реализовать Богом данное ей осуществление Церкви как таковой. И это очень важно, это серьёзный духовный аскетический путь подвига выстраивания себя по образу и подобию Божию. Об этом надо много и серьёзно говорить с прихожанами, об этом надо очень много и серьёзно говорить друг с другом.


Мне кажется, что сведению семьи к указанным выше идеологемам надо как-то противостоять. Я, например, тоже считаю, что многодетность – это хорошо, но я не считаю, что семья с малым количеством детей – это плохо. Каждому – по силам его. Этот вопрос не может регламентироваться ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями, – это есть исполнение любви исключительно. Это то, что наполняет семью любовью.


Теперь о супружеских отношениях. Дети, брачные супружеские отношения – это исполнение любви. Когда мы говорим о интимных отношениях в семье – здесь, конечно, возникают многие сложные вопросы. Действительно устав, по которому живет наша Церковь – устав монашеский, находящийся вне этого вопроса. И тем не менее, он существует и никуда нам от него не деться. Я убежден, что интимные отношения – это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи, которая свободна в том, как им строить свою семейную жизнь.


Остановимся на одном из вопросов испорченного сознания, которые все отношения низводят до какого-то животного состояния. Например, я не понимаю, почему супругов лишают первой брачной ночи на основании участия их в венчании или их причастия? А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребёнка, чтобы он был зачат с Божьего благословения? Им не причащаться? Почему принятие Святых Христовых Тайн, причастие Бога, воплотившегося в нашу человеческую природу, жестко связывается с некоторой “скверной”, очевидно противоречащей признанию того, что в браке ложе не скверно.


Первым людям до грехопадения Господь сказал: “плодитесь и размножайтесь”. Мы не можем, конечно, сказать, что мы знаем, как всё это происходило в раю. Но сейчас-то мы живем в той реальности, которая у нас есть. И брак принимается таким, какой он сейчас есть и именно он венчается и считается неоскверненным. И тот же св. Иоанн Златоуст, который в ранних своих произведениях говорил, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги, восходя на ложе, остаются целомудренными после того, как с него поднимаются.


Еще раз скажу, что интимные отношения – это отношения супружеской любви и супружеской свободы. Очень часто так бывает, что всякая излишняя аскеза являются причиной супружеских ссор и в конечном итоге развода.


О любви в браке за всю историю христианства сказано менее всего. Действительно, впервые проблему любви в браке подняла литература XIX в. – русская, французская, итальянская. Но эта тема никогда не обсуждалось в церковной литературе. В семинарских учебниках нигде не говорится о том, что люди, которые вступают в брак, должны друг друга любить. Это, с точки зрения учебников, не является условием и основой для создания семьи. Я убежден, что именно об этом прежде всего и должен свидетельствовать священник, который является духовником или настоятелем прихода. Он должен всеми силами радеть о том, чтобы люди, которые ищут друг друга, прежде всего ставили своей целью любить по-настоящему, эту любовь хранить, эту любовь приумножать и в конечном итоге делать её той царской любовью, которая приводит людей к спасению.


Что касается церковно-практической стороны обсуждаемой темы. Я уверен, что в наши дни только Церковь остаётся способной говорить о том, что же такое семья, как её создавать и каким образом её сохранять. На практике, к сожалению, существует масса инстанций, которые дают возможность брак заключать и расторгать без всякого интереса со стороны Церкви – по каким причинам брак расторгнут, по каким причинам заключен новый. Нет церковного органа, церковной суда, который рассматривал бы причины расторжения церковных браков и причины благословения на новые браки.


Что такое церковный развод, о котором, кстати написано в социальной концепции? Такого понятия не существовало, оно впервые в этом документе упомянуто. В результате мы попали в странную ситуацию. Раньше Церковь была тем органом, который берет на себя ответственность за заключение брака и преподавая благословение на него и окормляя создавшуюся семью. Теперь же понятие церковного брака всё более и более размыто.


“Законный брак” – это понятие всё более и более размывается. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. И очень многие священники также путают эти понятия. На самом деле между ними действительно всё меньше и меньше разницы. Люди не понимают смысла заключения брака в государстве и говорят: “Мы лучше повенчаемся, это понятнее. Здесь мы перед Богом создаем семью, а там что, штамп в паспорте?” Такое отношение можно понять. Если мужчина и женщина любят друг друга, то им не нужна справка. Никому не нужно формальное свидетельство, что люди любят друг друга. Им и без этого хорошо, и они могут вместе жить. С другой стороны, Церковь имеет право венчать только те браки, которые заключены в государстве.


В результате многие священники говорят желающим венчаться непонятные мне вещи: “Вы распишитесь и поживите годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться” Как же это так? А если разведутся? Значит, не было брака тогда? Этот брак, который был заключен, разведен, вновь заключен и разведен – это как бы не считается? Мол, тот который в Церкви повенчан – это уже до конца.


Поскольку все знают, что есть церковный развод, то и церковные браки будут распадаться. Это очень большая проблема.


Природа брака одинакова всегда везде, венчанный он или невенчанный. У брака одна и та же природа и одни и те же последствия развода – там и там. И когда мы допускаем такую странную возможность церковного развода, то – что тогда мы подразумеваем под словом “нерасторжимость” или под нашим высоким учением о браке? Получается, что у нас самих не сформировано представление о природе брака, как о том, что что Бог сочетал, то человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только в Церкви и не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле по-настоящему глубоко, всё равно осуществляют ту заложенную природу брака, данную Богом. Вне таинства они не получают той благодатной силы церковного венчания, потому что они вне Церкви. Мы прекрасно знаем, что силу благодати христианский брак получает не столько от того, что он венчан священником в церкви, а столько от того, что люди вместе живут по Евангелию и причащаются Тела и Крови Христовых. Всем известно, что сам чин Таинства, которое мы имеем, придуман ради одного из византийских императоров, для того чтобы иметь возможность повенчаться с четвертой женой. Было и такое, что люди фиксировали свой брак в римских государственных органах, а Церковь его признавала, потому что они приходили и причащались. Разные периоды были в истории признания брака.


Во всем этом, конечно, большая путаница, и в итоге – препятствия к созданию семьи. Люди ищут себе спутника жизни в православных молодежных клубах, лишь бы только православного найти. А мир ставит перед нами очень сложные вопросы, на которые наши рассуждения о самовоспроизведении внутри наших общин никак не являются откликом.


И конечно, для того, чтобы готовить людей к браку, люди должны пройти серьёзный подготовительный период. Церковь должна готовить людей к венчанию как минимум несколько месяцев, даже ЗАГС даёт месяц на раздумье. Подготовка должна быть совершенно четко организована, потому что Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака. Допускать к Таинству следует тех, кто в течение полугода регулярно приходили в храм, исповедовались и причащались, участвуют в общинной жизни. Я прекрасно понимаю, что в наших условиях сказанное нереализуемо. Но тем не менее должны быть совершенно четко сформулированы условия, на основании которых Церковь совершает Таинство Венчания.


Важно упомянуть и разнообразие канонических вопросов. Большая часть из канонических правил, относящихся к браку, стали “мертвой буквой”. Что с этим делать, я не знаю, но убежден, что необходимо и эти вопросы как-то решать.


Центр духовного развития молодежи

Цей запис має 40 коментар(-ів)

  1. y1

    Семья может быть и бездетной, и малодетной – от этого ущерба нет, и бесплодной назвать ее нельзя, так как главный плод созидающийся в браке это любовь во Христе и дары Духа Святого, которые приобретаются в семейных трудах, скорбях и радостях.

    Со всем согласен, только как автор понимает то, почему семья может быть малодетной? Если путем воздержания друг от друга, то все ок, а если подразумевается использование неабортивных предохраняющихся средств – то нет. Это нарушение воли Божией кто бы чего не выдумывал и оправдывал – Бог бы даровал жизнь, а мы сами себе там, что-то решаем. Если Бог изгоняется в этот момент, то как мы можем надеяться, что Он будет с нами во всех других моментах. Это предательство, какая тогда уже искренняя молитва?

    Еще предлагаю поразмыслить так вот – это не еще +1 ребенок, это целый мир, новый человек и уникальная личность. Что если бы ваш младший брат, например, не родился, или вы сами? Это же невосполнимая потеря, семья была бы другая. Может это тот ребенок, которым вы должны спастись? И еще глупо думать, что если не предохраняться, то детки будут рождаться один за другим, это же не природа, а Бог решает. И больше ваших сил и возможностей не даст.

    Еще такой момент – если супруги бесплодны и это даже подтверждено медицински, они не обязаны воздерживаться от телесного общения, и это не грех. Ведь оно предусмотрено Богом в семейном домостроительстве. Как говорил о. Иоанн Крестьянкин “никто да не дерзнет ухудшать брак”. Иначе, то и праведные родители Иоанна Крестителя, и Пресвятой Богородицы должны были прекратить попытки зачать дитя, так как они уже опытно были убежденны в своем неплодстве.

  2. Игорь

    Всем псевдоправославным радикалам:
    "Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие Божие, да будет под клятвою." (Канонические правила Гангрского собора (9-е))
    «Аще кто, епископ, или присвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, и мяса, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Также и мирянин.»
    (Канонические Правила Гангрского собора, 1-е)
    «Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою.
    Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою.»
    (Канонические Правила Гангрского собора, 10-е)

  3. Moretti

    Да, времена меняются…
    Я уже предчувствую как вскоре "святые отцы" объяснят нам, что, оказывается, однополая любовь, это совершенно естественно и от Бога, что геи могут быть служителями Церкви…
    Заметьте, как потихоньку РПЦ сближается духом с протестантской церковью.
    В комментариях приведена масса ссылок, доказывающих, что секс (если называть вещи своими именами) в семейной жизни может иметь целью простое удовлетворение желания. НО НО НО: Это из-за того, что мы грешны! Об этом каются! И, ни в коем случае, нельзя предохраняться от беременности! Вот здесь начинается втрое больший грех!!!
    Друзья, если вы ищете не мудрости Церковной, а узкую лазейку для удовлетворения своих инстинктов, то милости просим.
    Огромное количество статей внецерковной либеральной направленности.
    Искать удовлетворения полового инстинкта на Земле – не христианство. Просить МАТЕРИАЛЬНОГО (сюда же и половую жизнь, этьо именно материальное) счастья здесь – не христианство.
    Ибо нас готовят к вечной жизни. И любовь Господа проявляется также через страдания!
    Слушайте лекции А.И.Осипова. Не нужно тратить время на НЕЦЕРКОВНЫЕ статьи.

  4. Конан

    /Я думаю глупо православным непременно хотеть встретить православного/ю. / Лена думает что глупо. А вот Церковь с трудом разрешала браки даже с инославными, и то, при условии, что дети будут крещены в Церкви. Уже не говоря о Писании, которое без конца учит не ходить на совет нечестивых, отсекать части тела (друзей, по святым отцам), которые могут привести в ад.

  5. Lena

    Статья нормальная..Я думаю глупо православным непременно хотеть встретить православного/ю. Нет ничего идеального и вы не знаете каким/ой будет ваш избранник/ца.Лишь бы вам воинствующий атеист не попался,сектант или буддист какой-нибудь. А в остальном надо быть реалистами и просто хорошего человека искать.

  6. Константин

    Вы считаете, что если муж или жена требуя воздержания от супруга доведет его до симптомов психоза, то это и будет проявление христианской любви???

    вот как раз я так НЕ считаю!!! про других не знаю. более того, мудрые духовники ласково "указывают на место" не вмеру постующему(в интимном плане) супругу, когда другой терпит через силу. "носите тяготы друг друга…"
    а приведённый кусок от Златоуста 100% верен. только и про детей там нету…

  7. Алексей

    Иоанн Златоуст (Творения, т.5): «Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится (апостол) почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие… »

  8. Алексей

    // наши предки жили куда беднее нас, и имели при этом массу детей. // Наши предки жили беднее нас, но по статистике почти половина детей в те времена умирали, с развитием медицины все поменялось. //Какая может быть любовь в жалких людях, не желающих претерпеть// У разных людей разная сексуальная конституция, для одних длительное воздержание переносится нормально, другие люди очень от этого страдают, сейчас это доказано научно, вот ссылка на эту тему http://forum.urolog.mk.ua/lofiversion/index.php/t136.html. Вы считаете, что если муж или жена требуя воздержания от супруга доведет его до симптомов психоза, то это и будет проявление христианской любви???

  9. ирина

    Статья абсолютно правильная. Я сама мать четверых детей и эти проблемы знаю не по наслышке. Моя многодетность не сделала нашу семью по настоящему христианской именно по тому, что муж и считает, что он настоящий христианин т.к. у него есть дети, которые ходят в храм. А о том, чтобы евангельская любовь была в доме и речи нет.

  10. Константин

    и если Бог- есть Любовь, то может если дети уже есть-надо научить их любить? как Вы на это смотрите.? а не штамповать новых. их де Господь воспитает… а вот чья это обязанность? Его или родителей?
    и уж прочтите Златоуста 12томов. а не околоцерковные " здатоуст,избранное для мирян" выданное в Гомельской епархии по благословению епископа Соликамского(к Правящим Архиереям это не относится!). такими вот избранными кусками хоть фашизм доказать можно.
    простите если обидел. но смОтрите-и не видите

  11. Константин

    Простите, Алексий. Хотя не стоит просто прикрываться именем Святейшего, хоть и в пост. вы тоже увидели токо хамство. и к сожалению- больше ничего. если вы любите друг друга- это просто замечательно. уи пусть Господь даёт вам ещё. но вы тут про 1000 лет вспомнили. вот ненадо ВООБЩЕ о комто или о чёмто… даже в Десятословии Моисеевом нет заповеди ЛЮБИТЬ родителей. нет, ни в коем случае ненадо их ненавидеть(я не злопыхатель). но там стоит другое слово…. господь даёт родителей. не мы их выбираем. пьяные,часто грубые… это если ПРО ВСЕХ СРАЗУ и за тыщу лет. всякие есть-как тогда так и сейчас. это здесь перед ммониторами сидят более менее обеспеченые люди. многие-даже монитора не видели. и начинается вспоминание того,что "де мы православные, монитор ичадье ада, а супруга рожать должна" не встречали вы таких женщин,Алексий?? которые боятся мужа наверно почти также как Христа?? буквоедов по Апостольским посланиям "жена да убоится мужа"??
    если мир в семье и взаимное желание,и есть вера во Христа- хоть 16. у моей прабабки было 8 братьев и сестёр. но не в детях ОСНОВНОЙ СМЫСЛ. Петра и Февронию пытаются "сделать" покровителями семьи. они праведны. Факт! . но прочтите житие–они любили не друг другакак муж и жена – а каждый Христа. или это всё враги подстроили.
    простите меня грешного. не нужно быть святее Патриарха. Его к сожалению слушают все-но ооочень часто не слышат.

  12. Алексей

    //и не самая ли настоящая похоть, когда супругу сношают как корову – а родить она обязана рожать//

    Не знаю чего в этом посте больше, глупости или хамства? Пожалуй, больше второго. Так обзывать многодетных матерей, когда Патриах утверждает особый орден материнства. И это все в пост. Ничего святого нет.
    Все это достаточно наивные попытки врагов Церкви и их неумных приспешников не рожать детей. Скажу о себе, я уже отец 4. Надеемся на большее, если Бог даст. Насчет воспитания не переживайте, разберемся без вас.
    //а к чему привели эти дети без должного воспитания??????????????? не к 1917 году?//
    Русь держалась в Православии 1000 лет. И революционеры были как раз в большинстве основном из малодетных семей. Сталин, например, был один в семье. св. Иоанн Златоуст говорит противоположное: "Ужели он (женский пол) не наследует спасения? Напротив, наследует. Какое же именно? Спасение через детей".
    Я с Патриархом и святыми согласен. А не с неким "Константином".

  13. Константин

    наша песня хороша, начинай сначала. Статья просто чудо, среди моря псевдоцерковных книжечек по епархиям…
    противникам хочется заметить(хотя до меня это уже говорили). Почитайте Иоанна Златоуста и его комменты к Павловому посланию. "каждый имей свою жену чтоб сохраниться от блуда." не сказал, "для деторождения, но чтобы глаза налево не смотрели….. это ещё в 4м веке писано. и вообще!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! где в статье говориться про ненужность детей. если есть проблема с рождением- это больнгой,но отдельный вопрос. Господь помог- появился малыш. воспитайте его. а не плодить тутже ещё восьмерых. с одной стороны все гордятся,что-де в Рос. империи у нас по 16 детей было и мы…… а к чему привели эти дети без должного воспитания??????????????? не к 1917 году?? когда по воспоминаниям митр. Антония (Храповицкого) " в семинариях дух такой, что уже бомбы делают……." все были святыми- и бац, крыша у народа поехала. нет перед Богом такого понятия как народ. ему ценен каждый человек!!!! и не самая ли настоящая похоть, когда супругу сношают как корову – а родить она обязана . а? а то прикрылись, мол "волю божью выполняем". в раю был Истинный брак. но почемуто детей там не было…
    по взаимной лююбви- пожалуста. но не Бог отвечает за становление детей наших. А мы сами.

  14. Алексей

    Статья жуткая, как можно такую мерзость ставить на православный, по названию, сайт?! Какая может быть любовь в жалких людях, не желающих претерпеть даже небольших трудностей ради рождения новых христианских душ? Как верно заметил недавно главный раввин Украины Яков Дов Блайх, наши предки жили куда беднее нас, и имели при этом массу детей. Ксения, если у Вас, надеюсь временно, бесплодие, то это надо спокойно нести, и Бог вам за все воздаст сторицей. Поддерживаю Игоря, который правильно сказал, что ругать надо не таких как Вы, а пропагандистов "безопасного секса", а Ваша семья полноценна. Не надейтесь, "пастыри", никто из нормальных православных людей НИКОГДА не послушает ваших душевредных россказней. Спаси Господи Олега и о. Феогноста.

  15. Андрей

    Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на всесожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

    … хорошая статья

  16. Алексей

    Батюшка, огромное спасибо Вам за Ваше выступление, я согласен с каждым словом в написанной статье. Вы правильно пишите, что мир меняется и людям все сложней избежать искушений, а люди которые хотят поверить в Бога сталкиваясь с слишком жесткими требованиями, в том числе и в семейно жизни не становятся прихожанми церквей и отходят от веры. Церковь не должна оставаться в прошлом, она должна идти в ногу со временем. Например, сейчас наукой доказано, что воздержание может плохо влиять на здоровье и даже может вызывать духовные болезни и, если человек из-за убеждения, что близость не напраленная на деторождение это вред страдает в том числе духовно, то вряд ли этоя является любовью в семье и любовью Божьей.

  17. Ксения

    Спасибо, батюшка за очень лояльный подход к вопросам семьи и деторождения.Согласна с Максимом, меня тоже оскорбили слова о.Феогноста и Олега.Мы с мужем тоже бесплодны и страдаем от этого,и что после этого можно говорить об отношении мирского общества к таким, как мы, если православный иеромонах,не разбирая,считает бездетных нонсенсом?!Мы не знаем путей Господних, никто не знает.А батюшка правильно сказал, что деторождение-это природа, а не цель,иначе бы бесплодные не имели шансов на спасение.Батюшка не запрещает размножаться могущим, но предостерёг от такого отношения к бездетным в церкви, какое царит в настоящее время:что это эгоисты, нонсенс и т.д.Поверьте, испытала на себе и от священников в том числе.Ещё раз ,батюшка,спасибо за статью и понимание.

  18. Игорь

    Максиму. Разумеется, Ваша семья полностью полноценна. Мне, и, я уверен, остальным критикам антицерковного по духу выступления противно другое: нежелание иметь детей, принципиальное противление воле Божьей. Все это противоречит самому духу христианства. Иметь в себе любовь – это не значит общаться на слащавом "православном" сленге. И не ездить в турпоездки к сироткам, трубя об этом на каждом шагу. Свих детей давно надо заводить перезревшим представителям "православной молодежи", расшумевшейся на весь интернет о своих "подвигах благочестия".

  19. Максим

    ——————————————————28.10.2007 17:34 – автор: иерей Александр
    …семья христиан, по каким-то причинам не имеющая детей – полноценна.
    ——————————————————

    Спаси Господи!

  20. Максим

    <i>28.10.2007 03:24 – автор: +Иеромонах Феогоност
    Ответ Сергею
    27.10.2007 16:52 – автор: Сергей

    "Целью христианской семьи это созидание
    малой церкви, которая может быть и без
    деторождения"
    ——————

    НЕ МОЖЕТ! Церковь – это МАТЬ, рождающая детей во спасение. Неплодная Церковь – нонсенс!
    ———————————————————–

    Всегда с интересом Вас читаю, отче, но в данном случае — хорошо же у Вас получилось… Мы с женой не можем иметь детей (с точки зрения медико-биологической — на 100%), если Господь не явит _совершенно_ исключительного чуда. НЕ МОЖЕТ, значит, наша семья быть малой церковью. Нонсенс наша семья. Так?.. Ох, отче Феогносте…

Залишити відповідь