Что читать православным детям?

В последнее время появляется все больше православной или «околоправославной» художественной литературы. Вернее было бы сказать, что на книжном рынке стали заметны художественные произведения, написанные православными авторами. Качество этих книг очень разное, многие из них не выдерживают критики, но встречаются и талантливо написанные повести и романы. Так обстоит дело, когда речь идет о литературе для взрослых. В том же, что касается книг для детей, ситуация значительно хуже.


Детская литература — вообще слабое звено современного российского книжного рынка. Когда заходишь в книжный магазин купить что-то для ребенка, поначалу теряешься от обилия красочных обложек, но, полистав эти ярко оформленные книжки, понимаешь, что порадовать малыша нечем. Львиная доля детских книжных новинок — бесконечные переиздания классиков, таких как Андерсен, Пушкин, Шарль Перро, Маршак, Чуковский, Астрид Линдгрен. Современные же авторы чаще всего штампуют совершенно недоброкачественные книжки с примитивным текстом, сомнительными шуточками и слабым сюжетом. Если автору все-таки удалось написать нечто удовлетворительное с художественной точки зрения, то еще не факт, что его книга окажется полезной для детей: идеологический кризис, который остро чувствуется в сегодняшнем обществе, особенно заметен по детской литературе, так как старание авторов последних лет избежать любого намека на «нравоучение» и «дидактику» свели все к бесконечным постмодернистским передергиваниям и иронии. Дети же, как известно из базового курса возрастной психологии, очень поздно начинают понимать смысл и цену иронического дискурса, и вместо идеалов, которых хотелось бы достигать, примеров, на которых можно было бы учиться, героев, которым хотелось бы сопереживать, они получают бессмысленный суррогат.


Казалось бы, именно здесь начинается зона ответственности православных авторов, которые четко знают, где провести границу между добром и злом, какая мировоззренческая основа должна сформироваться у ребенка. Однако хорошей современной православной литературы для детей еще меньше, чем допустимой светской. Одна из главных проблем —  жанровое однообразие. Жанр волшебной сказки нашим авторам подозрителен, потому что там «нечистая сила». Жанр коротких рассказов из детской жизни вызывает сомнения из-за «грубого материализма». Даже монаху Лазарю, автору чудесных приключений «православного ежика», попадало от критиков-ревнителей за то, что у него «животные Богу молятся». Современные подростки любят жанр фэнтези. Но считается, что православным фэнтези писать нельзя, потому что там эльфы, гномы и прочая «нежить», а дети в это время читают Джоан Роулинг или Филипа Пулмана, книги которого откровенно антихристианские. Между тем образцом «христианского фэнтези» можно назвать Клайва Льюиса с его «Хрониками Нарнии», а пример современного «православного фэнтези» — Юлия Вознесенская и ее «Кассандра или путешествие с макаронами». К сожалению, пример только один.


Другая проблема православной детской литературы — слащавость и «благочестивая фальшь», которая способна отвратить ребенка не только от конкретной книжки, но и от чтения любой христианской литературы. Писатели вообще считают детей самой сложной аудиторией именно потому, что ребенок моментально отторгает неискреннюю интонацию. Тем более трудно быть убедительным, когда пытаешься говорить с ребенком о вере. Многие православные писатели видят своим читателем некоего «идеального ребенка» вместо того, чтобы писать для реальных мальчишек и девчонок, которые нуждаются в хороших книжках, способных привести их к Богу или хотя бы заставить задуматься о добре и зле.


И, наконец, самая трудная задача, которая стоит перед православными детскими авторами — поиск образов. Перевести на язык современного ребенка православную систему образов, найти те образы, которые вызвали бы живой и искренний отклик у детей и стали для них важны, несмотря на лавину визуальной информации, которая их окружает со всех сторон, — это кажется почти невозможным, но иначе все усилия по созданию новой детской литературы окажутся тщетными. Современная цивилизация нашпигована образами, яркими и привлекательными, и без умения работать с образными системами сложно добиться внимания поколения, которое воспринимает мир посредством образов, а не слов.


О перспективах развития детской литературы шла речь на семинаре «Воспитание книгой: современные проблемы духовно-просветительской литературы по православию», который состоялся 24 ноября в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. В работе семинара приняли участие писатели, детские психологи, филологи, редакторы.


Главный редактор издательства «Лепта-пресс» Ольга Голосова назвала еще одну важную проблему православной детской литературы — отсутствие научно-популярных книг, попросту говоря, детских энциклопедий: «Православные книги для ребенка не говорят о материальном мире — чашках, ложках, деньгах, клонировании. А между тем, именно научно-популярная литература формирует у ребенка картину мира». Кроме того, Голосова считает, что «создавая псевдо-благочестивые книги, которые учат детей ненавидеть мир и бежать от него, мы воспитываем сектантов». По ее мнению, прежде всего сами писатели должны научиться видеть красоту Богом созданного мира, и тогда они смогут раскрыть эту красоту детям и научить их любить Творца, — но этого не произойдет до тех пор, пока писатели не перестанут без конца твердить об опасностях и искушениях.


В качестве примера удачной книги для подростков Голосова привела роман Тамары Крюковой «Костя + Ника» — «образец описания отношений между полами, когда не то что нет намека на секс, но даже слово любовь не упоминается, хотя любому читателю очевидно, что любовь между героями есть». Сама Тамара Крюкова, автор множества детских книг — от стишков для дошколят до фантастических романов для подростков, посетовала на то, что «хорошие писатели не идут в детскую литературу, потому что она считается малопрестижной». Коснувшись темы фэнтези и волшебной сказки, Тамара Крюкова отметила: «Малышам нужна сказка, не надо бояться ведьм и колдунов, потому что это визуализация зла. Ребенок не может представить абстрактное зло. Важно здесь другое: каким представлено добро и как оно борется со злом, не с кулаками ли?».


Писатель Дмитрий Володихин считает, что писателю-христианину можно писать фантастику при соблюдении двух условий: «если не влезать в евангельскую историю и не нарушать заповеди». Кроме того, он отметил, что современной православной литературе очень не хватает биографического жанра, и призвал коллег писать романы, основанные на житиях святых, для детей и подростков. Эту тему поддержали редактор Издательского Совета Русской Православной Церкви Елена Тростникова и психолог Андрей Рогозянский, но оба подтвердили, что агиографические произведения для детей — это очень сложный жанр. Одна из главных проблем — то, что при попытках передать словами ощущение святости, исходящей от праведника, ускользает индивидуальность святого.


Семинар решено было сделать регулярным, а темы следующих встреч перевести в более практическую плоскость.


Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумен Иоанн (Ермаков) призвал писателей осознавать свою ответственность:  «Воспитание книгой означает воспитание словом. И глубокая ответственность лежит на каждом человеке, имеющем отношение к печатному слову. Сказано: «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37).


Станет ли кто-нибудь из участников семинара в храме Рождества Иоанна Предтечи писателем, оставившим яркий след в истории русской литературы, и станет ли хотя бы одна из написанных этими авторами книг событием общественной жизни, а не только предметом дискуссии в православной среде, — этот вопрос остается открытым. Как и вопрос о том, сумеет ли христианская детская литература стать трендом современной культуры и заставить широкий круг читателей пересмотреть свое мировоззрение.


Источник: Церковный вестник N 23 (324), декабрь 2005.

У этой записи 8 комментариев

  1. lady_capeacane

    to: Елена из Сарова.
    Елена! Как это верно!
    Я в детстве тоже больше всего любила Чуковского. И еще Шарля Перро.
    Но только теперь поняла какие они безбожные (как бы ни корчили из себя "махровых добрых католиков" или кого там еще).
    Да хранит Вас Господь! И хороших книг Вашим детям (если сейчас их нет — то будущим)!

  2. елена из сарова

    Лидия Чарская!!! Это более 40 книг для подростков. Моя дочь оценила. До революции это была одна из самых читаемых подростковых писательниц. А после революции ее съели. Одним из ее ненавистников и травителей стал Чуковский. С тех пор, как я прочитала в ее биографии, как он ее травил, я больше не могу читать детям его белибердовые бездушные стишки.
    Одна из лучших книг моего детства — "Динка" Валентины Осеевой. Я даже назвала своего сына в честь героя этой книги Лёнькой.

  3. lady_capeacane

    На мой взгляд, одна из самых "православных" детских книжек — это "Аленький цветочек" Аксакова. Только если читать ее ребенку вдумчиво, обращать внимание на существенное:
    — сам цветочек — это, вероятно, символ вседозволенности, максимального потворства своим капризам ("краше его на свете нет"), власти и грубой силы ("аленький" — намек на цвет крови, а во времена Аксакова это был еще и цвет богоборческой Французской революции);
    — но кто владеет цветочком? Уродливое асоциальное чудище, которое вначале вызывает у купца страх, а потом, у его дочери — одну жалость, следовательно, ребенок учится понимать, что наличие какой-то желанной "игрушки" далеко не всегда означает счастье, а скорее даже наоборот;
    — а что нужно, чтобы быть счастливым? Наверное, в первую очередь — умение отказаться от чего-то несущественного, как купеческая дочь отказалась от цветочка, ради которого она едва не загубила собственного отца.
    — опять же уродливого хозяина цветочка можно, наверное, рассматривать в двух аспектах — как существо из внешнего мира и как "альтер эго", отражение души главной героини". Пока она была капризным, избалованным младшим ребенком, чудище (о котором она вначале и понятия не имела, но которое тем не менее существовало — где-то там, на далеких островах) оставалось не только уродливым, но и злым, неуступчивым. Страшно подумать, что было бы, если бы она вовремя не осознала пагубности такого поведения и не нашла в себе силы отказаться от желанной "игрушки" — аленького цветочка. Вероятнее всего, стала бы таким же "зверем" во всех смыслах. И у двух чудищ — "мальчика" и "девочки" — определенно началась бы борьба за цветочек-власть-вседозволенность, подобная той, которая иногда наблюдается в большинстве коммунальных кухонь и в некоторых семьях, а также в высших эшелонах власти. Борьба не на жизнь, а на смерть, жестокая, деструктивная, ужасная. Сгубившая души и зачастую тела многих хороших, в общем, людей, таких как российские императоры Екатерина II и Павел I (на царствование которых, кстати, и пришлось детство Аксакова), светлейший князь Александр Меншиков, Наполеон Бонапарт. Но вернемся к нашей сказочной героине: узнав, какую ужасную цену должен был заплатить ее отец за цветочек, она моментально (вот когда проявляется человек!) осознала всю греховность своих желаний и вернула цветочек чудищу. Пусть даже вначале не веря, что он прирастет обратно к стеблю — только надеясь на это. И самую большую радость испытала она тогда, когда увидела, что цветочек-то прирос "и засиял краше прежнего". Однако же зверь еще долго оставался зверем, то есть существом диким, хотя добрым и заботливым, но несоциализированным. Так что героиня, живя с ним, имела всё, что угодно, кроме главного — общения с людьми, в первую очередь с близкими, по которым очень скучала. Она оставалась человеком, но вместо человеческого общества видела перед глазами одного этого зверя, с которым только и оставалось ей общаться. Вначале, увидев его, она очень испугалась, "завопила голосом истошным" — но потом сделала над собою усилие и перестала его бояться. Она разговаривала с ним, пыталась понять его, дарила ему подарки (например, самый красивый платок, вышитый своими руками), при этом старалась, насколько возможно, сохранить связь с отцом и сестрами (им тоже посылала письма и рукоделие), о себе же старалась вообще забыть и заботиться настолько мало, насколько много заботилась раньше. И вот, наконец, чудище стало "прекрасным королевичем", то есть произошла метаморфоза, о которой героиня, заметим, даже ни разу не помыслила прежде. "Полюбила ты меня в образе чудища, полюби теперь в образе человеческом," — вот каковы были его слова во время свадьбы с главной героиней.
    Также можно назвать "православными" многие сказки Одоевского ("Мороз Иванович", "Городок в табакерке"), Пушкина, "Черную курицу" Погорельского, большинство детских произведений советских авторов (по крайней мере, начиная с 50х — 60х годов), а из зарубежной литературы — "Белоснежку и семь гномов" братьев Гримм, "Путешествие Нильса" Лагерлёф, "Пиноккио" Карло Коллоди, "Остров сокровищ" Стивенсона. А вот многие сказки Андерсена и Перро я бы не советовала: у первого из них — протестантский культ всего слабого, глупого и уродливого, а у последнего наблюдаются такие ужасные с православной точки зрения вещи, как культ власти и дворянских титулов безотносительно к их носителям, человекоугодие, чванство по отношению к простым труженикам, сгущение темных красок при отображении их быта.

  4. Корнеликка

    "Хроники Нарний" обожаю, вот это действительно православная литература… а Тамару Крюкову когда-то сама читала "Ловушка для Героя" не сколько правосланая но мудрая детская литература… Мне кажется главным атрибутом детской и любой литературы да и вообе како-го либо мискуства это 1.интересный сюжет и 2.моральные устои, когда четко видно добро и зло.. и не приходится обраатся к ярлыкам типа"главный герой хороший" а тот с кем он не дружит "плохой" … а книжная "магия" просто красивый атрибут чтоб красочнее смотрелось…

  5. Мария

    замечательный православный детский писатель — Виктор Кротов. ЗАмечательный червячок Игнатий, но самая лучшая книга, которую я считаю вообще лучшей детской книгой, которую я когда-либо читала — Волшебный возок. Не зря он писал ее 20 лет. купила своим детям и своей подруге. и еще бы кому-нибудь подарила, были бы деньги. Потому что это действительно стоящее произведение

  6. Вера

    Интересен как пример детской НЕ
    активно-православной литературы,
    написанной православным человком
    Дм. Емец, Мефодий Буслаев. Мысли,
    взятые из Евангелия, отчетливо узнаются
    теми, кто Евангелием уже знаком,
    хотя есть и небесспорные моменты.

    Хотя сугубо домашним, теплично православным детям (а особенно родителям) пожалуй не подходит

  7. Максим

    Весьма своевременная постановка проблемы
    Сам, как отец двоих девчушек чувствую
    недостаток в современной православной
    литературе. Но хочу сказать, точнее, процитировать:
    "Ищущий да обрящет". Хорошая литература
    и даже "христианская фентези" представлена
    не одним Льюисом и Вознесенской. Есть
    великолепные фентези-романы Клиффорда
    Саймака "Братство талисмана" (о последнем
    Евангелии на Земле) или "В логове нечисти"
    (о сражении рыцаря, священника и их
    друзей со злом. Есть просто потрясающая
    епопея Кэтрин Куртц "Хроники Дерини",
    после которой я еще более остро прочувствовал
    суть нашей веры и суть заповеди Иисуса о
    любви к ближнему. Большинство героев
    этой эпопеи — священники и целители человеческих душ. Это не чтиво, а серьезнейшая
    литература, дающая пищу уму и душе.
    Особенно изумительна трилогия "Легенды о святом Камбере". Чего стоит только описание
    рукоположения главного героя в священники.
    Некоторые же страницы "Хроник" напоминают
    "Жития святых". Исповедание веры, мученичесвто,
    борьба с фанатизмом, псевдобожественностью,
    любовь одних и ненависть других, зависть
    и доброта. Короче говоря, все это написано до
    такой степени потрясающе и психологичеески достоверно, что моя десятилетняя дочь
    прочла не отрываясь все десять книг "Хроник".
    И я не боялся, что герои этих книг, как
    и любых других фентези, занимаются
    магией. Их первичная магия — любовь и труд во благо
    других. Это, по-моему, главное.
    Современным же писателям стоит, в
    первую очередь, отвыкнуть от нравоучительности,
    что-что, а дидактизм убивает не только
    детскую, а и любую литературу. К сожалению,
    многие того не понимают.
    Ангела-хранителя всем. Читайте хорошие книги
    и не бойтесь давать их детям и говорить о них со своими детьми об этих книгах.

Добавить комментарий