Креационизм или эволюция?

Дискуссия о творении мира и возможности эволюционного развития видов, о гипотезе креационизма и гипотезе эволюции затихает и разгорается с новой силой. Недавно исполнилось 150 лет со дня публикации «Происхождения видов» Чарльза Дарвина. Об эволюции, креационизме и творении мира главный редактор портала «Православие и мир» беседует со священником Александром Тимофеевым. Отец Александр исследует библейскую археологию, он закончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности геологоразведка,  Санкт-Петербургскую духовную семинарию, Московскую духовную академию.



 Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о гипотезах эволюции и креационизма. Возможно ли, что библейская картина сотворения мира не отменяет эволюционного развития? Действительно ли гипотеза креационизма утверждает, что мир был создан за 6 дней длительностью 24 часа каждый?


— Слово креационизм происходит от лат. creatio — создание, сотворение, поэтому всякий верующий ученый неизбежно креационист, так как понимает, что весь мир был сотворен, что жизнь была в этом мире тоже сотворена. Поэтому тех христиан, которые разделяют эволюционную точку зрения (причем, в довольно-таки большом числе вариантов), неверно было бы назвать просто эволюционистами, так как они тоже верят в сотворение мира Богом. То есть креационистами являются и те и другие.


Существует технический термин «научный креационизм» — это научное направление, которое возникло в англоязычном (главным образом американском) протестантизме, в среде протестантов-фундаменталистов. Если быть точным, особенно его поддерживают адвентисты (см., например, книгу Морриса «Библейские основания современной науки»; Моррис — адвентист). Есть среди них немало баптистов. У протестантов-фундаменталистов лозунг Лютера «Sola scriptura» («только Писание») был доведен до  логического предела в смысле толкования Писания через Писание. Направления либерального протестантизма (в первую очередь немецкого) пошли путем критики текста Священного Писания и поиска в нем различных историй и преданий. А путь фундаменталистов несколько иной. Веру в Священное Писание они хотят сохранить неизменно. В результате, за букву Писание они держатся, но не имея традиции правильного толкования, нередко приходят к противоречиям.  Пример подобного заблуждения показал еще Лютер. Он отрицал систему Коперника, исходя из слов Иисуса Навина «стой солнце над Гаваоном!». Ведь если Навин приказал Солнцу, а не Земле остановиться, следовательно, вращается Солнце вокруг земли, а никак не наоборот!


Беда в том, что многие православные неофиты, психологически сближаясь с американскими фундаменталистами, достаточно быстро приняли их методологию. Большое количество книг соответствующих  по своей методологии «креационной науке» стали публиковаться и тиражироваться под громкими вывесками «православный  взгляд на природу и эволюцию». Причем многие книги являются либо переводом, либо компиляцией американских книг. Позже, правда, цитаты и библиография протестантских авторов убирались и заменялись списками произведений святых отцов, но методология оставалась чисто протестантской. Надо сразу отметить, что для православного богословия нехарактерен такой подход. Есть ряд вопросов, которые никак не могут быть однозначно решены в рамках буквалистического толкования. Например, вопрос о продолжительности дней творения мира. Ниже я постараюсь показать апории (т.е затруднения) вызываемые подобными методами.


Многие из авторитетных православных богословов, такие как прот. Александр Глаголев, митрополит Иоанн Вендланд, протоиерей Петр Иванов, профессор Николай Фиолетов, протоиерей Глеб Каледа, сербский богослов прот. Лазарь Милин и др. придерживались других точек зрения, и их подход был зачастую гораздо более здравым. Они считаются сторонниками подхода под названием конкордизм (от лат. concordia, согласие) — не противопоставление библейско-богословского знания научной теории, а согласование. Правда, нужно оговориться, что система полного «согласования», по словам проф. прот. Василия Зеньковского, «ложна в своем принципе», т. к. наука постоянно развивается, а текст Писания и богословский подход к нему остается прежним. Но здесь скорее разность методологии, разность предмета, а не противоречие.


Конкордизм подразумевает, что мы не хотим сталкивать православное мировоззрение с наукой. Только мы должны четко различать: что в науке является фактами, что — теоретическими предположениями (которые тоже могут быть верифицирумы), а что —  домыслами и влиянием идеологии.  Согласование богословского знания с наукой не означит, что делаются уступки тому, что выдается за науку, т.е. дарвинизму, диалектическому материализму, теории самозарождения жизни Опарина-Холдейна или «новой хронологии» Фоменко и проч.


Согласование и соглашательство —  это разные вещи. Здесь речь идет в первую очередь о методологии. Методологически важно оценивать то, что человеку, даже в его падшем состоянии, Господь оставил достаточно много познавательных возможностей. Человеку был оставлен чувственный опыт, и он достаточно надежен. Человеческий интеллект может делать правильные выводы и должно быть понимание места этого в истории человеческих идей, человеческих поисков, человеческой мысли. Человеку доступно познание этого мира, и поэтому наука имеет законное право на существование; другое дело, что мы должны понимать границы науки, понимать, где возможности человеческого разума заканчиваются. Здравый ученый понимает, насколько немного он может постигнуть, насколько ограниченны возможности науки и рационального познания. Тем не менее, к тому, что наука нащупала эмпирическим путем, что может быть проверено, должно иметь доверие. Ведь это доверие человеческому опыту. А полное отрицание человеческого эмпирического опыта вызывает большой вопрос. В конце концов, ведь и религиозное познание основано на опыте. Опыт должен быть проверяем, но не отрицаем. Опыт религиозного познания отличается от научного опыта.


Поясню на примере. Вопрос, который является типичным камнем преткновения, — вопрос о продолжительности творения мира. Наука геология —  эмпирическая наука, отличающаяся от точных теоретических наук и связанная с реальностью — основана на изучении отложений земли. Например, осадочные отложения, из которых сложена земная кора, достаточно разнообразны. Разные слои известняков, песчаников и других осадочных пород в определенной последовательности перекрывают друг друга. Все это появилось на Земле в результате ее жизни, и явно не в первый день творения. Геология исследует эти слои, просматривает их. Те слои, которые находятся ниже, возникли раньше, те которые выше — позже. Были обнаружены следы ископаемых, потом и сами ископаемые окаменелости. Возникает вопрос: как отнестись к тому, что на протяжении длинной геологической летописи, которую можно проследить в отложениях, в основании лежат более примитивные животные, наверху — более высокоорганизованные? Можно признать, что на протяжении времени, когда формировались отложения, жизнь изменялась определенным образом, или сказать, что, может быть, Господь так и создал этот мир, что примитивные  организмы и динозавры уже и находились в этих породах. Или предложить модель, вроде катастрофической геологии или геологии потопа, объясняющей  происхождение всей совокупности геологических слоев их отложениями во время года потопа. А это уже претензия и на научное познание мира и на определенное толкование Писания.


Декарт был не так уж и не прав в своем рассуждении о доверии опыту. Его мысль «если Бог есть любовь, то Он не мог дать мне чувства, которые бы меня совершенно обманывали» —  безусловно христианское рассуждение.  Вопрос в том, может ли окружающий мир быть прочитан, расшифрован человеком? Для святых отцов мир —  это действительно книга, которая может быть прочитана. Святитель Григорий Палама называл мир «писанием Самоипостасного Слова». Григорий Богослов называл мир «книгой». Василий Великий называл мир «училищем разумных душ».


То есть мир может быть познаваем, и с помощью него можно многому научиться. Но если вместо здравого размышления, сопровождаемого чувством благоговения ко Творцу, сваливать все на то, что Господь так создал этот мир, то это не правильно. Такой подход наблюдается у протестантов-фундаменталистов. Возникает вопрос, а в какой мир хотят поместить нас толкователи такого рода? В мир, в котором мы не можем доверять даже своим ощущениям, т.е. глядя на след, например, верблюда мы не имеем права предположить, что здесь прошел верблюд. А вдруг Господь так и сотворил песок с этим следом? Последователи так называемой креационной науки далеко отошли именно от святоотеческого понимания взаимоотношения веры и знания. Хотя у нас есть богатейшая традиция правильного и здравого соотнесения требований веры и разума.


В истории российского богословия и науки мы найдем массу положительных примеров.


Вот, например, взгляд великого русского ученого М.В. Ломоносова на соотношение религиозного опыта и научной истины, которую он называет правдой, в вопросе об устроении мира: «Правда и вера суть две родные сестры, дщери одного Всевышняго родителя, никогда между собою в распрю притти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа  к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия, как учинил вышереченный премудрый учитель нашея православныя Церкви [имеется в виду упоминаемый Ломоносовым свт. Василий Великий], которому согласуясь Дамаскин святый…сказал  «Итак, допустим ли, что она[земляутверждена на самой себе, или на воздухе, или на водах, или ни на чем, должно не отступать от благочестивого образа мыслей, но исповедовать, что все вместе сохраняется и содержится силою Творца» [Точное изложение православной веры 2.6] То есть: физические рассуждения о строении мира служат к прославлению Божию и вовсе не вредны». Приведя довольно обширные рассуждения о строении и происхождении мира свт. Василия Великого и Иоанна Дамаскина, М.В. Ломоносов продолжает: «Так сии великие светильники познание натуры с верою сдружить старались, соединяя его снискание с богодохновенными размышлениями в одних книгах, по мере тогдашнего знания в астрономии«.


Дальнейшее рассуждение Ломоносова показывает, как далек он был от материализма и возношения собственным научным знанием «О если бы тогда были изобретены нынешние астрономические орудия  и  были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел несравненно превосходящих; о если бы  тогда открыты были тысящи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество Божие!»


Позволю себе, наконец, классическую цитату из этого знаменитого труда Ломоносова, о «Явлении Венеры на солнце, наблюденного в Санкт Петербургской Императорской Академии наук», в котором он опубликовал свое замечательное открытие атмосферы на Венере: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой Свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество, по мере дарованного понятия. Вторая книга — священное Писание. В ней показано создателево благоволение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения сложения видимаго мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители…Толкователи и проповедники священного Писания показывают путь к добродетели… Астрономы открывают храм Божеской силы и великолепия, изыскиваю и способы к временному нашему блаженству, соединенному с благодарением ко Всевышнему. Обои не только удостоверяют нас о бытии Божием, но и о несказанных к нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры!» (полный текст смотри, например, http://djvu-books.narod.ru/lomonosov.html)  Вот вразумление великого русского мыслителя как отрицающим научное познание фундаменталистам, так и потерявшим веру в Бога и превозносящимся своими познаниями ученым.


Но может возникнуть вопрос: не делаем ли мы, таким образом, уступок дарвинизму? Дарвинизм — это не эмпирическая наука, это теория, основанная на ограниченном количестве фактов, тенденциозно подобранных и выстроенных в модель. Единственное научное предсказание о непрерывных переходах от рода к роду провалилось за последующее время развития палеонтологии. Например, я занимался изучением черепах, которые появились в триасе внезапно, они были очень большими, неповоротливыми (вроде Triassochelys). И сколько ни искали, кандидатов на предковые формы так и не смогли найти. Также и покрытосеменные растения возникают внезапно в конце мелового периода. Выявление специфических предковых форм до сих пор вызывает большие трудности.


Известный палеоботаник академик А.Л. Тахтаджян (скончался в прошлом году) вынужден даже был предложить оригинальную онтогенетическую модель макроэволюции (так называемый «мягкий сальтационизм», от лат. «saltatio» — скачок). Труднейшая проблема макроэволюции — разрывы между крупными таксонами, объяснялась им с помощью ярусной неотении (чисто умозрительного и недоказанного научно явления), в результате резких качественных скачков, которых правда не удается наблюдать.


Постепенность развития жизни, которую мы видим, говорит не о самопроизвольной эволюции, а о развертывании иерархии во времени. Господь сотворил мир иерархично. В замысле Божием живые существа располагаются в некоем иерархическом порядке, и эта иерархия последовательно раскрывается во времени, а не происходит самопроизвольная эволюция от амебы к человеку. Иерархия, которую мы видим в этом мире, является гармоничным планом строения, гармоничным замыслом Божиим. Концепции номогенеза и ортогенеза, при том числе фактов, которые есть на сегодняшний день, могут быть рассмотрены как гораздо более достоверные.


Вернемся к вопросу о продолжительности дней творения мира. Когда говорят, что день творения, согласно Священному Писанию равен 24 часам — это попытка буквального толкования Писания. Каждый день творения появлялось что-то новое, что Господь выводил из небытия. Один день и отличается от другого возникновением по творческой воле Божией такого нового, что не могло появиться самостоятельно в результате развития, что принципиально невыводимо из предшествующего, но требует нового явления Всемогущей творческой силы.  Буквальное толкование Священного Писания мало соответствует действительности. На святых отцов Церкви, говоривших о творении в 24 часа не очень корректно ссылаться. Во-первых, не все так считают. Достаточно почитать «Шестоднев»  свт. Григория Нисского. Во-вторых,  необходимо понимать, в каком контексте о сотворении мира писали святые отцы: они полемизировали с языческими философскими представлениями о бесконечности и безначальности мира (т.е. приписывания ему божественных свойств). В связи с этим, отцам Церкви очень важным было показать, что мир сотворен в определенное время, он не безначален, но  имеет начало своего бытия от Бога, он не бесконечен, но  создан в определенное время.


Креационисты протестантского толка противоречат Священному Писанию. Считая день творения первой главы книги Бытия длиной в 24 часа, они не замечают, что уже во второй главе «тем днем» названы все дни до появления человека. В синодальном переводе звучит не очень четко «в то время», хотя в еврейском тексте стоит именно в тот «йом», т.е. день. Противоречие возникает и в связи со святоотеческим представлением о времени человеческой истории. Сейчас-то какой день творения идет? Седьмой! Не правда ли затянулся по сравнению с предыдущими?! Век будущий, по церковной традиции мы называем днем восьмым. Даже математический значок бесконечности ∞ взят из этой традиции. Протестанты выходят из этого затруднения весьма интересно. Можно посмотреть забавнейшее рассуждение Морриса: «седьмой день, в который Господь почил, был также продолжительностью 24 часа, но за ним настал восьмой, девятый, десятый и так до нынешнего дня». Но если такое рассуждение может устраивать протестанта, то оно не может удовлетворить человека церковной традиции.


С научной картиной мира тоже сплошные апории. Креационисты относят осадочные отложения ко времени всемирного потопа, так как в шесть дней творения мира такое огромное количество отложений не успело бы образоваться. Но как объяснить последовательность фауны в осадочных породах? Рисуются совершенно фантастические картины: трилобиты ползали по дну, поэтому их первыми засыпало песком, потом засыпало примитивных животных, потом динозавров, затем более высокоорганизованных животных, которые бегали быстрее. Последним был человек (видимо бегали люди быстрее всех). Эта картина очень наивна, и даже здравомыслящий школьник посмеется над ней.


Мы знаем, что такое горы: это достаточно сложные образования, состоящие из осадочных, метаморфических и магматических пород и возникающие на месте столкновения двух континентов. Две плиты сталкиваются между собой, это столкновение называется коллизией континентов. Осадочные породы деформируются в складки и образуются горы. В повествовании о потопе сказано, что он длился до тех пор, пока не были покрыты вершины самых высоких гор. Т.е. горы уже существовали. Отсюда следует, что геологическая деятельность, процессы осадконакопления, приводящие к формированию осадочных пород, существовали  уже до потопа. Поэтому только ко времени потопа отнести всю геологическую историю Земли просто невозможно.


— Скажите, пожалуйста, подтверждают ли геологические исследования существование потопа и можно ли говорить о научном подтверждении библейской истории? Действительно ли на горе Арарат был найден ковчег?


— Возможно, в Священном Писании указана не гора Арарат, которая находится в Армении, а целая горная цепь, так как мы имеем дело с первоначальным консонантным текстом, в котором указаны три буквы ррт. Отсюда же название древнеармянского государства Урарту на востоке современной Турции.


Действительно, на гору Арарат были организованы экспедиция, три из них возглавлял испанский исследователь Фернан Наварра. Наиболее результативной была экспедиция  1955 года. Предполагалось, что он нашел ковчег вмерзшим в лед горного озера на высоте пяти километров. Возможно это так, а возможно и нет, так как он нашел куски древнего дерева внутри ледникового озера, но однозначно доказать, что это ковчег, невозможно. Через небольшое отверстие во льду можно было увидеть кусок стены, но от ковчега он или от древнего деревянного здания — неизвестно. Чтобы это доказать, нужны более тщательные и серьезные исследования. Несколько кусков он принес, ботаники определили это дерево как представителя рода Quercus, т.е. дуб. Возраст по радиоуглеродному методу был определен около 5 тысяч лет


По поводу экспедиции, о которой было написано прессе, могу сказать следующее: это полнейшее шарлатанство. Эта экспедиция отправилась на поиски ковчега, игнорируя все предыдущие данные. Фотографировали они так называемую «араратскую аномалию», похожую на семечко и представляющую собой горную породу. Отчет об экспедиции, который был опубликован в «Аргументах и фактах», некорректен с научной точки зрения и является обычной газетной уткой.


Что касается возможного объяснения механизма  потопа с точки зрения геолога, могу сказать следующее.


Я уверен, что повествование о потопе вполне реалистично, но он был не всемирным (в том смысле, что покрыл всю Землю), а вселенским. Покрытие водами потопа всей земной поверхности хотя бы на пару километров (а ведь должны были скрыться вершины самых высоких гор) маловероятно с физической точки зрения и не необходимо с точки зрения Писания. В греческом языке потоп называется словом катаклизм (от греч. kataklysmos), которое можно перевести как очищение. То есть нужно было очистить мир от человеческого греха, и не было нужды топить Австралию, где и людей-то не было. Соответственно, потоп затронул только те территории, где жили люди.


Практически у всех народов: у полинезийцев, у египтян, у греков, жителей Месопотамии, у американских индейцев и проч. — в эпосе есть упоминание о потопе. Но это означает не то, чтобы потоп был в Америке (как силятся показать американские креационисты), а то, что все люди происходят из потомства Ноя. Воды потопа, действительно, покрыли Месопотамию, Египет, передний Восток до Кавказа. Он сопровождался катастрофическими ливнями и грозами.


Еще когда в Писании говорится, что «открылись источники великой бездны и окна небесные отворились», здесь речь идет не только о воде с  неба, но и об океане (в данном случае и по-еврейски и по-гречески бездной назван океан). Скорее всего, земля была затоплена водой из Атлантического и Индийского океанов. Таким образом, было проведено очищение Земли от греха человека. Я думаю, что сначала было движение земной коры вниз, потом вверх, причем следы этого движения мы можем наблюдать. В регионах, которые были затоплены, наблюдается большое количество отложений, а также там существуют цепи озер-морей: Черное, Каспийское, Аральское. На погружение земной коры, а затем ее поднятие в этом регионе указывает также наличие именно в этом районе большого количества нефти. В зонах  Каспия, Ирака, Ирана и Персидского залива находятся наиболее крупные залежи нефти, так как именно эти районы испытали самое быстрое погружение и поднятие. Нефть, как известно, образуется на территориях испытавших быстрые тектонические движения: погружение, а затем подъем. Конечно, научно эту гипотезу я доказать не могу, так как для этого необходимы серьезные геологические исследования. Это гипотеза. Еще одно подтверждение того, что потоп был именно в тех регионах, о которых я говорил, это то, что в этих районах находились первые цивилизации, например Шумерская .


Но могу сказать точно, что потоп — это вполне реальное событие, и единственным реалистичным описанием существования потопа и ковчега является только Священное Писание.


— Спасибо большое, отец Александр!


Со священником Александром Тимофеевым беседовала Анна Данилова


Православие и мир

У этой записи 14 комментариев

  1. Сергей

    Святитель Кирилл Александрийский в толковании на Евангелие от Иоанна (2, 20) указывает, что Господь сотворил мир в обычный для нас (не иносказательный) недельный отрезок времени, говоря:" Неужели же, скажи мне, Ему потребовалось бы продолжительное время для построения одного дома? Или разве вообще мог бы оказаться бессильным в чем бы то ни было Тот, Кто в седмеричное только число дней неизреченной силой устроил весь этот мир и одним только хотением Своим может все? Вот это надлежало разуметь людям, знавшим Священные Писания." Интересно, может кто — то из защитников иносказательного понимания дней творения, все — таки, мог бы не побояться и поделиться с нами, "инакомыслящими," приведя основательные и убедительные доказательства из святых отцов в защиту своей теории о миллиардах (пусть даже тысячах) лет процесса сотворения мира. А иначе как поверить православному человеку в такое суемудрие?

  2. Сергей

    Если бы мы жили в советские времена, то, может быть, пропаганду теории эволюции в Церковной среде отчасти можно было бы объяснить понятием "страха ради иудейска", но в наше время, когда нет явных гонений на веру, абсурдно идти в противоречие с Церковным, истинно святоотеческим учением. Ведь основа теории эволюции это обязательное наличие весьма и весьма продолжительного времени для того, чтобы мы с вами, братья и сестры, разумные существа, успели за это время превратиться из бессловесных обезьян в "чудо природы", каковых мы, к великому огорчению эволюционистов, в природе не наблюдаем. А может кто — то наблюдал?! Тогда предлагаю написать об этом, чтоб все узнали об этом удивительном событии!
    Я надеюсь, что автор статьи, о. Александр, не утверждает этого и даже не намекает на это, но просто желает показать нам, что время сотворения мира — не шесть обычных дней, а намного превосходит его. Но тогда я спросил бы, зачем нашему Творцу понадобилось столько времени??? Невольно напрашивается вопрос, разве наш Всемогущий Бог не достаточно могуществен, чтобы всю тварь создать в кротчайшее время? Или может наш Господь, таким образом сотворив вселенную, специально захотел дать повод безбожным людям смеятся над Ним и считать обезъян нашими предками, а другим делать вывод о бессилии Творца. Да не будет этого! Разве можно заключить из слов Писания: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.", что этот свет создавался на протяжении, например, даже и 1 года (что для эволюции является ничтожным отрезком времени). Ясно видно, что после слова, сказанного Богом, в непродолжительное время появляется свет. Не говорится: " и становился", но "стал"! А это явно свидетельствует о том, что свет возник в короткое время. Св. Василий Великий (Шестоднев) хорошо дает понять, что даже небо и земля на свое сотворение не потребовали и малейшаго отрезка времени: "Итак, чтобы мы уразумели вместе, что мир сотворен
    хотением Божиим не во времени, сказано: в начале сотворил. В означение сего
    древние толкователи, яснее выражая мысль, сказали: сразу сотвори Бог, то есть
    вдруг и мгновенно" Далее святитель продолжает: "Да произрастит земля зелень, траву. И земля, соблюдая законы Создателя, начав с
    ростка, в краткое мгновение времени прошла все виды возрастания и тотчас довела
    прозябения до совершенства(..) Но сказано: и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя
    его на земле. По сему глаголу сгустились кустарники, выбежали из земли все
    деревья, обыкновенно достигающие чрезвычайной высоты, — ели, кедры, кипарисы,
    певги; все мелкие дерева сделались вдруг ветвистыми и густыми; явились
    употребляемые для венцов растения — розы, мирты и лавры. Ничего этого прежде не
    было на земле, и все в одно мгновение времени пришло в бытие, с принадлежащим
    каждому свойством, самыми явными разностями отличенное от растений инородных и
    узнаваемое по свойственному для каждого признаку." А святой Ефрем Сирин (толк. на книгу Бытия) пишет: "Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание". Думаю, что каждому, желающему последовать Истине, полезно начертать на сердце эти слова, чтобы не выдвигать смело каких — то новых, неведомых древней Церкви теорий, учений, и вместо прямого понимания шестидневного творения, отыскивать в словах Писания какие — то сокрытые иносказания и лже — гносис. Странным кажется после слов преп. Ефрема улышать утверждение автора:"Буквальное толкование Священного Писания мало соответствует действительности. На святых отцов Церкви, говоривших о творении в 24 часа не очень корректно ссылаться(..)" А на кого же тогда ссылаться??? На внешних мудрецов??? Это было бы весьма неразумно. Не значит ли это, что нам лучше оставить изучать творения отцов и учителей Церкви и заняться изучением мирской мудрости?! И как же быть с Церковным преданием (летосчислением), по которому сейчас 7518 год от сотворения мира? А ведь те же самые протестантские "неудачники" (я не оправдываю их заблуждений в вопросах догматических)
    в своих исследованиях доказывают, что возраст земли равен, примерно, семи тысячи годам.

  3. Алексей

    1.эволюция это теория которая безнадёжно устарела2А теперь школьная программа:
    1 закон ТЕРМОДИНАМИКИ гласит: Материю (и/или энергию) невозможно ни создать, ни уничтожить. И это не теория, это закон. Но весь мир состоит из материи и это факт. Так как же появился мир? Из ничего и ни кем не был создан, но во всём, что мы наблюдаем, мы видим бесконечную мудрость Создателя.Написано:шесть дней работай,а седьмой отдыхай.Так что 1день 24часа.Насчёт "протестантов",правильно будет_ христиане которые проповедуют Евангелие и только его(которые проповедуют,что то другое Бог им судья)Почему Господь учит:Берегитесь закваски фарисейской.Что делали фарисеии неправельно?Подумайте.

  4. Лилу

    —Эволюция — это единый направленный процесс, а не спорадические, безсистемные генетические мутации.

    эволюция складывается из тех самых мутаций.

  5. Протоиерей Василий

    Креационная теория в изложении протестантских ученых и богословов имеет существенные недостатки. Православным ученым и богословам довольно легко удается избежать подобных ошибок…потому что решением этих вопросов они практически не занимаются.
    Изучение и сравнение этих двух теорий является полезным для современного человека, могу это сказать, как доцент кафедры экологии и географии государственного университета.

  6. Алексей

    Сергей я полностью согласен с тобой,я верю что Библия это вдохновенное слово Живого Бога и кто начинает подстраивать под современные учебники Писание тот очень сильно рискует."отец"Александр учит трактовать,как ему хочется.Оч.плохая позиция.

  7. Сергей

    Думается, что вряд ли бы нашелся среди всех ученых хотя бы один человек, дерзнувший бы утверждать, что он познал больше Василия Великого, именно, с духовной точки зрения. Конечно, нынешние научные достижения несравнимы с таковыми во времена жизни Василия Великого, но в том — то и заключается наша православная вера, чтобы более полагаться не на разум внешних мудрецов, а на божественные созерцания тайн богоносными отцами, носившими в себе того Духа, о котором Господь сказал:“Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет(..) научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам(..) Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Иоан. 14:16-17, 26; 15:26). Разве не ясно Господь изрек, что Дух Святой научает истинному знанию, а не занятие науками. Разве не сам Христос "тогда отверз им ум к уразумению Писаний"? Но ведь Писания включают в себя и описание Моисеем шестидневного творения. Следовательно, если кто захочет истинно познать, как на самом деле появилось все творение, пусть без сомнений и смущений обращается к истинному святоотеческому учению, Церкви, а не ищет себе "наставников" из вне. "Ибо написано: "погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну".
    Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?(..) Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых" (1Кор., 1:19-20, 25-27.) "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: "Господь знает умствования мудрецов, что они суетны"". (1Кор.,3:19-20)
    Что же говорит "огненный столп до небес" (таким его видел Ефрем Сирин), св. Василий Великий, учитель нашей Церкви?
    "И был вечер, и было утро, день един. Почему назван не первым, но единым? Хотя
    намеревающемуся говорить о втором, и о третьем, и четвертом днях было бы
    приличнее наименовать первым тот день, с которого начинаются последующие, однако
    же он назвал единым. Или определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно
    суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного
    дня, если под днем подразумевать и ночь. Почему, хотя при поворотах солнца
    случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же продолжение дня и
    ночи всегда ограничивается одним определенным временем. И Моисей как бы так
    сказал: мера двадцати четырех часов есть продолжение одного дня, или возвращение
    неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день. Почему
    всякий раз как от солнечного обращения наступают в мире вечер и утро, период сей
    совершается не в большое время, но в продолжение одного дня." ("Шестоднев", беседа 2, св. Василий Великий ).
    Св. Иоанн Дамаскин пишет: "И не ночь была названа первою, но день, так что день прежде, а ночь потом. Таким образом, ночь следует за днем; и от начала дня до другого дня — одни сутки; ибо в Писании сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5).
    В течение трех первых дней день и ночь происходили, конечно, вследствие того, что свет по божественному повелению то распространялся, то сжимался. На четвертый же день Бог создал светило великое, т. е. солнце в начала и власть дне (Быт. 1, 16, 17), так благодаря ему происходит день: день имеет место тогда, когда солнце находится над землею, и продолжительность дня определяется течением солнца над землею от восхода до захода. В тот же день создал Бог и светило меньшее, т. е. луну и звезды, а начала и власть нощи (Быт. 1, 16), чтобы освещать ее. Ночь же имеет место тогда, когда солнце находится под землею, и продолжительность ночи определяется течением солнца под землею от захода до восхода." ("Точное изложение православной веры", кн.2, гл. 7). Ясно видно, слова Писания, "и бысть вечер, и бысть утро, день един", св. Иоанн Дамаскин понимал как наши обычные "сутки".
    Ефрем Сирин учит: "Ибо хотя и свет и облака сотворены во мгновение ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцати часов." Разве после приведенных примеров можно говорить, что дни творения — иносказание.
    Что касается всемирного потопа, то здесь достаточно одних слов Божественного Писания, чтобы удостовериться, без всяких сомнений, в том, что потоп был, действительно, по всей земле, а не в какой-то ее части: "Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
    И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы."(Быт.,7:18-20)
    Разве не понятно, "все высокие горы, какие есть под всем небом"? А если все высокие горы, то уж, тем более, — низкие.

  8. Владимиръ

    Священное писание написано людьми, в нём отражено видение мира древних людей. Пытаться согласовать догмы священного писания с совремённой картиной мира тоже самое, что пытаться объяснять процессы горения через флогистон.

  9. Рыжий анархист

    Соблазном для многих думающих людей часто являются и мелкие неважные эклезиологические разногласия.
    Кто хочет соблазняться — соблазняется.

  10. Юрий Тимчук

    2Рыжий
    Мне кажется вопросы этот и подобные большой соблазн для многих думающих людей. Притом очень хороших людей. Так что давать ответы на них, на таком достойном уровне, дело безусловно благое.
    Настоятель моего прихода, о. Александр Борисов по светскому образованию ученый-микробиолог имеет похожие взгляды.

  11. Рыжий анархист

    А что, поднятый вопрос имеет отношение к нашему спасению?

  12. Околоточный

    Эволюция — это единый направленный процесс, а не спорадические, безсистемные генетические мутации. Всего сразу не бывает, обязательно должен быть латентный процесс, постепенное развитие, усложнение (или упрощение/). Так в духовной жизни, так и в биологии.

  13. Inquisitor

    Творение мира — это что-то сродни христологии, как некой модели творения мира. Бог создал мир и его законы, которые являют индивидуальные (читай — неповторимые и оригинальные) признаки существования мира, но сами законы, которые есть признак индивидуальности всего сотворённого, поддерживаются Богом. Здесь и неслитность и нераздельность вместе. Неслитность охраняется тем, что мир имеет свои собственные законы существования,- нераздельность охраняется тем, что мир сотворён не из сущих, т.е. из того, чего не было. Именно отсюда учёные и начинали свои исследования в той или иной научной сфере. Основной тезис учёных — мир сотворён не из сущих. Если мир сотворён не из сущих — значит он в определённом смысле самостоятелен и поэтому живёт по своим собственным законам, но законы висят на бездне Божественного всемогущества и любви.

  14. Андрей

    Спасибо! Замечательное интервью. Оч. здравая позиция.

Добавить комментарий для Протоиерей Василий Отменить ответ