«Семейное согласие»: Н.С. Лесков о браке и семье

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) - выдающийся мастер художественного слова – оставил нам в наследие непреходящие идеи о человеке и мире. Говоря о Лескове, академик Д.С. Лихачёв подчёркивал неисчерпаемость «всей гаммы сочувствия и любви, которая свойственна творчеству писателя» i. Художник был наделён способностью «к глубокому проникновению в святая святых человека». «Я очень люблю литературу, - признавался Лесков, - но ещё больше люблю живого человека с его привязанностями, с его нервами, с его любовью к высшей правде» ii. Самобытный, духовно самостоятельный художник постоянно подчёркивал «своё…

Читати далі«Семейное согласие»: Н.С. Лесков о браке и семье

Исповедание духа, полное веры

Николай Семёнович Лесков (1831–1895) в одном из писем открыто выразил свою независимую писательскую позицию: «я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утеснениях. Из этого я не уступлю никому и ничего – и лгать не стану, и дурное назову дурным кому угодно». Редактору газеты «Новое время» А.С. Суворину Лесков писал: «Довольно и того, что я остался для знающих меня добропостроенным и честным человеком». В эпоху «безвременья», когда жить «очень тяжело, и что ни день, то становится ещё…

Читати даліИсповедание духа, полное веры

«Весь любовью одушевлён…» Рождественский рассказ Лескова

1872 год в творческой биографии Николая Семёновича Лескова (1831 - 1895) был ознаменован созданием повести, явившейся общепризнанным шедевром, который, по словам писателя, «нравился и царю, и пономарю». Это был знаменитый «Запечатленный Ангел» (опубликованный в 1-м номере журнала «Русский вестник» в январе 1873 г. «Ангел» – с прописной буквы – и в прижизненных, и последующих дореволюционных изданиях). Повесть имела громадный успех. Её узнали «на самом верху»: императрица Мария Александровна выразила желание послушать «Запечатленного Ангела» в чтении автора. Повесть стала также книгой для домашнего чтения в…

Читати далі«Весь любовью одушевлён…» Рождественский рассказ Лескова

«Будьте не мёртвые, а живые души…» Памяти Гоголя

Нынешний год памяти Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) – значимая дата для русского мира. Непреходящими остаются православные пасхальные идеи христианского писателя о духовном возрождении России, воскрешении «мёртвых душ». Гоголь остро ощущал свою нерасторжимую связь с Родиной, предчувствовал заповеданную ему высокую миссию. Он благословил русскую литературу на служение идеалам добра, красоты и правды. Все отечественные писатели, по известному выражению, вышли из гоголевской «Шинели», но никто из них не решился сказать подобно Гоголю: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?…

Читати далі«Будьте не мёртвые, а живые души…» Памяти Гоголя

Евангельская концепция романа Тургенева «Рудин»

«Рудин» (1855) – первое произведение романного творчества И.С. Тургенева (1818–1883) в ряду его замечательных романов: «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1859), «Отцы и дети» (1861), «Дым» (1867), «Новь» (1877). Тургеневский художественный мир можно определить словами М.Е. Салтыкова-Щедрина: «это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом»i. Лаконичный отзыв длиной в одну строку вместил в себя безграничное: Любовь, Свет, вода жизни – ключевые именования в Новом Завете: «Бог есть любовь» (1-е Ин. 4: 8); «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1: 9);…

Читати даліЕвангельская концепция романа Тургенева «Рудин»

Возврат от предания к Писанию: Церковь в романе Достоевского «Братья Карамазовы»

Как видел Церковь Федор Михайлович Достоевский? Может быть, ответ подспудно присутствует в "Братьях Карамазовых"? Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» многоплановый. В нем есть и любовные коллизии, и психологические лабиринты, и сатирические социальные срезы, и зарисовки из народной жизни… Но есть ещё, пожалуй, стоящая несколько особняком, но тем не менее органично вплетенная в сюжетную ткань романа так называемая церковная тема. Поначалу может показаться, что эта тема периферийная – рядом с городком, где разворачиваются события, стоит монастырь, и это будто бы лишь некий фон, который…

Читати даліВозврат от предания к Писанию: Церковь в романе Достоевского «Братья Карамазовы»

Христианский дух земли русской. К 160-летию первого издания «Записок охотника» И. С. Тургенева

«Записки охотника» И.С. Тургенева (1818–1883) – одна из тех книг отечественной классики, где наиболее сильно выражен «русский дух», где в прямом смысле «Русью пахнет»: «Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, мёдом гречихи и “кашки”; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце» («Лес и степь»)i. В рассказе «Певцы» Тургенев пишет о своём герое: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким,…

Читати даліХристианский дух земли русской. К 160-летию первого издания «Записок охотника» И. С. Тургенева

Воскресить истинного человека. К 95-летию первой публикации повести Н.С. Лескова «Заячий ремиз»

Повесть Николая Семёновича Лескова (1831–1895) «Заячий ремиз» (1894) – одно из наиболее загадочных, зашифрованных произведений русской классической литературы. «В повести есть “деликатная материя”, – писал Лесков, – но всё, что щекотливо, очень тщательно маскировано и умышленно запутано. Колорит малороссийский и сумасшедший» i. Это последнее лесковское творение осталось при жизни писателя не изданным. В феврале 1895 г. (за несколько дней до кончины Лескова) М.М. Стасюлевич – редактор журнала «Вестник Европы», – убоявшись цензуры, отказался печатать повесть, извиняясь перед автором его же остроумной шуткой, позаимствованной…

Читати даліВоскресить истинного человека. К 95-летию первой публикации повести Н.С. Лескова «Заячий ремиз»

Новозаветное преображение мира и человека. К 135-летию повести Н.С. Лескова «Некрещёный поп»

Идейно-эстетическое своеобразие творчества Николая Семёновича Лескова (1831–1895) прежде всего определяется религиозно-нравственными основами мировидения писателя. Причастный к священническому роду, получивший воспитание в православной религиозной среде, с которой он был связан наследственно, генетически, Лесков неизменно стремился к истине, сохранённой русской отеческой верой. Писатель горячо ратовал за восстановление «духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя». Свою религиозно-нравственную позицию он заявлял прямо и недвусмысленно: «я почитаю христианство как учение и знаю, что в нём спасение жизни, а всё остальное мне не нужно». Тема духовного преображения, восстановления «падшего…

Читати даліНовозаветное преображение мира и человека. К 135-летию повести Н.С. Лескова «Некрещёный поп»

Жажда правды и права

Творчество Ф.М. Достоевского (1821–1881) – одно из вершинных достижений русской классической литературы – справедливо уподобляют космосу. Созданный писателем художественный мир столь грандиозен по масштабам мысли и чувства, глубине духовных проникновений, что представляет собой своего рода необъятную вселенную. Феномен Достоевского заключается в том, что интерес к нему во всём мире не только не ослабевает, но со временем всё более возрастает. Ведущие университеты Западной Европы, США, Японии и других стран уже давно и достаточно глубоко изучают творчество великого русского классика не только на факультетах филологии,…

Читати даліЖажда правды и права

Калугин без праведников

Поэт и музыкант, лидер рок-группы "Оргия праведников" Сергей Калугин выступил в белгородском клубе Hard Party. Вторую песню он объявил так: "Посвящаю её трём отважным девчонкам". В перерыве мы пообщались с Сергеем Калугиным. Вопросы задавали пользователи "Живого журнала" dimalahov, lenchocho, bi_mong и mashina-prints. Автор фото - bi_mong. - Вы посвятили сегодня песню Pussy Riot. Не могли бы прокомментировать? - По моему мнению, девчонки ткнули палкой в осиное гнездо. Нужно им сказать большое спасибо, потому что мы сейчас имеем возможность понять, кто мы такие, с…

Читати даліКалугин без праведников

Борис Гребенщиков: Мое отношение к Церкви никогда не менялось

Певец и музыкант Борис Гребенщиков рассказал о своем отношении к Русской Православной Церкви, поставив ее в один ряд с государством и любой иерархической структурой. Отвечая в минувшую субботу в Юрмале на вопрос Бориса Барабанова, певец сказал: "Мое отношение к церкви, к государству, равно как и к любой другой иерархической структуре, никогда не менялось", - пишет "Коммерсант". "Я, в отличие от многих, застал церковь еще при советской власти. Поэтому я знаю, что происходит за сценой. Есть много потрясающих, фантастических людей, которые работают в церкви.…

Читати даліБорис Гребенщиков: Мое отношение к Церкви никогда не менялось

Так размыкается круг

Все свои интервью лидер группы «Кино» Виктор Цой давал в советское время, а тогда публиковали в основном ответы на вопрос «когда выйдет следующий альбом», все остальное вырезалось цензурой. В отличие от Кинчева или Гребенщикова, он просто не дожил до возможности поговорить с журналистом открыто и откровенно. Сохранившиеся воспоминания тоже очень мало рассказывают о «метафизической» стороне его жизни. Что остается? Остаются песни — лучшие свидетели вех и устремлений Виктора Цоя, которому 21 июня исполнилось 50 лет. Ночные жители «Вместо тепла — зелень стекла,/Вместо огня…

Читати даліТак размыкается круг

О Цое и жизни

21 июня 2012 года, музыканту и поэту, лидеру рок-группы «КИНО» Виктору Цою исполнилось бы 50 лет. О нашем великом современнике, о поисках Христа в искусстве, о свободе творчества и свободе веры — лекция Марины Андреевны Журинской, прочитанная в московском храме святителя Николая Чудотворца в Кленниках. Сначала — нечто предваряющее. Когда на меня в связи с Цоем обрушились некоторые не вполне правильные слова, я вдруг поняла, от чего погибнет мир. Мне пора переходить на такие обобщения. Мир погибнет не от ядерной войны, не от экологической…

Читати даліО Цое и жизни

Вопрос о человеке в современной секулярной культуре

Доклад на Международной научно-богословской конференции «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». 15–18 ноября 2010, Москва. Что есть человек, что Ты помнишь его? Пс.8 Есть старинная китайская легенда: когда Император хотел узнать, как обстоят дела в Поднебесной, он приглашал музыкантов и просил исполнить перед ним песни, которые в это время чаще всего звучат в его стране. По тону, мелодии и гармонии этой музыки он составлял себе ясное представление о том, что происходит в государстве и чего, следовательно, можно…

Читати даліВопрос о человеке в современной секулярной культуре

Борис Гребенщиков: Не могу сказать, что полностью православный

«Я не могу позволить себе сказать, что я полностью православный, потому что это все равно что сказать « я умный и правильный, а вы все дураки» — я не могу этого принять», - сказал Борис Гребенщиков во время беседы после концерта в Московской духовной академии 4 февраля. В ходе встречи легендарный лидер группы «Аквариум» ответил на вопросы семинаристов, преподавателей и гостей академии, сообщает портал «Православие и мир». «Я вновь открыл православие для себя в середине 80-х годов благодаря умным людям – священникам, -…

Читати даліБорис Гребенщиков: Не могу сказать, что полностью православный

Оправдание поэта

В полном Собрании Сочинений Толстого, под редакцией Черткова, серия первая, том 72-й (Москва, 1933), напечатано краткое письмо, неизвестно кому адресованное, но, как видно из текста, поэту, в ответ на присланные им стихи. Толстой пишет: «Я не люблю стихов и считаю стихотворство пустым занятием. Если человеку есть что сказать, то он постарается сказать это как можно явственнее и проще, а если нечего сказать, то лучше молчать. И потому не присылайте мне стихов и, пожалуйста, не сетуйте на меня, если я прямо высказываю свое мнение».…

Читати даліОправдание поэта

Духовность России в творчестве Достоевского

Тему, мне предложенную, я хотел бы предварить несколькими общими замечаниями. Несомненно, Достоевский — русский человек по всему: по облику, по воспитанию, по характеру, по темпераменту, несколько безудержному, — западных черт разумности, умеренности в нем мало . В русскости он схож с Толстым, а в наше время — с Солженицыным. Но именно эти три писателя, до мозга костей русские (их никак не вообразить в западном обличии), достигли универсальной слышимости, их голос звучит и будет еще долго звучать во всем мире: Толстой — русский Гомер, Достоевский…

Читати даліДуховность России в творчестве Достоевского

К столетию Льва Толстого

Гений каждой нации воплощает в себе и выявляет для всего мира душу своего народа, своей страны, своей природы, своей земли, своих небес. Толстой — это вся Россия, весь русский характер, вся русская судьба… Правда в индивидуальном, единственном преломлении, но в таком, которое, подобно алмазу, собирает все лучи спектра и излучает их во все стороны, во всем многообразии. Через Толстого, более чем через Пушкина, Гоголя или даже Достоевского, весь мир научился понимать и слышать голос русской души, русской совести. Без Толстого и нам было…

Читати даліК столетию Льва Толстого

Духовные основы общества потребления

Вниманию читателей «Киевской Руси» предлагаются размышления священника о том, какие идеи и ценности лежат в основе мировоззрения, господствующего в сегодняшнем обществе, которое называют «обществом потребления». Как всегда, приглашаем читателей стать авторами сайта и принять участие в дискуссии.   Современный человек видит хаос в мире, в котором живет, и для него это нормально, он не пытается упорядочить, найти глубинные основы, составить целостную картину мира. Он устал, и принимает этот хаос, который творится в его душе и окружающем мире, за норму. То есть, он видит…

Читати даліДуховные основы общества потребления