Крест как «новый опыт», или Таланту можно все?

Этот монолог Натальи Леонидовны Трауберг был записан в 2007 году, но впервые опубликован лишь полтора года спустя, когда Натальи Леонидовны уже не было в живых. Тема, поднятая в нем, — дает ли христианину художественный талант какие-то привилегии в духовной жизни и в чем вообще цель обращения к Богу — представлялась Наталье Леонидовне чрезвычайно важной, она сама предложила обсудить все это. — Виталий Каплан, «Фома». Бывают дни, когда на тебя, ловца, зверь так и бежит. Вот и вчера так сложились мои обстоятельства, что сидела…

Читати даліКрест как «новый опыт», или Таланту можно все?

Лесков за границей и дома

В рассказе «Пламенная патриотка» писатель вспоминал: «Я был за границею три раза, из которых два раза проезжал «столбовою» русскою дорогою, прямо из Петербурга в Париж, а в третий, по обстоятельствам, сделал крюк и заехал в Вену». Эти «обстоятельства» - поездка летом 1884 года в Мариенбад, где писатель лечился целебными водами. История пребывания здесь нашего славного земляка достаточно показательна и заслуживает внимания. Лескову был оказан самый тёплый, дружественный приём. Глубокое уважение к русскому автору проявили местные власти. «Немцы ко мне очень благосклонны, - делился…

Читати даліЛесков за границей и дома

Лесков о Церкви и духовенстве. Часть 3

Это окончание статьи. Читайте также первую и вторую части. В “картинках с натуры” “Мелочи архиерейской жизни” ставились задачи отнюдь не “мелкие”. А для самого писателя “Мелочи…” обернулись крупными проблемами, сыграли свою фатальную роль в его судьбе. Книга явилась одной из причин увольнения Лескова из Учёного комитета Министерства народного просвещения в 1883 году; была изъята из библиотек “по высочайшему повелению” в 1884 году. В 1889 году писатель испытал первый приступ оказавшегося впоследствии смертельным недуга сердца, когда узнал об аресте напечатанного без предварительной цензуры 6-го…

Читати даліЛесков о Церкви и духовенстве. Часть 3

Лесков о Церкви и духовенстве. Часть 2

Читайте также первую часть. Свой настойчивый призыв, обращённый к духовным лицам, послужить “пользе дела народной нравственности и благочестия”i, Лесков готов подкрепить и историческими документами, в частности – указом, изданным ещё Петром I. В указе 1723 года Пётр I и Святейший Синод призывали духовенство служить не формально, но сделать церковную службу доходящей до разума, сердца и совести каждого прихожанина. Выступая как историк церкви, Лесков отыскал и опубликовал подлинник этого указа, о котором “до сих пор не приходилось ничего читать” (233), в VIII томе журнала…

Читати даліЛесков о Церкви и духовенстве. Часть 2

Праздник Пасхи как духовно-эстетическое начало русской пасхальной словесности (часть 2)

Окончание. Читайте также начало статьи. С годами писатель приобрёл репутацию одного из лучших знатоков русской иконы. У Лескова имелось уникальное иконописное собрание: старинные иконы строгановского и заонежского письма, редкие поморские складни. В.В. Протопопов вспоминал огромный образ Мадонны кисти Боровиковского – “русский лик и отчасти как бы украинский”. Судьба этой коллекции сейчас неизвестна, но с неё сохранился рисунок. Все иконы на рисунке различимы, узнаваемы. В фондах Дома-музея Н.С. Лескова в Орле хранятся три иконы. Одна из них “Спас во звездах” – с дарственной надписью…

Читати даліПраздник Пасхи как духовно-эстетическое начало русской пасхальной словесности (часть 2)

“Святись, святись, Великий день”: Праздник Пасхи как духовно-эстетическое начало русской пасхальной словесности

День православного Востока Святись, святись, Великий день, Разлей свой благовест широко И всю Россию им одень! Ф. И. Тютчев История отечественной литературы впитала в себя христианскую образность, особый язык символов, “вечные” темы, мотивы и сюжеты, притчевое начало, уходящее своими корнями в Священное Писание. Светлое Христово Воскресение явилось духовной сердцевиной русской пасхальной словесности. Пасхальный рассказ как особый жанр был некогда незаслуженно забыт, а вернее – злонамеренно сокрыт от читателя. Пасхальная словесность третировалась с вульгарно-идеологических позиций как “массовое чтиво” – якобы малозначительная, бесследно прошедшая частность…

Читати далі“Святись, святись, Великий день”: Праздник Пасхи как духовно-эстетическое начало русской пасхальной словесности

Метафизический синтетизм Михаила Шемякина. «Другое» христианское искусство?

4 мая исполняется 70 лет известному скульптору Михаилу Шемякину. Помню впечатление, которое произвела на меня скульптурная композиция Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых», когда я впервые увидел её на Болотной площади. Была обычная прогулка по Москве, и вдруг – будто злые духи вышли из-под земли и стали кружить свои мрачные хороводы… Помню, было ощущение легкого шока. Присмотревшись повнимательнее к этим «духам», я начал улавливать какой-то смысл. В центре – дети. Вокруг – «пороки». Сами «пороки», изображенные в виде неких монстров, – порождения…

Читати даліМетафизический синтетизм Михаила Шемякина. «Другое» христианское искусство?

Победить беса

Если физически сытому, но изголодавшемуся духовно, «духовной жаждою томимому» читателю, захочется перевести дух от «беспорядочной суеты и сутолоки»i современной жизни, в которой «всё желающее зла – сплачивается» (11, 524), можно выбрать минутку-другую для знакомства с малоизвестной сказкой Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) «Рассказ про чёртову бабку». В её основе – вечная тема борьбы человека с силами тьмы, бесовскими наущениями. Небольшое произведение из творческого наследия великого писателя земли русской, созданное после 1886 года, при жизни автора опубликовано не было. Несмотря на крохотный объём…

Читати даліПобедить беса

“Один у вас Учитель — Христос”: Лесков о Церкви и духовенстве

Постоянные религиозно-нравственные устремления Николая Семёновича Лескова (1831–1895) становятся особенно интенсивными начиная с середины 1870-х годов и не ослабевают до конца его творческого пути. В те годы, которые писатель именовал “временем разгильдяйства и шатаний”i, когда, “куда ни толкнись, всюду находишь какую-то беспорядочную суету и сутолоку” (11, 587), Лесков совершал свой подвижнический труд, свою, говоря религиозным языком, “брань”: важно было восстановить поруганный и почти утраченный идеал. В этих условиях наиболее остро стоял вопрос о Церкви и о роли духовенства. Лесковское признание середины 1870-х годов о…

Читати далі“Один у вас Учитель — Христос”: Лесков о Церкви и духовенстве

«О вечном примирении и жизни бесконечной…» Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Конфликт поколений в «Отцах и детях» (1861) И.С. Тургенева с поверхности текста переходит во внутренние, глубинные пласты романа. За внешней сюжетной основой встают проблемы религиозно-философские, и главная из них – о жизни и её сокровенном смысле. Размышления о мимолётности жизни; сознание того, что каждый неизбежно встретит смерть один на один; метафизическое одиночество (космический пессимизм), свойственные складу тургеневского художественного мышления, постепенно преодолеваются на путях признания высшей трансцендентной сущности человека. Тургенев уверен, что «только с духовным началом, с идеалами может так глубоко сочетаться наш дух,…

Читати далі«О вечном примирении и жизни бесконечной…» Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Педагогика христианской любви: Творчество Ф.М. Достоевского как религиозно-воспитательное учение

Главное – люби других как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо… Ф. М. Достоевский Творчество Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881) – одно из вершинных достижений русской классической литературы, обладающей наиболее мощным созидательно-воспитательным потенциалом, благодатным для духовно-нравственного формирования личности и развития общества. Созданный писателем художественный мир справедливо уподобляют космосу. Творческое наследие Достоевского столь грандиозно по глубине духовных проникновений, масштабам мысли и чувства, что представляет собой своего рода вселенную.В орбиту внимания писателя включаются вопросы религии, философии, антропологии, социологии, юриспруденции, педагогики,…

Читати даліПедагогика христианской любви: Творчество Ф.М. Достоевского как религиозно-воспитательное учение

Исполнять долг, возложенный Богом… Памяти И.А. Бунина

В этом году весь образованный мир вспоминает Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) – первого из русских писателей, удостоенного Нобелевской премии (1933). В рассказе «Бернар» (1952) – одном из последних – Бунин оставил своего рода художественное завещание. Раздумья автора, дней которого «на земле осталось уже мало», над последними словами французского моряка по имени Бернар, перед смертью твёрдо сказавшего: «Думаю, что я был хороший моряк», – выливаются в оду жизни, прославление целесообразности устроения Божьего мира. Трагизм конечного земного существования преодолевается приближением к сокровенному смыслу бытия, который…

Читати даліИсполнять долг, возложенный Богом… Памяти И.А. Бунина

«Деятели на все руки»: в романе Лескова «На ножах» и в родовом имении Тургенева Спасское-Лутовиново (к 195-летию Тургенева)

Я видел Русь расшатанную, неучёную, неопытную и неискусную, преданную ученьям злым и коварным, и устоявшую! Н.С. Лесков. «На ножах» Тургеневское творчество и само имя Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883) были чрезвычайно дороги Николаю Семёновичу Лескову (1831–1895). На протяжении всего своего писательского пути и даже на закате дней он продолжал отстаивать литературное наследие своего старшего знаменитого земляка. Показательно, что в лесковской «Автобиографической заметке» (1882 – 1885?) первым и главным из писательских имён было названо имя Тургенева. Его «Записки охотника» Лесков, знавший народ «в самую глубь», как «самую…

Читати далі«Деятели на все руки»: в романе Лескова «На ножах» и в родовом имении Тургенева Спасское-Лутовиново (к 195-летию Тургенева)

Чудо спасения: cвяточный рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах»

 “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” (Мф.3:17) Рассказ Николая Семёновича Лескова “Человек на часах” впервые был опубликован в № 4 журнала “Русская мысль” за 1887 год под названием “Спасение погибавшего”. В подзаголовке автор указал точную дату описываемых событий – 1839 год. Писатель обратился к событиям 50-летней давности – периоду царствования Николая I. Однако здесь легко читается актуальный смысл изображаемого, несмотря на заверения писателя о том, что «теперь всё это уже “дела минувших дней”» i. Писатель на протяжении всей своей творческой…

Читати даліЧудо спасения: cвяточный рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах»

“Христова обитель за пазушкой”

Особенность творчества Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) такова, что за конкретно-бытовыми фактами русской реальности всегда проступают вневременные дали, открываются духовные высоты. Эта духовность – следствие глубокой веры писателя в то, что человеческое бытие не ограничивается земным существованием. Жить без веры нельзя, ибо вера больше, чем жизнь. «Думаю и верю, что “весь я не умру”, – писал Лесков А. И. Чертковой за год до смерти, – но какая-то духовная постать уйдёт из тела и будет продолжать “вечную жизнь”» i. Перспектива вечной жизни предъявляет…

Читати далі“Христова обитель за пазушкой”

«Сюрпризы и внезапности» русской жизни: о святочных рассказах Лескова

В «каверзливое» (по слову Лескова) капиталистическое время, когда «“зверство” и “дикость” растут и смелеют, а люди с незлыми сердцами совершенно бездеятельны до ничтожества» i, писатель вёл свою борьбу (на религиозном языке – «брань»), совершал свой подвижнический труд: важно было восстановить поруганный и утраченный идеал. Задача и ныне плодотворная, ибо «цели христианства вечны» (XI, 287), как подчёркивал Лесков. В этих идейно-эстетических установках он наиболее сближается с Гоголем. Со всей очевидностью гоголевские традиции представлены в святочных рассказах Лескова, которые стали настоящим творческим и духовным призванием…

Читати далі«Сюрпризы и внезапности» русской жизни: о святочных рассказах Лескова

«Возсияй в сердцах наших»: Рождественский рассказ Н.С. Лескова «На краю света (из воспоминаний архиерея)»

Николай Семёнович Лесков – великий писатель земли русской, знавший её «от Белого моря до Чёрного», – любил, чтобы заглавие каждого его произведения было точно и метко, как «кличка по шерсти». Особенно тщательно он подбирал заглавие повести «На краю света» (1876). В её центральных эпизодах писатель изобразил суровые и прекрасные места Крайнего Севера. Напоминают они и полуостров Ямал, название которого в переводе означает «край земли», «край света». Однако такое истолкование далеко не исчерпывает смысл заглавия лесковской повести с её христианской «неисчерпаемостью». Первая публикация «На…

Читати далі«Возсияй в сердцах наших»: Рождественский рассказ Н.С. Лескова «На краю света (из воспоминаний архиерея)»

Рождественская история: К 130-летию рассказа Н.С. Лескова «Неразменный рубль»

Николай Семёнович Лесков (1831–1895) посвятил «христианским детям» свой рассказ «Неразменный рубль», который был впервые опубликован в детском журнале «Задушевное слово» (1883. № 8) с подзаголовком «Рождественская история». Писатель искусно сочетает занимательность и поучение, не забывая при этом придерживаться основных законов святочного жанра. Опираясь на любовь детей к вымыслу, фантазии, Лесков с первых же строк старается увлечь маленького читателя занимательным поверьем – сказочным и в то же время представляющим своеобразный «практический интерес» для ребёнка, который начал получать первые карманные деньги: «Есть поверье, будто волшебными…

Читати даліРождественская история: К 130-летию рассказа Н.С. Лескова «Неразменный рубль»

“Грабёж”: ”драмокомедия” русской жизни

Николай Семёнович Лесков создал рассказ «Грабёж» (1887) специально к святкам. Писатель напоминал издателю В.М. Лаврову: «Я Вам писал, что изготовлю “святочный рассказ”<…> В эту минуту (8 час. утра 24 ноября <18>87 г.) рассказ у меня на столе: готовый, переписанный и вновь основательно измаранный. Теперь его остаётся только отдать и напечатать» i. В этом святочном рассказе отразилось «орловское происхождение» Лескова, его глубочайшее знание русской провинции как корневой основы жизни России. Писатель нередко подчёркивал: «В литературе меня считают орловцем». Орёл явился местом действия множества лесковских…

Читати далі“Грабёж”: ”драмокомедия” русской жизни

Торговая кабала

Представляя к публикации малоизвестную статью Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) «Торговая кабала» (1861), издававшуюся всего один раз со времени её первой публикации, выражаю уверенность, что это произведение не только не утратило своей злободневности, но – наоборот – звучит более чем современно. В заглавии лесковской статьи – универсальное название сегодняшних социально-экономических отношений, официально и открыто поименованных «рыночными». Метастазы этого торжища гипертрофированно разрослись и поразили насквозь государство и право, политику и экономику, науку, культуру и искусство, образование и здравоохранение – все без исключения сферы…

Читати даліТорговая кабала