Пасха, Песах и кино

На пасхальной неделе в Киеве в галерее «Соборная» прошел премьерный показ фильма «Пасха», снятого творческим объединением «Собор Воскресения Христова». Лента рассказывает об истории и современности праздника. Мы публикуем рецензию на телефильм Андрея Десницкого — старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, консультанта Института перевода Библии.

Каждый год накануне Пасхи редакторы христианских журналов и сайтов мучаются вопросом: какие материалы публиковать к празднику? Главный смысл праздника, ход богослужения и народные обычаи, посвященные Воскресению картины, книги и стихи – все это давным-давно рассказано и описано в мельчайших подробностях, и даже официальная хроника празднования не спасает, потому что очень мало меняется год от года. Повторов не хочется, новых материалов практически нет, но и промолчать нельзя – что остается делать?

Создатели фильма «Пасха» (автор сценария и режиссер Елена Каретник, продюсер прот. Георгий Коваленко) нашли свой вариант к празднику 2011 года, и он оказался вполне успешным. А что, если собрать всё воедино и рассказать людям о том, как появился этот праздник в древности, как отмечают его сегодня, какое значение ему придают христиане всех конфессий, а какое – иудеи? Но рассказать не так, как это часто делают создатели документальных фильмов, в виде лекции для не слишком радивых студентов, а живо и непосредственно, как беседуют с гостем, приглашая его в свой дом на праздник разделить общую радость…

Именно таким и получился этот фильм. Зрителю не просто объясняют нравоучительным тоном, какое событие отмечают в этот день иудеи, а какое – христиане, и как именно они его отмечают. Их приглашают в дом еврейского раввина и православного священника, показывают, что именно происходит за праздничным столом, разъясняют смысл маленьких, но таких приметных деталей… Я, например, никогда прежде не задумывался, сколько, оказывается, общего можно найти в таких мелочах: например, не только мясо и вино, но и яйца – обязательное блюдо за пасхальной трапезой и в том, и в другом доме. Вот только евреи их не красят.

Конечно же, рассказ об этих вещах невозможен без разговора о самом главном: о смысле праздника, как его понимают в двух религиозных традициях, о тех событиях, которые вспоминают люди в эту ночь: Исход израильского народа из Египта и воскресение Иисуса Христа. Но и здесь мы находим много общего: в том и другом случае речь идет об освобождении избранного Божьего народа от рабства. Только при Моисее расторгнуто было временное рабство в стране фараонов, а при Понтийском Пилате уже всё человечество, а не только потомки Авраама, Исаака и Иакова, получили возможность сбросить с себя иго греха и смерти. Разный масштаб событий, но одна и та же суть, оба они суть ступени лестницы, возводящей человечество к Царствию Небесному.

Мы привычно повторяем церковные песнопения и догматические формулировки, мы всё уже точно знаем про Пасху. Но мы порой утрачиваем чувство реального и непосредственного присутствия. Да, христиане причащаются в Великий Четверг и помнят, что так они принимают участие в Тайной Вечери – но какой была сама эта Вечеря? Она проходила не в церкви среди икон и свечей, а в простом иерусалимском доме, и была куда больше похожа на еврейский пасхальный седер, чем на нашу сегодняшнюю литургию. И потому, отправляясь «в гости к евреям», мы тем самым возвращаемся в круг апостолов и их Учителя. Конечно, есть немало отличий между тем, как отмечали праздник они, и тем, как это делают сегодняшние иудеи, но много и совпадений. И внимание к этим деталям для нас – не просто этнографический интерес, но попытка проникнуть в живую ткань евангельской истории, увидеть не только иконописные лики, но и Людей, собравшихся за праздничным столом.

Особо отмечу, что в рассказе о Тайной Вечери отменно выдержана степень исторической достоверности. Торопливые журналисты обычно спешат нас уверить, что уж они-то точно знают, как оно было на самом деле, и теперь откроют нам глаза. Создатели фильма очень деликатно и вместе с тем точно описали, что мы действительно знаем о Тайной Вечери, а о чем можем только догадываться. Например, не упомянуто ни в одном Евангелии главное пасхальное блюдо – печеный барашек. Видимо, это сделано потому, что Христос созвал своих учеников на трапезу еще прежде официального празднества, когда барашков еще не резали – да, в конце концов, это Он и был подлинным Агнцем той Вечери, это Свою Плоть и Кровь под видом хлеба и вина преподал Он ученикам… Но споры о деталях идут и по сию пору. Мы знаем из Евангелия только самое главное, то, что необходимо – а не всё, о чем расспрашивают любопытные.

А вот в рассказе о благодатном огне Великой Субботы, представляется мне, создатели фильма немного увлеклись и сказали чуть больше, чем следовало. Да, они прекрасно передали атмосферу храма и ожидания праздника, ликование молодых арабов и трепет более взрослых паломников из наших стран… Но увязывать вот так, напрямую, благодатный огонь с главным в христианстве, с верой в Воскресение Христово, настаивать на его чудесной природе все же не стоило. Слишком пререкаемо это знамение само по себе, слишком многие наши современники не готовы его принять – да и не обязательно, в конце концов, ведь сверхъестественная природа этого огня никогда не была догматом веры, в отличие от Воскресения.

Есть у меня и некоторые другие поправки к фильму, довольно незначительные. Некоторые вещи я бы чуть иначе сформулировал, некоторые сюжетные ходы подал бы чуть более ярко и последовательно. Но со стороны легко критиковать, а фильм, несомненно, получился очень хорошим и полезным. Настоящий подарок к Пасхе.

Может быть, главный вывод, который сделает зритель, посмотрев его, будет заключаться в том, что не обязательно отправляться в дальние края и прикасаться к древним святыням, чтобы ощутить чудо Пасхи в своем сердце. Об этом чуде как о главном в своей жизни говорят разные люди в этом фильме: иудеи и христиане разных конфессий, граждане разных стран и носители разных языков, священнослужители, философы, простые паломники… Переживание праздника – глубоко личное чувство, но есть то, что нас объединяет… и Тот, Кто нас объединяет, и Он воскрес, смертию смерть поправ, и это уже навсегда. Фильм помогает нам заново услышать эту весть и передать ее другим людям. Спасибо тем, кто его создал!

Религия в Украине

Залишити відповідь