Протоиерей Олег Кузьминов: В рок-культуре есть много произведений, передающих евангельское видение мира

Вот уже несколько лет длится внутриправославная полемика, касающаяся отношения православия к рок-н-роллу. Кто-то в церковной среде считает рок-культуру явлением чуть ли не сатанинским (протоиерей Максим Козлов, профессор М.М.Дунаев), а кто-то видит в рок-н-ролле зерна позитива, дружит с православными русскими рок-звездами и даже проповедует на рок-концертах (диакон Андрей Кураев, игумен Сергий (Рыбко), протоиерей Артемий Скрипкин). Свой взгляд на рок-музыку есть и у руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии протоиерея Олега Кузьминова.

— Для меня рок это не музыкальный стиль. Иначе роком можно было бы назвать песни Ларисы Долиной или Владимира Кузьмина. Рок — это субкультура. Субкультура по отношению к массовой культуре «мира сего», о которой еще апостол Павел сказал, что ее содержанием является «похоть плоти, похоть очей и суета житейская». В этом смысле и  Церковь также являются субкультурой. Ведь и она «не от мира сего». Другое дело, что Церковь движима любовью к Богу и людям, она существует при любом политическом режиме, Ее враг — грехи человеческие. Рок же всегда вырастает из протеста по отношению к общественному укладу, политической системе, ее лицемерию, лжи, фальши. Но на смену одному социальному строю приходит другой, одна ложь сменяется другой, а рок-бунтари постепенно превращаются в конформистов, успешных бизнесменов. Оставшиеся  же «последние герои» усиленно пытаются понять, а с чем  они, собственно, боролись? Оказывается, что борьба велась с ветряными мельницами, а не с собственными пороками.


Но рок-путь полезен тем, что человек на этом пути искренен, не врет ни себе, ни другим, пытается ответить на важнейшие вопросы жизни. Этот путь  может увести человека в никуда, а может и привести к Истине. Как это произошло с Петром Мамоновым, Константином Кинчевым, Юрием Шевчуком, Дмитрием Ревякиным, Вячеславом Бутусовым, Романом Неумоевым. Много людей в сегодняшней Церкви, даже священников, прошло, в том числе, и по этому пути.


— А какое место занимает рок-культура в вашей жизни ?


—  До  1991 года  я слушал много рок-музыки: А.Башлачев, «ДДТ», Гребенщиков, группы Омского рок-клуба. А в 1993 году рукоположился в священники…


И как сейчас?


—  Меня  нельзя назвать меломаном, но я и сегодня с большим интересом слежу за творчеством Насти Полевой, Егора Летова, Леонида Федорова, Ольги Арефьевой, Псоя Галактионовича Короленко, «Хоронько-оркестра», за фестивалями «Радуга» и «Шипок» с их подкупающе-наивной атмосферой 60-х годов. Из тульских рок-групп мне интересно творчество «Скучающих рыбок», «Красной Книги», «Небо молчит», Владимира Пурцена…


—  Некоторые православные священники однозначно говорят, что классическая музыка позитивна по определению, а рок по определению плох, деструктивен.


— Для таких решительных выводов надо, как минимум, хорошо знать и классику, и рок. Как знает и понимает, например, творчество композитора Шнитке духовник Ивановской епархии игумен Варфоломей. Он действительно разбирается в предмете своего интереса, он может объяснить любое произведение композитора, любую музыкальную тему. Думаю, подлинные православные знатоки классики и рока скажут, что и в классической музыке, и в роке есть то, что можно оценить и со знаком минус, и со знаком плюс. Есть масса произведений классики, которые написаны, мягко говоря, нездоровыми людьми и вызывают  приступы необычайной чувственности, буйства страстей. И есть много произведений, передающих рок-языком евангельское видение мира и жизни.


— Тем не менее,  часто можно услышать  критику того же Летова, которого вы упоминали…


— Никто не говорит, что в рок-культуре нет деструкции, но зачастую критики страдают в своих исследованиях крайностями: либо буквального понимания творчества таких авторов, как Летов или Короленко, либо приписыванием им того, что они не вкладывали в произведения. Вы, наверное, не раз слышали, как ребята- пэтэушники ходят под окнами и весело поют летовское «Все идет по плану», радуются, не понимая, что Летов имел ввиду совсем другое. Он имел ввиду, что это плохо, когда все идет по плану, когда человек становится заложником бездуховной повседневности и вертится в ней как белка в колесе. Чтобы адекватно понимать таких сложных авторов, надо знать, что такое постструктурализм, иметь огромный  багаж знаний в области мировой поэзии, музыки, философии, вообще мировой культуры. Пример другого подхода. Меня  не так давно просто поразила дискуссия в СМИ  известного в определенных кругах иеромонаха Григория (Лурье) с одним батюшкой  (может, кто-то ее заметил),  когда они разбирали текст песни «Тихая охота» группы «Умка и броневичок». Чего только не  «раскопали»  в ней «критики», в том числе несуществующую тему суицида, а оказалось все намного проще: песня «Тихая охота»  посвящена тихой охоте, то есть собиранию грибов в лесу. И только. Автор честно в этом призналась.


—  Существует ли, по вашему мнению, «православный рок» ?


— Думаю, нет. Просто есть рокеры, обладающие православным мировоззрением и вольно или невольно передающие его слушателям посредством своего творчества. Христианизировать можно и нужно все. Всюду нужно нести Слово Божие. Ведь  Христос и в ад сойдя, проповедовал. Но не все следует воцерковлять. Например, театр, кино, рок-музыку. Потому что воцерковление — это привнесение чего-либо в саму ткань мистической жизни Церкви, в Ее литургическую жизнь, которая определяется не миром человеческой души, с ее поисками, сомнениями, страстями, а благодатью Святого Духа. Надеюсь, что мы никогда не услышим в наших древних храмах хард-рок и не увидим киноперформансы. Хотя Запад к этому уже подошел совсем близко..


— Сейчас идет дискуссия о том, можно ли священнику проповедовать на рок-концертах. Что  вы об этом думаете?


— Мне кажется, все зависит от конкретного священника-миссионера и конкретной ситуации. Если у человека есть талант, почему бы не проповедовать?! Я был свидетелем подобной проповеди в Иванове много лет назад. На городскую дискотеку пришли два священника, в рясах, с крестами, обоим за 50. Они не пошли на танцпол, не  просили микрофон у ди-джея. Они встали в фойе и начали спрашивать у ребят: что это за музыка, как она называется. И понемногу вокруг них образовалась кучка любопытных подростков, потом их стало еще больше, а потом почти все посетители дискотеки стояли возле священников, забыв про танцы, и разговаривали о Христе…


— Отец Олег, что бы вы могли пожелать молодым рок-музыкантам ?


—  Русский рок всегда тяготел к слову, к поэзии. И Евангелие от Иоанна открывается знаменитым «Прологом»: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог…». Я бы хотел пожелать ребятам открыть для себя церковную поэзию, вчитаться и вслушаться в тексты православных молитв и песнопений, которые звучат ежедневно в сотнях храмов. Поверьте, это настоящая поэзия, потому что ее Автором, в конечном итоге, является Самый Главный Поэт. Поэт (в переводе с греческого, Творец)  неба и земли.


Беседовал Валерий Отставных


Справка: тульская рок-среда дала Русской Православной Церкви трех священников, двух псаломщиков, одного религиоведа и трудноопределяемое количество певчих.


Благовест-инфо

У этой записи 10 комментариев

  1. Виктория

    Рок музыка разная. У рокеров есть тоже очень много хороших песен. Я знаю людей, которые ее слушают и в пожилом возрасте. Отрицать такое явление не надо. Полезное и рациональное есть везде.

  2. Spravedlivisty

    А задумывались ли вы, что так называемые "неформалы" (поклонники тяжелого рока) так же, как и другие имеют потребность в духовном просвещении… Вот только не каждый из них может зайти в храм. Они жаждут Слова Божиего, чем успешно и пользуются сектанты. Легко рассуждать на эту тему, не живя в их среде. Кстати, никогда не пробовали проповедовать, подводить к христианскому учению через творчество таких людей как Валерий Кипелов, Юрий Шевчук, Константин Кинчев…

  3. Юлия

    Я, к примеру, также слушала русский рок. В свое время он играл для меня значимую роль, помогал действительно искать, быть постоянно в раздумьях.
    Своими текстами рок-музыканты непринужденно заставляли нас мыслить по-иному, смотреть на окружающее. Но тем не менее, это не духовное, а слишком душевное, и там тоже были и теперь есть свои минусы.
    И многие рокеры, находящиеся в поиске, нашли Истину и пришли или вернулись к своим Истокам — Святому Православию.
    Мне думается, что если есть сегодня священники и иные духовные лица, проповедующие православие среди рок-молодежи, то значит это действительно нужно.
    Ведь от проповеди просыпается душа, человек ищущий, может обрести то, что ему необходимо.
    Возможно, именно проповеди не хватало многим в 80-90-е гг. И возможно, слово о Христе, о Православии, о Церкви остановило бы многих от самоубийства (А.Башлачева и Янку).
    Помоги, Господи, этим людям, несущим сегодня сей тяжелый крест и укрепи их.

  4. Андрій Кравченко

    Олег, те що Ви пишете, це не критика, це емоції.
    Критика має бути конструктивною та обґрунтованою.
    Щодо Шевчука (відвідую кожен концерт в Києві в т.ч. останній) – його пісні переповненні любов’ю до Росії (можливо до Русі), щирим переживанням її долі.
    Його пісні свідчать про його пошук Бога, про його власне спілкування з Богом, про його власне богопізнання.
    Він єдиний з музикантів продовжує викривати гріх, яким переповнений шоу-бізнес, політична влада, суспільство.
    Коли я слухаю його пісні, я чітко усвідомлюю – це мій брат.
    Коли читаю Ваші коментарі, взагалі не розумію хто Ви…

  5. Вячеслав

    Олегу:
    Во-первых, я на личности не перехожу. Просто, прочитав ваши отзывы — вижу только критику. Если вам чья-то позиция не нравится — не принимайте её, но, постарайтесь отнестись к ней с уважением.
    Во-вторых, говоря о миссионерской работе, я имел в виду работу с определённой целевой аудиторией, а не беседу с отдельным человеком. Поверьте — ото очень разные вещи!
    Далее, к чему вы тут вспомнили опыт католиков? Там — совсем другая история; в обсуждаемой статье нет и намёка на заимствование методов католической церкви. Хотя, кое-чему можно было бы и у них поучиться.

  6. Олег

    Кстати, тут Вячеслав переходит на личности. Ему, значит, можно?

  7. Олег

    ///А вы, Олег, что предлагаете?___

    Я предлагаю не опускать веру до уровня попсы. Католики вот попробовали, и толку с того…
    Все их ужимки, песенки, фильмики, папики привели только к тому, что их храмы в Европе опустели. Есть ли у меня опыт миссионерской работы? Да, есть. Лучше, думаю, спокойно поговорить с одним человеком,, чем якобы быстро убедить беснующуюся толпу, из которой в храм вряд ли хоть один потом придет. Я сам в юности любил некоторых рок-исполнителей — Цоя, Шевчука. Теперь я их слушать не могу.

  8. Валерій

    Слава Богу!
    Всё дело в том, что рок-музыка была, есть. и будет существовать как часть мировой культуры, независимо от нашего к ней отношения и мнения. И — слава Богу — каждый волен выбирать из огромного количества музыки "хорошей и разной" то, что подходит по смыслу, духу и настроению. Свобода выбора — никто не заставляет нас слушать "сатанинские" рок-группы, всегда можно найти альтернативу в мелодичном роке (в т.ч. инструментальном), авторской песне, классике и т.д. Или в монастырском уединении.
    Можно и из рок-музыки выносить доброе, и тут уже вопрос воспитания — "семья, и школа".
    Конечно, очень многое зависит от личности популярных рок-исполнителей, ибо они являются (для молодёжи) посредством творчества и личного образа жизни первыми проповедниками. По плодам узнаётся дерево.

  9. Вячеслав

    А вы, Олег, что предлагаете? У вас самого есть ли опыт миссионерской деятельности? Или вы лишь на критике специализируетесь?

  10. Олег

    """Справка: тульская рок-среда дала Русской Православной Церкви трех священников, двух псаломщиков, одного религиоведа и трудноопределяемое количество певчих."""

    Еще большее количество пастырей вышли
    из партийной среды, из среды безбожной совесткой интеллигенции. Так что — да здравствует советский атеизм и его среда, из которой вышли такие люди?
    А привлекать молодежь можно многими спосбами, не только роком: можно пиво-водку безплатно раздавать, можно шмаль коллективно раскуривать, рассказывая молодым о пользе Литургии. Только что тогда в Церкви церковного останется?

Добавить комментарий