Для тех, кто хочет верить разумно

Вера и культура

Хеллоуинимся…?


Все чаще и чаще в конце октября мы слышим о праздновании диковинного «Хеллоуина», который идет к нам вместе с западной культурой. Многие рестораны и клубы устраивают специальные вечера, посвященные «Хеллоуину», а на православных сайтах к этому дню появляются обличительные публикации.


Так называемый праздник Хеллоуин берет свое начало от дохристианских кельтских культов. Кельты в конце осени праздновали так называемый «Самхейн» — праздник конца сбора урожая, окончания старого и начала нового года. По кельтским представлениям, зимой бог солнца находится в плену у Самхейна — властелина мертвых. С днем Самхейна у язычников было связано множество обрядов и традиций.


В девятом веке Западная Церковь установила 1 ноября празднование Дня всех святых — All hallows day. День накануне получил название All hallows eve, а это название со временем сократилось до Halloween. Совпадение дат привело к тому, что в народе церковный праздник оказался смешанным с языческим. Появились представления о том, что в этот день нечистая сила выходит на улицы и дороги, чтобы пугать благочестивых граждан.


В связи с празднованием Дня всех святых возникла детская игра «Угощай или пожалеешь»: нужно «откупиться» сладостями от детей, которые настойчиво стучат в двери. Кроме того, появилась традиция вырезать из тыквы страшные рожицы и помещать внутрь свечу — получается своеобразный фонарь. В интернете можно найти информацию о том, что этот фонарь изобрел скупой и хитрый ирландский кузнец по имени Джек, который сумел два раза обмануть дьявола и получил от него обещание не покушаться на собственную душу. Однако за свою греховную мирскую жизнь ирландец не был допущен и в Рай. В ожидании Судного дня Джек должен был бродить по Земле, освещая себе путь кусочком угля, защищенным от дождя обыкновенной тыквой.


В наши дни Хеллоуин превратился в выгодное коммерческое предприятие для изготовителей специальных костюмов, продавцов открыток, свеч, тыкв и прочей атрибутики, для владельцев ресторанов, кафе и ночных клубов и пр.


Можно провести параллели между празднованием Хеллоуина в западный День всех святых и днем Ивана Купала, который соединяется в народе с празднованием рождества Иоанна Предтечи. И здесь, и там мы видим языческие корни, наложенные на христианский праздник. Как ни борется Церковь с языческими пережитками подобных праздников — искоренить их в народе очень и очень трудно.


Что же делать православным? Прежде всего — не участвовать в том, что противно христианской совести: не прыгать через огонь на Купалу, не пугать окружающих страшными масками на Хеллоуин, не изображать уродливых или ужасных кровавых сцен. Но, с другой стороны, и не уделять этому празднику чрезмерно много внимания, помня, что мы, православные, своими выступлениями «против» можем сделать ненужную рекламу тому или иному явлению. А если ваши дети все же празднуют Хеллоуин в школе — объясните им, как этот день связан с западным христианским праздником прославления святых.


Кстати, сегодня у моих детей в детском садике «праздник осени», — при желании и богатом воображении можно было бы провести параллели с Хеллоуином. Но мне кажется, что лучше рассказать о том, как Западная Церковь в этот день чтит святых,  как, например, в Польше в этот день невозможно проехать по дорогам, поскольку все едут на кладбища, чтобы зажечь свечу на могилах близких людей. А уделять слишком много внимания и сил борьбе против современных коммерческих праздников — дело бесполезное. Воцерковленный и так в них не будет участвовать, а неверующий — попросту не поймет, о чем мы говорим. Проповедовать нужно Христа и Его Церковь, — проповедь «за» всегда эффективнее, чем обличения «против».


Колонка редактора для «Православия в Украине»

Дата публикации: 01.11.2006