250 лет со дня рождения Моцарта

27 января 1756 года, в день памяти святителя Иоанна Златоуста в австрийском городе Зальцбурге в семье музыканта Леопольда Моцарта родился младший сын. Мальчика назвали Иоанном Хризостомом Вольфгангом Феофилом (последнее имя известно всем в итальянской транскрипции – Амадей). С четырёхлетнего возраста в Вольфганге Амадее стал обнаруживаться необыкновенный музыкальный дар. Изумлённый отец писал: “я мог бы рассказать о таинственном гении моего сына и подробно описать, с какой сказочной быстротой он постиг музыкальную науку”… С шестилетнего возраста Вольфганг стал сочинять музыку; кроме того, он в совершенстве овладел игрой на клавире и других музыкальных инструментах. Родители чудо-мальчика организовывали гастроли по разным странам, удивляя его искусством вельмож, князей, королей и самого Римского папу. Слушая необыкновенного концертанта, владыки мира сего умилялись до слёз и осыпали ребёнка поцелуями, а маленький Моцарт при этом доверчиво спрашивал: “а ты вправду меня очень-очень любишь?”, чем приводил королей и князей в немалое замешательство…


По отзывам знавших его людей, Моцарт был чрезвычайно живым, весёлым, дружелюбным, глубоко чувствующим, добрым и благородным человеком. В нём постоянно жила музыка; созрев в его сердце, она заносилась на бумагу почти без помарок. Моцарт хорошо сознавал источник своего чудесного музыкального дара. Он говорил: “музыка приходит ко мне просто потоком. В моём мозгу я не слышу произведение в его развёртывании, но держу его целиком, одной глыбой, так сказать. Всё это проходит во мне как волшебный и грандиозный сон. Как происходит, что я не забываю это, как забывается сон? О, наверное, это самый бесценный дар, за который я должен возблагодарить моего Создателя”.


Моцарт был глубоко верующим человеком. Его религиозность была, как и всё в его жизни, живой и неформальной; она не могла ограничиться только обрядовой стороной католической Церкви, к которой принадлежал композитор (как видно из его писем, он часто исповедовался и причащался); он постоянно искал нравственного и духовного смысла жизни. В письме к отцу Моцарт писал: “я всегда думаю о Боге, признаю Его всемогущество и страшусь Его гнева. Но я знаю и Его любовь, Его сочувствие и сострадание к тем, кого Он сотворил. И никогда Он не оставит тех, кто Ему служит”.


Умер Моцарт 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет. Существует легенда об отравлении композитора. Трудно сказать, насколько она истинна. Моцарт жил как бы в “два раза быстрее”, интенсивность его внутреннего существования была чрезвычайно высока – это отмечали все близкие композитора. В своём возрасте, который для современных людей – безоблачное начало самостоятельной активной жизни, Моцарт много размышлял о смерти. “Я никогда не ложусь спать, не поразмыслив о том, что на следующий день, быть может, меня уже здесь не будет”, писал он, “и, однако, никто не может сказать, что я пребываю в грусти и печали. Я благодарю моего Господа за то, что Он осчастливил меня пониманием смерти, этой лучшей подруги человека. Я благодарю каждый день моего Творца за это высшее счастье и сердечно желаю его всем, себе подобным”.


Музыка Моцарта уникальна. Она утешает, возвышает и очищает душу. Слушая Моцарта, как будто дышишь свежим воздухом в зимнем утреннем солнечном лесу. Если творчество Баха в двух словах можно охарактеризовать как глубину и совершенство, музыку Гайдна и Генделя – как здоровье и радость, то Моцарт – это утончённость и небесная красота, выраженная, насколько это возможно, в звуках. Вместе с этим в творчестве Моцарта за кажущейся “лёгкостью” мне видится первая, главная “проблема” человека и человечества. Человек – сотворённое Богом по Его образу и подобию, но вместе с тем падшее существо. Художественное отображение этого было дано Моцарту; от того его музыка необыкновенно светозарна и гармонична, но вместе с тем – глубоко, невероятно трагична. Моцарт совместил в своём творчестве Божий свет, сущий в каждом человеке, и кошмар существования его в падшем и смертном мире…


В наше время, когда культурное пространство разрушается, когда над людьми властвует пошлость, мелочность, стадность, нам необходим Моцарт. Своей подлинной эстетической драгоценностью, высокой религиозностью, очевидным воспитательным и нравственным достоинством при одновременной доступности, его музыка лечит и избавляет нас от расхристианизированной современной антиэстетики, низости и попсы, возвращая нас в лоно великой христианской европейской культуры и обращая наши сердца к Тому, от Которого исходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (Иак. 1, 17) – к Богу, служителем Которого всегда был и осознавал себя Вольфганг Амадей Моцарт.


Опубликовано в газете “Церковный вестник” (Москва), в редакцию “Киевской Руси” прислано автором

Цей запис має 4 коментар(-ів)

  1. Тихомир

    Я по другим статья во многом не согласен с автором, но с выводами данной статьи полностью солидарен. Моцарт облагораживает души, и, возможно, когда-нибудь именно его произведения окажут существенное влияние на обращение современного человека к Богу.

    Ведь не зря пророчески сказал
    Ф.Достоеский: "Красота спасет мир".

  2. Виктория

    Разве дар Божий имеет национальность или политические взгляды? "Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягла в сфере музыки" П. И. Чайковский.

  3. Алексей

    Как грустно, что невиден человек, не слышна музыка, но видны почему-то какие-то тени, какие-то вторичные вещи. Что было бы если всякий раз, когда мы слушаем как Растропович исполняет Баха на мы задумывались: а ведь он еврей, может быть не стоит увлекаться прослушиванием этого исполнителя?
    помоги Господь

  4. Андрей

    А как насчет того, что Моцарт – масон?

Залишити відповідь