Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Вера и культура > Код глупости. Об одной литературной мистификации

Вера и культура

Код глупости. Об одной литературной мистификации


От нечего делать прочла «Код да Винчи». Нечеловеческая книга. Первые десять страниц произвели на меня впечатление столь сильное, что глаза у меня полезли из орбит, а волосы на всем теле встали дыбом…


Мистер Браун


У Дэна Брауна все против логики и здравого смысла — бедный профессор живет в «Ритце», хотя жалеет о пропавших 70 долларах, полиция убегает с места преступления, бросив без охраны картины и голое мертвое тело со всеми уликами, специалистка по криптографии не может разгадать примитивную анаграмму, топология Парижа такова, что начинаешь тихо сходить с ума. Что-то вроде «вышел на балкон в Южном Бутове полюбоваться на Кремль и ВДНХ». Партнерша Амона почему-то Изида, а не Мут, ну а уж путаницу с Давидом и Соломоном заметили все.


Очевидно, что роман написан под экранизацию с заготовленным продакт-плейсментом. Читатель тоже определен — это средний полуидиот. Стратегия — герои тупее читателя. Это как в телевикторинах, которые делятся на две группы — участники тупее зрителя («Поле чудес», «Угадай мелодию») и участники умнее зрителя («Своя игра», «Что? Где? Когда?»). Читатель у Брауна разгадывает все ходы раньше героев, а герои подбадривают его криками «гениально, как я раньше не догадался».


Полуидиот заведомо американец. Он знает: 1) город в Европе — Париж; 2) самый известный художник — да Винчи; 4) самая известная книга — Библия; 6) самый известный человек — Иисус. На этом познания американского полуидиота заканчиваются, поэтому Браун снабжает его подсказками — «Елисейские поля — это как Пятая Авеню», «Тюильри — это как Сентрал-парк». А круассан — это свернутый в трубочку гамбургер без котлеты и кетчупа.


Ну хорошо, полуидиот не заметит всех фактических и логических ошибок, но что делать с полуобразованным читателем, который натыкается на них на каждом шагу? Зачем Браун расставил исторические и географические ориентиры, которые каждую минуту должны напоминать читателю, что все это чепуха несусветная?..


Тут-то я поняла, что роман конспирологический и Браун зашифровал в нем первое скрытое послание: «Дураки вы все». С этого момента читать стало интересно — во всем этом бреду я стала искать разгадку кода Дэна Брауна. И обнаружила, что в 1995 году Дэн Браун совместно с женой опубликовал книгу «187 мужчин, от которых следует держаться подальше: путеводитель для романтически фрустрированных женщин». Вот он, ключ к разгадке! Книгу написала жена Дэна Брауна, которой до чертиков надоел ее неудачник-муж!



Миссис Браун


Однажды за завтраком миссис Браун сказала мистеру Брауну:


— Слушай, я сейчас читаю такую интересную книжку «Holy Blood, Holy Graal» (в русском переводе «Священная загадка». — А.Ч.), довольно старинную, она вышла еще в 80-х.


— Угу, — сказал мистер Браун, не отрываясь от газеты.


— Представляешь, один француз по фамилии Саньер нашел как-то древние свитки, содержащие очень важную тайну, которую никто не мог разгадать.


— Хм, — ответил мистер Браун и надкусил бутерброд.


— Ты слушаешь меня? Так вот, оказалось, что в деле замешаны тайные общества, тамплиеры, катары и еще эти, как их там, боже, эти европейские названия, ризеншнауцеры, тьфу, то есть розенкрейцеры.


— Передай мне молоко, — сказал мистер Браун.


— И в этих тайных обществах состояли всякие известные люди, все европейцы, Леонардо да Винчи, например.


— Да-да, — пробубнил мистер Браун.


— И эти парни, ну, которые написали эту книгу, все раскопали — Иисус, оказывается, был женат! Представляешь? И у него были дети, от которых пошли всякие европейские короли, и их потомки до сих пор живы. А святой Грааль — это в самом деле Sang Real — царская кровь. А церковь все это от нас, женщин, скрывала. Все вы, мужики, таковы, на все пойдете, лишь бы не жениться!


— Дорогая, но я все-таки женился на тебе.


— Это потому что ты атеист. Но есть тайное общество, Приорат Сиона, Prieure du Sion, или Сионская Община, которое знает правду и непременно ее откроет.


— Полагаешь? — Мистер Браун перевернул страницу.


— Послушай, вот бы написать про это книжку! Это был бы бестселлер, и миллионы женщин наконец-то узнают истину!


— Дорогая, у меня встреча с издателем, напиши сама, только отвези перед этим машину в автосервис, мне кажется, в ней что-то стучит. И купи еще молока, у нас кончилось.


Миссис Браун села в кабинете мужа. Ну что ж, она напишет сама, раз ему некогда. Но она не умела придумывать детективные истории — только писать колонки про отношения мужчин и женщин. Тогда она сняла с полки книгу своего мужа «Ангелы и демоны». «Какую бы придумать завязку? А что думать! Возьмем ее прямо из его романа, ведь не подаст же он на меня в суд! Итак, заменим лабораторию на музей». Тут миссис Браун порылась в путеводителе по Парижу. «Как его там… а, Лувр». Пусть убитый будет не отцом, а дедушкой этой француженки. Что там дальше? Тайный знак. Тайный знак на груди он нарисовал себе сам. Теперь шифр… Их полно в воскресном выпуске газеты на последней странице, всякие загадки и ребусы, которые я никогда не могла понять. К счастью, там публикуют решения.


Работа пошла. Правда, как всякая женщина, миссис Браун совершенно не умела ориентироваться по карте. Она совсем запуталась в этих планах Лувра и Парижа. Но так ли это важно, куда они там повернули? Главное, что все мужики сволочи, они придумали себе бога, который позволяет им не жениться, потому что, видите ли, Иисус не был женат, а из двух женщин в его жизни одна была старой девой, а вторая проституткой. Ну ничего, я раскрою всем глаза. Когда рукопись была закончена, миссис Браун задумалась. «Мне не поверят, как не верили и раньше, такое должно быть написано мужчиной, от мужчины они не смогут отмахнуться». Миссис Браун вздохнула и напечатала: «Автор — Дэн Браун». Уговорить мужа показать роман издателям было пустячным делом.



* * *


По примеру миссис Браун я тоже прочла «Священную загадку». То, что именно она составила историческую завязку «Кода да Винчи», сомнений не оставляет. По сути «Загадка…» — отличная мистификация, куда более сложная и изящная по структуре, чем поделка Браунов. Она мне напомнила «Рукопись, найденную в Сарагосе», где переплетается множество историй и тьма персонажей, которые все едут и едут куда-то, но так и не сдвигаются с одного места. В конце концов выясняется, что все эти цыгане, маги, ученые красавицы и мавританские принцессы морочат главному герою голову своими сказками ради одной цели — тайны, в которую он должен быть посвящен. Так Байджент и компания плетут множество сюжетных линий и цитируют множество источников, как подлинных, так и мнимых, чтобы привести к уже известной развязке. Книга напоминает кельтский орнамент, каждая ветвь теряется среди других, чтобы появиться снова через 5 глав. Для того, чтобы связать невозможное, Байджент и Ко пользуются одним простейшим приемом, вроде манипуляций карточного фокусника — «если предположить, что этот документ все-таки не подделка, то совершенно очевидно, что…».


То есть проверить невозможно, а следовательно, доказательство бесспорно. Впрочем, ошибок в тексте и так хватает. Тем не менее читать это чрезвычайно интересно, если относиться к тексту как к исключительно художественному.


Вот и вся история.


Источник: НГ-экслибрис

Дата публикации: 29.09.2005