Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему с миром…
Славянское название праздника «сретение» указывает на встречу Богомладенца Христа в Иерусалимском храме праведным Симеоном. Как повествует Евангелие от Луки, в 40-й день после рождения Христа Спасителя Пречистая Приснодева принесла Его из Вифлеема в Иерусалимский храм, чтобы «представить, как первенца, пред Господом», как этого требовал древний религиозный закон.
Согласно еврейскому религиозному закону, женщина на 40-й день по рождении младенца мужского пола приходила с ним в храм и приносила голубицу в очистительную жертву и другую голубицу или овцу — в жертву всесожжения. Так было и после рождения Богомладенца. Вместе с праведным Иосифом Богоматерь пришла в храм и принесла Своего Божественного Сына.
Здесь встретил их старец Симеон. В Евангелии сказано о нем, что он был «праведен и благочестив». Праведным и благочестивым назывался тот, кто выполнял ветхозаветный закон,— «закон и пророки», любя Бога и человека. Таковым и был старец Симеон. Праведному Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26).
Существует одно благочестивое предание, сообщающее, что праведный Симеон был в числе переводчиков Священного Писания с еврейского языка на греческий. Этот перевод священных книг для знаменитой Александрийской библиотеки был начат по приказу египетского царя Птолемея еще в III веке до Рождества Христова и продолжался много лет. Пророческие книги переводились примерно за столетие до Рождества Христова. И вот когда праведный Симеон, еще будучи молодым, переводил пророчества Исаии о рождении девой Сына Божия, то усомнился в этом. И тогда явился ему ангел Господень и предсказал, что он не умрет, пока своими очами не увидит Богомладенца.
Наконец, этот торжественный и священный для него момент наступил. В порыве благоговения и величайшей радости он приемлет на свои руки Младенца Христа, прижимает к своему сердцу и, ликуя, прославляет и благодарит «Владыку, ныне отпускающего его с миром», т. е. разрешающего спокойно умереть. И вместе он пророчествует о том, что привнесло в мир рождение Богомладенца. «Очи мои,— говорит он,— увидели спасение Твое», уготованное для всех народов. Эти языческие народы пребывали во тьме греховной и неведении истинного Бога. И вот теперь просиял «свет к просвещению» всех народов по всему лицу земли (Лк. 2, 29-32).
Так в Иерусалимском храме произошла встреча представителей Ветхого Завета с только что пришедшим в мир Начальником Нового Завета — Спасителем мира Иисусом Христом.
Какая знаменательная, какая торжественная, какая священная и радостная встреча! Ветхий Завет сменяется, точнее, завершается Новым. Новое учение о Боге и человеке, новое отношение Бога к миру, новые, неведомые раньше токи спасительной благодати Божией нес с собой этот Новый Завет.
Братие и сестры! Сретение — великий христианский праздник. Наши праздники обычно напоминают нам о тех или иных событиях из жизни Спасителя и приглашают следовать за Ним. Праздник Сретения зовет нас к радостной встрече с Господом нашим Иисусом Христом, напоминая нам, что и для нас Он должен быть «восстанием», духовным обновлением, и что и для нас необходим крестный путь борьбы с грехом и «сораспятие Христу» (Гал. 2, 19).
Что это такое — встреча с Господом? Как понять это? Когда человек готовится к встрече с близким и любимым другом своим, он приготавливает для этого свой дом, делает его чистым и праздничным. Точно так же должен он поступать и в отношении своей души, желая принять в сердце свое Христа Спасителя.
Он должен очиститься от грехов, обновить и просветить себя внутренне, и тогда Господь войдет в это просветленное жилище нашей души и будет обитать в нас. Тогда радость наша будет совершенна, ибо богообщение является для нас высшей наградой за все те покаянные труды, которые мы несем для очищения души своей.
Мало времени остается, братие и сестры, до дней Св. Четыредесятницы.
Пост, и особенно Великий,— это предрассветная, предпасхальная очистительная гроза, очищающий огонь, опаляющий все греховные плевелы, грехи и помыслы наши, если мы спасительно проводим его. В первые дни Великого поста мы услышим покаянный канон прп. Андрея Критского, будем призываться великопостным богослужением к покаянию, к глубокому осознанию своей греховности, к искренней и полной исповеди и достойному причащению.
Чтобы пройти весь сложный и нелегкий путь великопостного внутреннего очищения через покаяние и исповедь, нужно заранее иметь Господа в своем сердце, ибо всякая исповедь, и тем более великопостная, есть Суд Божий над нами голосом совести, а через нее и голосом Самого Господа Бога.
Нынешний праздник Сретения Господня своими песнопениями, молитвами и евангельским чтением помогает нам в нашей собственной встрече с Господом в глубинах нашего сердца и нашей совести.
Будем же готовы встретить в нашем сердце и Христа, обличающего наши грехи, и Христа Воскресшего, наполняющего радостью всю нашу жизнь. Будем готовы всегда ко встрече с Господом, чтобы и в конце жизни нашей земной каждый из нас с легким сердцем мог бы сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… ибо видели очи мои спасение Твое». Аминь.