Для тех, кто хочет верить разумно

Выпуск №2 (9) от 03.2000

Замечания о Символе веры 9


8-й член

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Провозгласив свою веру в личность и дело Спасителя нашего Иисуса Христа, Церковь выражает свою веру в Третье Лицо Пресвятой Троицы. Отцы I Вселенского Собора только упомянули о веровании Церкви в существование Святого Духа; это объясняется тем, что они прежде всего обращали свое внимание на учение о Божественности Слова, на тот пункт, где сталкивалось кафолическое Православие с арианством. Однако споры, продолжавшиеся в течение всего IV века, не могли не затронуть пневматологии, потому что не одни только ариане отрицали Божественность Святого Духа, но также и другие христиане, которые, отвергая доктрину Ария, относящуюся к Слову, не принимали Божественности и единосущности Духа. Поэтому отцам той эпохи надлежало защитить православное учение о Третьем Лице Пресвятой Троицы, а следовательно, и о внутритроичных соотношениях. Второй Вселенский Собор, созванный в 381 году в Константинополе, снова осудил учение Ария во всех его видах и особо заклеймил ересь Македония, отрицавшего Божественность Святого Духа. Отцы Церкви ясно и твердо провозгласили тогда совершенную полноту Божества Третьего Лица Пресвятой Троицы, однако, чтобы не отпугнуть некоторых консерваторов, противящихся всякой новой формулировке, даже если она совершенно выражала несомненную веру Церкви, они терминов Бог и единосущный в член Символа веры, относящийся к Святому Духу, не включили. Эта осторожность оказалась плодотворной, и фактически ересь «пневматомахов» (то есть восстающих против Духа) была сокрушена, и троичная терминология, выражающая верование Церкви, окончательно зафиксирована.

Христианское вероисповедание Святого Духа как раздельного Лица Пресвятой Троицы зиждется на новозаветном Откровении, и прежде всего на словах нашего Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Ветхий Завет, несомненно, знал Духа Божия как действующую Силу, и в пророческих видениях излиянием этого Духа определяется конец времён (Ис. 44, 3; Иоиль 11, 28). Но только в Новом Завете Слово и Дух познаются как Лица.

Никоим образом не отказываясь от строгого монотеизма Синайского откровения и утверждая принцип численного единства Божественного Существа, христианское учение исповедует, что монотеизм этот не единоличен, а троичен. Об этом приближении к Божественной тайне хорошо сказано в одном прекрасном месте у святого Григория Богослова: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такою ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом… Надлежало же, чтобы Троичный Свет озарял просветленных постепенными прибавлениями, как говорит Давид, — восхождениями (Пс. 38, 6), поступлениями от славы в славу и преуспеяниями… У Спасителя и после того, как многое проповедал Он ученикам, было еще нечто, чего, как Сам Он говорил, ученики не могли тогда вместить (Ин. 16. 12). И еще Спаситель говорил, что будем всему научены снисшедшим Духом (Ин. 16. 13). Сюда-то отношу я самое Божество Духа» (Слово 31).

В Пресвятой Троице источник Божества — Отец, дающий Сыну Свою сущность рождением и Святому Духу — исхождением. Поэтому, сообразно с учением Самого Спасителя (Ин. 15, 26), Символ веры утверждает, что Святой Дух исходит от Отца. Различный модус существования Сына и Духа предполагает различие Ипостасей; Церковь на этом моменте настаивает, но в то же время святые отцы признают то, что ум человека не может понять, в чем состоит это различие. Святой Григорий Богослов пишет: «Посему что же есть исхождение? Объясни ты мне нерожденность Отца: тогда и я отважусь естествословить о рождении Сына и об исхождении Духа; тогда, проникнув в тайны Божии, оба мы придем в изумление» (Слово 31).

Святой Иоанн Дамаскин кратко говорит, что никакое умственное усилие не может раскрыть нам того, «как» было рождение и исхождение (О православной вере. 1, 8). На Западе, однако, наоборот, схоластическое богословие пыталось объяснить рождение и похождение, отправляясь от психологических аналогий. Правда, блаженный Августин, епископ Иппона, уже пользовался этим методом, но всегда видел в нем только метод сравнений, который помогал бы человеческому уму как-то приблизиться к Троической тайне, и отнюдь не считал его рациональным объяснением Божественных внутритроических отношений. Вот что он пишет: «Что же до разницы между рождением и похождением — я не знаю, и не могу, и не в состоянии постичь» (Исповедь 11, 4).

Православная Церковь считает формулу «от Отца исходящаго» полным и достаточным выражением своей веры. В противовес еретикам, утверждавшим, что Дух — только тварен, защитники Православия подчеркивали, что Дух — непосредственно от Отца: это именно святой Григорий Богослов и провозглашает: «Святый Дух, поелику исходит от Отца, не тварь» (Слово 31).

На Западе, начиная с V века, тринитарное богословие приняло другое направление: чтобы в борьбе с арианами отстоять Божественность Сына и подчеркнуть связь между Святым Духом и Сыном, стали утверждать, сначала от случая к случаю, а затем систематически, что Дух Святой исходит от Отца и Сына (Filioque). Параллельно с развитием этой концепции сначала в Испании, а потом в Галлии и Германии не побоялись изменить Вселенский Символ веры и включить в него термин «филиокве». Рим не одобрил этого прибавления. Но в начале XI века, когда папство целиком стало зависеть от германских императоров, новшество это было принято в «Кредо» и в самом Риме. Акт этот подлежит двойному осуждению: во-первых, потому, что добавление выражало учение, не обоснованное Откровением, и, во-вторых, потому, что текст «Кредо» был изменен односторонне, одной только Западной Церковью, которая тем самым нарушила кафолическое начало соборности. Если Дух Святой исходит от одного Отца, это не значит, что Он чужд Сыну: поэтому святой Иоанн Дамаскин пишет: «…мы также говорим, что Дух Святой исходит от Отца, и называем Его «Дух Отца», мы не говорим, что Он исходит от Сына, но что Он — Дух Сына» (О православной вере, 1, 8). В прекрасном Символе святого Григория Неокесарийского (III в.), на который мы уже ссылались в связи с его учением о Слове, мы читаем: «И один Дух Святой, от Бога(*) имеющий бытие и через Сына явившийся, то есть человеком; образ Сына совершенного совершенный, жизнь, вина живущих, источник святой, святость, податель освящения, в котором является Бог Отец, Иже над всеми и во всех, и Бог Сын, Иже через всех» (РG, I, 46, соl. 912). Итак, если в порядке онтологическом и превечном Дух исходит от Отца, то в аспекте миссии Он явлен Сыном; «Мы исповедуем, — пишет святой Иоанн Дамаскин, — что Он (то есть Святой Дух) нам дан и явлен через Сына» (О православной вере. 1, 8).

Святой Дух есть источник всякого освящения: перед Своими Страстями Спаситель говорит о пришествии Духа, и это обещание исполняется в день Пятидесятницы. Жизнь Церкви есть не что иное, как это событие, увековеченное прежде всего таинствами. Присутствие Духа Святого коренным образом отличает Церковь от всякого другого общества и сообщает ей ясную уверенность в трудные времена.

Святой Дух — действующая сила в освящении каждого христианина, принятием благодати Духа Святого можем мы взывать к Богу: «Авва Отче» (Рим. 8. 15; Гал. 4. 6). Поэтому апостол Павел и называет Духа Святого Духом усыновления: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8, 16).

Мы исповедуем в Символе веры Духа — Животворящаго, потому что сообщаемая Им благодать соделывает нас действительными «причастниками Божеского естества» (2 Пет. I, 4). Это не должно быть истолковано в смысле пантеистическом, но не следует также лишать Писание его истинного значения и принимать это выражение за метафору. Православная Церковь, охраняя учение о Божественной трансцендентности и одновременно утверждая возможность обожения тварного человека, неукоснительно учит различать непостижимую Сущность Бога и доступные человеку Божественные энергии. Обожающая нас благодать уже в мире сем озаряет тех, кто аскезой отрывает себя от его суеты, и благодать эта по втором Пришествии преобразит весь космос, явит победу Христа и соединит в свете и любви создание с Создателем.

* То есть Бога-Отца.

Дата публикации: 01.12.2003