Благословение, или «освящение» дома

Часто прихожане приглашают священника освятить жилище. Какой в этом смысл и как правильно это сделать?

Для верующего человека естественно стремиться о благословении всех аспектов своей жизни. Собственно, христианское мировоззрение — цельное, христианин является христианином всегда, не только в храме или во время молитвы, но во всех делах и отношениях, в семье или на работе, и даже на отдыхе. Поэтому церковь по просьбам верующих благословляет и их жилища, и средства передвижения, и пространство для работы. А чего не стоит благословлять, того, может быть, и вообще не стоит делать.

Освящение дома или квартиры — это не освящение стен и стройматериалов, но просьба о благословении пространства жизни, которое создают люди, в нем проживающие. Дом — центр, где живет семья, где рождаются и взрослеют дети, куда мы возвращаемся с работы и из отпуска. «Качество» жизни семьи зависит от того, что происходит в ее доме. Для большинства жителей города таким домом является собственно квартира.

Желательно, чтобы при освящении дома собралась вся семья, в нем проживающая. Священник — не шаман, а освящение — не магическое действо. Как каждое священнодействие Церкви, оно совершается по молитве всех верующих, а не только духовенства. И Сам Христос говорил, что там, где «двое или трое» собраны во имя Его, там Он есть посреди них.

Перед освящением в прибранном доме готовят стол перед иконами, на который священник положит Евангелие и все, что необходимо для освящения. Можно сразу же поставить на стол чашеобразную емкость для святой воды — это может быть, скажем, миска или салатница. Также в чине благословения дома освящают елей. Можно сразу приготовить примерно полстопки растительного масла. Иногда на стол также кладут хлеб.

Перед началом освящения священник пройдет по дому и нарисует или наклеит на четырех стенах крестики. Крест — знак победы Христовой над дьяволом и смертью. Кресты на стенах освященного дома — не магические обереги, а знак освящения. Как и иконы, изображения Креста должно побуждать христиан к молитве и чистоте жизни.

Освящение дома начинается с чтения 90-го псалма и каждения. «Живый в помощи Вышняго в крове Бога небесного водворится», – читает священник псалом и проходит по всем комнатам с кадилом. Благоухание фимиама наполняет дом — это знак присутствия благодати Духа Святого. Дом становится подобным храму, ведь не случайно христианскую семью называют «малой церковью». «Поскольку на Меня уповал, Я избавлю Его и защищу Его, потому что он знает имя Мое», – заканчивается псалом, напоминая нам: для того чтобы быть под защитой Бога, нужно искренне веровать в Него, возлагать на Него и только на Него надежду и исполнять Его заповеди.

Далее поют тропарь:

Как Закхеевому дому Твоим, Христе, входом спасение бысть,
так и ныне входом священнослужителей Твоих,
а с ними — святых Твоих ангелов
мир Твой подай дому сему
и милостиво благослови его,
спасая и просвещая всех, жить хотящих в нем.

О Закхее, который упоминается в начале тропаря, мы узнаем немного позже, когда будет читаться Евангелие. Сейчас стоит отметить, что просьба о мире и благословении дому здесь соединяется с молитвой о спасении и просвещении его обитателей. Собственно, это и есть цель любого освящения — спасение людей, которое состоит в просвещении светом Христовой истины, в целостном соединении с Богом через праведный образ жизни и таинства Церкви. А образ жизни — это собственно выбор человека, от которого зависит, грешить или нет. Поэтому действия священника должны соединяться с устремлениями и действиями прихожан.

Далее читаются две молитвы. В них возносятся просьбы о том, чтоб Господь Бог сохранил от всякого зла невредимыми тех, кто будет жить в доме, сохранил в мире их жизнь и подал им по достатку и умножил всякое добро.

Во второй молитве есть также слова «страхом Твоим огради». Часто словосочетание «страх Божий» понимают неправильно. Это должна бы быть не боязнь кары за грех, а страх собственно совершить грех и через это удалиться от Бога. Грех разрывает нас с Богом, отдаляет от жизни и вносит смерть в нашу природу. Страх Божий — это страх оказаться недостойным быть сыном или дочерью Божией. Страх потерять Бога через свою беспечность или пристрастия. Это подобно страху потерять любимого человека.

Далее священник, читая молитву, благословляет елей. Елей — древнейший религиозный символ. Он дает свет, лечит, он есть символ благодати Божией при помазании царей и священников. В молитве священник просит, чтобы елей стал на прогнание всякой сопротивной силы и дьявольских замыслов.

После молитв священник окропляет все жилище святой водой, прогоняя «всякое лукавое и бесовское действие». Далее стены дома, на которых нарисованы или наклеены крестики, помазываются елеем. Помазание елеем стен дома — еще и символ достатка, о чем поется далее в стихире:

Благослови, Господи, дом сей,
и исполни его Твоих земных благ,
и всех, благочестиво в нем жить хотящих,
от всякого злого обстояния невредимыми сохрани,
и всякое изобилие небесного и земного благословения им даруй,
и как Милосердный, помилуй по великой Твоей милости.

Остатки елея используют потом в пищу. А в чине освящения далее следует чтение Евангелия от Луки, отрывок из главы 19. Здесь говорится о том, что делать, чтобы снискать Божие благословение для своего дома.

В Евангелии рассказывается о встрече Христа с Закхеем, начальником мытарей в Иерихоне. Это был зажиточный и вовсе не праведный человек. Собственно, во времена Христа мытари были людьми, собиравшими с народа подати по принципу «с кого удастся больше урвать», а не по закону. Это было нечто вроде узаконенного рэкета. И вот, когда в дом к такому человеку на обед пришел Иисус Христос, то бывшие с Ним начали роптать, что Иисус вошел в дом к грешному человеку. Вполне справедливо, потому что наверняка в Иерихоне можно было найти того, что был бы более достоин принять Христа.

Но цель прихода на землю Сына Божия — спасти грешников. И для этого спасения крайне необходимо, чтобы сам грешник возненавидел свой образ жизни и повернулся в сторону Бога. И вот, услышав слова ропота, Закхей встал и произнес: «Господи, половину имения своего я отдаю нищим, а у кого что неправедно вынудил — возмещу вчетверо». Так человек может в один момент развернуть свою жизнь на 180 градусов, от греха к правде. Отметим, что Закхей здесь не просит прощения у Бога, потому что понимает, перед кем он прежде всего виноват: не перед Богом, но перед теми людьми, которых он обирал, и потому прежде чем что-либо просить у Бога, нужно исправить зло, причиненное ближним.

Услышав слова Закхея, Иисус говорит: «Вот, теперь пришло спасение дому сему, потому что и он — сын Авраамов. Ибо Сын Человеческий пришел отыскать и спасти погибшее». Видим, что «спасение дома» Закхея пришло тогда, когда он внутренне переродился, когда принял решение об исправлении нанесенного людям ущерба и об изменении образа жизни. Иисус Христос говорит об этом так: Закхей стал сыном Авраамовым. В Библии праотец Авраам называется «отцом всех верующих», потому что это человек, полностью доверившийся Богу и исполнявший все, что велел ему Господь. Ожидая 25 лет исполнения Божьего обещания о рождении сына от своей престарелой жены Сарры, Авраам позже прошел и через еще большее испытание, когда оказался готовым отдать Богу все, что получил от Него, даже долгожданного сына — так и Бог отдаст Сына Своего на смерть ради спасения людей. Закхей по рождению своему был из «сынов Авраамовых», потому что происходил из его потомков — народа еврейского. Но настоящие дети Авраамовы, пишет апостол Павел, не те, кто происходит от Авраама по плоти, но те, кто таковы по духу — то есть все, кто имеет настоящую веру, как у Авраама, кто полностью доверяет Богу и исполняет Его повеления. И Закхей, будучи из «сынов Авраамовых» по плоти, стал настоящим сыном Авраамовым тогда, когда изменил свой образ жизни на праведный.

Потому для снискания Божия благословения на свой дом его хозяева должны стать настоящими детьми Авраамовыми, то есть довериться Богу и жить по Его заповедям. «Буду ходить посреди дома моего в чистоте сердца моего, – говорит псалмопевец. – Не положу перед очами моими дела противозаконного. Сердце нечестивого не прилепится ко мне. Злого я не хочу знать». Эти слова 100-го псалма — гимн праведного хозяина дома.

В конце чина, после Евангелия, возносятся молитвы о самих жителях дома, которых поминают поименно. Просят, чтобы Господь Бог послал им Своего милостивого ангела, который будет не только оберегать и охранять от всякого зла, но и наставлять на добрые дела и на исполнение святых Христовых заповедей. Молятся о здоровье, долголетии и достатке жителей дома и поют многолетие.

Благословение дома — чин, на который стоит собраться всей семье, чтобы вместе помолиться, услышать слова Евангелия и проповедь священника. Как будет жить семья в доме дальше — полностью зависит от людей. Благословение Божие — это дар, которым, как всяким подарком, можно распорядиться по-разному. Можно использовать его на добро и приумножить, а можно пренебречь им. Освящение не действует «автоматически». Господь по нашим просьбам дает благодать для того, чтобы мы могли праведно жить в мире и любви. Но как мы будем жить и какие решения принимать — целиком в нашей власти.

Google

Залишити відповідь