Притча о блудном сыне

Но тому, о, Господи, и силы,
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!

Н. Гумилев

Сюжет этой притчи в описании Евангелия от Луки таков:

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону, и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв, и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал и нашелся» (Лк. 15, 11-32).

Эта притча вызывает множество недоумений. Она, кажется, противоречит законам обычной человеческой логики, самым прямым образом нарушает их: младший сын, который промотал отцовское имущество, принимается с почетом, а старший, который верой и правдой помогал отцу, заслуживает порицание от него. В этой притче, тем не менее, устанавливается новая, высшая, евангельская логика, логика любви и всепрощения во имя любви. Этой притчей всякая обидчивость, злопамятливость, держание зла на кого-либо объявляется грехом. Человек должен всегда прощать: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз» (Мф. 18, 21-22). Прощение должно стать состоянием души. Оно должно быть всепрощением. Человек не должен рассуждать и взвешивать: простить кому-либо или не простить, какие есть аргументы за и какие против. Он должен прощать во что бы то ни стало.

Всепрощение есть способ бытия Бога – Он готов простить всех приходящих к нему, из какого бы состояния они не возвращались, какие бы грехи до этого не совершили. Важна только искренность обращения. В притче сказано, что сын идет к отцу, а отец бежит к нему навстречу. Так и Бог безмерно больше любит человека, чем человек способен любить Его, и готов простить любые его грехи.

У преподобного Максима Исповедника, в его «Сотницах о любви», есть такая мысль. Когда Христос висел на кресте и иудеи, стоявшие рядом, оскорбляли Его, Его главным искушением было перестать любить Своих оскорбителей. Однако Он, несмотря ни на что: ни на мучения, которые Ему причинили иудеи, ни на оскорбления, которые они Ему наносили и в Его последние минуты, – не ослабел в Своей любви к ним.

Старший сын заслужил порицание за то, что не смог до конца простить своего младшего брата, а также за то, что поставил себя выше его. У него не было той любви к брату, какую имел отец. Его характер в чем-то напоминает фарисея из притчи о мытаре и фарисее.

В притче не сказано, как отнесся отец к желанию сына взять свою часть имения и что сказал ему. Конечно, он не был этому рад. Однако отдал все, что тот просил. Так и Господь позволяет человеку идти по тому пути, какой он выбрал, потому что при самом творении Он наделил человека свободной волей, которую Сам никогда не нарушает. Вдуматься только: Господь при сотворении человека дает ему свободу и тем самым создает возможность злоупотребить ею, создает возможность бунта против Себя. И весь этот «риск» ради того, чтобы человек имел счастье любить, потому что любовь может быть только свободной.

Как кощунственно после этого звучат различные астрологические предсказания, которые упраздняют свободу человека, через которую не может переступить даже Бог. Будущее, которое зависит только от того, как поступает человек в настоящем, то есть, каким образом он использует свою свободу, они ставят в зависимость от положения небесных светил. И как легко человек, верящий подобного рода предсказаниям, отказывается от величайшего дара Божия, которое имеет – дара свободы выбора, – причисляя себя к бездушным предметам.

Господь не лишает человека свободы даже если тот ею злоупотребляет и тем самым впадает во многие несчастья. Английский писатель Клайв Стейплз Льюис как-то сказал: все мы получаем то, к чему стремимся, но не всякий этому рад. Господь, конечно, промыслительно заботится, чтобы человек шел по верному пути, вразумляет его либо через жизненные обстоятельства, либо через других людей. Но и при этом человек очень часто поступает по-своему, не вразумляясь.

В какие же несчастья впал младший сын? Сказано, что он промотал все свое имение, и в конце концов вынужден был наняться пасти свиней. Голод его был велик, но он не мог поесть даже той еды, которую ели свиньи. В конце концов в подобные несчастья попадает всякий человек, не желающий слышать воли своего небесного Отца. Эта воля выражена в заповедях и во всем учении Евангелия.

Скажут: да разве страдают преступники, которые нечестно нажили себе состояния и теперь живут, наслаждаясь жизнью. В ответ можно привести еще одну Евангельскую притчу: о богаче и Лазаре. В ней говорится следующее:

«Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «отче Аврааме! Умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16, 19-25).

Однако наказание за грехи происходит не только за гробом. Оно начинается уже в этой жизни и не обязательно сопровождается тем, что какой-либо нечестно наживший себе богатство человек лишается своего состояния или у него происходит какое-нибудь несчастье в семье. Это видно и из притчи о блудном сыне. Младший сын постепенно теряет свое состояние, то есть получает все меньше жизненных удовольствий, пока не может удовлетвориться даже самым малым: поесть рожцов, которые едят только свиньи. Что это значит? Человек, ведущий распутную жизнь, лишь на первых порах получает удовольствие от нее. Со временем его чувства деревенеют. Его радости становятся все более примитивными и грубыми. Он утрачивает способность любить и радоваться чистой радостью. По его естеству все больше и больше распространяется злоба, которая мучит не только окружающих, но и его самого. Такой человек уподобляется скорпиону, который жалит самого себя. То есть, в конце концов грех уже не приносит того удовольствия, как в начале, но показывает свое настоящее лицо и начинает терзать человека. По этому поводу у того же Клайва Стейплза Льюиса в одной из его сказок из серии «Хроники Нарнии» есть такой образ. Один мальчик попробовал волшебный лукум, который ему предложила Белая Королева. Вкус лукума показался ему самым лучшим, какой он знал. Он захотел его есть еще и еще. Когда же злая королева не дала ему больше, ему стало очень трудно. Она начала диктовать ему свои условия, и он не задумываясь на них соглашался, только чтобы получить еще немного лукума. Он уже был не рад, что так привязался к волшебной сладости, однако не в силах был что-либо предпринять.

Именно в таком состоянии крайнего погружения в грех, когда остаются одни неудовлетворенные желания, и удовлетворять их уже нечем, потому что они растут в геометрической прогрессии, и оказался младший сын. В Евангелии об этом образно говорится как о том, что он начал пасти свиней. Для иудеев, которым была рассказана эта притча, свинья была нечистым животным. Поэтому пасти свиней значит пребывать в душевной нечистоте, которая мучительна для человека: богат ли он или беден.

Как блудный сын, видя свою нужду и вспоминая изобилие в доме отца, решается вернуться к нему, так и грешник, видя насколько одеревенела и озлобилась его душа, желает вернуть себе прежнюю радость жизни и любви. Это и становится толчком к обращению к Богу, Который один в силах оживить душу человека, вдохнуть в нее жизнь, потому что Он один есть Бог Живой, то есть Бог, имеющий жизнь и подающий ее.

В притче сын говорит себе: «Встану, пойду…» И делает то, на что решился: «Встал и пошел…» Так и нам нужно не только говорить себе, но и действовать, чтобы вернуться к Богу. Действовать значить исполнять заповеди Божии и жить церковной жизнью. Если наше обращение к Богу было искренним, через некоторое время мы увидим, как наш внутренний мир обновится, преобразится. Тогда мы действительно почувствуем, насколько неложно обещание Христа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Валера

    …хорошая, интерестная притча… Нам её задали читать в школе, и написпть к ней обьяснения на тему "Что главным считал отец о васпитании сыновей". Спасибо Серёге! Помог! Тока слово "здесь" пишется с буквой "З". Классно получилось! Наверное 11 будет (по двенадцати бальной системе). По пяти бальной 5!!! )))

  2. Сергей

    Сдесь показан для нас образец НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ, которой нет на земле. Любовь нашего строгого ОТЦА к нам грешникам

Залишити відповідь до Валера Скасувати відповідь