Отчее сияние

Самый светлый праздник августа для каждого православного – это, конечно же, Преображение Господне. Трем ученикам – Петру, Иакову и Иоанну – на горе Фавор Христос открыл Свою Божественную славу: “Просияло лице Его, как солнце; и одежды Его сделались белыми, как снег”. Произошло это, по церковному преданию, за 40 дней до крестной смерти, когда на самых высоких вершинах палестинских гор снег еще не растаял. Мы теперь совершаем память этого события в жаркие летние дни, присоединяя к службе праздника чин освящения винограда и “начатков овощей”.

Важный аспект Преображения для православных – учение о Фаворском свете. В кондаке праздника сформулирована назидательная задача Преображения: Христос явил ученикам славу обоженной плоти – “Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние”. Но еще важнее открывшаяся возможность самому человеку достичь созерцания Божественного Света. Поэтому в тропаре поется: “Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе”.

Преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым у “малой пустыньки” доказывает и показывает собеседнику, что пребывать в Духе Святом – значит пребывать в самом нетварном Свете.

Природа этого света вызвала в XIV веке в Византии острые догматические споры. Афонские исихасты, монахи-молчальники, проводившие жизнь в “умной молитве”, достигали на высших ступенях совершенствования осияния таинственной световой энергии, исходящей из существа Божия и тождественной Фаворскому свету.

Противники – рационалисты утверждали, что такого не может быть, и поэтому апостолы на Фаворе видели либо вещественный (не Божественный) свет, либо это вообще был лишь “мысленный образ” (вроде галлюцинации), посланный Богом для вразумления учеников. Реальность богообщения защитил св. Григорий Палама, сам опытно познавший световидное действие благодати. Он развил учение о различении сущности Божией, непостигаемой и несообщаемой тварному миру, и энергий Божиих, пронизывающих и преображающих тварь. Освящая человека, Нетварный Свет продолжает быть неотделимым от Бога, то есть Самим Богом. Имя “Бог” относится не только к Его неизвестной сущности, но и к энергиям. “Всякая энергия и все энергии вместе суть Сам Бог, хотя Бог и не есть Его энергия, ни какая-нибудь одна, ни все взятые вместе”. Без понимания этого важнейшего для христианства положения Православие невозможно.

Что же произошло на Фаворе? Господь, исполняя обещание, явил ученикам “Царство Божие, пришедшее в силе”, и открылось оно силой Духа (той, что на иконе сбивает с ног апостолов) именно тем, кто был наиболее подготовлен – “лучшим ученикам”, очистившим ум и сердце (“чистые сердцем Бога узрят”). Узрят – не очами вещественными и не очами разума, а совокупной “умно-сердечной” открытостью к Богу и готовностью вместить Невместимого. Не Христос преобразился на Фаворе – Он всегда обладал всей полнотой Божественных энергий, – а человек, который “прозрел” эти световидные струи.

Этими лучами Преображения светятся лики святых, ими пронизана жизнь и деятельность русских подвижников – от Сергия Радонежского до преподобного Серафима и Иоанна Кронштадтского. Осиянные Божественным Светом – видят Христа и всему миру проповедуют, что Он воистину есть Отчее Сияние.

 

Залишити відповідь