Плод спасительного сеяния

Неделю спустя после Пятидесятницы Церковь отмечала день всех святых. Затем – память всех святых, в земле Русской просиявших. А еще через неделю в церковном календаре – изобилие местных “соборов”: о своих соотечественниках радуются в Новгороде, Вологде, Питере, Пскове, Беларуси, на Галичине. Если же заглянуть дальше, то в следующие воскресенья мы найдем “собор” святых ивановских, дивеевских и прочая.

 

“Якоже плод красный твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия”, – будет петься в храмах в следующее воскресенье. Все эти недели – это, по сути, праздник Церкви, праздник тех плодов, которые человечество принесло Богу, соединив свои слабые усилия с действием Духа Святого.

Совсем недавно мы вспоминали Сошествие Святого Духа на апостолов. Это – день рождения Церкви, ибо тогда, с помощью Духа, “другого Утешителя”, община учеников Иисуса стала Церковью – единством Бога и людей, Телом Христовым, которое оживляется Духом. Иисус Христос обещал, что созданную Им Церковь не смогут сломить самые изощренные усилия сатаны (“врата адовы не одолеют ее”). В коленопреклонных молитвах в день Пятидесятницы мы просили Бога, чтобы и в нас Он обновил Свой дар – дар Духа Святого, без которого невозможно быть христианином.


И вот теперь настало время праздников в честь святых – от “глобального” воспоминания всех святых, живших во все времена и во всех местах земли, известных и неведомых, до “локальных”, местных праздников святых той или иной местности, наших соотечественников, соседей, самых близких. В эти дни мы вспоминаем, прежде всего, канонизированных святых – те самые лучшие плоды, которые человечество за всю свою историю принесло Бога. Но вместе с тем мы прославляем и множество неизвестных святых, подвиг которых остался втайне от мира. И, наконец, соборные праздники в честь святых – это праздники всех верных христиан, как живых, так и почивших в вере.


Не случайно на языке Библии и православной литургии святыми называются все верные христиане, то есть те, кто принадлежит Церкви и не отпал от нее после Крещения через особенно тяжкие грехи. Канонизируя отдельных святых, Церковь в то же время святыми называет всех христиан, напоминая о нашем всеобщем призвании.


Я вспоминаю встречи с двумя людьми, которых не побоюсь назвать одними из настоящих христиан. Первый – владыка Иов (Смакоуз) – ныне в Канаде, а ранее бывший на Сумской кафедре. У нас в семинарии он (тогда еще отец Виктор) преподавал введение в патристику. Владыка говорил о выпускниках духовных школ: “мы должны стать преемниками святых отцов… Из духовных школ должны выходить новые отцы Церкви”. Второй – широко известный в мире богослов митрополит Каллист (Уэр) – на своем прекрасном оксфордском английском сказал однажды в беседе со мной: “We still live in the age of the Fathers” (“Мы до сих пор живем в эпоху Отцов”). Самая страшная ересь – думать, будто бы эпоха святости, эпоха отцов осталась позади. Кстати, подобные настроения были еще тысячу лет назад, во времена прп.Симеона Нового Богослова, и святой считал такие воззрения жуткой ересью.


Празднования в честь святых – свидетельство того, что Церковь жива, что дар Духа не остался бесплодным. И мы сегодня тоже можем принести Богу ответный дар. Дар веры, дар молитвы, любви и исполнения заповедей Божиих. Вершины святости могут быть заоблачны, и не все покоряют их. Но каким бы долгим ни был путь, он состоит из малых шагов. К счастью, согражданином святых становится не тот, кто никогда не грешит, а кто каждый день устремляется к Богу, а если вдруг упал – встает и продолжает свой путь. Говорят, дорогу осилит идущий. Тем более верно это о христианском Пути – пути, на котором мы не одиноки. С нами Бог и множество святых – друзей наших и Божьих.


Интернет-издание “Татьянин день

Цей запис має один коментар

  1. Сергей

    Спасибо, о.Андрей, за Ваши труды на сайте.Хотя часто встречаешь и неожиданный ракурс.
    С уважением, Сергей Герук

Залишити відповідь