Грехи до 7 колена

Забота о детях – один из стимулов, чтобы перестать грешить. В самом деле, если сделанный мною грех отразится на моем ребенке, лучше я не буду его совершать. Среди верующих бытует представление о том, что за грехи родителей дети могут быть наказаны до седьмого колена. Так ли это на самом деле?

“Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои”, – говорит Бог Израилев Моисею, давая десять заповедей. Мысль о том, что дети до третьего и четвертого рода несут тяжесть вины родительского греха, повторяется в первых пяти книгах Библии четыре раза. Что это: объективный закон или педагогический прием, способ заставить слушателей удержаться от греха?

Из библейского учения следует, что это скорее педагогический прием, но основанный на объективном законе. Писание недвусмысленно утверждает, что грех в корне извратил человеческую природу. Адам и Ева до грехопадения были во многом иными людьми. Они не знали, что такое болезни и смерть. Они не видели друг в друге угрозы стать “объектом” обладания и потому не стеснялись наготы. С Богом они могли общаться непосредственно. Это были цельные, действительно свободные, действительно любящие друг друга и Бога личности.

Но грех испортил почти всё. Вместо цельности человек стал раздроблен. Свойства и силы человеческой души и ума пришли в разлад, отразилось это и на теле. Человек стал смертен. В природу его вошла тленность, а с ней и болезни. Восточное христианство рассматривает грех именно так: это не столько вина, которую Бог давно простил человеку, сколько болезнь, исцелить которую не могут поодиночке ни человек, ни сам Бог.

Вот эти два аспекта – вину и болезнь, или поврежденность природы – и нужно иметь в виду всякий раз, когда мы рассуждаем о грехе и его последствиях. Дети, рождающиеся от грешных родителей, несут последствия греха. Их природа уже повреждена, в ней уже есть тление, она уже подвержена болезням и смерти. Именно это и называют иногда “первородным грехом”.

Но вину за родительские, и тем более прародительские грехи дети не несут. Выражение Сталина “сын за отца не отвечает” – на самом деле библейское. Несколько столетий спустя после Моисея об этом пишет пророк Иезекииль – один из великих пророков Израиля. Его слова достойны пространного цитирования:

“И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! – говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. (…) Вы говорите: “почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается”.

Объективный закон – передача последствий греха, вот этой язвы, повреждения, испорченности природы, из-за которой младенцы рождаются способными болеть и умирать, а подросши – и грешить самостоятельно. Но слова Божии Моисею о наказании детей за вину отцов до третьего и четвертого рода – педагогический прием, воспитательное средство, которое годилось для грубого и “жестоковыйного” народа, вышедшего из Египта. Уже во времена пророка Иезекииля этот воспитательный способ был оставлен. Люди, к которым обращался пророк, больше не нуждались в грубых средствах убеждения.

К сожалению, сегодня на постсоветском пространстве верующие, а точнее, те, кто считает себя таковыми, на самом деле по большей части язычники. Мы вряд ли чем-то лучше тех людей, которые вышли из Египта, перешли посуху Красное море, и тут же, оставшись на несколько дней без Моисея, сделали себе золотого тельца. И поэтому для нас снова “работают” приемы тех давних времен. Поэтому из уст христианских пастырей можно порой услышать фразы о наказании детей за грехи родителей.

Да, дети – плоть от плоти и кровь от крови родителей. Если родители ведут жизнь во грехе, что удивляться, что и дети не будут знать иного пути? Самый страшный грех современных родителей – практическая ложь. Можно говорить ребенку правильные слова, но что с них толку, если пример жизни отца с матерью утверждает обратное? Пьянство, разводы, блуд, культ денег в современном обществе стали, увы, нормой. Я не встречал еще родителей, которые хотели бы, чтоб их ребенок пил, курил, блудил, проматывал деньги или уходил из семьи. Но как часто мы позволяем это себе, а значит – лжем своим детям. А потом удивляемся, что ребенок воспринял не слова, а ценности, которыми мы жили. Для многих родителей жизненные ошибки детей – настоящая трагедия. Знал бы, что так будет – многое бы не делал. Да уже поздно.

И вот, чтобы поздно не оказалось, христианство призывает к изменению жизни уже сейчас. “Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь, день спасения”, – пишет апостол Павел христианам в Коринфе. Это “теперь” для каждого из нас – вызов. Сколько времени мы осознаем себя верующими? Год, два, десять, двадцать или больше? Давайте зададим себе один простой вопрос: как моя вера выражается в моей повседневной жизни? Ведь настоящая вера – не признание того, что Бог существует (так “веруют” и бесы), а доверие Богу и исполнение Его заповедей.

Повседневная жизнь. Вот с этого, казалось бы, малого, а на самом деле очень большого и непростого и начинается практическое христианство. Потом уже – посты и праздники, паломничества и богословская литература. Для начала надо стать честным перед Богом, окружающими, своими детьми и самим собой. Когда таких людей в обществе станет больше некоторой “критической массы”, можно будет проповедовать словами Иезекииля. А пока для нас более подходит Моисей.

Опубликовано в журнале “Домашний ребенок” N7, 2009.

Цей запис має 14 коментар(-ів)

  1. Anton

    Здравствуйте отец Андрей, не было времени вам ответить, так как на переосмысления данного вами материала, ушло время, ответ по нему будет позже, в основе своего вопроса я имел виду следующее. (ссылка на сайт О.Моленко удалена)
    На данном сайте это раскрывается полностью.
    По вопросу телегонии я принял ваш ответ за обратную медаль и понял надо пересмотреть свои взгляды не заблуждаюсь ли всякой не нужной информацией.
    С уважением Антон.

  2. Anton

    Здравствуйте отец Андрей случайным стечением обстоятельств наткнулся на данную статью, просматривая третью информацию, что бы мне хотелось прокомментировать. Действительно мы уповаем на Бога о прощение наших грехов, зная их все ,,,, и их мерзость, перед Богом и перед самим собой в меньшей степени. Причастие и искреннее покаяние приносит нам облегчения наших проступков, но не один грех не забыт,,,, и все равно на страшном суде нас за них спросят ,,,Человеку не дано знать достоин он или нет царствие Божьего, это остается решение за Богом. Но я отдалился от темы, так как мою душу терзает смущение! Процесс рассмотрения данного вопроса Телегонии, не знаю в какой мере это можно рассматриваться, Описан такой случай у одной белой женщины был первый мужчина негр, муж от которого родился ребенок белый, а вследствие времени родился ребенок уже у их ребенка негр при том, что они оба белых, И рассматривая вашу статью я с ней соглашаюсь целиком что каждый выбирает свой путь и несет свою ответственность, за этот выбор перед Богом. Достойно поступающий и жить будет,,,,, Получается мы своих детей награждаем в большей степени Первородным грехом и дополнительно к этому привязанным следствиями других грехов и только если ребенок сможет исправить природу данную его родителями живя праведно, то есть искупая не грехи родителей а следствия их греха,,, так как за их грех он отвечать не будет, но за следствие его вполне может.

    От сюда вопрос дети за грех родителей не отвечают а за следствие греха родителей? И над этим вопросом я сейчас и думаю, грех каждого индивидуален и он за него ответит……….

    Надеюсь вы ответить мне, потому что запутался в собственных лабиринтах своего сознания, и что думать не знаю, так как мне кажется что это два разных аспекта: грех и следствие, надеюсь на ваш ответ.

    С уважением Антон.

  3. CheNg

    «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои», – говорит Бог.
    =============================================================
    Из библейского учения следует, что это скорее педагогический прием, но основанный на объективном законе.
    —————–
    Из этого ответа следует, что отвечающий не знает Бога.
    ———————————————————————-

    1. webpadre

      А комментирующий утверждает, что знает Бога?

      Любимый “прием” некоторых людей – взять одну цитату и строить на ней богословие. При этом другие места Писания и контекст во внимание не принимаются.

  4. фатиния

    Большое спасибо,отец.Андрей,за содержательную статью.Вы дали мне твердое убеждение в том,о чем я догадывалась.Если Господь любит каждого человека и каждый может быть у него в милости,только надо покаяться.У меня двое детей уже и не малые 20 и 17,но мы родители в ответе за них ,пока они сами не начнут принимать самостоятельно решения,и поэтому своим хорошим примером мы им даем возможность выбрать правильный путь

  5. Татьяна Минасян

    Уважаемый отец Андрей, я тоже хочу поблагодарить Вас за эту статью и, если можно, задать Вам один вопрос. Как быть с проклятиями, которые, как это принято считать, может наслать на человека и на весь его род (тоже на 7 поколений) другой человек? Это вообще возможно, а если да, то можно ли от них избавиться?
    Заранее спасибо Вам за ответ! И простите, если мой вопрос – глупый. Я пока еще не воцерковленный человек и очень многого не знаю, пытаюсь разобраться в вопросах веры самостоятельно.

  6. Ольга

    Спасибо Вам за статью. Но скажите ,пожалуйста, прошу Вас ответьте, как быть с любовью к чужому мужу ? Как же вырвать её из сердца ? Какими молитвами и слезами? Зная телесную близость с этим чужим мужем однажды , и прошло уже 1,5 года после. И одновременно мечтая о нём снова и прося Бога отнять её ,любовь эту…Понимаю, что это искушение. Тем более сейчас во время поста. Пожалуйста, напишите поучение мне !

    Здравствуйте, Ольга! Трудно дать конкретный совет, потому что эта страсть очень пленяет человека. Думаю, что важно в таком случае осознать, что данное чувство – путь в никуда, это разрушает и не дает счастья. Не надо просить Бога отнять эту любовь: такими просьбами Вы снова и снова возвращаетесь к предмету своей страсти и не вырываетесь из порочного круга. А вырваться надо, освободиться. Переключить внимание. Я не знаю, что именно способно помочь Вам в этом, но может случиться так, что помощь придет там, где и не ждете. Наполните свою жизнь делами. Исключите праздность. Постарайтесь отдавать себя полностью работе, а в свободное время делать что-то по дому и для других людей. Читайте каждый день по 2-3 главы Библию. Господь да поможет Вам!

  7. светлана

    Я извеняюсь. А можно как то снять этот Грех до 7 колена, ну чтобы дети были счастливее,чем я. бабушка,мама. сестра. Мы все верим в Бога.

    Я тоже извиняюсь, но Вы хотя бы прочтите статью. Нет никаких грехов до 7 колена. С уважением, автор

  8. р.Б. Анастасия

    Спаси ГОСПОДИ!
    Прошу ваших молитв о р.Б. усопшем Николае.

  9. Киномеханик

    Спасибо, отец Андрей! Ирина права, есть отклик – а это самое главное.

  10. Андрей

    Да, прекрасная статья… Спасибо!

  11. андрей

    Спасибо Вам большое ,за ваш труд !!!

  12. Irina

    Поразительно, как всё, что Вы пишите, находит отклик в моей душе. Только словами выразить не умею. Если бы таких ПРАВОСЛАВНЫХ священников было побольше. Особенно в провинции с этим дела совсем плохи.
    Много людей ходит в храм, а верующих – слава Богу, если несколько наберётся.
    Спаси Вас Господь, отче.

Залишити відповідь до CheNg Скасувати відповідь