Рабы или друзья?

Быть рабом или другом Божиим? Противоречия нет, если помнить о том, что рабы Божии — это граждане Неба.


Какие только вопросы не приходится слышать священнику! Тут и любовные-семейные истории, и обрядовые мелочи, и действительно вопросы веры. И одним из таких вопросов однажды прозвучало недоумение, почему православные христиане так часто называют себя «рабами Божиими».


В самом деле, сквозь весь Новый Завет проходит мысль о том, что только во Христе мы можем стать по-настоящему свободными. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства», — пишет апостол Павел в Послании к Галатам (Гал. 5:1). «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего», — передает евангелист Иоанн слова Самого Спасителя (Ин. 15:15). Казалось бы, парадокс: призванные к свободе, христиане упорно именуют себя рабами. В чем же дело?


Ответ на этот вопрос лежит в реалиях греко-римского мира, где впервые звучала христианская проповедь. Тогда рабовладельчество считалось нормой. А в эпоху после Константина Великого владеть рабами могли и церкви, которым рабы переходили по наследству от богатых христиан. Кстати, касательно таких случаев Иоанн Златоуст советовал давать рабам образование и отпускать на свободу. Но чтобы понять, почему христиане не только не гнушались именоваться рабами, но и намеренно применяли к себе это выражение, стоит понять одну простую вещь, очевидную для той эпохи.


Раб — это человек, который по определению зависим. Но зависим только от своего господина, а значит, свободен от всех прочих людей, претендующих над ним повелевать. Рабу императора не может отдавать приказания ни один, даже самый высокопоставленный сановник. Когда христиане называли себя рабами Божиими, это означало, что повинуются они только Богу и никому больше. «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков», — эти слова апостола Павла (1Кор 7:23) христиане понимали буквально.


Рабами Божиими называть себя могут только христиане. Это понятие не уничижает, а наоборот, возвышает верующего. Верующие во Христа, любящие Его и живущие по Его заповедям христиане — свободные личности, которые не подчиняются никому в этом мире.


Настоящая вера не сковывает свободу человека, а освобождает его. Это только извне порой кажется, что верующие себя постоянно ограничивают. На самом деле, часто то, что кажется людям свободой, таковой не является. «Все мне позволительно, но не все полезно», — писал апостол Павел. Вряд ли человек, любящий свою жену, будет совершать поступки, которые огорчат ее. Но если грех входит в привычку, он становится господином вместо Бога. Поэтому так часто в Новом Завете слышен призыв не быть рабами греха. Грех, в конце концов, просто скучен и однообразен.


Быть рабом Божиим — значит быть действительно свободным от любых форм мирских зависимостей. Быть рабом Божиим — значит быть гражданином Неба. И неважно, что у каждого из нас есть земная «прописка» в виде гражданства, национальности и пр. Это не исключает любви к семье, друзьям, Родине — любить ближних заповедано самим Господом и это названо главной заповедью. Но любить ближних надо не потому, что они русские или православные, а только по той причине, что они ближние — те, с кем свел нас промысел Божий. И вполне оправданная любовь к земному Отечеству не должна превращаться в идолопоклонство. Христиане могут быть земными гражданами лишь в той мере, в какой это не противоречит их гражданству на Небе, где находится их подлинное Отечество.


Именно об этом проповедовал в своем интернет-дневнике и убиенный недавно священник Даниил Сысоев. Можно не соглашаться с формами «агрессивного» миссионерства, принятыми отцом Даниилом, но в одном он прав несомненно: христиане как граждане Неба не имеют права ничему на земле отдавать своего сердца. «Активные христиане, готовые нести свет Христа тем, кто пребывает сейчас под властью дьявола, обольщаются идеологиями мира сего и погружаются в пучину мирских дрязг», — писал отец Даниил незадолго до смерти. К сожалению, в православных храмах вместо проповеди о Христе нередко можно услышать проповедь той или иной идеологии «века сего».


Так что у нас есть повод почаще вспоминать о своем небесном гражданстве. И не только когда читаем об убийствах священников, но всякий раз, когда, приходя на богослужение, слышим молитвы о «рабах Божиих» — свободных от мира.


У этой записи 17 комментариев

  1. игорю

    ты не верующий не христианин ты фанат тебе нечего делать на этом сайте!

  2. Киномеханик

    Игорь, вопрос не в термине и не в "очевидности" Святой Руси, а в том насколько этот термин испоганили российские "ура-патриоты", испоганили не хуже, чем Гитлер — свастику. На Святой Руси, в конце концов, умели любить ближнего, чего в Ваших речах не наблюдается. вы так и норовите всех изгнать. Всех! Всех несогласных, как Жириновский.

    И еще один момент. Немного не в тему, но я все-таки нашел ответ на Ваш вопрос, на который никто не дал ответа.

    Игорь, сперва наведу Ваш коммент от 22.10.09 к статье "Герои и коллаборационисты", опубликованной на "Киевской Руси". Сперва Вы цитируете Библиотекаря:

    "Была политика ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО УНИЧТОЖЕНИЯ немецкого населения на территориях, которые после войны должны были отойти к СССР или Польши — Восточной Пруссии, Силезии, Померании. Там не должно было остаться ни одного немца!"

    Затем следует Ваша ремарка, так сказать:

    "Это есть вздор. Готов извинится, если автор найдет хоть одно свидетельство о целенаправленном уничтожении немецкого населения. Решение о его высылке было жестоким, но необходимым в рамках самой кровавой войны. Однако при этом не было хатыней и бабьих яров".

    Так вот, спешу Вам сообщить, что свидетельство о цеденаправленном уничтожении немецкого народа есть и очень явное. Более того, оно было ПЕРЕД втоой мировой — уничтожение поляками немецкого населения городов Быдгощ и Шулитце. Это был самый настоящий геноцид. Это была одна из самых настоящих провокаций. Гитлеру можно было даже не заниматься всякой ерундой 31 августа 1941 года, а прямо вторгаться в Польшу на основании только вот этого факта.

    Так что, извиняйтесь, если Вы — человек слова.

  3. Библиотекарь

    А вот патриарх Кирилл — друг Христа или раб "русского мира"?

  4. Игорь

    Святая Русь — очевидность, зафитксированная святоотеческим преданием, речами Патриарха Кирилла и многирх других иерархов. Не нравится этот термин — значит не нравится наша каноническая Православная Церковь. Значит вы все — вне ее. Так чего же тогда прицепились к ней со своими нелепыми прожектами ее "исправления"? Тем более, это все абсолютно неосуществиямые утопии, типа бреда "отделения бизнеса от политики" или "вступления Украины в ЕС", что обещал вам ваш "мессия". Веровали бы лучше в Бога, чем в свою "разумность"!

  5. Киномеханик

    А вот сорокоуст — точно не помешает.

  6. Рыжий анархист

    Пойду сегодня за Игорька сорокауст закажу.

  7. Павел Малый

    Если верить во Христа, то надо бы перестать упиваться сладкими сказочками про "Святую Русь", "Третий Рим" и "Белого Царя", и прочая. А если родину любить, — разумнее на себя оборотиться и постараться сделать из "рыла" "лик".

  8. Киномеханик

    Тов. Игорь, наверное, начинает каждое утро с молитвы: "Благодарю тебя, Господи, что ты не сделал меня нерусским :-))

  9. Рыжий анархист

    Свобода = рабство Богу, предполагает свободу высказываний, чем, кстати, Игорёк и пользуется, выливая своё извращенческое видение мира на православных. И когда он являет нам свои помои мы ведь не обязаны молчать… И всё, что мы думаем про Игорька — не оскорбления, а нормальная реакция на пароноидальное кликушество.

  10. Игорю Друзю

    Цитаты и пророчества о себе, подобные Иоаннокронштадтским, есть почти у каждого народа-богоносца, коих великое множество. Ваша страсть к русскому "избранническому" этносу лишний раз подчеркивает ограниченность Вашего мировоззрения.

  11. Игорь

    А "анархохристианам" точно следовало бы почитать Евангелие: тогда они не осуждали бы оппонетов, не оскорбляли, не кликушестовали бы на площадях.

  12. Игорь

    Чуть не написал, что согласен со статьей. Одна гадость все таки есть, не могло не быть на таком политизированном сайте и у такого автора: "любить ближних надо не потому, что они русские или православные, а только по той причине, что они ближние — те, с кем свел нас промысел Божий". Без антирусской ксенофобии все же не обошлось не обошлось. Не сказал же: не надо любить украинцев, за то, что они украинцы. Или евреев, только за то, что евреи.
    Русь Святая несет особую роль в мировой истории, с этим согласен весь православный мир.
    Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.
    — Святой Праведный
    Иоанн Кронштадтский,

  13. Рыжий анархист

    Свобода,свобода… Да без неё никак. Вот только многим ли она нужна??? Свобода предполагает ответственность, а кому она нравится? Гораздо удобнее кивать головами и слушать всяких старцев-єкзорцистов и подколдовывать.
    Да какое там небесное гражданство? Нам чё-нибудь попонятней, поземней — господство мировое, "русский мир", книжечки со списочками грехов…
    Рабом Божим быть. А зачем? Это нужно ведь Евангелие читать, да с ним жизнь сопоставлять. Лучше проще — бабок в притворе слушать да по их заповедям жить…

  14. Лотор

    тема материала перекликается с основательным размышлением над вопросом о страхе Божьем пр-ра Георгия Чистякова, размещенном на этом же сайте ранее http://kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1329/

  15. Кіномеханік

    Щиро дякуємо, отче Андрію! Такі речі потрібні все частіше.

  16. Павел Малый

    Приветствую начало разумной проповеди.

Добавить комментарий