Пост как наша свобода

28 ноября начался Рождественский пост, который называется еще Филипповым, поскольку его заговенье приходится на день памяти святого апостола Филиппа, одного из Двенадцати. Все посты готовят верующих к тому, что находится за пределами собственно поста. И если целью Великого поста является Христово Воскресение, то нынешний пост готовит нас ко встрече пришедшего в мир воплотившегося Сына Божия. Для того чтобы войти в этот праздник с чистыми сердцем, душой и телом, Церковь предлагает нам очиститься с помощью покаяния, воздержания и молитвы.


Сколько дней поститься?


В литургической жизни Церкви таинство Рождества Христова приближается по значению к таинству Воскресения из мертвых, а потому продолжительность и значение Рождественского поста подобны Великому посту, предшествующему Пасхе. Однако не всегда этот пост был сорокадневным. Даже Великий пост, самый древний, имел разную продолжительность и строгость. Еще в середине ХІІ века известный византийский канонист Феодор Вальсамон, Антиохийский Патриарх, отвечая на вопрос об обязательности постов перед праздниками Рождества Христова, апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней, “ибо один только пост сорокадневный – святой и великой Пасхи”. А в 1431 году Григорий протосинкел писал, что в его время в Константинополе Рождественский пост некоторые соблюдали с 15 ноября, некоторые с 6 декабря, а некоторые даже с 20 декабря – со дня предпразднства.


Недавно почивший Сербский Патриарх Павел в свое время разрабатывал тему “Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи”, которую предполагалось рассмотреть на Всеправославном соборе. Отвечая на вопросы журнала Сербской Православной Церкви “Гласник”, Патриарх изложил свою позицию. Принимая во внимание, что некоторые Уставы предписывают начинать Рождественский пост не 15 ноября по старому стилю, как сегодня, а и 10 декабря, а в ХV веке – и 20 декабря, Патриарх находил возможным предложить Всеправославному собору определить продолжительность поста перед Рождеством Христовым в две недели.


Однако действующая ныне церковная дисциплина полагает продолжительность Рождественского поста в сорок дней. Заканчивается пост в ночь перед Рождеством (25 декабря / 7 января). В течение этого времени растет молитвенное напряжение, все крепче становится предчувствие праздника. За пять дней до Рождества, то есть со 2 января (по новому стилю) начинается так называемое предпразднство, по образцу Страстной седмицы. Особенный день поста – канун праздника – Навечерие Рождества, или Сочельник. Это день строгого поста, а богослужение Сочельника построено по образцу Великой (Страстной) Пятницы.


“Нельзя” или “нужно”?


Как же подготовиться достойно к празднику Рождества Христова? Празднуя пришествие в мир воплощенного Бога, открывшегося как любовь, мы и сами стремимся научиться любви к Богу и ближним, искренней молитве, прощению и мирному устроению духа. Ошибочно рассматривать пост как время, когда чего-то “нельзя”: нельзя употреблять мясо, иметь супружеские отношения, смотреть телевизор и пр. Суть поста – не в том, чего нельзя, а в том, что мы можем сделать, когда освободим свои силы и время. Так что цель некоторых ограничений во время поста – не в них самих, а в том, что мы можем сделать благодаря этому.


Согласно церковному уставу, во время Рождественского поста не разрешается употреблять продукты животного происхождения – мясо, яйца, молоко и его производные. Рыбу и вино в обычной приходской практике вкушают во все дни, кроме среды и пятницы (кроме тех случаев, когда на среду или пятницу попадает великий церковный праздник, например, Введение Божией Матери во Храм или храмовый праздник), а также кроме периода предпразднства Рождества (со 2 января по новому стилю). Монастырские же правила несколько суровее.


Исключение мяса во время поста не значит, что оно “нечисто” само по себе, или употреблять его – грех. Мы воздерживаемся от мяса, потому что хотим воспитать свою волю и доказать: человек – не только материальное существо, живущее “хлебом единым”.


Церковный устав регулирует не только виды пищи, но и ее количество. Цель поста – дать возможность человеку ощутить голод, познать свою зависимость от материальной пищи и преодолеть ее. Как дети Божьи, мы зависим только от Него, и не должны становиться рабами еды или плотских пристрастий.


Пост телесный и духовный


Пост телесный, то есть воздержание от употребления определенных продуктов, должен быть уравновешен постом духовным. Сам по себе телесный пост ничего не дает душе и не приближает нас ко спасению. Напротив, такой пост может и навредить – если мы, воздерживаясь от пищи, думаем о своем превосходстве над непостящимися. Настоящий пост должен быть соединен с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей, искоренением злых привычек, прощением обид.


В современной церковной проповеди можно услышать призыв к ограничению супружеских отношений во время поста. Даже если и так, речь идет не о греховности или нечистоте половых отношений, но о том, чтобы сосредоточить силы на духовной жизни. Во время Рождественского поста ограничение супружеского общения, впрочем, не столь актуально, как во время Великого, и каждая христианская семья должна мудро и с рассудительностью подходить к этому деликатному вопросу, помня слова апостола Павла о том, что муж и жена не должны “уклоняться друг от друга”, кроме как по взаимному согласию. Не дело духовника – регламентировать частоту или способ супружеских отношений. Супруги сами должны быть для себя “довлеющими судьями” в столь интимной сфере.


Гораздо более важно воздерживаться во время поста от всего того, что не способствует сосредоточенности на духовной жизни, то есть от развлекательных и зрелищных мероприятий, вечеринок, концертов, особенно от пустой траты времени на телесериалы, низкопробные телешоу и фильмы, которыми преимущественно заполнен сегодня эфир. Конечно, речь идет не о полном запрете телевизора во время поста – каждый христианин может на свое усмотрение определить, какие передачи ему нужны и не противоречат его духовной жизни. В конце концов, специальные передачи на время поста делают такие православные или близкие к православию телеканалы как “Глас”, “Радость моя” или “Спас”. Много православного контента можно найти и на видеосерверах в сети Интернет.


Пост – это не цель, а средство. С его помощью христиане стремятся усмирить свои страсти и очиститься от грехов. Телесный пост без духовного вырождается в банальную диету. Церковные молитвы напоминают о том, что духовный пост должен быть неотделим от телесного: “Постясь, братия, телесно, постимся и духовно, расторгнем всякий союз с неправдой”. В своих песнопениях Церковь отрицает представление о том, что Богу будто бы можно угодить только с помощью телесного поста без духовного делания: “Постясь от пищи, душа моя, но не очистившись от страстей, напрасно ты радуешься неядению: ибо если оно не станет для тебя поводом к исправлению, ты, как лживая, будешь возненавидена Богом и уподобишься злым демонам, которые вообще никогда не едят. Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебима неуместными влечениями…”


Впрочем, лучше всех теоретических рассуждений будет опыт поста. Стоит один раз попробовать исполнить практически то, к чему призывает Церковь. Хотя бы в течение последней недели перед Рождеством. Переживание праздника будет намного глубже и радостнее.


Специально для сайта Православие и мир

Цей запис має 14 коментар(-ів)

  1. Игорь

    И ты это спрашиваешь у духовника?
    Время супружеских отношений?
    Тебе надо к врачу

    Обычное хамство, обічное "тыканье" и осуждение ближнего. Это язык ненависти, все, что могу сказать.
    МНЕ не надо спрашивать о таких вещах, мой духовник и так знает, что я в курсе того, что пост соблюдать НЕОБХОДИМО всем. А если мы из любви к Богу неспособны ограничивать себя в разных плотских желаниях, то будем так же осуждать всех и поносить, как раскольники и другие политические фанатики, не только не соблюдающие постов, но и агитирующие других не соблюдать их. Людям же, которые недавно пришли в Церковь, следует спрашивать о правилах поведения в пост.

  2. Олег

    Опять одно и то же. Как поменьше соблюдать пост. Предлогов множество: якобы покойный Патриарх Сербский может быть якобы собирался сократить пост (а наша Русская Церковь тут при чем, даже если и так?), пост не такой суровый, как Великий – а давайте не соблюдать супружеское воздержание! Телевизор лучше не смотреть – а мы будем смотреть "СПАС" (передачи "аторитетного", прости Господи, священника Петра Зуева, реализующего проект своего "мессии", за которого он вопил "Так" на майдане"). Нет, будет так, как говорит церковное вероучение, а не так, как говорит священник Андрей Дудченко. Солидарен с Игорем.

  3. Библиотекарь

    Каюсь, Пантелей – не подумал. Вернее мысль неверно высказал.

  4. Пантелей

    библиотекарю
    Зря Вы так, Есть случаи, когда известные духовники, к советам которых прибегали тысячи и по концу жизни подтвердившие святость жизни, СОВЕТОВАЛИ жить с супругой как брат и сестра, не вкушать мяса и др., так как людям это было полезно. Думаю, совет давался тем, кто готов его принять.
    Игорю
    назвать человека дебилом не тоже, что сказать ему "рака"? вы выражаетесь в таком тоне, смирением не пахнет.

  5. Игорь

    Разумеется, каждый, кто смотрит дебилизирующие передачи ТВ становится быдлом. Недаром одна политесса нежно назвала вышедших на площадь зрителей 5 канала "биомассой". Кто-то верит в Бога, кто-то – в политическую придурь. "некравшие руки", "вступление в ЕС", "гриппы свинские" и прочее… А все из-за зомбирующего ящика.
    Конечно, есть и православные каналы, но вера – это, в первую очередь, добрые дела, это пост и молитва, а не смотрение ТВ, пусть даже и богоугодных передач. Тем более, все, кто смотрит "Спас", смотрит и другие каналы. Недавно за совместным ужином один мой приятель, директор одного из каналов, принялся подтрунивать надо мной, что мол, ты не смотришь, телек, бо это дело бесовское. А потом вдруг взгрустнул: "а ведь так оно и есть!"

  6. Библиотекарь

    Игорю
    Если дело духовника "Дело духовника – регулировать такие вещи. (частоту или способ супружеских отношений.)", то это похлеще инквизиции будет.
    И ты это спрашиваешь у духовника?
    Время супружеских отношений?
    Тебе надо к врачу.

  7. Игорьку

    Если ты, Игорь, не будешь смотреть телевизор, то как ты услышишь проповеди и выступления патриарха Кирилла?

  8. Пантелей

    Походил, подумал – быдло – это про людей? А за них Христос распялся. вы уверены, что лучше всех, смотрящих телевизор? А ведь самый главный пост – не есть людей.

  9. Пантелей

    Насчет телевизора: его НИКОГДА не нужно смотреть, это отрава для быдла.
    А телеканал Глас? Тоже для быдла?

  10. Игорь

    Сам по себе телесный пост ничего не дает душе и не приближает нас ко спасению

    Интересные новости: множество святых прославлены с именем просфорников, лободников, и т.д. именно за то, что умели ставить дух куда выше желудка. И не надо делать манипулятивного противопоставления поста духовного и телесного, нужно и то, и другое. Но человек, который не может даже отказаться от любимой еды, что он может сделать в духовной жизни?

    « В современной церковной проповеди можно услышать призыв к ограничению супружеских отношений во время поста. … Во время Рождественского поста ограничение супружеского общения, впрочем, не столь актуально, как во время Великого, и каждая христианская семья должна мудро и с рассудительностью подходить к этому деликатному вопросу, помня слова апостола Павла о том, что муж и жена не должны "уклоняться друг от друга", кроме как по взаимному согласию. Не дело духовника – регламентировать частоту или способ супружеских отношений.»

    Дело духовника – регулировать такие вещи. Иначе зачем он вообще здался, если не укажет на необходимость соблюдения элементарных норм. А уж о супружеском воздержании на время постов и речи нет, это аксиома. Не «современной проповеди» а церковного вероучения.
    Насчет телевизора: его НИКОГДА не нужно смотреть, это отрава для быдла.

    Коротко: пришло время поста, и священник А. Дудченко как обычно хулит пост. Прямая проповедь торжества ТЕЛА над духом.

  11. Пантелей

    Вот и правильно тут о.Петр говорил, – пришёл человек в церковь за Христом, а ему дают молитвослов.
    Человек хочет понять смысл, и сначала долго учит буквы, хочет творить – и сначала долго и нудно изучает технику своего дела. Так все в жизни.

  12. Андрей

    Ув. Павел Малый, мне кажется, вы немного передергиваете. А смысл Православия нужно еще познать, в том числе и через пост, по всей видимости… И за Христом идти – это не сплошная вечеринка, а сплошная война с собой и с "духами злобы поднебесных" и пост в этом деле, очевидно, занимает не последнее место, как мне кажется.

    Идти за Христом – это значит хранить Его слово и испонять Его заповеди. Мы все помним из Евангелия, как Господь говорил фарисеям, вопрошавшим о посте (а именно – почему Его ученики не постятся), что "когда отнимется от них (т.е. учеников) Жених, тогда будут поститься". Вот вам пожалуйста – Церковь приглашает всех учеников Христовых попоститься, чтобы подготовиться к приходу Жениха – Господа нашего Иисуса Христа – в этот мир через праздник Рождества…

  13. Павел Малый

    Наступил пост, и каждый священник просто обязан по этому поводу нас поститься призывать. Так, для галочки, вроде проведена работа. Но, отцы-братия, разве в этом смысл Православия? Вот и правильно тут о.Петр говорил, – пришёл человек в церковь за Христом, а ему дают молитвослов. Это ли не "камень вместо рыбы"?

  14. Пантелей

    Стоит один раз попробовать исполнить практически то, к чему призывает Церковь.

    золотые слова! не только о посте.

Залишити відповідь