Крещение и ангелы-хранители

Чин Крещения в современном его виде содержит в себе призыв к Богу: “сопрязи животу его (это о крещаемом) ангела светла, избавляюща от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, от мечтаний лукавых” (молитва Четвертая запретительная в Оглашении), однако из этого не следует, что ангелы-хранители есть только у крещеных людей. Ангелы охраняли людей еще в Ветхом Завете и до него. Ангелы соучаствуют в охране всего мира – поскольку Бог любит и заботится обо всех. Иначе весь мир в одночасье был бы уничтожен. Да и в Новозаветной Церкви чин оглашения совершался, а иногда и совершается, задолго до самого Крещения.


В крещении люди не получают никаких видимых “охранительных” преимуществ по сравнению с некрещеными: так же болеют, страдают, гибнут. Да и несмотря на наши просьбы об “ангеле светлом”, в жизни все равно может случится что угодно: и встреча с лукавым, и мечтания лживые… Крестить ребенка для того, чтоб у него появился ангел-хранитель – такая же глупость, как покупать телевизор для того, чтоб в коробку от него складывать вещи. Крещение имеет другие цели и задачи, хотя, бесспорно, мы молимся, чтоб все другое приложилось.


Ошибочно полагать, что в Крещении мы получаем такие имена как Василий, Федор, Иоанн, Татьяна… Такие имена даются не в крещении, а в “Молитве, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего”, которая читается до Крещения. В Крещении нам дается Имя Христово – “ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12)”. Эта идея отчетливо выражена в “Молитве жене родильнице по четыредесяти днех”, где священник просит Бога-Вседержителя, чтоб Он ребенка сопричислил вместе с восприемниками и родителями к “святому стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего”. Не случайно многие из первомученников, будучи приведенными на суд, на вопрос “Как тебя зовут?” с достоинством отвечали: “Христианин!”.


Называть своего небесного соименника покровителем в личном, собственническом смысле – неверно. Я не думаю, что святитель Николай покровительствует моему соседу Николаю не так, как мне, только потому, что я Сергий, а не Николай… Далеко не во всех поместных Церквах принято называть детей именами из святцев. Русская Церковь же, настаивая на сем обычае, усердно обращает наше внимание и на пример житий святых и на идею тесной связи, которая существует между Церковью земной, сражающейся, и Церковью небесной, торжествующей.


Иногда, кстати, под днем Ангела понимают и день крещения, и день святого храма (последнее особо распространено в селах Западной Беларуси и называется “фэстом” или “зходам”). Есть и такие народы, которые знают о дате своего крещения и свято чтут ее. Сама идея празднования народного крещения вложена (и достаточно выразительно) в чествование святых равноапостольных (святые Ольга, Владимир, Нина…).


У меня есть двое знакомых, которые, обратившись ко Христу в зрелом возрасте (один из иудеев), внимательно чтут дни своего крещения. И у меня есть один друг иеромонах, который празднует два дня ангела. Почему бы нет, если есть повод? :)))


Несмотря на то, что день памяти святого, имя которого носит христианин, принято называть днем Ангела, не стоит думать, что у ангелов человеческие имена, или что ангелы и святые суть одно. Никакой “реальной” привязки ангела-хранителя к дню Ангела действительно нет (исключение – когда речь идет об имени ангела: Михаил, Гавриил…). Формально слововосочетание “день Ангела” пусто, а тот смысл, который мы в нем подразумеваем, конвенционален, заранее оговорен определением.

Цей запис має 23 коментар(-ів)

  1. Ветра

    Прав человек, утверждающий, что при крещении мы облекаемся в имя Христа – христиане.

    Легче всего обозвать кого то глупым, не замечая собтвенной.

    Неверно утверждение, что ангел хранитель приставлен к человеку только после крещения.

    А кто хранил апостолов до крещения ?

    А кто всю жизнь хранит человека – идущего к вере и крещаемого в зрелом возрасте ?

  2. Ольга

    я считаю, что и у батюшки должно быть свое собственное мнение и может идти вразрез с мнением большинства. У нас есть свобода выбора нет так ли? И думать как – мы выбираем сами.. Слава Богу!!!
    Совершенно недавно задумалась о времени крещения детей.. Меня крестили во младенчестве – моя покойная Бабушка позаботилась об этом. Но как мне кажется детей нужно все-таки крестить не ранее 7 лет. Во-первых, для них это большое посвящение Таинств. Дети уже понимают и могут сделать свой, самый самый серьезный ВЫБОР. Во-вторых, они будут помнить это всю свою жизнь. Мне из детства почему-то запомнилось только одно причастие. А тут запомнится – Крещение! И благодарность Богу будет какая!
    Из дестства до сих пор осталось благоговение перед иконами и службой в Храме. Я много раз обращалась в Нему и Он мне помогал. Теперь, как мне кажется, все по другому…Пытаюсь понять и принять "На все святая воля Его".. Но в душе больно..

  3. http://hohlobaks.ho.ua/

    Фима сам себе поставил диагноз, когда сказал что статья """"спокойная попытка дать мало-мальски трезвое и РАЦИОНАЛЬНОЕ объяснение"""". Какие же рациональные объяснения могут быть даны ангельскому миру? Священник-диалектический материалист и его клевреты не понимают самого духа Православия – глубокого мистического вероучения, несовместивого с примитивным рационализмом современных комсомольцев. Какая-то каша в голове у неофитов.

Залишити відповідь