Для тех, кто хочет верить разумно

Основы веры

Начало благое


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Каждый  день  за  вечерней  молитвой мы произносим слова, отчеканенные столетиями тому  назад  святым  Иоанном  Златоустым,  прося  Господа простить  нам  наши грехи и положить начало благое. Каждый день, когда спускается  ночь,  когда  мы  погружаемся  в  сон, который так подобен смерти,  когда  мы над собой больше никакой власти не имеем, находимся только в милости и в руке Божией, мы говорим, Господи, остави нам наши грехи,  дай нам начать новую жизнь, когда, как Лазаря, Ты нас вызовешь в  новый  день, к новой жизни. И это относится, может быть, особенно к тем,  которые  вчера  целый день провели в говении, которые целый день стояли  перед  лицом  неумолимой  совести и Бога, Который нас зовет ко спасению  и Который перед нами воскресший, да, но еще носящий на Своем теле  воскресения  следы  Своего  распятия,  —  распятия,  которое  Он претерпел  из-за  человеческих грехов; и раны эти не будут исцелены на Его  пречистой  плоти,  пока  один  из  нас  остается  грешником, т.е. виновником в Его распятии, деятельным распинателем Христа.


Каждый  из  нас  должен  подумать о том, как он провел вчерашний день: просто  ли  задумался над своей жизнью или разорвал ту завесу, которая отделяет наше покаянное сознание от глубин нашей жизни.


Греховность  наша  начинается  в  самые ранние дни нашего детства, она сказывается   самым   различным   образом   в   течение  нашей  жизни, соответственно каждому возрасту и состоянию каждой души. Надо было бы, чтобы каждый, кто вчера говел, так глубоко задумался над своей жизнью, чтобы всплыло наружу все темное, все недостойное и его самого, и любви людей,  которые  ему  подарили  свое  сердце,  и любви Божией, которая стоила  Ему крестной смерти. Так ли мы провели вчерашний день? В таком ли  глубоком размышлении, в таком ли душу раздирающем созерцании нашей измены  самому себе, доверию, которое родители, родные нам подарили, и наконец,  тому  доверию,  которое  Бог нам дал, когда Он нас сотворил, веря,  что  Он это делает не напрасно, что мы этот дар жизни примем от Него,  как  святыню,  и  не  оскверним,  а  если  когда  оскверним, то покаянием  вернемся  или  вернее,  двинемся  еще дальше вперед по пути спасения.  Перечтите  то  Послание,  которое было прочитано на прошлой неделе   в  воскресенье,  перечтите  Послание,  которое  сегодня  было провозглашено,  и  задумайтесь  над этим. Каяться — это значит, начать новую  жизнь,  это — отречься от прошлого решимостью, твердостью воли. Как  бы ни были мы влекомы ко злу, быть готовыми сказать: нет, чего бы
мне  это  ни стоило, нет, не совершу я греха, не допущу я этих мыслей, не дам этим чувствам и волнению действовать во мне.


Покаяние  —  это поворот жизни, это начало. Те из вас, которые говели, те из вас, которые сегодня исповедовались, те из вас, которые дерзнули причаститься  Святых  Тайн,  все  мы  должны  положить  начало благое, сегодня  же  начать  новую  жизнь,  сегодня,  не  завтра,  не позже, а немедленно  взяться  за  новую  жизнь, которая была бы достойна нашего призвания,  потому что мы призваны быть Христовыми, не только братьями и  сестрами,  как  Он  говорит, но через причащение стать участниками, причастниками    Его   человеческой   телесности,   Его   человеческой душевности, а за пределом этого — Его Божества. Подумаем  над  этим  и  положим начало благое. Покаяние посильно будем приносить  не  только  в  день  говения,  не  только  в день, когда мы исповедуемся,  но  изо дня в день, каждый вечер, когда мы будем читать эти  молитвы  святого Златоустого Иоанна. А днем, когда настанет новый день,  когда нас воскресит Господь, как Лазаря, сказав: выйди из сна и начни  новую жизнь в новом дне, которого до сих пор никогда не бывало, —  тогда давайте все силы приложим к тому, чтобы наше покаяние было не пустым  словом,  а  было  началом  жизни,  обещанием, данным Богу, что прошлого  никогда не будет. Конечно, не всего прошлого, но всего того, что  мы  осознали и с чем мы обещались бороться, когда каялись в этом, когда  говорили:  «Это — зло, и я от него отрекаюсь». Отрекаются не на минуту, отрекаются на жизнь, а жизнь нам дается от Бога, такая полнота через покаяние, такая радость через покаяние, такое чудо приобщенности
Богу  через  наше  возвращение  в  Отчий  Дом наподобие блудного сына.


Аминь.


Библиотека «Митрополит Антоний Сурожский«

Дата публикации: 08.12.2007