“Будьте как дети”

Как простым, обыденным, рассудочным языком говорить о самом важном, о самом непередаваемом в человеке – о его религиозном опыте? В том здесь и все дело, что опыт этот действительно почти непередаваем, что, как только пытаешься излагать его словами, получается совсем не то, получается что-то холодное, тусклое и отвлеченное. И вот почему такими нудными так часто кажутся и все споры о религии. И при этом с обеих сторон так редко в этих спорах договариваются до главного.


И не потому ли и в Евангелии сказано: “Будьте как дети” (Мф. 18:3)? – Что это может значить? Ведь вся наша цивилизация направлена на то как раз, чтобы детей сделать взрослыми, такими же умными, рассудочными, прозаическими существами, как мы сами. Не рассчитаны ли все наши доказательства, рассуждения и споры именно на этого взрослого, для кого детство только и всего лишь время роста, подготовки, время изживания именно детства в самих себе?


Но вот, “будьте как дети”, – говорит Христос, и еще: “Не мешайте детям приходить ко мне” (Мф. 19:14). И если так сказано, то нам, верующим, незачем стыдиться несомненной детскости, присущей и самой религии, и всякому религиозному опыту.


Не случайно первое, что мы видим, входя в храм, – это образ именно ребенка, образ юной Матери с ребенком на руках, – точно это самое главное в Христе, точно Церковь заботится, чтобы мы не забыли об этом самом первом, самом важном явлении Божественного в мире. Ибо та же Церковь далее утверждает, что Христос – Бог, Мудрость, Мысль, Истина. Но все это сначала, прежде всего, явлено в образе этого ребенка, точно именно это явление – ключ ко всему остальному в религии.


Спросим себя: что же значат, что могут значить эти слова – “будьте как дети”? Вряд ли, во-первых, это значит какое-то искусственное опрощение, отрицание роста, образования, накопления роста, развития, то есть всего того, что мы называем в детстве подготовкой к жизни, умственным, душевным и физическим созреванием. И про самого Христа сказано в Евангелии, что Он “возрастал в премудрости” (Лк. 2:40).


Следовательно, “будьте как дети” никак не означает какого-то инфантилизма, не есть противопоставление детства взрослости; это не означает, что для того, чтобы воспринять религию или религиозный опыт, нужно стать каким-то простачком, или еще грубее – дурачком. Я настаиваю на этом, потому что так говорят, так понимают религию ее враги. Они сводят ее к сказкам, басням и выдумкам, на которые только дети, или же взрослые дети – недоразвившиеся люди, – могут клюнуть.


Но что же тогда означают слова Христа? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала задать другой вопрос, – вопрос не о том, что приобретает человек, становясь взрослым, ибо это ясно и без слов, а о том, что теряет он, выходя из детства. Ибо нет сомнения в том, что он именно теряет что-то, столь единственное и драгоценное, что потом всю жизнь вспоминает о детстве как о потерянном рае, о некоем золотом сне, с концом которого жизнь стала печальнее, пустее, страшнее.


Я думаю, что если бы нужно было определить это что-то одним словом, то слово это было бы “целостность”. Ребенок не знает еще этого раскола жизни на прошлое, настоящее и будущее, этого печального опыта утекающего безвозвратно времени. Он весь в настоящем, он весь в полноте того, что сейчас, будь то радость, будь то горе. Он весь в радости, и потому говорят о “детском” смехе и о “детской” улыбке; он весь в горе и отчаянии, и потому говорят о слезах ребенка, потому так легко, так неудержимо он и плачет, и смеется.


Ребенок целостен не только в отношении ко времени, но и ко всей жизни, он отдается весь – всему; он воспринимает мир не рассудочно, не аналитически, не каким-либо одним из своих чувств, а всем своим существом без остатка, – но потому и мир раскрыт ему во всех своих измерениях. Если для него звери говорят, деревья страдают или радуются, солнце улыбается, а пустая спичечная коробочка может чудесно засиять, как автомобиль, или аэроплан, или дом, или что угодно, то это не потому, что он глуп и неразвит, а потому что ему в высшей степени дано и открыто это чувство чудесной глубины и связи всего со всем. Потому что он имеет дар полного слияния с миром и с жизнью, потому что, вырастая, мы действительно безнадежно теряем все это.


Теряем прежде всего вот эту самую целостность. Мир постепенно распадается в нашем уме и сознании на свои составные элементы, но вне этой их глубинной связи между собою все они, все эти элементы, становятся только собой, и, став только собой, становятся ограниченными, плоскими, пустыми и скучными.


Мы начинаем все больше и больше понимать и все меньше и меньше воспринимать, мы начинаем знать обо всем, но уже ни с чем не имеем настоящего общения.


Но ведь эта чудесная связь всего со всем, эта возможность во всем увидеть другое, эта способность к полной самоотдаче и слиянию, это внутреннее открытие, это доверие ко всему – ведь все это и есть суть религиозного опыта, это и есть чувство Божественной глубины, Божественной красоты, Божественной сущности всего, это и есть непосредственный опыт Бога, наполняющий все во всем!


Само слово религия по-латыни означает “связь”. Религия не есть одна из частей опыта, не есть одна из областей знания и чувства, религия есть именно связь всего со всем и потому-то последняя правда обо всем. Религия – это глубина вещей и их высота; религия есть свет, льющийся из всего, но потому и все освещающий; религия есть опыт присутствия во всем, за всем и надо всем той, последней реальности, без которой ничто не имеет никакого смысла. Эта целостная Божественная реальность и постигается только целостным восприятием, и вот это-то и значит – “будьте как дети”.

К этому и призывает Христос, когда говорит, что “кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него” (Мк. 10:15). Ибо увидеть, захотеть, почувствовать, воспринять Царство Божие – это и значит увидеть эту глубину вещей, то, о чем они в лучшие минуты нашей жизни нам вещают, тот свет, который начинает литься из них, когда мы возвращаемся к детской целостности.

Цей запис має 7 коментар(-ів)

  1. Александр

    Чтобы прийти в царствие небесное необходимо иметь душу ребенка. Это есть пропуск. Если вы истинно желаете быть на небесах, то найдете способ как вернуть душу в детство. Молитесь и Бог поможет.

  2. Ольга

    Хорошо замечено, дети действительно чище воспринимают веру в Бога, нежели взрослые… помню в 12 лет прочла евангелие и послания апостолов, много чего понятно было, выросла стала толкования читать св.Отцов и ещё понятнее стали некоторые выражения. А слова Христа "Будьте как дети" можно понимать в широком смысле, это не мыслить зла, не гордиться, не гневаться, любить ближнего как самого себя, прощать обиды, быть чистым сердцем как дитя и Бога узришь… а чтобы умалиться как дитя, т.е. стать чистым нужно очищаться в покаянии.

  3. Вреж

    Очень мудрая статья. Мне всегда эта фраза из Библии казалась самой глубокой. Мне 56 лет и я в каждом человеке, даже в древнем старце вижу прежде всего ребёнка, который жаждет нежного отношения, любви к себе. И не получает этого почти никогда, потому что все считают что проявлять нежность к взрослому человеку глупо и даже неприлично. А он этого так хочет. А зло, это когда вдруг в человеке умер ребёнок.
    Будь я богатым, я бы спонсировал школы, где бы людей стали учить, как вернутся в детство. Фильм "Амели Пулейн с Монмартра" именно возвращением в детство так трогает людей.

  4. Анастасия

    Великолепная, пронизанная мудростью, статья. Она, в действительности, помогает понять смысл фразы "будьте как дети". Спасибо автору!

  5. Марина

    А почему бы и не стать "простачком"? Мир прост для детей, взрослые же все усложняют. Это нельзя, то не делай.. в храме не бегай, не смейся… ну конечно, храм для того и построили чтоб стоять там с постными лицами в платочках и выкушать премудрости жизни. Да, знание – сила, зная о зле можно его побороть, но оно и есть от детей, ведь э
    то дети любознательны, они не ленятся лишний раз закопаться в лужу чтобы выяснить "что же все-таки там утонуло желтенькое". Дети полны вопросов – мама, почему, зачем, отчего..
    Мир прост, незачем его усложнять. Незачем накручивать на религию и на каждое слово в евангелие ком собственных правил и толкований, и будет фсем щастье.

  6. ТАня

    все конечно прекрасно.. но КАК стать опять целостным? все замечательно пишут о том, что НАДО быть такими, а КАК такими стать опять?? я уже перерыла весь инет в поиске на этот вопрос

  7. Артур

    Готов подписаться под каждым словом, написанным в этой стаье. Согласен со всем. Действительно, человек, который воспринимает весь мир как одно целое чувствует себя счастливым и не испытывает раздирающих, опустошающих страданий.
    Но как жить в цивилизованном мире, не деля его на составные части?
    Как воспринимать все целостно, если и в школе и в институте нас учать систематизации и структурированию? Любая наука – это деление общего на составные части.
    Как стать профессионалом в своей деятельности (особенно, если эта деятельность умственная) если не иметь четкого, систематизированного представления о делаемом.
    Мне очень хорошо понятна суть Христианской веры. И я верю в то, что именно Христианство способно привести все эмоции людей в гармоничное состояние.
    Но возможно ли, что цивилизация изменит направление своего развития в Христианском русле, пусть даже не конкретно этой вере, а хотя бы с её основными принцыпами?

Залишити відповідь до Ольга Скасувати відповідь